1. Зарождение, становление и институционализация
науки о политике
История зарождения и развития науки о политике насчитывает не одно тысячелетие. Процесс накопления знаний о власти, государстве, политических отношениях, берущий начало в восточной и древнегреческой античной философской мысли, эволюционировал до формирования и официального признания в сере дине XX в. самостоятельной политической науки. Политические взгляды, идеи и концепции, выдвинутые и сформулированные мыслителями различных эпох, заложили методологию познания политической действительности, основы формирования и развития современной политической теории.
Первые попытки теоретического осмысления политической действительности предпринимались еще в древности. Они были продиктованы стремлением людей понять и объяснить причины зарождения между людьми властных отношений, возникновения государства, его место и роль в регулировании и управлении общественным развитием.
Исторически сложилось так, что изначально у большинства древних народов господствовали религиозно-мифологические представления о власти, ее происхождении и предназначении. Примерно с середины первого тысячелетия до новой эры в процессе рационализации общественной мысли зарождаются политические взгляды и идеи, носящие философско-этическую форму. Их появление связано с научной деятельностью Конфуция, Платона, Аристотеля и других мыслителей античности, которые пытались рассматривать политику и власть как самостоятельные объекты исследований. Политические взгляды и идеи в эпоху Средневековья также формировались и развивались преимущественно в рамках религиозных и философских учений.
Начало процессу выделения и систематизации собственно политического знания было положено лишь в XVI в. В это время великий итальянский мыслитель Н. Макиавелли, используя эмпирический подход к анализу политической действительности, направил свои усилия на исследование проблем государственной власти, определение эффективных приемов и способов решения конкретных политических задач, стоящих перед государством. Известный французский ученый Ж. Боден также разделял политику и религию, рассматривал их как самостоятельные сферы общественной жизни. В своих работах он уделил значительное внимание теоретическому анализу абсолютной монархии, как одной из форм национального государства.
Многие идеи, позволившие расширить знания о политике и политической жизни общества, принадлежат ученым эпохи Нового времени. В XVII в. получила развитие теория естественного права, основы которой заложили мыслители древности и Средневековья; углубились научные представления о государстве и власти. В трудах голландских и английских мыслителей Г. Греция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Т. Гоббса был расширен теоретический анализ проблем происхождения, организации и функционирования государства как института власти, была выдвинута и обоснована идея разделения властей, всесторонне рассмотрено соотношение прав народа и государства.
В ХУШ в. дальнейшая систематизация и конкретизация политических идей и взглядов осуществлялись усилиями французских мыслителей Ш. Монтескье, Ф. Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо. В их произведениях более чет/кие очертания и глубокое научное обоснование получило ученике о государстве и формах политического правления, теория разделения властей, понимание сущности гражданского общества и демократического строя. Развитие политической теории в этом веке было связано и с деятельностью вьщающихся мыслителей периода борьбы США за независимость, таких как А. Гамильтон, Б. Франклин, Д. Мэдисон, Д. Джей, Т. Джефферсон, Т. Пейн. Работы этих мыслителей, посвященные проблемам политико-государственного устройства США, являются, по некоторым оценкам, важными политическими произведениями вплоть до сегодняшнего для. А получившая окончательное оформление в трудах Т. Джефферсона и Т. Пеина теория неотчуждаемости политических прав народа (теория народного суверенитета) стала критерием демократизации общественных отношений.
На рубеже ХVIII – XIX вв. научные представления о политике, как о самостоятельной сфере общественной жизни, о политической власти, государстве значительно обогатились идеями И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, В. Гумбольдта, А. Сен-Симона, Ш. Фурье,
Р. Оуэна, И. Бентама и других мыслителей. В XIX – начале XX в. границы научных интересов расширяются, значительно увеличивается объем исследовательских работ в области политики, уточняется предшествующее, выдвигаются и обосновываются новые политические идеи и концепции, обогатившие политическую теорию. Очень плодотворно в области исследований политической действигельности работали такие ученые, как А. Бентли, Ч. Мерриам, М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В Парето А Зи Г А. Токвиль, Л. Гумплович, Г. Спенсер, К. Маркс, Ф. Энгельс и другие, которые внесли важнейший вклад в политическую науку
Во второй половине ХГХ в. наука о политике стала приобретать современный облик, а к середине XX в. произошло ее окончательное оформление в самостоятельную отрасль обществознания. В этот период значительно расширились теоретические представ ления о политической сфере жизни общества, сложилась методологическая и организационно-материальная база исследований политических проблем общества. Политическая наука приобрела необходимые элементы и признаки, определившие ее статус в общественной теории и практике. Началу процесса инсттуционали-зации научной деятельности в области исследования политики и политической власти послужило создание в 1857 г. в Колумбийском колледже США (штат Нью-Йорк) кафедры истории и политической науки. В 1880 г. в этом же колледже была основана первая школа политических наук, а к 1890 г. в большинстве американских колледжей и университетов появились отделения политических наук. В конце XIX в. в США начал издаваться первый политологический журнал. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политической науки, что способствовало появлению подобных ассоциаций и в других странах мира. В Европе свидетельством признания политической науки стало открытие в 1871 г. во Франции свободной школы «и™"* науки (ныне - Институт политических исследований Пар"™ университета), а в 1895 г. в Великобритании - лондонской школы экономической и политической наук. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, которая продолжает свою деятельность и в наши дни. Тогда же вышел документ, который закрепил употребление термина «политическая наука» и основными объектами ее исследований определил: политическую теорию, политические институты, политические партии, политические группы, общественное мнение, международные отношения. Решение ЮНЕСКО о формировании ассоциации считается официальным актом признания самостоятельности политической науки, ее международной институционализации. В 50-60-е гт. XX в. в вузах большинства стран Европы открылись факультеты, отделения и кафедры политического направления.
Зарубежная политическая наука XX в. характеризуется широким диапазоном научных исследований, оформлением отдельных политических теорий, появлением новых научных школ. В этот период успешно трудятся такие ученые, как Г. Лассуэл, Г. Моргентау, X. Арендт, Р.Арон, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дюверже, С. Хантингтон, Р. Миллс, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и др.
В России политическая теория стала интенсивно развиваться в конце XIX - начале XX в. Значительный вклад в ее становление и развитие внесли М. Ковалевский, М. Острогорский, Б. Чичерин, П. Новгородцев, Н. Данилевский, К. Победоносцев, П. Казанский, И.Ильин, П.Сорокин, В.Ленин, Г.Плеханов и другие. В отечественной политической теории в то время активно обсуждались вопросы о том, какие общественно-политические силы и политические идеи являются действенными в решении насущных проблем социально-политического бытия в России и какой общественно-политический строй нужен российскому народу. ф
в дальнейшем, в 30 - 80-е гг. двадцатого столетия, политическая теория в нашей стране развивалась, в основном, в русле официальной марксистско-ленинской идеологии. В вузах препо-сь курсы «История КПСС», «Исторический материализм», «Научный коммунизм». И только в конце 80-х - начале 90-х гг. разрозненные знания о политике были сведены в единую науку политологию, которая получила официальное признание и самостоятельный статус. Ее начали преподавать в учебных заведениях как одну из социально-гуманитарных учебных дисциплин.
С 90-х гг. в России значительно расширились тематика и объем научных публикаций по политической проблематике, сыгравших позитивную роль в развитии отечественной политической теории. В настоящее время издаются специализированные журналы по политической науке. Во многих вузах страны имеются кафедры, ведущие научные исследования в сфере политики и преподавание политических дисциплин. В последние 10-15 лет созданы и успешно функционируют исследовательские и аналитические центры: Институт экономических и политических исследований, Экспертный институт, Институт проблем глобализации, Институт Европы РАН, Институт права и публичной политики, Институт политического и военного анализа, Независимый институт социальной политики и др. Они осуществляют научные исследования политических, экономических, военно-политических, социальных, информационных и иных проблем социальной действительности. В 1990 г. Государственным комитетом по науке и технике СССР официально утверждены специальности под общим названием Политические науки», которые в 2001 г. были подтверждены приказом Минпромнауки России. В настоящее время в вузах и научно-исследовательских учреждениях функционируют специализированные диссертационные советы по политической проблематике.
Современная политическая наука функционирует и развивается под воздействием двух диалектически взаимосвязанных тенденций, характерных для общественного знания - дифференциации (выделение новых самостоятельных научных дисциплин) и интеграции (объединение отраслевых научных знаний в дисциплины, находящиеся на их стыке). Тенденция интеграции обусловила взаимопроникновение и объединение политических и других гуманитарных, социально-экономических знаний. В результате сложились и получили признание такие научные дисциплины, как политическая социология, политическая психология, пообобщении содержательно-смыслового наполнения этих опреде лений можно прийти к выводу о том, что политология в самом общем плане - это наука о политике как о чрезвычайно сложном и многоаспектном явлении политической сферы общества. Это не противоречит и этимологии термина «политология» (от греч роИйса - государственные или общественные дела, 1о§о$ - слово^ знание, учение, т.е. буквально - знание о политике).
Выявление объекта и предмета политологии дает основание сформулировать ее определение: политология - это наука о законах (закономерностях) зарождения, функционирования и развития политических отношений, о политике и политической власти и технологиях их реализации.
Из определения политологии как науки следует, что главное для нее - выявление и изучение закономерностей возникновения, функционирования и развития политических отношений. Исследование политической действительности, систематизация знаний о политических отношениях позволили установить систему закономерностей, в которой можно выделить следующие их группы: закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов и ценностей субъектов политики и политической власти; закономерности становления, функционирования и изменения политики и политической власти; закономерности функционирования и развития политической системы и политического процесса; закономерности взаимоотношений личности и государства. это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики. (См.: Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристь, 2000. С. 21); Политология - это наука о закономерностях формирования и развития политических отношений, принципах политической деятельности людей, формах функционирования политической власти и ее использования для решения общественных и государственных задач. (См.: Воробьев К.А. Политология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. С. 13).
Некоторыми частными закономерностями данных групп яв ляЮТся: влияние экономики на формирование политическГи^е"-ресов и потребностей индивида социальных групп, на сод^ние политической деятельности субъектов политики и политики власти; детерминированность содержания и характера политической власти господствующими в обществе социально-экономическими отношениями; взаимозависимость ценностных ориентиров политического развития, реализуемых субъектами политической власти, и действующей системы общественных ценностей; зависимость стабильности развития общества от устойчивости функционирования его политической системы; зависимость типа политического режима от политического менталитета основной массы населения страны; непрерывная борьба основных социальных групп за государственную власть или влияние на нее; зависимость эффективности политики от личностных качеств политического лидера и профессионализма политической элиты и др.
Политология как система знаний о политических отношениях, политике и политической власти имеет два уровня: теоретический и прикладной (теоретическая и прикладная политология). Теоретическая политология исследует методологические и исторические проблемы науки, обеспечивает развитие фундаментальных знаний о политической действительности. Прикладная политология обеспечивает сбор конкретной информации о политических явлениях, процессах и событиях; исследует механизмы и технологии функционирования политических процессов; осуществляет поиск и научное обоснование путей конструктивного воздействия на политическую реальность; вырабатывает рекомендации государственным органам власти по оптимизации политического управления страной и обществом.
Теоретическая политология и прикладная политология тесно связаны между собой. Так, накопление и развитие фундаментальных знаний о политике, обогащение и углубление политической теории невозможны при абстрагировании от реалий об-кцественной жизни, без учета эмпирических данных. В свою очередь, прикладная политология при изучении политическойдействительности, разработке механизмов и практически-политических рекомендаций ее преобразования основываегся на определенных теоретических положениях, представляющих ее методологический инструментарий. Следовательно, деление политологии на теоретическую и прикладную достаточно условно, каждая из них вносит свой вклад в решение как научных, так и прикладных задач.
Политология как наука имеет свое содержание, т.е. совокупность теорий, концепций и положений, в которых с научно-практических позиций объясняются и характеризуются отдельные элементы и составные части ее объектно-предметной области познания, прикладная роль политического знания. Основными разделами современной политологии являются: методология политической науки; генезис и эволюция политических учений; общая теория политики; теория политической власти и властных отношений; теория политических интересов и политического сознания; теория политических систем; теория политического процесса; теория мировой политики; современные идеологии и политические течения; теория национальной безопасности; политические технологии и др.
Современная политология рассматривается как наука и как учебная дисциплина. Как наука она исследует политическую сферу жизни общества, политические отношения и политическую власть, развивает и уточняет политическую теорию, определяет методологию и методику ее применения для анализа политических событий, явлений и процессов. Как учебная дисциплина она дает возможность овладеть системой конкретных знаний о политической жизни, об актуальных проблемах политической практики, о перспективах и тенденциях развития политических знаний. Структура политологии как учебной дисциплины определяется содержанием политологии как науки. Тематика и объем изучаемых в курсе политологии проблем отражаются в учебных программах и тематических планах с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта к подготовке специалистов.
Политология тесно взаимосвязана и взаимодействует с другими гуманитарными и социально-экономическими науками: философией, социологией, экономической теорией исто рией, психологией, правовой наукой и др. Такое взаимодействие обогащает и расширяет возможности получения каждой из них более полных представлений об объектно-предметной области своих исследований.
Взаимодействие политологии с философией заключается в том, что философское знание является общеметодологической основой познания и анализа социальной, в том числе политической, действительности. Со своей стороны, политология углубляет и конкретизирует философские знания о политической сфере, ее месте и роли в общественной жизни. Философия использует результаты политологических исследований для более глубокого и полного познания общества.
Политология тесно связана с социологией. Эта связь, с одной стороны, состоит в том, что общесоциологическая теория, специальные социологические теории и социологический инструментарий используются политологией при анализе политической реальности, разработке политических теорий и концепций. С другой стороны (с учетом того, что социология изучает систему взаимодействия социальной среды и политики, рассматривает политические явления относительно развития социальных процессов в обществе), политология расширяет и углубляет связь социологии с общественно-политической практикой, обеспечивает ее результатами политологических исследований.
Взаимосвязь политологии и экономической теории обусловлена активным взаимовлиянием экономической и политической сфер общественной жизни. Экономическая теория, раскрывая материальные основы общественных отношений, обеспечивает более глубокое осмысление политологией сути и содержания политических интересов, позволяет ей усиливать научное обоснование возможностей использования политических средств и способов достижения экономических целей. Политология же способствует определению экономической теорией принципов раз-работки и осуществления экономической политики, механизма государственного регулирования экономических отношений.
Соотношение политологии и исторической науки - это соотношение теории и практики общественно-политического развития и его истории. Политология использует исторический опыт политической жизни и осуществления политики. При разработке политической теории она опирается на примеры и факты, накопленные исторической наукой. В свою очередь, теоретическое осмысление политологией исторического процесса общественно-политического развития способствует более глубокому и всестороннему анализу историческими науками фактов и событий, в которых политические субъекты играют далеко не последнюю роль.
Достаточно много точек соприкосновения у политологии с психологией. Политология использует результаты анализа психологией мотивов и установок людей, политических лидеров, политических элит, побуждающих их к политической деятельности. Психология, при исследовании психических состояний, явлений и процессов в сознании людей, учитывает влияние политики на психику и поведение человека.
Существует тесная связь политологии и с юридической наукой, которая изучает правовые механизмы деятельности государственных органов власти, правовое регулирование норм поведения и политических отношений людей. Теория права способствует разработке и развитию политических концепций и идей. Политология же служит методологической основой правовой теории и изучения правовой практики.
Политология не подменяет ни одну из общественных наук. У нее своя цель, свое предназначение. При этом наличие творчески развивающихся знаний об обществе в рамках других социально-гуманитарных наук - важнейшее условие дальнейшего развития политологии, оптимизации ее понятийно-категориального аппарата и исследовательского инструментария, повышения конструктивной роли в системе социальных отношений.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464