Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
Белорусская государственность приобрела реальные формы только на исходе XX века. Перестроечные процессы, объявленные высшим руководством КПСС, активно способствовали развитию национального самосознания во всех республиках бывшего Советского Союза. Для Белоруссии это было характерно тем, что неприятие официальной политической и государственной позиции на историческую судьбу белорусского народа и его государства стало сердцевиной деятельности значительной части научной и творческой интеллигенции, которой особенно отчетливо было присуще национальное самосознание. Уже в 1986-1987 гг. ее представители, которые остро переживали вероломство великорусского шовинизма кремлевских партийных и государственных правителей, послали два письма на имя тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти в стране. В них были остро поставлены вопросы национального возрождения: развития белорусского языка и литературы, возрождения национальной культур, опровержения и пересмотра существовавшей концепции истории Беларуси и другие.
Объявленная союзными и подхваченная республиканскими средствами массовой информации идея «деидеологизации», которую как желанную наживку проглотили закомплексованные коммунистической идеологией «прорабы перестройки»», фактически способствовала внедрению в сознание не только озабоченной судьбой республики интеллигенции, но и широких кругов обывателей новой идеологии, национальной по форме и антикоммунистической по содержанию. Тем более, что пронизанная формализмом, двойными стандартами, безжизненными ценностями, мифическими ориентирами идеология правящей партии не выдержала открытого атакующего напора оппозиции, которая опиралась на повсеместные факты реального социалистического образа жизни, характеризующегося острым дефицитом предметов первой необходимости, талонной системой распределения, оторванностью партийного и советского руководства от широких народных масс и другими пороками.
Как сигнал к повсеместной антикоммунистической и антисоветской деятельности прозвучала опубликованная в газете «Літаратура і мастацтва” статья З. Позняка и Е. Шлиголева «Куропаты дорога смерти». Тема куропат, растиражированная союзными и республиканскими СМИ, способствовала тому, что антикоммунистическая идеологическая истерия деструктивных сил в Советском Союзе достигла апогея и вызвала такие мощные центробежные силы, которые вероломно ударили по единству союзных республик.
Первыми заявили о своем конституционном праве на самоопределение вплоть до отделения прибалтийские союзные республики Латвия, Литва и Эстония. Воспользовавшись правовой оценкой советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1940 года, они вынудили Президента СССР М.С. Горбачева подписать Указ о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из СССР. Этот шаг послужил поводом для всеобщего развала СССР. О своем суверенитете заявила Россия, Украина, Молдавия и другие республики. Не осталась в стороне и наша республика. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете республики. В ней провозглашался полный государственный суверенитет как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти на территории республики, независимость ее во внешних отношениях. В Декларации была зафиксирована необходимость разделения властей, первые шаги к которой были сделаны еще Статутом Великого княжества Литовского 1588 г. Определялись отношения Союза и республики. На территории БССР верховенство получали Конституция и законы республики над Конституцией и законами СССР. Одновременно был принят закон об изменениях и дополнениях Конституции БССР: объявлялась многопартийность, тем самым монополия на политическую власть КПСС-КПБ ликвидировалась. Началась «война суверенитетов», которая, в конце концов, привела к полному параличу власти в Советском Союзе.
Интенсивное развитие этих процессов в Белоруссии было обусловлено сформировавшейся к этому времени оппозицией. Она приняла организованные формы и явилась серьезной угрозой существовавшей власти. Запустив пробный шар статьей «Куропаты –дорога смерти», оппозиция, используя искреннюю веру советских людей в перестройку, вывела на улицы белорусских городов значительные массы народа. Властвующие структуры пытались открыть людям глаза на истинные цели созданного в 1989 г. оппозиционного Белорусского народного фронта (БНФ), объединить их на преодоление накопившихся в обществе негативных явлений, укрепление социалистического общества на пути к мировому уровню развития, на борьбу с партийной и советской бюрократией, о которой настойчиво твердил М.С. Горбачев. Однако политические и государственные лидеры могли говорить с народом только в организованной аудитории, по заранее подготовленному аппаратом тексту, не только не вникая, но даже умышленно обходя острые вопросы повседневной реальности. Искусством открытого диалога с людьми, честного безпрестрастного анализа событий и процессов современной действительности владели считанные единицы властной элиты. Более того, они упустили инициативу, вынуждены были отбиваться от националистических и антисоветских ударов оппозиции. В результате противостояние приобрело неуправляемые формы.
Только в результате стратегических и тактических ошибок Белорусского народного фронта, неоправданных амбиций его лидеров народ смог разобраться в истинном лице «народных защитников» от БНФ. Уже летом 1990 г. конференция БНФ выступила с инициативой свержения существующего в Белоруссии строя. Такой радикальный шаг лидеров оппозиции оттолкнул от неё народные массы, вызвал раскол даже внутри самого движения. Из него выходят те, кто не разделял такую перспективу. Они образуют различные политические партии, однако их число не цементировало оппозицию, а, напротив, значительно ее ослабило.
Официальная власть получила передышку, а результаты состоявшегося в марте 1991 г. референдума, высказавшегося за единое союзное государство, дали ей неоправданное основание считать, что и на этот раз все обойдется, из большой тучи будет меньший дождь. В процессе возрождения белорусской национальной государственности властные структуры вновь упустили инициативу и время, что, в конце концов, привело к необратимым последствиям.
- Курс лекций по предмету политология Цели и задачи курса
- Лекция1.1. Предмет и объект политологии. Задачи и структура
- Возникновение и институционализация политической науки.
- Основные научные школы политологии.
- Отрасль политического знания.
- 1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- Объект и предмет политологии
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- 2. Основные научные школы политологии.
- 3. Отросль политического знания.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №1:
- Литература
- 1) Тирания,
- 2) Олигархия
- 3) Демократия.
- 2). Политические учения Средних веков.
- 2. Философско-этическая концепция государства.
- 3. Политическая мысль Белоруси.
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- 2. Субъекты и объекты политической власти.
- 3. Государственная власть: её разновидности.
- Ресурсы власти
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- 4. Функционирование политической власти
- Концепции власти
- Контрольные вопросы и задания по лекции №4:
- Литература
- Лекция 4.5. Политическая система общества
- Подходы к пониманию политической системы
- Модель политической системы
- 2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система рб.
- Компоненты политической системы
- 3. Политическая система Республики Беларусь.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №5:
- Литература
- Лекция 5.6. Политический режим
- Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- 2. Сравнительный анализ типов политических режимов.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Контрольные вопросы и задания по лекции №6:
- Литература
- Лекция 6.7. Государство как основной институт политической системы
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- 2. Формы государственного правления. Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- 3. Основные функции белорусского государства
- Лекция 7.8. Правое государство и гражданское общество.
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Понятие и сущность гражданского общества.
- Понятие и принципы правового государства
- 3. Развитие правового государства и гражданского общества в рб
- Процессы становления правового государства и гражданского
- Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
- Литература
- Лекция 8.9. Политические партии, партийные системы, общественно-политические объединения и движения
- Понятие "общественного объединения"
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- 2. Типологии партийных систем.
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- 3. Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
- 4. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Современные общественные организации и движения в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы и задания по лекции №9:
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Специфика политического процесса в Республике Беларусь
- Виды политических процессов.
- Утопии в политическом процессе
- Переходные общества в процессе политической модернизации.
- Лекция 10.11. Политическая деятельность и политическое участие
- Субъекты политической деятельности.
- Способы и виды политической деятельности.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни.
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Лекция11.12. Политические Элиты и лидеры в политическоМ процессе
- Классическая теория элит
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- Рекрутирование элит
- 2. Структура, функции, типология политических элит. Основные типологии элит
- 3. Роль лидера в функционировании политической системы.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №12:
- Литература
- Лекция 12.13. Представительство и выборы.
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- 2. Типы избирательных систем. Понятие избиртельной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- 3.Избирательная система рб.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №13:
- Лекция 13.14-15. Политические идеологии в современном мире
- Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- 2. Основные идеологические течения современности.
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- 3. Особенности формирования политической идеологии в рб.
- Сущность идейного противостояния в девяностых годах XX века
- Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.
- Основные идеологические ценности современного белорусского государства.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:
- Литература
- Лекция 14.16. Политическая культура общества
- Функции политической культуры
- 2. Концепции и типология политических культур.
- 3. Особенности политической культуры в Республике Беларусь
- 4. Политическая социализация личности.
- Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
- Литература
- Сущность, структура, функции, типология политических конфликтов.
- Диагностика и управление политическими конфликтами.
- Лекция 16.18 государственная политика и управление в республике беларусь
- Лекция 17.19. Международные политические отношения и геополиика.
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Национальные интересы и приоритеты внешней политики рб.
- 3. Понятие глобальных проблем и глобализации.
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Контрольные вопросы и задания по лекции №15:
- Литература
- Вопросы к экзамену и зачету
- Основные термины и определения
- Рекомендуемая литература