Либерализм
В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.-Л.Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.
Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения – это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.
Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.
Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство – лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан.
Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе XVII-XVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость.
Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права.
В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство – это всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.
Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.
В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти кем бы то ни было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.
Либерализм сыграл огромную роль в разрушении идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:
- индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;
- свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;
- равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имеют равные права и возможности;
- братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература