Процессы становления правового государства и гражданского
общества
Появление правового государства обусловлено исторически и связано с вызреванием и развитием гражданского общества. Однако представления о том, какими они должны быть существенно отличаются в различных концепциях. На определенных этапах развития обычно абсолютизируются те или иные их признаки.
В классической либеральной трактовке выделяется в первую очередь приоритет прав и свобод личности. Правовое государство рассматривается как результат своеобразного «общественного договора» между народом и властью. Это демократическое конституционное государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающее права и свободы личности, подчиненное воле суверенного народа. Взаимоотношения в таком государстве определяются конституцией, которая провозглашает приоритет прав человека. Поэтому граждане имеют реальную возможность защитить себя от произвола государственных органов власти. В таком понимании государство как бы противостоит обществу, является источником постоянной угрозы для его свободы. Данная трактовка соответствует в наибольшей степени эпохе буржуазных революций и свободной конкуренции.
В современных условиях становится все труднее провести четкие грани между государством и обществом. В развитых демократических странах Запада государство во многом утратило свое монопольное положение как единственный инструмент политики. Оно оказывается опутанным сложной сетью общественно-политических институтов, которые формируются гражданским обществом, но являются элементами политической системы. Именно этим объясняются заявления некоторых исследователей о том, что сама идея разделения социальной системы на правовое государство и гражданское общество применима только к ранней стадии развития капитализма и в настоящее время потеряла свою актуальность.
Особо следует обратить внимание на использование названных понятий в постсоциалистических странах. В условиях строительства новой политической системы требования формирования правового государства и гражданского общества наполняются новым содержанием по сравнению с их классической либеральной трактовкой. Здесь мы имеем дело не с констатацией факта их построения, а процессом становления, перехода к новому типу государственности. Под правовым государством и гражданским обществом понимается более высокая степень развития государства и общества, даже по сравнению с конституционным государством, такие правовые взаимоотношения между государством, личностью и обществом, которые означают не их противопоставление друг другу, а отношения социального партнерства в решении всех общественных проблем.
На государственном уровне этот процесс предполагает введение конституционного правления, верховенство закона, связанность законом самого государства и его органов, эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности, четкое разделение властей, функций и полномочий государственных и негосударственных институтов, гарантии прав и свобод граждан.
На общественном уровне новая государственность призвана обеспечить активное и устойчивое социальное, экономическое и культурное развитие общества. Становление развитого гражданского общества является одним из главных условий формирования правового государств.
На личном уровне успех преобразований зависит от общей правовой и политической культуры граждан, господства в обществе и сознании людей демократических традиций, нравственных норм, ответственности, самодисциплины и самоуправления.
В этой связи важно понять, что правовое государство и гражданское общество не вводятся единовременным актом и не являются результатом чистой воли законодателя. Приоритетными направлениями формирования правового государства и гражданского общества являются превращение закона в основное средство управления всеми сторонами жизни общества, создание такой общественной ситуации, когда соблюдение законов выгоднее, чем их нарушений, развитие самоорганизации и самоуправления общества.
При этом очень важно избегать двух крайностей: слабой власти, не способной возглавить политические и социально-экономические преобразования, и абсолютизации власти, сдерживающей общественную инициативу и историческое творчество народных масс. Задача заключается в необходимости создания принципиально новой модели государства – эффективного государства.
Концепция эффективного государства, сформулированная в Республике Беларусь, соответствует в наибольшей мере современным реалиям, является наиболее целесообразной в условиях многоукладной экономики. Эффективное государство – это такое государство, которое использует все возможности своего специфического аппарата и общественные институты для обеспечения прав и свобод личности, повышения уровня экономического и социального благосостояния народа, создания и поддержания системы общеобязательных правил поведения людей и гарантий их соблюдения. Эти правила поведения, нормы права основываются на учете интересов различных политических и социальных групп и слоев, на открытости в принятии и осуществлении государственно-властных решений через механизмы коллективного и индивидуального участия граждан и широкой общественности в формировании и осуществлении государственной политики. Тем самым действия государства соизмеряются с его реальными возможностями и подкрепляются возможностями общественных институтов.
Правильное понимание современной роли государства в процессах общественного развития обеспечивает проведение наиболее рациональной политики при реализации всех его функций, способствует решению задач социально-экономического развития, укреплению авторитета Республики Беларусь на международной арене.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература