2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
Политический процесс в упрощенном, абстрагированном виде характеризует изменения в политической жизни общества, является формой функционирования и развития политической системы. Однако сложный механизм общественного развития предполагает взаимопроникновение, взаимопереплетение, взаимопереход, развертывание и свертывание политических явлений, событий и действий, что означает функционирование и развитие политических процессов разных типов и видов. Классификация политических процессов по типам и видам осуществляется по различным основаниям.
Так, по объему охватываемых политических явлений, событий и действий, среде протекания выделяются внешнеполитический и внутриполитический процессы. В свою очередь, в зависимости от масштаба внешнеполитический процесс подразделяется на глобальный (мировой), региональный и локальный процессы, а внутриполитический - на национальный (общенациональный), региональный (национально-региональный) и местный процессы. Каждая из этих разновидностей внутриполитического и внешнеполитического процессов характеризуется различной степенью социальной важности и активности действий их субъектов, охватывает различный объем политических взаимосвязей и взаимоотношений. Кроме того, как внутриполитический, так и внешнеполитический процессы и их разновидности состоят из частных политических процессов, представляющих политические явления, события и действия по поводу достижения конкретных политических целей (проведение выборов в органы местного самоуправления, урегулирование политического конфликта между субъектами политики, принятие политического решения по национальным проектам, урегулирование вооруженного конфликта между государствами в определенном регионе и т.д.).
По степени устойчивости взаимосвязей социально-политических сил общества, определенности и устойчивости взаимоотношений субъектов политики политический процесс подразделяется на стабильный и нестабильный.
Стабильный политический процесс характеризуется институционализированными формами политических отношений и политического поведения его субъектов, функционально отработанным механизмом принятия политических решений. Он основывается на сформировавшейся социальной структуре общества, легитимности политического режима, приверженности субъектов политики господствующим нормам права и политическим демократическим ценностям. Такому политическому процессу присущи компромиссы, сотрудничество, консенсус между его участниками. Стабильный политический процесс обеспечивает создание, устойчивое и эффективное функционирование политической системы, ее поступательное изменение, определенную направленность социально-политического развития общества.
Нестабильный политический процесс свидетельствует о необходимости изменения политического курса субъектов власти и проводимой ими политики. Он возникает в условиях неэффективности или кризиса существующего политического режима. Причинами нестабильного политического процесса могут быть также осложнение международных отношений, спад материального производства, острота социальных проблем. Нередко нестабильность во взаимоотношениях субъектов политического процесса появляется также тогда, когда у власти постоянно находятся представители одних и тех же политических партий, элит, политических союзов, допускается политическая дискриминация отдельных социальных и этнических образований. В условиях нестабильного политического процесса между его субъектамискладывается ярко выраженное противоборство, в их политиче ском поведении используются легальные и нелегальные насиГ ственные и ненасильственные, морально оправданные и'безнпав ственные правила, приемы и способы борьбы.
В зависимости от характера и технологического воздействия на политическую действительность принято выделять эволюци-онно-реформистский и революционный политические процессы Ш Эволюционно-реформистский политический процесс предполагает постепенные изменения в политической системе, социально-политическом устройстве путем последовательных' политических реформ. Такой политический процесс, как правило, отвечает интересам политических сил, занимающих господствующее положение в обществе. Однако это не означает, что эволю-ционно-реформистский политический процесс не захватывает глубинные пласты общественной жизни, не затрагивает интересы широких народных масс. Так или иначе на том или ином этапе его протекания возникает вопрос о сохранении лояльного отношения различных социально-политических сил к существующему политическому режиму. Для этого осуществляющие политику реформ субъекты власти применяют к ним дифференцированный подход, используют различные приемы и способы действий по обеспечению их лояльности.
Революционный политический процесс, в отличие от эво-люционно-реформистского, обеспечивает быстрые и глубинные политические преобразования. Инициатором и движущей силой такого процесса обычно являются субъекты политики, не обладающие реальной властью, не занимающие ведущие позиции в системе политических отношений, но осознающие необходимость коренных политических преобразований и имеющие их программу. Реализуемый в революционном политическом процессе проект общественного развития связан с зарождением и утверждением новых политических институтов и ценностей, политических систем, с существенным обновлением прежнего или формированием принципиально нового социально-поли-тического порядка.
С точки зрения публичности и гласности выделяют откры-
.-,., г*пытый политические процессы. ОТ(^Хый политический процесс осуществляется в условиях лемо^еской организации общественной жизни. Он характере^* тем что интересы различных социальных групп, поли-ти^еГих партий и элит, других субъектов политики открыто Оглашаются в программах и обращениях, в СМИ, других боомах публичных притязаний людей на государственную власть Открытость политического процесса выражается в публичности фаз и этапов принятия и реализации политических решений, способов рекрутирования политических элит. При открытом политическом процессе его субъекты действуют в рамках закона, гласно провозглашают свои цели, отношение к властным структурам и их политике, публично дискутируют и высказывают свое мнение.
Скрытый политический процесс организуется органами власти, как правило, в условиях тоталитарных и авторитарных политических режимов. Целью такого процесса является обычно дескредитация противников существующего политического режима, подготовка общественного мнения к осуждению этих противников, а иногда и к их физическому уничтожению. При скрытом политическом процессе всячески подавляется инициатива снизу, скрываются механизмы политического управления и особенно определения стратегических и тактических целей политического развития.
В рамках скрытого может протекать теневой политический процесс. Это неафишируемые действия государственных институ тов, принимаемые ими закрытые документы, распоряжения, суще ствование органов с официально не провозглашаемыми функ- ^ежлеГйТ беЗОПаснос™> и полностью законспирированных т1кжГпп^(РаЗВеДКа' ^«Ииэввдка и т.д.). Теневой является ^и вл'аГй'чТ" ДеЯТеЛЬН— « коррупция официальных методов подкупа и запугивания часто воздействуют на офици альных лиц в органах власти, принуждают их проводить госудао ственную политику в своих интересах, а нередко стремятся непо средственно включиться в политику, войти в органы власти Теневым может быть и политический процесс, которому официальная власть препятствует в легализации.
0 В учебной и научной литературе выделяются и другие типы политического процесса: демократический и недемократический, технократический, идеократический, харизматический, процессы зарождения, возникновения, становления, развития, функционирования, стагнации и т.д.1 Вся совокупность политических процессов, их соотношение и взаимопроникновение отражают динамику и сложность политической жизни.
Политический процесс в каждом отдельном обществе складывается из широкого спектра многообразных, разнонаправленных и разноуровневых процессов, протекающих в политической сфере жизни под влиянием разных условий и факторов. В современной России содержание и характер общенационального политического процесса и его разновидностей детерминируются результатами тех глубоких преобразований, которые произошли в стране за последние 10 - 15 лет и принципиально изменили условия жизни людей, их социальные потребности и интересы. Под влиянием этих изменений усилилась политизация всех сторон жизнедеятельности российских граждан. У большинства социально-политических сил страны сформировалось представление о государственной власти как единственном средстве решения возникающих проблем, что отражается на их отношении к политике, политическом поведении, его приоритетах и целях. Кроме того, в современном российском политическом процессе фокусируются
2.
1 См.: Желтое В.В. Политология: Учеб. пособие для вузов. С. 363 -365; Политология: Курс лекций / Глотов С А., Скворцов ИМ., Новиков В.В. и др. М., 2000. С. 428 - 431; Тавадов Г. Т. Политология. Учебник для вузов. М.: Проспект, 2002. С. 142 - 145; Шутов А.Ю. Типо^°-гия политических процессов: (Социологический анализ) // Вестник Московского университета. Сер. 12.1994. №
и переплетаются как старые, так и новые общественно-политические явления, объективные и субъективные факторы, свидетельствующие о незрелости демократии и гражданского общества в стране. Политический процесс в России функционирует и развивается на основе национального исторического опыта взаимоотношений общества и государства, традиций российской политической культуры. В нем отражаются конфессиональное своеобразие российского общества, психологический склад и менталитет составляющих его народов. Эти и другие обстоятельства определяют специфику содержания и характера современного политического процесса в России, его особенности , важнейшими из которых являются:
1. Смешение (переплетение) в его содержании политики и экономики, взаимопроникновение политических и экономических отношений участников политической жизни. Это связано с тем, что сложившиеся в настоящее время в России структуры гражданского общества, нормативно-правовые регуляторы общественной жизни и демократические механизмы ее организации не ограничивают деятельность государства и других институтов власти, не создают условия для самореализации других субъектов политики. Государство, как основной институт политической системы, концентрирует власть и ресурсы, оказывает решающее влияние практически на все вопросы развития российского общества, что политизирует социальные отношения и главным образом экономические как базовые, определяющие. В связи с этим политика и экономика в России находятся сегодня в неразрывном единстве, взаимодополняют и развивают друг друга, а важной и необходимой частью отношений и поведения субъектов полити-
См.: Елисеев СМ. Политические отношения и современный политический процесс в России. СПб.: Питер, 2000; Кретов Б.И. Политический процесс в России // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5; молш О.Н. Политический процесс в современной России: Учеб. посо-ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2006; Современный политический процесс в России // Вестник Московского университета. Сер. 12. 2003. № 6 и др.
ческого процесса является экономическая составляющая Политические цели субъектов политики во многом определяются их экономическими интересами. т. 2. Вертикально организованный характер взаимоотношений его субъектов, их статусно-ролевая неопределенность Эта особенность связана с предыдущей и проявляется в том что Российское государство односторонне определяет условия,* правила и нормы должного политического поведения субъектов политики, нормативно-правовое поле их отношений. Политическая активность в современном российском обществе преимущественно принадлежит институтам власти. Именно они инициируют сегодня различного рода изменения и преобразования в политической системе общества, социально-политическом устройстве государства, затрагивающие всех граждан. Действия же других отечественных социально-политических сил - субъектов политического процесса, как правило, осуществляются в рамках предложенных властью изменений, не отличаются самостоятельностью и последовательностью. Большинство из них не обладает пока самодостаточностью, устоявшейся организационно-структурной и субъективно-идеологической артикуляцией, не ориентировано на последовательное выражение и защиту интересов определенных социальных групп и общностей. Отсутствует структурированность, дифференциация и специализация их политических ролей и функций.
3. Высокая степень персонифицированности политических отношений, наличие в них соперничающих политических группировок и кланов. В России исторически в системе общественных отношений особое место отводилось политическим лидерам, вождям. Это специфическая российская традиция, проявляющаяся в ведущей роли феномена политического лидерства в обществе, ориентации участников политического процесса на определенную личность, персонифицированную власть в государстве, социальном институте, организации, группе, общности. Она обусловлена распространенным в обществе (как в прошлом, так и в настоящее время) подданническим типом политической культуры, менталитетом российского народа, проявляющимся в его безусловном подчинении власти и ожидании от нее благ и вознаграждения.
Персонификация политических отношений в современных условиях является также следствием отсутствия между участниками политической жизни развитой системы коммуникационных связей, что препятствует их интеграции, формированию представлений о политических интересах и ожиданиях друг друга. Неинтегрированность субъектов политического процесса проявляется и в наличии в нем разного рода политических группировок и кланов. Возникающие по различным основаниям, они преимущественно ведут борьбу между собой за близость к высшей российской власти, что позволяет рассчитывать им на возможность использования властных ресурсов для достижения своих интересов и целей, нередко своекорыстных, эгоистичных. Причем интересы и цели политических группировок и кланов часто представляются ими как общественно значимые, как интересы и цели своих союзников и сторонников.
4. Конфликтность. Главной причиной конфликтности политических отношений и политического взаимодействия субъектов политики - их дифференцированность, неконсолидиро-ванность, отсутствие консенсуса по базовым принципам и целям общественно-политического развития страны. Современные российские социально-политические силы существенно отличаются друг от друга по своим ценностным ориентациям и идеалам, содержанию и характеру политического поведения, приверженности методологии, технологиям, методам и способам решения общественных проблем. Все это в совокупности с их статусно-ролевой неопределенностью порождает противоборство, противостояние и даже прямое силовое столкновение участников политического процесса.
5. Психологизация. В последнее время в содержании деятельности институтов государственной власти, политической элиты и политических лидеров значительное место занимает манипулирование политическим сознанием социальных образований, групп и отдельных индивидов. В их политической агитации и политической пропаганде широко используются методы психо логического воздействия на людей. Вместо обращения к разуму осуществляется обращение к чувствам, воздействие на подсозна ние, для чего используется подмена объективной информации ложной, подтасовка и искажение фактов, «запрограммированные» комментарии событий и фактов, популизм, дезинформация В таких условиях у человека искажается политическое сознание и в результате ослабевает контроль над собственным политическим поведением, которое становится иррационально мотивированным, рефлекторным, подверженным внешнему влиянию. Усиливается возможность асоциального поведения людей, их спровоцированных асоциальных действий, способных дестабилизировать политическую ситуацию.
Особенности политического процесса в современной России свидетельствуют о его нестабильности, противоречивости, слабой созидательной и гуманистической направленности. Преодоление этих и других проблем в функционировании и развитии россий-ского политического процесса возможно при наполнении его подлинно демократическим содержанием, оптимизации структуры, консолидации всех участников политической жизни на основе общенациональных интересов. По опыту демократической организации политической жизни мирового сообщества для этого необходимы определенные условия и факторы. Это, во-первых, функционирование и развитие политического процесса по строго установленным, признаваемым и соблюдаемым всеми политическими силами принципам и правилам («правилам игры»), обеспечивающим демократические процедуры их политического взаимодействия и взаимоотношений. Во-вторых, социально-правовая статусно-ролевая определенность субъектов политического процесса, наличие доступа к ресурсам политического воздействия у всех субъектов политики. В-третьих, установление и поддержание определенного баланса интересов политических сил, обладающих государственной властью, лояльных к ней и находящихся в оппозиции, толерантности в их взаимоотношениях. В-четвертых, постепенность и последовательность политических преобразований и изменений в обществе с использованием сознательно избранных субъектами политики легальных, ненасильственных средств приемов и методов политического поведения. В-пятых, создание и функционирование всеобъемлющей, надежной и эффективной правовой системы организации общественно-политической жизни, обеспечивающей институционализированную возможность перераспределения государственной власти между политическими элитами, социальными группами и организациями и ее передачи от одной политической силы к другой. В-шестых, широкая социальная поддержка демократических правил и норм организации общественной жизни.
Кроме названных условий и факторов, для стабилизации политического процесса в России крайне важным является рост и повышение эффективности национальной экономики, преодоление бедности и справедливое распределение доходов между различными социальными группами, формирование устойчивого и значительного по численности среднего класса. Необходимы также фактические гарантии для реализации гражданами страны своих социально-экономических, политических и культурных прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, утверждение национальной идеи, культуры межличностного и группового общения. Создание в России условий и факторов, необходимых для совершенствования и демократизации национального политического процесса, усиления его гуманистической, созидательной направленности, в решающей степени зависит сегодня от воли и желания политических лидеров и политической элиты, пользующихся доверием и поддержкой народа.
Политический процесс является функциональной характери-стикой политической системы, отражает динамику политической жизни общества. Его содержание составляют последовательные, взаимосвязанные и разноуровневые явления, события и действия,
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464