2. Политика и другие явления общественной жизни
Взаимоотношения и взаимодействие политики с такими явлениями общественной жизни, как экономика, мораль, право, война, и другими носят диалектический характер. Диалектика этих отношений заключается в том, что между ними в процессе исторического развития объективно складываются и существуют, во-первых, причинно-следственные связи, которые определяют взаимозависимость политических, экономических, идеологических культурных и других отношений, и, во-вторых, функциональные взаимозависимости, проявляющиеся в соотношении политических и неполитических методов регулирования социальных процессов, которые общество «выбирает» для обеспечения своей целостности и прогресса на том или ином этапе своего развития.
Во взаимоотношениях политики с экономикой определяющая роль принадлежит экономике. Конечно, нельзя считать, что только экономика всегда определяет политику. Реальное содержание и характер политики складываются не только под влиянием экономических факторов. Воздействие экономики на политику прежде всего осуществляется через социальную сферу. Оно выражается в том, что экономика, определяя материальное положение разных социальных групп и индивидов, обусловливает дифференциацию их социальных статусов и соответственно политических позиций. Кроме того, материальные ресурсы являются важнейшим источником и ресурсом политики и власти, а экономические интересы людей - побудительной силой их политического поведения (борьба за удовлетворение своих интересов, выдвижение требований к государственной власти, формирование политических партий и движений, выражение своего мнения на выборах и т.д.).
В то же время политика обладает значительными возможно-
сударственного принуждения, она регулит, ношения в тех случаях, когда та или иная*™1КОНомическ*е от- ма приобретает значительную социальную" оТ^*™ ПР°бЛв~ затрагивать интересы всего общества Пои ** начинает
политики на экономику может быть тоГ™!Г ХарШсгер влияния тивным, нейтральным. В частности, ГдГв Ро^Г^лГ правленной помощи государства невозможно сформироваГ^ тоичивыи и цивилизованный рыночный сектор в экономической жизни страны сделать его системообразующим сегментом эко номическси сферы. Вместе с тем политика, сформировавшаяся значительно позже производственных и обменных процессов также не может рассматриваться как единственный основополагающий фшсгор развития экономики.
Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что различные аспекты экономических отношений, связей и интересов воплощаются в таких феноменах, как промышленная, аграрная, научно-техническая, структурная, финансовая, кредитная, инвестиционная ж другие разновидности государственной политики.
Взаимоотношения политики и права определяются тем, что они являются важнейшими регуляторами общественных отношений, средствами обеспечения социального порядка, элементами технологий реализации государственной власти. Так, политика генетически сориентирована на обеспечение групповых приоритетов в организации и реализации государственной власти, т.е. тех интересов, которые ни при каких условиях не могут быть проигнорированы. Она по существу способствует согласованию и продвижению интересов наиболее жизнеспособных социальных (национальных, территориальных и др.) групп, «ьфажающих общезначимые цели. Как искусство и Р^°^ш^^ достижения и упрочения публичной -~^^^^й рассчитана на некое превышение ™™°»™^* свойство по_ субъектов, выступающих от ^«^Х^ « институтов литики поддерживается ВОЗМОЖНОСТЬ^НИзМ^ Но и на все населе-опираться не только на пР"е^оермальная' поддержка население или его отдельные слои, имя, являясь показателем соотношения политических сил за ляет власть зачастую считаться с ней больше, чем с нормами конов. Все это свидетельствует о том, что политика в больше" мере ориентирована на реализацию влияния реальных социал ных центров и факторов, а не формальных норм и правил те сил, которые способны практически воздействовать на перерас* пределение ресурсов общества и принятие решений.
|В свою очередь, система правового регулирования изначально ориентирована на все социальное пространство в целом без выделения каких-либо групповых приоритетов. Право «снимает» групповую заостренность политической конкуренции, предъявляя однозначные требования ко всем гражданам общества, независимо от их партийной принадлежности, симпатий и антипатий За счет этого право фиксирует тот нижний предел взаимных требований групп к установлению общественного порядка, который необходим для их совместного проживания и осуществления государственной власти. Не случайно главной регулятивной установкой в правовой сфере выступает равенство всех слоев населения и граждан перед законом. В этом смысле для права ничего не значат ни групповая солидарность, ни статусные интересы, ни локальные ценности, ни реальное влияние того или иного субъекта на власть. Главным принципом права является диспозиция «закон - отклонение от закона», а не «формальное - реальное влияние», как в политике. Поэтому его регулирующая роль редко проявляется в режиме предупреждения (переубеждения), а в основном реализуется через санкционирование.
Политика ориентируется на закрепление приоритетов общественного развития, соответствующих интересам определенных групп и потому зачастую пренебрегает правовыми средствами, мешающими достижению цели. В свою очередь, право, формально утверждая режим государственной власти, легализует полож^ доминирующей в обществе политической силы. Этим обьяся^лей то, почему по мере закрепления тех или иных политиче^^оказЫ-две регулятивные системы - право и мшпда"^ сторонЫ, вают противоречивое влияние друг на друга, право сужает поле политики, накладывая ограничения на деятель ность политических акторов: запрещает партии, ориентированные на антиконституционные способы захвата власти, ограничивает деятельность экстремистских организаций, определяет процедуры использования властных полномочий государственными структурами и тд. С другой стороны, политические инициативы стимулируют изменение отдельных законодательных актов, вступая в противоречие с уже сложившимся порядком. При этом отдельные новые законодательные нормы используются в качестве определенного ресурса борьбы с политическими соперниками.
В системе общественных отношений соединение регулятивных возможностей политики и права придает необходимую стабильность государственной власти, защищает общество от крайностей политической конкуренции.
Глубокие и всесторонние отношения складываются между политикой и моралью. Их органическая взаимосвязь вызвана тем, что осознание человеком своих политических интересов неизбежно связано с его нравственным выбором. Прежде всего, как мораль, так и политика «специализируются» на регуляции поведения людей. Мораль, как фактор регулирования социальных отношений, удерживает человека от опасных для него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом и обществом. На заре цивилизации небольшие человеческие общности (род, племя) могли обойтись без политики. В то время отношения между людьми и общественный порядок достигались с помощью обычаев, традиций, различного рода табу, которые были основой морали. Сравнительная немногочисленность общностей людей и социальное равенство обусловливали весьма простые формы их взаимодействия.
Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, традиционные ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства и углубление разделения труда, обострение социальных конфликтов, усложнение общества, появление новых общих дел, ослабление традиционных родовых форм социального контроляпривели к возникновению политики - особого явления и вида дея. тельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения. Политика, как и мораль, претенду. ет на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто на практике она далека от выполнения этих гуманных задач. Политику в общественных отношениях и взаимосвязях можно рассматривать как специфическое дополнение и развитие морали, что придает ее нормам и правилам формализованный характер. Не случайно, отражая этот факт, некоторые мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики.
Совпадая по своему функциональному предназначению (регулирование общественных отношений), политика и мораль имеют и принципиальные отличия друг от друга. Как уже отмечалось, политика во многом связана с разрешением социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Регулирующая же роль морали проявляется в обыденных, повседневных отношениях людей, в которых межличностные социальные конфликты представляют собой лишь частный случай. Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым, как правило, не сулит индивиду материальной выгоды и не приводит к изменению его социального статуса.
Многие императивы морали носят характер безусловных и довольно абстрактных идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, вряд ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с нравственными христианскими заповедями возлюбил своего ближнего, как самого себя. Отступления от морали - общераспространенное явление. «Кто из вас без греха, первый брось в нее - обратился Христос к толпе, пытавшейся строго сулить блудницу. Однако никто из окруживших ее людТие Сделал ЭТ0ГО- В ОТ™ °Т абстР«тного и безусловного характер нравственных императивов требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальное наказание.
Политика ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Поэтому для нее в первую очередь важна целесообразность и рациональность деятельности людей. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков Для нее важны не столько результаты, сколько сам факт поступка, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет. Мораль в большей мере индивидуальна, ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение тех или иных целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.
Важнейшей отличительной особенностью политики является опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Политика, писал М. Вебер, «... оперирует при помощи весьма специфического средства - власти, за которой стоит насилие»1. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на «санкции» совести.
Различия политики и морали свидетельствуют о некоторой автономности этих сфер жизнедеятельности при принципиальном совпадении их функционального предназначения как регуляторов общественных отношений.
Особое значение имеет взаимосвязь политики с таким общественным феноменом, как война. С того момента как появилось государство, война сопровождает всю историю развития мирового сообщества. Современная эпоха также не составляет исключения, ее облик определяется в значительной мере вооруженными столкновениями, в том числе двумя мировыми войнами, прошедшими в XX в. За последние пять с половиной тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тысячи больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 миллиарда человек .
Первые научные догадки о глубокой взаимосвязи политики и войны относятся еще к древности. Так, Платон и Аристотель рассматривали войну как «часть искусства политического». Много позднее классическую формулу этой диалектической связи политики и войны вывел немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц. Он определил войну как продолжение государственной политики иными, прежде всего насильственными, средствами. Другими словами, война не есть самостоятельное и не зависящее от общественного развития явление, она представляет собой политический акт, средство достижения серьезной политической цели. К. Клаузевиц подчеркивал, что политике принадлежит определяющая роль в установлении политических целей войны, в различной степени влияющих на ее содержание и способы ведения, что «политика проходит красной нитью через всю войну и оказывает на нее постоянное влияние»,
В сущности войны содержится определяющий «родовой» элемент - политика, а также специфический «видовой» элемент -вооруженное насилие. Они дополняют друг друга и находятся в единстве. При этом главной, определяющей стороной этого единства является политика, а подчиненной - вооруженное насилие.
Взаимодействие политики и войны обеспечивается совокупностью закономерных и устойчивых взаимосвязей между ними.
Во-первых, это причинно-следственная связь. Война начинается тогда, когда политика в той или иной форме требует широкого применения военного насилия, а противодействующие ей политические силы не могут предотвратить его применение. Во-вторых это связь политики и войны по содержанию. Политика определяет социальную направленность и исторический смысл войны - прогрессивный или реакционный. Именно от этого зависят место и роль войны в общественном развитии, ее отношение к перспективам общественного прогресса или регресса. В-третьих, это «управленческая» связь между политикой и войной. Центральным звеном этой связи является определяющая роль политического руководства по отношению к военной стратегии. Политика, политические цели оказывают решающее влияние на характер ведения войны, ее содержание, выступают фактором мобилизации всех сил и средств общества для достижения победы. И в-четвертых, это «обратная» связь войны и политики. Она заключается в том, что с началом войны судьба политики становится в зависимость от хода и исхода военных действий, побед или поражений. Действия политического руководства во многом обусловлены успехами или неудачами вооруженных сил.
Взаимосвязь политики и войны сложна и противоречива. С одной стороны, политика определяет цели, социальный характер и исторический смысл войны, т.е. выступает детерминантом причин, способов подготовки войны, ее развязывания и ведения. С другой стороны, содержание и характер самой политики нередко находятся в зависимости от хода и исхода военных действий, от изменения условий внутри воюющих стран, расстановки и соотношения в них сил мира и войны.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464