Рекрутирование элит
Рекрутирование является одним из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе которого происходит выявление и заполнение политически значимых позиций. Важной сущностной характеристикой рекрутирования является то, что данный процесс обеспечивает преемственность элиты, а также дальнейший отбор и назначения на специфические элитные позиции. По мнению американских исследователей Г.Алмонда и Дж.Коулмэна, "функция политического рекрутирования проявляется в тех случаях, когда исчерпывается функция общей политической социализации" [70, с.31]. Другими словами, осуществляется целенаправленный отбор тех индивидов, которые уже накопили определенный опыт деятельности в социальной сфере, являясь активными представителями конкретных субкультур: религиозной общности, этнического сообщества, класса и др. Обобщая данные тезисы, Х.Джэкоб обозначил рекрутирование как "процесс, благодаря которому индивиды, обладающие соответствующими личностными качествами и занимающие специфические социальные позиции, делегируются для занятия политических должностей" [94, с.708].
На наш взгляд, базовыми постулатами для приведенного определения, являются следующие положения:
-
характерные черты индивида (а также индивидуальные ожидания и мнения, касающиеся политики) рождают мотивацию данного индивида на приобретение властных должностей;
-
существует тенденция к объединению указанной мотивации со специфическими социальными позициями;
-
социальные позиции, кроме стимулирования мотиваций, предполагают и наличие ресурсов (как, например, известность, политический капитал, престиж и др.), важных для индивидуального поиска политической должности.
С позиций теории элит, рекрутирование является центральной функцией любой политической системы и, как следствие, индикатором ценностей, значимых для завоевания элитной позиции в конкретном обществе, а также основной составляющей картины распределения политического влияния. В рамках классического элитизма презюмируется определяющее значение рекрутирования для обеспечения сохранения властных позиций элитной группой: "Сила элиты во многом определяется ее способностью устанавливать границы для допуска в круг политически влиятельных людей, границы, которые могут включать согласованность стандартов богатства, социальной базы, достижений в сфере образования, а также постижение интересов элиты и ее идеологии" [110, с.31-32].
Процесс рекрутирования элиты в любом государстве и характер сложившихся общественных отношений взаимозависимы. В качестве зависимого механизма рекрутирование отражает интегрирующие компоненты социально-политических процессов, сложившиеся в обществе противоречия, степень представительности системы, критерии социальной стратификации, а также структурные изменения в системе политических ролей. С другой стороны, как независимый фактор, модель рекрутирования элиты безусловно влияет на определение ключевых направлений политической стратегии государства, в том числе, детерминирует порядок политического участия и приобретения политических должностей, обеспечивает стабильность всей системы.
Как уже отмечалось выше, одним из ключевых постулатов классической элитистской теории (Г.Моска, В.Парето) является самодостаточность элиты, предполагающая отбор кандидатур для занятия значимых политических должностей только из элитной среды. Г.Моска указывал на то, что с течением времени и усложнением общественных отношений критерии эффективности правления становятся все более комплексными и дифференцированными. Если в прошлом правление элиты было основано на религии, клановой структуре либо традиции, то современные общества требуют отдельных специальных требований для членства в военной элите, судейском корпусе и административном аппарате. С точки зрения Г.Моска, одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих жизнеспособность системы, является рекрутирование элиты из средней страты общества. Карьерная мобильность кооптирует новых членов, посредством чего правящий класс сохраняет свои связи с остальной частью общества.
До тех пор, пока правящая элита может выполнять функцию самовоспроизводства, она имеет возможность полноценно господствовать в обществе. Причем под самовоспроизводством понимается не естественное продолжение рода членами элиты, но способность укоренить и передать преемникам устои, ценности и нормы правящей элиты. Как только данный механизм вырабатывает свой потенциал, сразу появляются предпосылки последующей смены властвующего слоя. В данном аспекте несомненный интерес представляет теория циркуляции элит, сформулированная В.Парето.
Сущность классической теории циркуляции (кругооборота) элит сводится к следующим положениям:
-
любая социальная система стремится к равновесию и при выводе ее из равновесия через некоторый промежуток времени возвращается к нему;
-
социальный процесс с момента разбалансировки до прихода в устойчивое состояние образует социальный цикл;
-
протекание данного социального цикла зависит, прежде всего, от характера циркуляции элит.
По утверждению В.Парето; качества; обеспечивающие элите господство; меняются в ходе цикла социального развития; что обусловливает изменение и самой элиты.
Очевидно, что социальная группа, претендующая на занятие элитной позиции, должна иметь определенную базу, представляющую собой определенную совокупность материальных либо духовных ценностей. Существуют различные мнения по поводу основы прихода той или иной элиты к власти. С точки зрения Маркса, любая элита базируется на экономическом влиянии. В этой связи неомарксисты презюмируют обязательное наличие значительных экономических ресурсов у потенциальной элитной группы для успешного завоевания господствующих позиций. По мнению Парето, восхождение социальной группы к власти зависит от психологических черт, которые позволяют группе занять преимущественное положение, и психологической напряженности в обществе в данный период времени.
Можно утверждать, что вне зависимости от того, в силу каких социально-политических предпосылок элита приходит к власти, первостепенной задачей для нее является установление действенного механизма заполнения элитных позиций. Многие современные ученые (Л.Дж.Селигман, Х.Джэкоб и др.) выделяют две модели (системы) рекрутирования: модель гильдий и антрепренерскую. Выбор той или иной модели обусловлен как объективно сложившимися условиями в обществе, так и качественными характеристиками властвующей элиты.
Принято считать, что система гильдий отличается от антрепренерской обязанностью кандидатов строго следовать предписаниям правящей группы (класса, партии и др.). Процесс продвижения в такой системе невозможен без поддержки господствующего слоя, который, в свою очередь, выдвигает широкий спектр требований, основным из которых является лояльность (если не преданность) потенциальных избранников властвующей элите. Отбор осуществляется селекторатом – узким кругом наиболее влиятельных представителей элиты. В результате обеспечивается формирование сплоченной правящей группировки с достаточно высоким уровнем преемственности и низкой вероятностью возникновения внутриэлитных противоречий.
Антрепренерская система, которую обычно противопоставляют системе гильдий, характеризуется как ориентированная на индивидуальные качества кандидата, его творческие возможности, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Предполагается, что данная система открывает доступ к власти различным социальным группам, поскольку использует ограниченное число формальных требований к кандидатам. Антрепренерская модель предполагает постоянную конкуренцию между потенциальными членами элиты, что обеспечивает приток в правящую группу наиболее одаренных индивидов. Тем самым антрепренерская система в полной мере отвечает постулатам плюралистической концепции теории элит, в то время как модель гильдий в большой мере соответствует позиции теоретиков – элитистов. Следует также подчеркнуть, что в чистом виде ни одна из двух приведенных моделей не используется, поэтому в системах рекрутирования различных государств можно найти черты каждой из них.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература