2. Политические учения Нового и Новейшего времени
Начало зарубежного Нового времени (XVII в.) связано с секуляризацией общественных отношений, первыми буржуазными революциями в Европе и радикальными изменениями в социально-политической жизни многих стран мира, которые обусловили развитие наиболее прогрессивных политических идей прошлого и формирование новых мировоззренческих представлений о судьбах человека и общества, о политике и власти. В трудах Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632 - 1704), Бенедиктина Спинозы (1632 - 1677) и других получили оформление теория естественных прав человека и концепция общественного договора. Главная идея теории естественных прав человека заключалась в том, что все люди от рождения равны в своих правах, являются свободными в убеждениях и действиях, в обладании принадлежащей им собственностью и~ ВобенЖ Шесть^иТо^дарстве // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. 1. с. зш.распоряжении ею, имеют право на гарантированную защиту всяких проявлений произвола и т.д. Эта идея была развита в к ^ цепции общественного договора, благодаря которой радикаль изменился господствовавший прежде взгляд на природу и харя тер государства, роль публичной власти в обществе.
Теория естественных прав человека и концепция обществе ного договора стали основой выдвижения и обоснования новы политических идей. Так, в развитие ранее сложившихся представлений о государстве Г. Гроций выдвинул идею о том, что \ людей, существовавших в «естественном состоянии», не было государства и частной собственности. Лишь убедившись на собственном опыте в безысходности борьбы с насилием, они добровольно объединились в государство. Эта идея по-своему трактовалась Т. Гоббсом, который называл естественным состояние когда нет власти, держащей людей в страхе, состояние «войны всех против всех». Люди полностью отказывались от естественных прав и передавали их государству, власть которого признавалась ими суверенной и абсолютной.
Дж. Локк, исходя из представления о «естественном состоянии» общества, считал, что уже в догосударственном состоянии существовали права и свободы человека. В естественном состоянии все подчинялось законам природы, которые сводятся к тому, что все равны и независимы, никто не смеет лишать другого жизни, свободы и имущества. Однако соблюдение этих законов невозможно, так как у каждого человека свои интересы, не все придерживаются определенных правил поведения, а судьей в любом деле является сам человек, который небеспристрастен и нередко несправедлив. Поэтому люди заключали общественный договор, по которому создавали государство, призванное обеспечить законность и порядок, заменить неопределенность естественного права ясными законами и беспристрастными учреждениями В отличие от Т. Гоббса Дж. Локк не считал необход^ГьГпГГй отказ людей от естественных прав в пользу государства. Права на жизнь, свободу и частную собственность, полагал он, являются неотчуждаемыми. Организационный порядок государственной власти определялся им в теории разделения властей Согласно этой теории в государстве существует три вида власти: законодательная (с правом издавать законы), исполнительная (наделенная правом проводить законы в жизнь) и федеративная (занимающаяся вопросами внешней политики). Законодательная власть является верховной. В учении Дж. Локка много внимания уделялось формам государства, системе государственного правления, условиям и факторам его организации и функционирования.
Б. Спиноза (французский философ-материалист) вошел в историю политической мысли как создатель концепции демократии, основатель теории демократического преобразования общества. Демократию он рассматривал как свободу сохранения и преумножения частной собственности, признание идеи общественного договора. Он связывал ее с разумом, рациональностью государственных законов, подчинением как осознанной необходимостью поведения людей.
Большой вклад в развитие политической мысли в Европе в ХУШв. внесли представители французского Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755),Франсуа Вольтер (1694 -1778), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Главной темой политико-правовой теории Монтескье была политическая свобода, основанная на справедливых законах и надлежащей организации государственности. При этом он отмечал, что политическая свобода состоит не в том, что\5ы делать то, что хочется, а «... делать все, что дозволено законами». Обоснование идеала политической свободы мыслитель связывал с рассмотрением форм государства: республиканской (демократия и аристократия), монархической и деспотической. Республиканская и монархическая формы государства, считал он, при определенных условиях обеспечивают такое политическое управление, при котором возможна политическая свобода, исключается злоупотребление властью; для обеспечения законности и свободы как в республике, так и в монархии должно существовать разделение властей. Монтескье выделял законодательную, исполнительную и судебную власти. Помимо разграничения их компетенции предполагалось предоставление этим властям специальных полномочий, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Это был большой шаг вперед по сравнению с учением Дж. Локка.
Французский писатель и философ Ф. Вольтер вошел в историю общественной мысли как обличитель католической церкви религиозного фанатизма и мракобесия. Критика догматических постулатов католической церкви и феодальных порядков осуществлялась им с позиций рационализма. Вольтер считал, что на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы. Политическую организацию будущего общества разума он видел в неуклонном соблюдении законности и либеральных методов осуществления власти в республиканской форме правления.
Одним из великих мыслителей эпохи Просвещения был Ж.-Ж. Руссо. Проблемы общества, государства и права рассматривались им с позиции обоснования принципа народного суверенитета. Основным содержанием его учения явилась концепция общественного договора, в которой были сформулированы идеальные представления о государстве и праве. Согласно этой концепции государство образуется в процессе перехода общества от естественного к гражданскому состоянию путем заключения общественного договора между людьми, образования ассоциации равных и свободных индивидов, организационной формой которой выступает республика. Эта идея наряду с принципами народного суверенитета, равенства и свободы составила ядро политической программы Ж.-Ж. Руссо. Народный суверенитет, по взглядам Руссо, неотчуждаем и неделим, не нуждается в разделении властей. Системе разделения властей философ противопоставил необходимость разграничения функций органов государства.
Немаловажный вклад в развитие политической мысли XVIII в. внесли сторонники французского социализма. Его выдающимися представителями были: Жан Мелье (1664 - 1729), Морелли (годы жизни неизвестны), Габриель Бонно де Мабли (1709 - 1785), Гракх Бабеф (1760 - 1797). Резко критикуя абсо-лютистско-монархистские порядки, философы противопоставляли им идею народного государства, переход к которому возможен только через революцию. Основу нового государства по их мнению, должны были составить полная ликвидация частной собственности и передача всей полноты власти в руки револю ционного правительства щ Национального собрания
Особый этап в зарубежной политической мысли связан с периодом борьбы США в конце ХУШ в. за независимость и с теоретической деятельностью ее идеологов: Бенджамина Франклина (1706 - 1790), Томаса Пейна (1737 - 1809), Томаса Джеф-ферсона (1743 - 1826), Джона Джея (1745 - 1829), Джеймса Мэдисона (1751 - 1836), Александра Гамильтона (1757 - 1804) и др. Главное внимание в своей теоретической деятельности мыслители уделяли разработке проблем государства и государственного правления, взаимоотношений общества и государства, демократии, прав человека, административно-территориального устройства страны; подготовке Конституции США. Ими была выдвинута и обоснована идея демократической республики как наиболее оптимальной формы осуществления власти народа и федерального устройства США, обеспечивающей реализацию принципа республиканского самоуправления штатов. Заслугой американских ученых явилось обоснование различий между обществом и государством, необходимых условий для соблюдения прав человека. Большое внимание они уделяли характеристике форм правления, основной среди которых считали республиканскую форму. В трудах этих мыслителей, с учетом специфики формирования органов государственной власти, получила дальнейшее развитие теория разделения, баланса и равновесия властей. Выдвинутые и обоснованные ими идеи легли в основу Конституции США, принятой в 1788 г.
В XIX в. в развитии зарубежной политической мысли наступил качественно новый этап, связанный с ориентацией теоретических идей и концепций на ^^гш^ов^^^^ определенных социальных образований. В соотве™™^° ' ^_ -ьной дифференциацией обшества ^^^^^ новные мировые идейно-политические течения, лиоераллтизм и социализм, содержание которых базировалось на достижениях политической мысли прошлых столетий и находит отражение в современных модификациях этих течений.
Либерализм (от лат. ИЪепШв - свободный, независимый) -ведущее направление западной политической мысли, особенно первой половины XIX в. Его корни - в трудах крупных мыслителей XVII - XVIII вв., таких как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, Ф. Вольтер, А. Смит, и других, которые выражали интересы зарождавшейся в Западной Европе буржуазии, являлись ее идеологами в борьбе за государственную власть. В классическом либерализме воплотились их идеи: об абсолютной ценности человеческой личности; о неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и собственность; о договорном характере отношений государства и индивида; об ограничении объема и сфер деятельности государства; о верховенстве закона и разделении властей; о рационализме и вере в прогресс и др. Мировоззренческие, политические и экономические идеи и принципы либерализма в ХГХ в. получили развитие в работах Иеремия Бентама (1748 - 1832), Бенжамена Констана (1767 - 1830), Вильгельма фон Гумбольдта (1767 - 1835), Алексиса де Токвиля (1805 - 1859), Джона Стюарта Милля (1806 - 1873), Герберта I Спенсера (1820 - 1903) и других ученых. Ими разрабатывались, главным образом, принципы гражданской свободы и демократии, раскрывались и обосновывались место и роль государства в системе общественных отношний. В XIX в. кроме либерализма широкое распространение как политическая идеология получил консерватизм (от фр. сопзегуа- Й8те и лат. сошегуо - охранять, сохранять). В отличие от либе рализма консерватизм не имел устойчивого идейного ядра и принимал разные формы в разные исторические периоды. Идей- '^1
ные основы его были разработаны еще в ХУШ в. Основоположник идеологии консерватизма Эдмунд Берк (1729 - 1797) выделял в нем следующие принципы: ограниченность сферы человеческого разума в познании и преобразовании мира, созданного божественной волей, что предполагает сущестние высшегоморального закона, которым должен руководствоваться человек своих действиях; греховная природа человека, требующая обу дания его страстей; естественное неравенство людей, обусловли ваюшее разделение общества на классы и группы; уважение истории и традиций прошлого и др.
Свое развитие идеология консерватизма получила в трудах Ж.деМестра (1753 - 1821), Л. деБоланда (1754 - 1840), Т. Кар-лейля, Ф. Р. де Шатобриана, Людвига фон Галлера (1768- 1854) Адама Мюллера (1779 - 1829) и др. Классический консерватизм ориентировался: на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, моральных ценностях; приоритетную роль государства как единственного проводника народной воли и защитника интересов общества; придание частной собственности роли единственного гаранта личной свободы человека. Для него характерно скептическое отношение ко всякого рода нововведениям, неверие в возможность достижения социального равенства людей. Идеология консерватизма выступала как антипод либерализму. Консерватизм XIX в. не только отрицал теоретические положения либерализма, но и резко критиковал политическую практику буржуазного общества и государства. При этом критика велась с позиций феодальной аристократии, роль которой и политические ценности старого общества идеализировались, что свидетельствовало о реакционном характере консервативной идеологии этого периода.
В первые десятилетия XIX в. наряду с либерализмом и консерватизмом окончательно оформились в самостоятельную политическую идеологию социалистические идеи и взгляды. Представители критического утопического социализма Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771 - 1858) и другие подвергли резкой критике капиталистические порядки, разработали проекты будущего общества, реализация которых, по их мнению, могла помочь избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечить каждому индивиду достойное существование. Идеальное общество они представляли как результат исторического и нравственного прогресса, воплощения на практике достижений науки и техники. В таком обществе полагали утописты, можно достигнуть социального равенства людей в том смысле, что все обязаны трудиться, а привилегии ликвидируются. Задача государства будет заключаться в организации производств в интересах большинства человечества, а его власть будет, насколько возможно, ограничена. Власть должна принадлежать классу промышленников, которые, составляя большинство населения, выдвигают из своей среды людей, способных к управлению в интересах народа и создания благополучия для всех. Социалисты-утописты были противниками революции как формы перехода к новому общественно-политическому устройству. Они считали, что такой переход может быть достигнут путем пропаганды новых идей, основанных на использовании христианских духовных ценностей; апелляции к разуму и добродетели; убеждения в необходимости следовать законам общественного развития и прогресса.
С середины ХГХ в. политическая идеология социализма получила свое развитие в трудах Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895) и приобрела истинно революционный характер. Сложилось целостное учение, получившее название марксизма, составной частью которого явилась марксистская политическая концепция. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей концепции раскрыли и обосновали положения о решающей роли народных масс в историческом процессе; об определяющем влиянии экономики на политику и политические процессы, их относительной самостоятельности и влиянии на производственные отношения; о делении общества на классы, в котором экономически господствующий класс господствует и политически; о классовом характере государства и политической борьбы; необходимости смены буржуазного государства государством диктатуры пролетариата; революционном переходе от одной формы общественно-политического устройства к другой; о необходимости полного народовластия и развития самоуправления, которые утрачивают политический характер, что приводит к постепенному о ства как политического института господствТМИранию Г0СУДар-другим. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса „а полите 7Т "** во, право, как бы ни варьировались их оценГвГог^Гс бурно протекающими социально-политическими перем™ в мире, навсегда вошли в историю мировой политической мысли Они сыграли и играют значительную социальную роль Без все стороннего знания марксизма невозможно представить истинной картины современной политической жизни.
Большой вклад в развитие мировой политической мысли внесли зарубежные ученые Новейшего времени. В конце ХГХ в. -первой половине XX в. политическая теория развивалась главным образом усилиями таких ученых, как Макс Вебер (1862 -1920), Вильфре-до Парето (1848 - 1923), Роберт Михельс (1876 -1936), Гаэтано Моска (1858 - 1941), Чарльз Мерриам (1874 -1953) и др. В трудах М. Вебера получила концептуально завершенное осмысление теория политической власти и принципы ее легитимности, разработана теория «плебисцитарной» демократии, исследована роль бюрократии в современном сложнооргани-зованном обществе, проанализирован современный капитализм как воплощение принципа рациональности. Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс разработали теорию политических элит, которая, став составной частью политической науки, развивается и в настоящее время. Г. Моска обосновал представление о существовании во всех обществах двух классов - класса правящих и класса управляемых. В. Парето разделил общество на правящую элиту и неправящую (контрэлиту), рассмотрел вопросы о «массовой циркуляции элит», о смене элит в ходе революционных перемен. Р. Михельс, являясь одним из основателей политической социологии, открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, назвав его «железным законом олигархии». Согласно его взглядам власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению. С именем американского ученого Ч. Мерриама связано развитие представлений о политической науке как науке о политическом поведении, послужившей зарождению поведенческого (бихевиористского) подхода в исследованиях политически*
^ ПР°Тс^едине - второй половине XX в. наиболее яркими пред, ставителями политической мысли за рубежом были: Гарольд Лас, суэл, Ганс Моргентау, X. Арендт, Р. Арон, К. Боулдинг, Р. д^ дорф М. Дюверже, С. Хантингтон, Р. Миллс, Т. Парсонс, Д, ^ тон, Г. Алмонд и др. Их усилиями творчески развивались классические политические теории, выдвинуты и обоснованы новые идеи и концепции политической науки: о политических системах, политической культуре, политических конфликтах, геополизде-ском положении государств, международной, региональной и национальной безопасности, политической модернизации, мировом политическом процессе и другие.
Эволюция политической мысли в Новейшее время происходит и в рамках традиционных идеологических направлений, которые, приспосабливаясь к новым историческим условиям, связанным со стремительными социально-экономическими, политическими, культурными и научно-техническими переменами в жизнедеятельности человечества, видоизменяются и трансформируются в новые формы. Классический либерализм приобрел форму неолиберализма. Основные особенности неолиберализма, отличающего его от классического, заключаются: в ориентации на разумные ограничения индивидуальной свободы в интересах общества; признании необходимости государственного управления экономическими и социальными процессами и конкуренции, планирования (насколько необходимо); дополнении (насколько возможно) равенства условий равенством возможностей в реализации интересов и потребностей людей; учете политической элитой интересов всего общества. Важное место в теории и практике современных неолибералов занимают проблемы справедливости: отвергая проблему полного социального равенства, они выступают за справедливость политическую, равенство всех перед законом. Современный неолиберализм, стремясь завоевать сторонников, расширить социальную базу, принимает новые формы и модификации, порой лавируя между социально политическими полюсами: правым консерватизмом и левым радикализмом.
Значительные изменения произошли в консерватизме. После окончания Второй мировой войны консерватизм как идейно-политическое течение по различным причинам утратил некоторые свои позиции. Лишь в 70-е гг. XX в. идеи и положения консерватизма в идеологии и политике правительств и политических партий Западной Европы и Северной Америки вновь стали популярными. Под влиянием мировых социально-политических изменений теоретики консерватизма решительно отказались от ряда принципиальных положений их классической идеологии, выдвинули новые идеи. Консерватизм принял форму неоконсерватизма, главное отличие которого заключается в признании неоконсерваторами необходимости перемен в обществе, обусловленных объективным ходом общественного прогресса. Сторонники этого идейно-политического течения сегодня выступают не столько за сохранение старых порядков (в отличие от их идейных предшественников), сколько за создание новых политических институтов, способствующих общественному прогрессу. Именно это в какой-то мере сегодня сближает неоконсерватизм с неолиберализмом.
Одной из идейно-политических доктрин новейшего времени является доктрина демократического социализма. Идеи социализма, выдвинутые еще в 90-е гг. ХГХ в. Э. Бернштейном и К. Каутским, стали в настоящее время одними из самых популярных. В отличие от К. Маркса эти идеологи выступали за интеграцию рабочего класса в капиталистическую систему и переход к социализму через углубление буржуазной демократии. Содержание современной концепции демократического социализма включает такие идеи, как правовое государство, социальная и экономическая активность государства при сохранении многоукладной рыночной экономики, самоуправление на местном уровне, свободное развитие личности, социальное и политическое равенство людей, многопартийность и свобода деятельности оппозиции, поиск политического консенсуса между различными социальными силами, демократические свободные выборы органов власти на всех уровнях, идейный плюрализм. В настоящее время в мире !унКцИОнируют более восьмидесяти социал-демократических партий большинство из которых входят в состав созданного в 1951 г Социалистического интернационала, а многие находятся у власти в странах Европы и других регионах мира.
Ярко выраженным течением социально-политической мысли в Новейшее время стал радикализм (лат. гашп - корень). Радикализм - политическая теория, идеология и практика, направленные на решительные, коренные преобразования в общественной жизни, изменение социально-политического строя. Как исторический феномен радикализм возник в Англии, а в последующем, в эпоху промышленных революций, получил широкое распространение во всей Европе. В XX в. в зависимости от ориентации на средства, методы и способы политических преобразований, их направленности стали выделять левый и правый радикализм.
Левый радикализм предполагает активные и скоротечные общественные преобразования в целях смены существующей и формирования новой социально-политической системы. В исторической ретроспективе и в современных условиях к основным разновидностям левого радикализма относятся анархизм, троцкизм (неотроцкизм), новые левые, христианский социализм, исламский социализм, большевизм. Социальную основу левого радикализма составляют различные общественные группы, испытывающие в повседневной жизни социально-экономические трудности и склонные к ультрареволюционности, авантюризму и волюнтаризму. Политико-идеологические концепции левого радикализма характеризуются широким разнообразием идей и установок, недостаточной теоретико-методологической строгостью и обоснованностью.
Правый радикализм ориентируется на использование устоявшихся, опробованных средств и методов в коренных преобразованиях общественной жизни, на изменение существующего социально-политического строя и возврат к прошлой политической системе. Разновидностями правого радикализма являются фашизм(неофашизм), новые правые, воинствующий национализм расизм исламский фундаментализм. Социальную базу правого радикала^ ма представляют социальные группы и слои, утерявшие в результате общественного прогресса свой социальный статус, не сумевшие адаптироваться к новой социальной ситуации, придерживающиеся устоявшихся норм жизни и традиций. Политико-идеологические концепции правого радикализма плюралистичны по своему содержанию, достаточно аргументированны.
Зарубежная политическая мысль XX - начала XXI в. представляет собой широкий диапазон научных направлений и школ, общественно-политических позиций мыслителей, исследующих проблемы политики, государства и власти в соответствии со сложившейся объективной реальностью; осуществляющих поиск эффективных способов и методов практической политической деятельности.
Политическая жизнь общества была и остается объектом особого внимания зарубежных мыслителей. Во все времена ими осуществлялся творческий и целеустремленный поиск наиболее приемлемых вариантов устройства общественной жизни, оптимальной модели политической организации общества. За многовековую историю развития человеческой цивилизации в зарубежной политической мысли выработаны теории, учения и концепции разного идейного содержания и социальной направленности. Большинство из них отвечали потребностям социальной практики, жизненно важным интересам людей и сыграли заметную роль в общественном прогрессе. Многие идеи и концепции ^рубежных политических мыслителей активно используются в ^временных условиях для дальнейшего развития политической науки, разработки политических идеологий, политической практики. Зарубежные политические учения, история их возникновения и развития являются важной составной частью духовной культуры человечества.
Литература
-
Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М.: Мысль, 1997.
-
История политических и правовых учений: Учебник для вузов. -4-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - Щ н°Р|в' Инфра, 2003.
-
История политических и правовых учений: Учебник для вр°в-" 2-е изд. / Под общ. ред. проф. О.Э. Лейста. - М: Зерцало, 2004.
-
История политических учений: Учебник для вузов / Под об ред. проф. О.В. Шртышина. - М.: Норма-Инфра, 2004. Ц е
-
История политических и правовых учений: Экзаменаиион» ответы. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. # ,д:
6. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. - Ростов' Феникс, 2000. ^
7. Чанышев А. А. История политических учений: Учебник. | **" Велби: Изд-во «Проспект», 2005.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464