Понятие и принципы правового государства
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь наша страна провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством. Реализация этого конституционного положения в практике государственного строительства предполагает хорошее знание наработанных человечеством моделей построения государства. К их числу относится и модель правового государства.
Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Истоки этой идеи прослеживаются уже в трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Идейно-теоретические основы концепции правового государства заложили Ш. Монтескье (концепция разделения властей), Ж.-Ж. Руссо (идея народного суверенитета), И. Кант (концепция государства как объединения людей, которые подчиняются правовым законам). Сам термин “правовое государство” утвердился в XIX веке в трудах представителей немецкой юридической школы К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Важными вехами на пути к правовому государству и примерами для других стран стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., где впервые нашли отражение некоторые принципиальные положения правовой государственности.
Правовое государство – это государство, которое ограничено в своих действиях правом. Таким образом, в основе концепции правового государства лежит проблема соотношения государства и права: что должно преобладать – право над деятельностью парламента и других государственных органов или сверхвласть названных государственных структур? В первом случае мера свободы и ответственности государственных органов и личности зависит от общей воли всех граждан (права), а в другом - исключительно от решений парламента. Последний путь ведет к замене права законом, абсолютизации воли законодателя и позволяет провозгласить правовым любое государство, где действует принцип формальной иерархии юридических норм. Чтобы понять отличие названной формы государственности от правового государства, следует обратиться к анализу его признаков.
Мировая политическая мысль выделяет следующие основные принципы правового государства:
-
суверенитет народа;
-
верховенство закона;
-
всеобщность права;
-
разделение властей;
-
приоритет прав и свобод человека;
-
юридическая взаимоответственность государства и личности.
-
Суверенитет народа - это конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Он означает, что именно народ является высшим и единственным источником власти. В этой связи государственный суверенитет носит представительный характер.
-
Верховенство закона заключается в том, что общество руководствуется в своей деятельности правовыми принципами. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают высшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, которые издаются государственными органами. Только законодательный орган может их принимать, изменять или отменять в соответствии с установленными законодательными процедурами. Нарушение или неисполнение законов должно наказываться также в рамках законов. В этой связи часто поднимается и дискуссируется вопрос о качестве законов. В правовом государстве законы должны соответствовать праву и выступать основными регуляторами общественной жизни.
-
Всеобщность права означает связанность правом самого государства и его органов. Издавая законы, государство не вправе само их нарушать. Государственные органы и должностные лица обязаны действовать строго на основе и во исполнение законов. В отличие от граждан, которые должны руководствоваться принципом: разрешено все, что не запрещено законом, государственным органам, связанным с административно-государственным управлением, запрещено все, что не разрешено законом.
Разделение властей предусматривает оптимальное соотношение компетенций законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, согласование противоречий между ними, а также между личностью, государством и обществом. Власть не должна быть сосредоточена в руках одного органа или лица во избежание любых форм деспотизма. Принцип разделения властей, наличие системы сдержек и противовесов, с помощью которых власти ограничивают и уравновешивают друг друга, вовсе не исключает их единства и взаимодействия в достижении целей государства и общества.
Приоритет прав и свобод человека означает гарантию законодательного обеспечения прав и свобод человека, их защиту исполнительной властью. В правовом государстве исходят из того, что эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Они предоставлены в равной мере всем и каждому. Перечень основных прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, а их осуществление не должно нарушать прав и свобод других лиц. В качестве названных стандартов выступают положения и нормы Всеобщей декларации прав человека, Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Пакта о гражданских и политических правах и пр. Так, согласно Парижской хартии для новой Европы каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, взглядов, убеждений, религии, собраний, передвижения и пр. Каждый имеет право участвовать в свободных и справедливых выборах, владеть собственностью, трудиться. Никто не должен задерживаться правоохранительными и другими органами без юридических оснований, защиты и справедливого судебного разбирательства в случае официально выдвинутых ему обвинений.
Под юридической взаимоответственностью государства и личности понимаются гарантии обеспечения прав и свобод гражданин со стороны государства с одновременной ответственностью последних перед государством и обществом. В качестве методов достижения соответствующего поведения граждан применяются стимулирование, убеждение, повышение уровня правовой и политической культуры. Могут использоваться согласно законодательства и определенные санкции за нарушение общепринятых юридических норм поведения.
Соответствующую ответственность перед гражданами несет государство. Ее формами являются отчеты исполнительных органов перед представительными, предоставление объективной информации заинтересованным гражданам, судебное преследование действий должностных лиц за ущемление прав граждан.
Таким образом, государство, как источник формирования права, на определенном этапе общественного развития само становится правовым явлением. Правовое государство является важным этапом в расширении свободы индивида и общества, однако в своем классическом, либеральном варианте оно делает акцент на формальном, правовом равенстве. Проблемы достижения фактического, политического и социально-экономического равноправия всех граждан обычно не обсуждаются. Поэтому наиболее развитой ступенью общества является не просто правовое государство, а правовое социальное общество, в котором безусловное верховенство права, его принципов и ценностей дополнено реальными гарантиями обеспечения прав и свобод человека, которые приобретают непосредственное юридическое и социальное значение.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература