1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
Генезис и эволюция политической мысли - неотъемлемая составляющая истории человеческого общества. В соответствии с принятой периодизацией истории мировой цивилизации основными этапами формирования и развития зарубежной политической мысли являются: Древний мир, Средневековье (раннее Средневековье, период Возрождения и Реформации), Новое вре-политическую мысль на протяжении многих веков было связано с доминирующим положением в обществе жрецов (брахманы) и их идеологии (брахманизм). Это прослеживается уже в первых сборниках священных текстов 2-го тысячелетия до н.э., именуемых Ведами (на санскрите означает «знание»). Среди них особый интерес представляют «Ригведа» и «Атхарваведа». Изложенные в
1 Такая периодизация процесса становления и развития человеческой Цивилизации принята в исторической науке.
2 См. подробнее: История политических и правовых учений: Учеб ник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. Щ Норма-Инфра, 2003.
этих текстах идеи получили свое развитие в IX - VI вв. до н.э в Упанишадах. В них провозглашалось, что различные сословия (варны): брахманы, кшатрии, вайшии, шудры - должны следовать божественно установленным законам, долгу, обычаю, правилам поведения. Примерно во II в. до н.э. идеология брахманизма нашла свое яркое выражение в известном древнеиндийском памятнике политико-правовой мысли - «Законы Ману». В них воспроизводятся и защищаются положения Вед и Упанишад о делении общества на четыре неравные сословия, подчеркивается божественный статус царя, ведущая роль брахманов в управлении обществом, указывается на особую роль наказания в регулировании общественных отношений.
В VI в. до н.э. с критикой брахманистской идеологии выступил Сиддхартха, прозванный Буддой. Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона и власти. Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Главными идеями буддизма были: равенство между людьми (но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере); призыв не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов; необходимость прочной власти, охраняющей моральные устои общества; потребность в формировании крупных государств. Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве проявился и в известном трактате Древней Индии «Артхашаст-ра» (IV - Ш вв. до н.э.), автором которого считается Каутилья (Ча-накья), влиятельный советник и министр царя Чандрагупты I. Согласно индийской традиции «Артхашастра» - наука о приобретении и сохранении власти. Главная идея трактата заключалась в том, что общество существует ради блага всех живых существ, а полезность практических политических действий- главный критерий власти, ведущий принцип ее организации. В Ш в. до н.э. буддизм был признан в Индии государственной религией.
Воля Неба признавалась в качестве высшего, определяющего начала общественной жизни и в политической мысли ДревнегоКитая. При этом многие проблемы человека и общества органи зации государства и власти трактовались китайскими мыслителями с позиций рационализма, в значительной мере бьши свободны от традиционно-теологических постулатов. Наиболее влиятельными течениями древнекитайской политической мысли считаются: даосизм, конфуцианство, моизм и легизм Основате лем даосизма является Лао-цзы (VI в. до н.э.). Идеал даосизма -воздержание от активной жизни, отказ от дальнейшего совершенствования общества и государства, возврат к естественности, отшельничество, уход от достижений цивилизации. Лао-цзы призывал к децентрализации власти, низведению государства до уровня деревни, а людям предлагал замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.
Особую роль в истории политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), основные положения которого изложены учениками философа в сборнике «Лунь юй». Политические взгляды Конфуция заключались в следующем: люди, управляющие обществом, должны быть совершенными; государство - это большая семья, где царь - отец, заботящийся о благе семьи; социальный статус человека определяется в соответствии с его качествами и поступками; основа стабильности общества - четкая организация и формализация общественной деятельности; управление должно опираться на добродетель, а не на наказание; следование ритуалу, обычаю позволяет избежать насилия и конфликтов. Конфуцианство во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало выполнять роль государственной религии.
Идеологом важнейшего течения политической мысли Древнего Китая - моизма был Мо-цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Он выдвинул и развил идею естественного равенства людей, выступил с обоснованием договорной концепции государства. Моизму лрисуща идея о единой для всех справедливости и единой зако-нодательной власти. Важное место в его учении занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.
Положения легизма, как течения древнекитайской политиче ской мысли, разработал Шан-Ян (390 - 338 гг. до н.э.) в свое трактате «Шан дзюнь шу» (Книга правителя области Шан) (V... новная идея легизма заключалась в том, что государство должн ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. При этом подчеркивалась необходимость укрепления чиновничьего и карательного аппаратов, введения жестких норм и законов, регулирующих функционирование всех сфер жизни, обязательных для выполнения всеми и обеспеченных наказанием.
Особая роль в формировании и развитии мировых политических учений принадлежит мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. Их политические идеи и положения по своему содержанию были менее подвержены влиянию религиозно-мифологического мировоззрения, базировались на эмпирико-научном подходе к исследованию проблем государства, политики, права и власти.
Рационализация и подъем древнегреческой политической мысли совпали с расцветом в VIII - IV вв. до н.э. философской науки, культуры, литературы и изобразительного искусства, с формированием и эффективным функционированием государственности. В этот период значительный вклад в разработку политической мысли внесли величайшие мыслители античной Греции Платон (427 - 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.).
Творческое наследие Платона содержит крайне важные для понимания политических процессов суждения и выводы, которые изложены в диалогах «Государство», «Законы», «Политика» и ряде других его произведениях1. Он одним из первых предпринял попытку характеристики государственного устройства по степени его эффективности и справедливости. По этому основанию Платон выделил шесть типов государства: аристократию, теократию, демократию, олигархию, тиранию, «законную монархию». В его трудах дана развернутая характеристика идеального государства, своеобразной нормативной модели, гарантирующей эффективное1 Творческое наследие Платона включает 34 диалога, «Апологию Сократа», тринадцать писем, семь неполных диалогов.
политическое правление на принципах справедливости равнопра вия и морали. Платон считал идеальное государство самой совершенной формой правления, выше всех остальных настолько «насколько Бог выше человека»1. Оно, по Платону, возникает на основе сотрудничества и разделения труда между его членами для удовлетворения общественных потребностей. Структурно такое государство состоит из трех наследственных и замкнутых сословий: правителей, воинов и производителей. Все стороны жизнедеятельности человека здесь регламентируются с помощью законов. Политической формой идеального государства Платон считал аристократическую республику, где господствующие верхи различными методами правят населением, осуществляют тотальный контроль над общественной жизнью, сочетающийся с обеспечением всех граждан умеренным достатком. Особого внимания заслуживают рассуждения Платона о политике и правителях. По его оценке, политика - это царское искусство, требующее знаний и умений управлять людьми. Он предупреждал, что некомпетентный правитель не может эффективно выполнять свою роль.
Аристотель вошел в историю не просто как последователь Платона, а как великий мыслитель, в чем-то даже превзошедший своего учителя. Его политические взгляды нашли наиболее полное выражение в работах «Политика», «Афинская политая», «Этика» и других. Главное средство познания Аристотеля не откровение, а опыт, рациональный анализ и обобщение эмпирического материала. Известна его крылатая фраза: «Платон мне друг, но больший друг - истина». Именно он, по существу, впервые предпринял попытку разработки политической науки как самостоятельной отрасли знаний. Аристотель ввел в оборот и дал токование таким понятиям, как «политика», «политическое искусство», «политическое право», и другим, определил объекты политической науки - власть, политику государства.
Основное внимание в своей теоретической деятельности Аристотель уделял разработке теории государства как института
Платон. Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 2. С. 25.
власти, анализу и осмыслению политического правлен шениям между управляющими и управляемыми. Происх *' 0ТН°" государства он объяснял естественным развитием общест ЗКДение родой человека как политического существа, стремящегося' "РИ" вместному жительству и общению. Философ анализировал & °°* ции государства и его предназначение. Характеризуя тех осуществляет власть и соответствие государственной политике нравственным принципам, он выделял три неправильные и три правильные формы правления. Неправильные формы правления писал Аристотель, это те, при которых правители заботятся ис« ключительно о собственном благе: тирания, олигархия, демократия; правильные формы - аристократия, монархия и политая. Политик) он считал наилучшей формой правления, так как она объединяет наиболее эффективные принципы всех форм правления, обеспечивает единство интересов зажиточных граждан и неимущих. Философ пошел дальше своих предшественников в разработке проблем политики. Политика определялась им как наука о высшем благе человека и государства, политика щ как счастье и благосостояние человека и полиса.
Аристотель рассматривал политическую деятельность и ее принципы через призму этики и справедливости, а полис (государство) - как субъект политики, высшую форму объединения и общения свободных и равных людей, связанных единством власти и территории.
В условиях острой борьбы плебеев с патрициями.под влиянием политических взглядов Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности развивались политические воззрения в Древнем Риме. В политической мысли Древнего Рима получили творческое развитие идеи древнегреческих мыслителей о полигике, власти, государстве и праве. Среди наиболее известных древнеримских мыслителей были: Тит Лукреций Кар (99 - 55 гг. до н.э.), Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), римские стоики - Луций Анней Сенека (3 - 65), Эпиктет (ок. 50 - ок. 140), Марк Аврелий Антонин (121 - 180) и др. В их трудах содержится развернутая характеристика условий происхождения и сущностигосударства, выдвигаются и раскрываются черты трех основных форм государственного правления: царской власти, власти опти-матов и народной власти, - которые представляют собой модификацию выдвинутых и обоснованных Платоном и Аристотелем форм государственного правления в динамике.
В политическом учении Древнего Рима господствовал культ права. Утверждалось, что естественное право как высший истинный закон рождается самой природой, а не установлениями людей. В соответствии с ним принимались государственные законы, по которым организовывалась политика, осуществлялось государственное управление. Считалось, что политические деятели должны быть мудрыми, сведущими в учениях о государстве, владеть основами права. В начале нашей эры в Римской империи зародилось христианство, во многом определившее дальнейшее развитие и направленность политической мысли. Оно возникло на почве глубокой неудовлетворенности людей состоянием общественных отношений и явилось источником идей о всеобщем равенстве и свободе. Главной проблемой христианства стал вопрос о соотношении светской и духовной властей, о характере власти и отношении к ней народа, когда церковь и папство представлялись верховной властью на земле. Правда, со временем церковь начала делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию с их стороны.
Эпоха Древнего мира стала периодом зарождения политической мысли, оформления ее основных идей и доктрин, заложила предпосылки дальнейшего формирования и развития политической науки. Многие идеи и положения античной политической мысли были восприняты, использованы и развиты в Средние века. Наиболее яркими мыслителями эпохи Средневековья были Аврелий Августин (Блаженный) и Фома Аквинский (Аквинат).
Мировоззренческая позиция Аврелия Августина (354 - 430) основывалась на христианской мистике и мифологии. Ученый считал, что история человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, известному Богу, а лю-дям неведомому; сам человек не может избавиться от го создать совершенное общество. Возникновение государе " представлялось Августином как естественный эволюционной процесс, определяемый волей Бога. Обращаясь к формам государства, он поддерживал традиционное деление их на правильные и неправильные, при этом форму государства он рассматривал как дело второстепенное, считал, что она должна быть если не хорошей то терпимой, когда уважают Бога и человека, соблюдают справедливость, верность заветам религии. Важный аспект учения Августина - отношение церкви к государству, духовной власти к светской. По его мнению, светская и духовная власти различны, каждая из них обладает суверенитетом, независимостью; в то же время церковная власть - высшая, так как духовная сфера выше мирской. Они должны оказывать поддержку друг другу: государство - защищать церковь от ее врагов, а церковь -воспитывать паству в духе лояльности к государству.
Вершиной развития политической мысли Средневековья является учение крупнейшего католического мыслителя, философа и богослова Фомы Аквжского (1225/1226 - 1274). Это учение- своего рода энциклопедия официальной церковной идеологии, основу которой составляют схоластика и идея божественного создания мира. Государство Ф. Аквинский рассматривал как часть универсального мира, созданного богом, и утверждал, что существование государства - результат естественной склонности людей к общественной жизни, проявление их инстинкта, который предопределен волей божьей и опосредован разумом человека, что цель государства - общее благо. По вопросу о форме государства Ф. Аквинский почти во всем повторял Аристотеля, отдавая предпочтение монархии, которая напоминала ему власть Бога. Однако идеальный государственный строй Ф. Аквинский, как Аристотель и Цицерон, видел в смешанной форме правления, объединяющей достоинства монархии, аристократии и демократии.
Обращаясь к проблеме соотношения церкви и государства, Ф. Аквинский придерживался представлений, ставших к тому времени ДЛЯ папства традиционными (верховенство духовнойвласти над светской), но выражал их в умеренных формах Он выстроил систему идеологического обоснования могущества церкви. В 1879 г. глава католической церкви Лев XIII объявил учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма.
А. Августин и Ф. Аквинский были богословскими учеными западноевропейского Средневековья, истинными приверженцами и защитниками христианских догматов римско-католической церкви. Одновременно с развитием политической мысли появлялись идеи и взгляды, противоречившие официальному политическому учению, теоретически протестовавшие против претензий католической церкви на светскую власть. Одним из первых, кто резко критиковал политические теологические теории, их положения о соотношении церкви и государства, был Мар-силий Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343). Он отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что источник всякой власти (светской и духовной) - народ, к которому он относил лишь достойную его часть: военных, священников и чиновников. М. Падуанский проводил разделение между законодательными и исполнительными властями государства, выдвинул идею выборности как принципа конструирования государственных учреждений и подбора должностных лиц государства. Идею самостоятельности светской власти отстаивал и известный английский философ В. Оккам (1300- 1350), который считал, что в земных делах власть должна быть у государства, а в духовных -У церкви, что целью государства является общее благо, охраняемое законами.
Антитеологическими в эпоху Средневековья по своей сути были и ереси (греч. - учение), в которых критиковалась официальная религиозная идеология и ее постулаты. Среди их множества выделялись два самостоятельных течения: бюргерская и крестъян-ско-плебейская ереси. Главными идеологами бюргерской ереси были доктор богословия, профессор Оксфордского университета англичанин Джон Уиклиф (1324 - 1384) и его последователь чешский теолог Ян Гус (1371 - 1415). В бюргерских ересях оспаривал-инцип нерешимости папской власти, осуждаюсь вмеша-ся принцип не*к ов в деда государстВа. Плебейские ереси
тельство церк ^ с^аНствующие священники - лолларды,
разрабатыв^али ^ ^ с ^ Жижкой в цих пропапшди_
аяпиГуравнительиые лозунги, выдвигались требования пере- дачТземли крестьянским общинам, отмены исключительных ппав дворянства, феодальных повинностей. В ряде стран Запад- ой и Центральной Европы часть бюргерских еретических идей дополнила духовный арсенал общественно-политических движе ний эпохи Возрождения и Реформации, а наследие плебейских ересей отчасти вошло в идеологию революционных масс, участ вовавших в ранних буржуазных революциях XVI -XVII вв. (Германия, Голландия, Англия). -щ
Эпоха Возрождения и Реформации, по своему социально-историческому смыслу относящаяся к периоду позднего западноевропейского Средневековья, - время ломки феодальных и возникновения раннекапиталистических отношений, критического пересмотра (в отдельных случаях отрицания) религиозных учений. В XIV-XVI вв. постепенно подрывались социально-экономические устои средневекового мира, формировались национальные рынки, в городах концентрировались значительные массы мобильного населения, независимого от крупных землевладельцев, развивались наука и культура. После многовекового господства религиозного идеала в центр общественного внимания был поставлен человек. Складывалось мировоззрение гуманизма, которое концентрировалось на нуждах, интересах и природе личности, освобождавшейся от пут средневекового общества. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви. Особую роль в развитии политической мысли в эпоху Возрождения сыграл выдающийся итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527). Его величайший труд «Государь), содержит советы и наставления о том, как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политиче-
сХеТиГ' к"™™ тЯ * Макиавелли - совершенно самостоятельная область знания, исходящая из реальности, решитель-но освобожденная от божественных догм католической схоластики. Религиозным догматам мыслитель противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. Мировую славу Н. Макиавелли принесла постановка им проблемы соотношения политики и морали. Его взгляды и подходы к решению этого вопроса получили название макиавеллизм, суть которого заключается в том, что государь обязан всегда в интересах сохранения целостности и суверенитета государства, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, доказывая при этом, что такое его поведение безупречно и добродетельно. Н. Макиавелли отбросил схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом, заложил основы политической науки, выступил против феодальной раздробленности, раскрыл взаимосвязь политики и форм государства с социальной борьбой, осудил политику папского престола и духовенства, сформулировал противоречивый, но вечный принцип - «в политике цель оправдывает средства». Его заслуги в развитии политической мысли имеют непреходящее историческое значение.
Возрождение стало временем появления нового течения политической мысли - утопического социализма, виднейшими идеологами которого были Томас Мор (1477/1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). В своих сочинениях («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия» Т. Мора; «Город солнца» Т. Кампанеллы) они резко критиковали феодализм и зарождавшийся капитализм, а частную собственность называли основным социальным злом и источником социальной несправедливости. Новое идеальное общество характеризовалось ими как общество демократии и торжества свободы совести. Все важнейшие дела в государстве обсуждались на собраниях, многие должности были выборными, в том числе и должность правителя, а каждый гражданин был свободен в выборе любой из религий. Ранние социалисты-утописты попытались выстроить общественно-политический идеал, несовершенный с точки зрения современных представлений о нем, но представлявший вэпоху Средневековья принципиально новый взгляд ня пл-,
„ - «па ВОЗМОЖ-
НЫЙ путь развития общества.
Движение реформации (которое принято делить на два н правления: бюргерское и народное) открыто бросило вызов пап ству и его притязаниям на светскую власть. Яркими представителями бюргерского направления были Мартин Лютер (1483 -1546) и Жан Кальвин (1509 - 1584). М. Лютер в своей теории государства пришел к выводу о необходимости разграничения светской и духовной властей. Светской власти он отводил экономику, политику, просвещение, культуру, а церковной - свободу совести, область веры, внутренний мир человека. Ж. Кальвин признавал только один безусловный авторитет - Священное Писание. По его мнению, Бог раз и навсегда выразил свою волю в Библии, а человечеству остается только согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Кальвин объединял церковь и государство в единое целое, подчиняя государство церкви. Из форм правления он не отвергал монархию, но все же отдавал предпочтение республике. Идейным наставником и политическим лидером народного направления был Томас Мюнцер (1490-1525), который придал реформационному движению более радикальный характер. Реформацию он представлял как борьбу против всяких эксплуататорских порядков. Грядущий «рай земной», писал он, -это общество, в котором все общее, нет и быть не может никаких частных интересов.
Теоретическое обоснование способности власти осуществлять и защищать общегосударственные интересы предпринял выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530-1596). Свои взгляды на государство, пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в его главном труде «Шесть книг о республике» (1576). Ж. Боден убедительно доказывал необходимость государственного суверенитета, очерчивал пределы деятельности государственной власти и возвышал достоинство права. Он, как и Н. Макиавелли, четко отделял политику от религии и морали. «Государство, - писал Боден, - есть осуществление суверенной властью справедливого управлениямногими семьями и тем, что находится в их общем владении»' к его понимании суверенитет государственной влас™ означа! высшую, неограниченную, нераздельную власть, не зГвисев^о ни от папы, ни от империи, ни от внутрисловной борьбьГ
Историческая значимость процесса зарождения и развития политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневе^Т* заключается в том, что философско-религиозные и политические идеи, взгляды и суждения этих периодов подготовили духовную нравственную и правовую почву для первых буржуазных революций в Западной Европе, коренных общественно-политических преобразований во многих странах мира. Политические учения Древнего мира и Средневековья получили свое дальнейшее развитие и углубление в Новое и Новейшее время, стали основой выдвижения и обоснования современных политических концепций и доктрин.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464