Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
До 1991 г. Беларусь входила в состав СССР. Юридически она являлась одним из государств-учредителей ООН. Фактически самостоятельной стала лишь с 1991 г. Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и 25 августа 1991 г. Закона о придании статуса конституционного закона этой Декларации, а также ратификация Верховным Советом Республики Беларусь так называемого «Вискулевского соглашения» о денонсации Договора 1922 г. об образовании СССР привело к тому, что республика стала самостоятельно решать все свои внешнеполитические вопросы.
Внешняя политика Республики Беларусь строится на принципе сбалансированного подхода к расширению сотрудничества как с традиционными партнерами на Востоке, так и с государствами Запада. Однако приоритет отдается России, с которой Беларусь имеет общность исторических судеб, этническое родство и духовную близость, тесные экономические связи.
21 февраля 1995 г. в Минске Б. Н. Ельцин и А. Г. Лукашенко подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Жизнь потребовала более тесной интеграции. 2 апреля 1996 г. в Москве главы двух суверенных государств - Российской Федерации и Республики Беларусь подписали договор об образовании Сообщества Суверенных Республик. Этот документ позволил сделать шаг вперед в объединении интеллекта, материальных ресурсов двух государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития человека.
Логическим продолжением договора от 2 апреля 1996 г. стал Договор о Союзе Беларуси и России, подписанный президентами двух стран в Москве 2 апреля 1997 г. 23 мая 1997 г. в Москве ими же подписан Устав Союза Беларуси и России. Не посягая на независимость, суверенитет двух стран, Устав определяет принципы, цели, задачи образования Союза, полномочия и предметы его ведения, руководящие органы, способы регулирования разногласий, выхода из Союза. Целями Союза являются укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами; повышение уровня жизни народов; обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности и др.
Образование Союза, несмотря на сильное противодействие ему различных политических сил, принесло ощутимую экономическую выгоду как Беларуси, так и России. Только за 1997 г. товарооборот между двумя государствами вырос на 40% . При этом правительством нашего государства была сделана ставка на укрепление экономических, научных и культурных связей с регионами России, поскольку Москва в этом вопросе занимала зачастую неконструктивную позицию, идущую в разрез с подписанными договорами.
Очередным важнейшим шагом интеграции Беларуси с Россией стало подписание 25 декабря 1998 г. в Москве президентами двух государств Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан и Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования.
Итогом многолетней напряженной работы правительства, общественных объединений, трудовых коллективов, устремлений рядовых граждан стало подписание в Москве 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений этого договора.
Отличительной особенностью подписанных документов является то, что они предусматривают поэтапное решение в течение ближайших 5 лет тех проблем, которые тормозили интеграционный процесс. До 2006 г. будет осуществлено: выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики; объединение энергетической и транспортной систем; введение единой денежной единицы; формирование и использование бюджета Союзного государства; обеспечение единого информационного пространства; проведение совместной политики в области обороны; совместная деятельность правоохранительных органов; унификация законодательства и др. 13 декабря 1999 г. Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Договор о создании Союзного государства и программу действий по его реализации. 14 декабря 1999 г. эти документы были ратифицированы и Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.
25 апреля 2000 г. в Москве прошло первое заседание Совета министров Союзного государства, на котором согласован бюджет на 2000 г. Он исчислялся суммой 2 млрд. 230 млн. рублей (70 млн. долларов США). Основная часть бюджета направлялась на совместные программы в области промышленности, социальной сферы, фундаментальных исследований, обеспечения безопасности Союза. Союзное государство функционирует более четырех лет. За это время в его жизни отмечались взлеты и падения, успехи и неудачи, адекватно воспроизводившиеся в умонастроении граждан Беларуси и России – от полного оптимизма до разочарования и пессимизма. И все же пройденный путь подтверждает правильность избранного курса. Равноправный союз двух суверенных государств позволил Беларуси и России совместными усилиями решить ряд сложнейших экономических и политических проблем и дал гражданам надежду на будущее. Например, торговый баланс между странами в 2003 году составил 12 млрд. долларов США. Поэтому как сказано в «Послании Президента А.Лукашенко Национальному собранию и белорусскому народу»14 апреля 2004 года, «Беларусь будет следовать духу и букве подписанных с Россией договоров».1 При этом обращено внимание на то, что «Союз может быть прочным и привлекательным для других, если он будет равноправным».2
В то же время Беларусь активно налаживала связи с другими странами СНГ. Так, например, 17 июля 1995 г. в Минске был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Беларусью и Украиной. В 90-е годы Республика Беларусь укрепляла сотрудничество с Латвией, Литвой и Эстонией. 21 февраля 1994 г. подписан Договор об установлении государственной границы между Латвийской Республикой и Республикой Беларусь.
В феврале 1995 г. в Вильнюсе президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и президент Литовской Республики А. Бразаускас подписали Договор о добрососедстве и сотрудничестве. В сентябре 1997 г. состоялась поездка А. Г. Лукашенко в Вильнюс на международную конференцию, посвященную проблемам межгосударственного сотрудничества.
Большое внимание уделялось установлению дружеских связей с дальним зарубежьем и различными международными организациями. Так, 11 января 1995 г. в Брюсселе от имени Республики Беларусь был подписан рамочный документ программы НАТО «Партнерство ради мира». Вообще, идея «Партнерство ради мира» была выдвинута администрацией США, оформлена в виде позиции НАТО, адресованной странам Центральной и Восточной Европы, и служила подготовке общественного мнения к расширению НАТО на Восток, т.е. являлась идеологическим обоснованием военной экспансии. США и Западная Европа не хотят учитывать горький опыт прошлых лет, принципиально не желают признать тот факт, что подлинный мир на нашей планете возможен лишь в рамках «внеблоковой» системы. Подход с позиции силы (а именно он стал превалирующим во внешнеполитической деятельности США) бесперспективен. Он с неизбежностью возвратит цивилизацию к эпохе «холодной войны».
В этом плане позиция Беларуси о недопустимости расширения НАТО на Восток исторически оправдана. Так же, как и инициатива А. Г. Лукашенко о создании в Центральной и Восточной Европе безъядерной зоны.
17 января 1995 г. А. Г. Лукашенко посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. 6 марта 1995 г. в Брюсселе в штаб-квартире Европейского Союза президент Беларуси А. Г. Лукашенко подписал соглашение о партнерстве и сотрудничестве Республики Беларусь с Европейским союзом. В марте 1995 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам экономического сотрудничества между правительствами республики Беларусь и Исламской республикой Иран. В июле 1996 г. состоялся официальный визит А. Г. Лукашенко во Францию. В ходе визита А. Г. Лукашенко и президент Франции Жак Ширак подписали Договор о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Францией. Это был первый такого уровня договор, подписанный Беларусью с одной из крупнейших европейских держав. 20 июля 1996 г. в Бресте состоялась трехсторонняя рабочая встреча министров иностранных дел Беларуси, Польши и Украины. Во время встречи обсуждались проблемы сотрудничества в рамках трансграничного союза «Еврорегион Буг».
После состоявшегося в ноябре 1996 г. референдума в Беларуси и принятия поправок к Конституции, реформирования законодательной власти, Конституционного суда взаимоотношения нашей республики с европейскими странами и США оказались в значительной мере подорванными. Причиной тому стал провал расчетов США и Евросоюза противопоставить друг другу Беларусь и Россию. В этом плане большое значение для Беларуси имела официальная поездка президента, представителей законодательной власти Беларуси в юго-восточную Азию -- Южную Корею, Социалистическую Республику Вьетнам и Китайскую Народную Республику, состоявшаяся в конце апреля 1997г. В ходе этого визита заключены выгодные экономические контракты. Кроме того, она была важна для нашего государства и в политическом аспекте, поскольку США и Запад, поддерживающие белорусскую правую оппозицию, не признали результатов ноябрьского (1996 г.) референдума, нового представительного и законодательного органа РБ -- Национального собрания РБ и всячески пытались изолировать Беларусь на международной арене.
Попытки изоляции Беларуси провалились. В 1998г. Президент Беларуси А. Г. Лукашенко посетил с официальным визитом такие страны, как Исламскую Республику Иран, Сирийскую Арабскую Республику, Арабскую Республику Египет, Союзную Республику Югославию и др. На международной арене совершилось дипломатическое признание Республики Беларусь.
Гуманная, миролюбивая внешняя политика нашего государства со всей отчетливостью проявилась при разрешении так называемого «Косовского конфликта». Беларусь оказалась единственной страной мира, попытавшейся воспрепятствовать агрессии США и НАТО на Балканах и последовательно защищавшей суверенные права народов Югославии.
14 октября 1998г. Министерство иностранных дел Республики Беларусь выступило с заявлением о недопустимости военного вмешательства во внутренний конфликт в Югославии. С целью демонстрации солидарности с народами Югославии в октябре 1998г. в Белград направилась государственная делегация Республики Беларусь. 23 февраля 1999г. президент А. Г. Лукашенко сделал официальное заявление о ситуации вокруг Косово. И, наконец, 14 апреля А. Г. Лукашенко как глава Высшего Совета Союза Беларуси и России вылетел в Белград несмотря на то, что страны НАТО не прекращали бомбардировок мирных югославских жителей и не гарантировали безопасность этого полета.
Беларусь не смогла предотвратить агрессию НАТО против суверенной Югославии. Но она продемонстрировала миру самостоятельность внешней политики, бескомпромиссность и принципиальность в решении международных проблем, в защите норм международного права. И этим снискала уважение как в Югославии, так и в мире в целом. Такую же твердую, бескомпромиссную позицию заняла Беларусь и в отношении Ирака. Она оказалась в числе тех немногих государств, которые не поддержали военный сценарий разрешения «иракской проблемы», разработанный США, и предупредила мировое сообщество о его возможных негативных последствиях. Эти прогнозы подтвердились: уже более года США и их союзники ведут военную кампанию в Ираке, в результате которой гибнут люди, уничтожаются дома, промышленные объекты и историко-культурные памятники.
Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь все более убеждает правительства других стран в своевременности и правомерности итогов белорусских референдумов 1995 и 1996 годов, обоснованности своей политической линии, направленной на равноправие и взаимовыгодное сотрудничество Беларуси с другими государствами, ее союз с Россией. Тем самым подведена черта под дискуссиями о белорусской модели развития, легитимности власти, социально-политических и цивилизационных приоритетах нашей республики. В настоящее время Республика Беларусь установила дипломатические отношения со 153 государствами. Дружеские отношения сложились с такими странами, как Китай, Индия и Турция. Сформирована дипломатическая инфраструктура за рубежом: сегодня Беларусь представляет 51 дипломатическое представительство в 45 странах мира, в том числе 42 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях и 7 генеральных консульств. За границей также функционируют 11 отделений посольств Республики Беларусь (10 в регионах Российской Федерации и 1 отделение в г.Бонне, Германия). В Беларуси функционируют 33 посольства, 12 консульских учреждений иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 76 послов иностранных государств.
Республика Беларусь активно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций как один из ее соучредителей и членов. В настоящее время ООН находится в сложной ситуации. Она испытывает огромные финансовые затруднения. Кроме того, ряд стран не без оснований считают, что ООН не выполняет своей основной функции, -- поддержание международного мира и безопасности, разрешение мирными средствами международных конфликтов. Как показали последние события в Югославии, Ираке, ООН по отношению к конфликтующим сторонам принимает «двойные стандарты», что в принципе недопустимо.
В отличие от других государств, Беларусь в целом позитивно оценивает деятельность ООН. 22 октября 1995 г., выступая на первом специальном торжественном заседании ООН, посвященном ее 50-летию, президент Беларуси А. Г. Лукашенко заявил: «Мы не можем согласиться с теми, кто ставит под сомнение роль ООН в будущем мире». При этом трибуну ООН Президент Беларуси использовал для отстаивания своей миротворческой позиции, считая недопустимым новый раскол мира и расширение НАТО на Восток. Беларусь строго выполняет свои обязанности перед ООН. Она добровольно отказалась от обладания ядерным оружием, в отведенные сроки выполнила заключенный еще СССР Договор по сокращению обычных видов вооружений. В то же время Беларусь вправе рассчитывать на помощь ООН по минимизации последствий Чернобыльской катастрофы, поддержку ее миролюбивых инициатив, в их числе идеи создания в Центральной и Восточной Европе безъядерной зоны.
Жизнь не стоит на месте. В 90-е годы Республика Беларусь лишь входила в систему международных отношений. В настоящее время она является ее полноправным субъектом. Поэтому повысилась роль и возросла ответственность нашего государства за принимаемые во внешнеполитической деятельности решения. Надо учесть и то, что в начале ХХ века международные отношения становятся все более динамичными – радикально меняется «политическое лицо» как отдельного государства, так и континента в целом. Так, например, вступление в НАТО Польши и Прибалтийских государств, вхождение в Евросоюз 1 мая 2004 года 10 новых членов, 3 из которых являются нашими соседями, коренным образом изменило облик Европы. Все эти реалии, вовлекающие в свою орбиту и Беларусь, следует учитывать при разработке ее внешнеполитического курса.
Республика Беларусь вступила в новую историческую эпоху, в новое тысячелетие. Выверенная внешняя политика будет и впредь важнейшим направлением ее деятельности как суверенного государства и полноправного субъекта международный отношений.
Многовекторность внешней политики Республики Беларусь.
Внешняя политика как специфическая область общественных отношений появляется одновременно с возникновением государства. Ее необходимость вытекает из того, что внутренняя политика не в состоянии в полной мере обеспечить потребности и интересы данного общества, и поэтому каждое государство вынуждено взаимодействовать с другими странами и регулировать отношения с ними. В этом смысле внешняя политика является продолжением внутренней, а их функции взаимосвязаны. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики и может осуществлять ее корректировку в соответствии с международными условиями. В свою очередь внутренняя политика определяет направления внешней и обеспечивает средства ее осуществления. Первенство внутренней политики над внешней объясняется преобладающим значением внутренних функций государства над внешними.
Внешняя политика – это область деятельности государства направленная на регулирование его отношений с другими государствами с целью обеспечения национально-государственных интересов. Национальный интерес – это осознанные объективные потребности, реализация которых обеспечивает (предполагает) укрепление государственности, повышение благополучия и безопасности граждан своей страны.
Традиционными формами осуществления внешней политики являются:
- установление дипломатических отношений с другими государствами, их поддержание или приостановка;
- осуществление регулярного обмена информацией с другими субъектами политики на международной арене;
- подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений с другими государствами
- обмен визитами государственных деятелей разного уровня;
- открытие представительств при всемирных и региональных международных организациях;
-
членство во всемирных и региональных международных организациях;
-
блокирование (частичное или полное) деятельности на международной арене государств и организаций, являющихся противниками;
- борьба за предотвращение войны и др.
Основными целями внешней политики можно назвать:
- повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства;
- обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и целостности;
- недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;
- защита определенных политических и экономических позиций в мире.
Внешняя политика выполняет следующие функции: охранительную и информационно-представительскую.
Охранительная связана с защитой прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее реализация направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения спорных проблем.
Информационно-представительская функция выражается в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе.
Внешняя политика Республики Беларусь характеризуется многовекторностью, что подразумевает развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с различными государствами, а также участие в деятельности международных организаций в решении важных международных проблем. Причем основой таких отношений всегда является обеспечение и соблюдение национальных интересов белорусского народа, сохранение его самобытности, свободы, независимости и суверенитета.
Многовекторность внешней политики предполагает и наличие в ней приоритетных направлений, т. е. тех целей и задач, которые в структуре внешней политики занимают главенствующее место.
К таким приоритетным направлениям внешней политики белорусского государства относятся:
-
всемерное укрепление Союза с Россией и создание Союзного государства;
-
постепенная консолидация постсоветского геополитического пространства;
- укрепление и расширение сферы сотрудничества с Европейским Союзом;
- развитие политических, экономических и иных отношений со странами Азии, в первую очередь с Китаем, Индией, Ираном и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература