1. Сущность политического режима и его основные типы
Термин «режим» (фр. ге§1те) означает порядок, систему правил и методов управления. Применительно к политике и государственной власти он трансформировался в понятие «политический режим», которое стало употребляться в западноевропейской науке на рубеже XIX - XX вв. Характер политического режима отождествлялся в то время со степенью разделения законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве, с особенностями их взаимоотношений, а также со способами формирования государственных органов. Во второй поло-вине XX в. категория «политический режим» вошла в широкий научный оборот.
В настоящее время в научной и учебной литературе имеются два основных подхода к определению сущности и характерисшке политического режима как социального явления и на учной категории: политико-правовой (юридический) и социологический . Сторонники первого - политико-правового, основоположником которого является индийский политолог П. Шаран отождествляют политический режим с формами государственного правления: монархической, республиканской и их разновидностями. Политический режим, по их мнению, это конституционно-правовые принципы, институциональные нормы и ценности, регулирующие функционирование политической системы. По сути, такое определение политического режима сводит его к установленным государством формальным нормам, правилам и ценностям, определяющим методы и способы политического властвования. При таком подходе политический режим фактически совпадает с государственным (государственно-правовым) режимом, что неправомерно, так как первое, с научной и практико-политическои точки зрения, представляет более широкое явление.
При выяснении сущности и содержания политического режима в современной политической науке приоритет отдается социологическому подходу. Этот подход разработан американским политологом Д. Истоном. Согласно ему политический режим в обобщенном виде отражает социальную природу субъектов политической власти, характер проводимой ими политики и вклю-чает технологию функционирования институтов политической власти, принципы, методы и формы взаимоотношений государства и общества. Это совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов политической системы в целом, способствующих формированию определенного облика власти.
1 См.; Желтое В.В. Политология: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 232; Политология: Учеб. пособие. 2-е изд. / Под ред. А.Н.Бороздина и Н.И. Гусева. М: МосУ МВД России, 2003. С. 155 - 156; Соловьев Л. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 242; Хей-вуд Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов: Пер. с англ. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 37 - 38 и др.Политический режим составляют методы и приемы реализации власти государством, политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями.
По мнению Д. Истона, политический режим - «это цели и правила политического взаимодействия»1. Политический режим отражает функциональную сторону политической системы и обусловливает присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, политические права и свободы личности, социальных групп, реальные возможности их осуществления, образ политического правления. На практике политический режим представляет собой не формальные, а реально сложившиеся и действующие принципы и методы реализации политической власти, которые порой могут и не соответствовать правовым нормам, закрепленным в конституции страны и других актах государства. В соответствии с социологическим подходом политический режим - это определенный политический строй, способ функционирования политической системы общества, совокупность конкретных форм, способов, приемов и методов осуществления государственной власти.
На разных этапах развития человеческой цивилизации, а также в отдельных странах одного и того же исторического периода складываются различные политические режимы. Это в первую очередь связано с тем, что господствующие в обществе классы, социальные группы, властвующая политическая элита всегда заинтересованы в таком политическом режиме, который бы обеспечивал стабильность существующей политической власти, управляемость населением страны, приемлемую для них динамику и направленность развития политических отношений. Кроме того, формирование и функционирование политических режимов детерминируется содержанием и характером социально-экономических и духовных отношений в обществе, его политическими традициями, стереотипами политического сознания и поведения граждан* местом и ролью страны в системе международных отношений, профессионализмом государственной бюрократии и другими условиями и факторами.
В исторической ретроспективе и современной политической практике известно широкое многообразие политических режимов. Дня их классификации используются различные критерии Наиболее существенными из них являются: степень участия народа в политической жизни общества, управлении государством; социальная база политического режима, отношение населения страны к институтам власти; содержание взаимоотношений между личностью, обществом и государством; наличие и соотношение формальных и реальных гарантий прав и свобод граждан; способы и методы, применяемые властью в управлении обществом, при разрешении конфликтных ситуаций; частота и интенсивность использования властными институтами средств насилия; возможность смены политического режима.
На основе данных критериев в разные эпохи и разных странах выделяются различные модификации существовавших и существующих политических режимов. Так, в период рабовладения наиболее типичными были деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Распространенными политическими режимами эпохи феодализма являлись абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма». В последующем сложились либеральный, либерально-демократический, военно-полицейский, фашистский (постфашистский), расистско-националистический, диктаторский, фундаменталистский и другие разновидности политического режима.
В современной политической науке существующие политические режимы подразделяются на самые различные типы. 1ак, некоторые западные политологи выделяют в современном мире пять основных типов политического режима: западные полиар-хии, новые демократии, восточно-азиатские режимы, исламскиережимы и военные режимы1. Вместе с тем в большинстве зарубежных и отечественных изданий в зависимости от набора и сочетания методов и средств государственного правления и политического властвования политические режимы современности, как правило, сводят к трем основным типам: тоталитарному, авторитарному и демократическому2. Нередко при анализе и характеристике политических режимов тоталитарный и авторитарный режимы власти рассматривают как разновидности антидемократического политического режима. Каждый из типов политического режима обладает своими специфическими чертами, реальным содержанием форм своей организации и функционирования.
Тоталитарный политический режим представляет собой технологию политического господства, направленного на установление абсолютного и полного контроля со стороны государственного (партийного) аппарата над всеми сферами общественной жизни и деятельности отдельных грею/сдан. Тоталитаризм (от лат. 1о1а1 - весь, целый, полный) как всеобъемлющий принцип организации общественной и личной жизни пронизывает все стороны, все элементы политической системы общества. Установление тоталитарного политического режима начинается, как правило, с утверждения в обществе единой идеологии, которая внедряется в общественное и индивидуальное сознание как единственно правильная, истинная и поэтому обязательная для мировоззрения каждого человека. Всякая другая идеология по-
1 См.: Хейвуд Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов. С. 39 - 44.
2 См.: Воробьев К. А. Политология: Учеб. пособие для вузов. М.: Ака демический проект, 2003. С. 222 - 223; Забелин П.В., ДрягшевЛ.А., Фед- цовВ.Г. Политология: Учеб.-практ. пособие для вузов. М: Приор, 2002. С. 33; Каменская КН. Политология: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 94; Мельник В. А. Политология: Основные понятия и логические схемы. Минск: Вышэйшая школа, 2003. С. 60; \ водов Г. Т. Политология: Учебник для вузов. М: Проект, 2002. С. 124.
давляется. Тоталитарная идеология отвергает все прежние духов ные ценности и заменяет их новыми, которые нередко прот^во речат обыденному сознанию людей, их психологии
Всеобъемлющая идеологизация общества при тоталитарном политическом режиме сопровождается его тотальной политиза цией, гипертрофией аппарата власти. Политической властью вла деет одна-единственная партия, а в партии - небольшая группа лиц или даже ее лидер. Происходит расширение влияния политической власти, создается мощный аппарат социального контроля н принуждения. Утверждается преимущественно централизованное политическое управление экономикой. Сужаются права и свободы человека, гарантии их реализации. В обществе действует принцип: «Запрещено все, что не приказано». Законы и мораль подчиняются стратегической цели высшего политического руководства или политического вождя.
При тоталитаризме формируется адекватная его сути социальная структура. В поисках массовой социальной опоры режим провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, разделяет людей на своих и чужих. Социальная дифференциация общества происходит главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью, влияние на нее являются основой социальной стратификации, социального статуса и социального положения.
Тоталитарный политический режим монополизирует духовную жизнь общества. Устанавливается жесткий государственно-политический контроль и цензура над средствами массовой информации, культурой и искусством. Насаждается единая идеология. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающие расслабления, утраты бдительности. Типичным для ™талита^ого режима является милитаризация общества^ Силовые струны наряду с защитой безопасности страны и обеспечением правопорядка выполняют и карательные функции. В ^"еГессив-" равлении и реализации власти используются насилие, репрессивные методы. Противники режима преследуются, по отношению к ним применяются террор и физическое подавление.
Перечисленные характеристики в большей или меньшей мере присущи всем разновидностям тоталитарных политических режимов. Это подтверждается их функционированием в годы сталинского правления в СССР, при Мао Цзэдуне в Китае, в фашистской Германии и Италии, а в настоящее время - в КНДР и некоторых странах Африки и Ближнего Востока. Вместе с тем, как показывает общественная практика, отдельные из них проявляют достаточно высокую эффективность в условиях критического состояния общества (войны, конфликты, экономические и социальные потрясения и т.п.) и в процессе выхода из него. Этим во многом объясняется легитимность подобных режимов и сохраняющаяся до сих пор их привлекательность для некоторой части людей.
Широко распространенным в прошлом и в современных условиях является авторитарный политический режим. Слово «авторитаризм» (от лат. аигогпаз) означает власть, влияние. Авторитарный политический режим представляет собой такую технологию политического господства и управления, при которой политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, социальной группой) при минимальном участии народа.
Авторитарному режиму присущи монополия отдельной личности или группы на власть и политику, неограниченность и централизация политической власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом допускается определенное размежевание социальных и политических сил в обществе, не исключаются некоторые элементы демократии. Возможно формальное существование контролируемых властью партий, профсоюзов, разделение властей. Характерен отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполи-тические сферы - экономику и культуру.
Авторитарный режим опирается на силу, хотя и не прибегает к массовым репрессиям и террору. Армия, полиция и другие силовые структуры могут привлекаться для выполнения несвойственных им задач. В условиях авторитаризма возможен ограниченный и строго контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях. Авторитаризм пра "^ Не допускает политической оппозиции, ее независ им™™ политической деятельности, ограничивает фактическое Гас™ граждан в обсуждении и принятии решений по вопроса™ дарственной и общественной жизни. При авторитарном политическом режиме сохраняется определенная автономия общества и личности во внеполитических сферах, допускается существование отдельных элементов гражданского общества. Отсутствуют конституционные и реальные гарантии провозглашаемых для граждан свобод. Свобода носит разрешительный характер по принципу: «Все, что не разрешено, - запрещено».
Так или иначе авторитарному политическому режиму свойственны командно-административный метод руководства, навязывание мировоззренческо-идеологического единомыслия и безусловного повиновения власти, широкое использование принуждения внутри общества и агрессивные установки во внешней политике. Но даже при значительной регламентации жизни в обществе могут процветать бесхозяйственность, коррупция и кумовство.
Авторитарный политический режим существовал в различные периоды истории человечества. Ярко выраженными признаками авторитаризма обладали древние деспотии, абсолютистские монархии Средних веков. В XX в. примером такого режима были: гватемальская диктатура, режим президента Са-лазара в Португалии, власть бразильских военных, режимы власти в Южной Корее, Таиланде, Панаме, Аргентине, режим политической власти в СССР и других социалистических странах в 60-е - 80-е гг. В современных условиях к авторитарному политическому режиму можно отнести режимы власти в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Абу-Даби, Республики Беларусь, Турк-
мении и других странах. поч,импв
Крайним выражением авторитарных политических режимов
считаются военные диктатуры. Они, как правило, У^™. ются в результате военных переворотов, заговоров^гутчен Ни большее число примеров военных диктатур дали страны Латинской Америки, Африки, Греция, Пакистан, Турция. Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. Военные диктатуры делают ставку на прямое физическое насилие, во всяком случае, на начальном этапе их утверждения и функционирования. Новым для этих режимов во второй половине XX в. стало проведение стабилизационной политики, включающей экономическую модернизацию, и осуществление социальных компенсирующих мероприятий.
Авторитарные политические режимы являются весьма устойчивыми и жизнеспособными. На практике они показали свою высокую эффективность и действенность в решении многих общественно значимых проблем - выход общества из экстремальных ситуаций, проведение радикальных реформ, достижение значимых для государства внешнеполитических целей и др.
Особую разновидность политических режимов составляет демократический политический режим. Демократический политический режим представляет такую технологию организации политического властвования и управления, которая основана на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных и общественных дел, наделении граждан широким кругом прав и свобод. Демократия (от лат. детоз - народ и кШоз - власть), составляющая сердцевину демократического политического режима, означает народовластие, право и возможность народа участвовать в принятии и реализации политических решений.
Демократический политический режим представляет такое правление, при котором народ участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. В его условиях определенная часть государственно-политической элиты избирается народом на строго установленный период. Гражданам предоставляется право создавать и организовывать политические партии и другие общественно-политические организации. При демократическом политическом режиме гарантируются личные права и свободы граждан, законность и пр^пор^оГ Устанавливается свобода слова и печати, широкий доступ к иТ формации. Все без исключения граждане формально равны пепел законом, правовое поле их поведения определяется принципом «Все, что не запрещено, - разрешено». Силовые структуры стро го выполняют установленные функции, обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества.
Характерной чертой демократического режима являются разделение властей, их баланс, наличие системы сдержек и противовесов, которые обеспечиваются посредством специальных органов. Этим предотвращается возможное злоупотребление властью, возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом.
К важным признакам демократического режима относится политический плюрализм, допускающий постоянное столкновение идей и интересов различных лиц и социальных групп. Он предполагает осуществление политической власти конкурирующими и уравновешивающими друг друга политическими партиями и организациями, существование в обществе многопартийной системы на принципах оппозиционности. Плюрализм означает свободу деятельности в обществе оппозиционных сил в рамках установленных государством норм и правил.
В условиях демократического режима отсутствует одна официальная идеология, но при этом сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Деятельность государства осуществляется гласно и открыто. Граждане информируются о принимаемых государственных решениях, имеют широкую возможность знакомиться с работой различных органов политического управления.
Демократический политический режим по сравнению с тоталитарным и авторитарным принято считать более оптима^ньш отвечающим современному состоянию общественных отношении и тенденциям их развития. Вместе с тем «™^^ практика никогда не давали однозначно положительную оценку демократическому политическому режиму и составляющим его основу разновидностям демократии. Так, древнегреческие мыслители Платон и Аристотель относили демократию к самой низшей из всех законных форм правления. Они считали, что она порождает коррумпированность, способна к перерождению в тиранию. Отрицательно характеризуется также демократическая организация власти, основанная на классовом принципе, - рабовладельческая, феодальная, буржуазная, пролетарская и т.п. Несовершенны и некоторые современные формы западной демократии. Например, идентитарная, предполагающая некоторую идентичность управляющих и управляемых, и конкурентная, основанная на свободной игре политических сил. Первая воспринимает отдельные черты, свойственные тоталитаризму и авторитаризму, а вторая - выхолащивает смысл политического плюрализма, предоставляя выборным лицам «свободный мандат», освобождая их от ответственности перед избирателями; открывает доступ к власти людям своекорыстным, с низкой культурой и нравственностью. В современной демократии таится также опасность для всеобщей свободы, возможность «тирании большинства» над «лучшим меньшинством».
Демократический политический режим не является идеальным, а демократическое правление может иметь многочисленные изъяны и издержки. Известный английский политик У. Черчилль отмечал, что «демократия - наихудшая из систем власти...» . Однако человечество пока ничего лучшего не придумало, и поэтому демократия является сегодня наиболее справедливой формой правления из тех, которые методом проб и ошибок найдены за всю историю человечества.
Перечисленные характеристики типов политического режима представлены преимущественно в идеализированном виде. На практике известные в истории и функционирующие ныне конкретные политические режимы в «чистом виде» ими не облада-
1 Цит. по.' Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.Л. Гу торова. М.: Юрайт-издат, 2005. С. 259.ют. Любой политический режим правомерен, когда он -*ьА вен, обеспечивает достижение соцршлы»'»^1^^ держание общественной стабильности и пользуется поаде^лГй народа. /Тля этого политически господствующий класс п™ ческая элита или владеющая властью политическая партия в з! висимости от обстоятельств всегда используют в управлении обществом широкий набор средств и методов, по-разному воспринимаемых различными социальными слоями и группами Кроме того, всякий политический режим имеет как бы две стороны: одной стороной он обращен к тем, кто властвует в обществе, а другой - к тем, кем власть управляет. Естественно, что отношение к политическому режиму и его оценки обеими сторонами существенно отличаются. И наконец, содержание и характер политического режима во многом определяются качеством и целями деятельности господствующего политического меньшинства, учетом с его стороны в организации и реализации политической власти национально-традиционных факторов. Поэтому большинство реально функционирующих политических режимов сочетают в себе черты различных типов, являются смешанными.
Не отвечает в «чистом» виде характеристикам ни одного из основных типов и современный политический режим в России. Сегодня это режим переходного состояния, тяготеющий к авторитаризму, но одновременно обладающий признаками демократии. Это более всего авторитарный политический режим. Основной тенденцией развития современного российского политического режима является его поступательное движение в сторону демократии и оптимизации функционирования в реально сложившихся общественных условиях. Реализация этой тенденции может быть обеспечена такой концепцией »™0^™^»™^ тического процесса, которая соответствует ™^^^™_ бенностям российского общества, его Ч**™*™^^ литический опыт других стран, а также «^^Г^ рантий демократическим преобразованиям во всех сферах общественной жизни. Полнггический режим представляет собой важнейший инструмент управления обществом, регулирования социальных процессов. Поэтому его укрепление и трансформация с учетом изменяющихся общественных условий являются неотъемлемыми элементами устойчивого общественного развития и прогрессивных преобразований.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464