1. Понятие политической системы общества
и ее структура
Системный подход к исследованию политики, ее связанности с властью формировался в науке с давних времен. Однако только в первой половине XX в. эта связь была подвергнута специальному анализу в работах авторов классической теории элит (Г.Моска, В.Парето), теории бюрократии и бюрократизации (М. Вебер, Р. Михельс), теории социальной революции (В.И. Ленин). В их трудах политика характеризовалась и рассматривалась как системное образование, составными частями которого выступали институты и учреждения, идеологии, силы и средства властного принуждения, воля личностей и групп. При этом ученые опирались на формирующуюся общую теорию систем, становлению которой способствовала разработанная А. А. Богдановым всеобщая организационная наука - тектология. В соответствии с этой наукой научная планомерность в организации общества должна снять проявляющуюся в классовой борьбе и кризисах социальную неорганизованность и хаос.
В середине XX в. общая теория систем была применена американским ученым Т. Парсонсом для исследования общества. В соответствии с ней Парсонс рассматривал общество как весьма сложный социальный организм, состоящий из относительно автономных экономической, политической и духовной систем. При этом каждая из них, с его точки зрения, является подсистемой общественной системы в целом, находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и осуществляет в обществе специфические функции.
Идеи Т. Парсонса основательно углубил и развил Д. Истон, который считается одним из основателей теории политических систем. В своих работах он представил политическую систему как сложное социальное образование, развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы (требования и поддержка)1. После Д.Истона, развивая его идеи или критикуя их, с различных позиций политическую систему исследовали Г. Алмонд, У.К. Митчелл, А.В. Эт-циони, К. Дойч, Д. Дивайн и другие ученые. К началу 60-х гг. XX в. теория политических систем стала составной частью политической науки.
В зарубежной политической науке сложились различные подходы к характеристике политической системы. Так, Т. Пар-
1 Теоретическая модель политической системы, разработанная Д. Истоном, раскрыта в его трудах: «Политические системы» (1953); «Пределы политического анализа», «Системный анализ политической жизни» (1965).
. Парсонс в политической системе видел подсистему общества, назначение которой состоит в выработке коллективных целей' мобилизации ресурсов, принятии решений. Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий имеющих отношение к принятию политических решений» или «набор взаимодействующих ролей». С точки зрения Уоркера и Макридиса, политической системой является механизм выявления, постановки проблем, выработки и принятия решений в сфере государственных отношений. Кроме перечисленных подходов к определению сущности политической системы общества имеются и другие, дополняющие и расширяющие знания о ней.
В 80-е гг. категория «политическая система» стала использоваться в советской философской и политической литературе. Правда, ее объем и содержание толковались иначе, чем в зарубежной политической науке, так как в соответствии с марксистским подходом, господствовавшим в то время в отечественной науке, структура и характер политической системы жестко увязывались с конкретным типом общественно-экономической формации.
В конце XX - начале XXI в. сложилось разделяемое большинством зарубежных и отечественных ученых (пусть с некоторыми особенностями и оговорками) единое понимание категории «политическая система». В настоящее время общепринятым ее определением считается следующее: политическая система - это целостная совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, обеспечивающих реализацию политической власти в обществе . В современной науке понятие «политическая система» трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле так называют любое искусственно созданное образование, будь то материальное (государство, партия, профсоюз), идеальное (право, политическая культура), вещное (средства массовой коммуникации) или духовное (политические идеи и ценности). Все эти образования рассматриваются как целостные структуры, находящиеся в сложном взаи-
модействии с окружающей средой и выполняющие в ней определенные роли. Они являются политическими в той мере, в какой включены во властные отношения и властную деятельность. В широком смысле политическая система рассматривается как реальный механизм организации и функционирования власти в обществе. Главный элемент этого механизма, его социальную основу составляют живые, действующие люди, образуемые ими социальные общности и группы интересов, создаваемые ими политические институты. Именно эти субъекты политики формируют условия и определяют характер политической системы. С их существованием и активностью связано возникновение, развитие и функционирование этой системы.
Субъекты политики не составляют механическую сумму однородных и однопорядковых величин. Они обладают разной политической силой и находятся в состоянии перманентного конфликта, предметом которого является власть государства и власть в государстве, возможность распоряжаться ею или быть независимыми от нее. В политической науке существуют различные взгляды на соотношение и роль субъектов политики в системе политико-властных отношений. Так, Л.С. Санистебан полагает, что в любой политической системе неравно распределяется власть между элитой (относительно организованные меньшинства, осуществляющие политическую власть в обществе в целом), контрэлитой (все те, кто противостоит элите и активно борется за свое включение в нее или за создание новой элиты), бюрократией (чиновническая администрация, профессионально и постоянно занимающаяся ведением государственной политики) и массами (огромное большинство населения, в повседневной жизни отчужденное от власти). Из этого следует, что политическая система есть процесс и результат взаимодействия партий, ассоциаций, лидеров, элиты и масс, которые выполняют различные роли в системе политических отношений. Согласно марксистско-ленинской теории основными субъектами политики выступают массы, классы, партии, вожди, а единственной движущей силой политических изменений – классовая борьба. Однако сегодня классовое противоборство («классовый антагонизм», говоря марксистским языком) является реальным и действенным фактором политики далеко не во всяком обшест ве. Основой политического разделения общества и политиче" ской борьбы могут быть этнические, религиозные, территоои" альные и другие различия. н
Политическое расслоение общества становится причиной разнонаправленных устремлений и воль субъектов политики в результате взаимодействия которых складывается политическая система. Д. Истон считал, что политическая система призвана предотвращать конфликты, возникающие из-за присущего политике авторитарного распределения ценностей. Это, по его мнению, связано с тем, что в отличие от политики, решения которой всегда однозначны, политическая система плюралистична. Не только групповые но и отдельные субъекты политики имеют отличные от других ценности, интересы, позиции. Их согласование в той или иной форме и осуществляет политическая система, составными элементами которой являются: политические отношения, политическая организация, правовые и политические нормы, политическое сознание.
Политические отношения - это взаимосвязь и взаимодействие субъектов политической жизни по поводу формирования, организации и функционирования государственной власти. Политические отношения зависят от состава и структуры властных органов, механизмов их образования, целей власти, методов властвования и т.д. При этом граждане своей позицией и действиями посылают в систему импульсы-требования к власти и импульсы-поддержки ее. Субъекты власти, в свою очередь, тем или иным способом реагируют на них, своими решениями подавляя или удовлетворяя требования граждан, реальными делами или дема гогическими посулами стимулируя поддержку своего курса стороны масс. Политические отношения могут иметь различный характер: социального партнерства, межнационального согласия, гражданского мира или, наоборот, острого соперничества, вражды и конфронтации, крайними проявлениями которых являются мятеж, восстание, гражданская война.
Политические акторы, вступая во взаимодействие по поводу власти, в стремлении повысить эффективность собственных усилий предпринимают меры к институционализации своей деятельности. Результатом институционализации является образование политической организации, которая представляет собой совокупность различного рода учреждений, органов, объединений, корпораций и других институтов, специально создаваемых для артикуляции, защиты и реализации политических интересов определенных общностей и групп. Политическую организацию составляют государство, политические партии, массовые общественные объединения и движения, группы давления, другие социальные институты, поддерживающие господствующие политические силы, например средства массовой информации, церковь. При этом в ней выделяются: учреждения, созданные в сугубо политических целях; организации, которые призваны защищать экономические, профессиональные, экологические, культурные и другие интересы различных социальных групп на основе активного диалога с государственной властью; ассоциации, в деятельности которых интерес к политике проявляется лишь эпизодически.
Дискуссионным является вопрос о включении в политическую организацию образований, созданных в обход или в нарушение действующих норм права и преследующих узкоэгоистические, а порой откровенно антиобщественные цели. Общепринятым считается, что политическая система есть конституированное (предусмотренное Конституцией и законами страны) образование, все элементы которого обеспечивают реализацию легальной политической власти. Вместе с тем существует мнение о том, что в реально действующую политическую систему общества следует включать и те социальные институты и образования, которые ориентированы на борьбу с существующей властью, например связанные с организованной преступностью международным терроризмом, наркобизнесом. Однако таксимнение является спорным, так как, по сути носится к антисистемным факторам, а в оппТ^Г °СТЬ от" ее результаты (коррумпированность в^:^—™ поливки и т.п.) дестабилизируй функи^онирГаГеГГ ческой системы.
Специфический институт политической организации состав ляют вооруженные формирования. Это наиболее общее название групп и подразделений, оснащенных техническими средствами физического насилия (оружием), находящихся под командованием лица, ответственного перед создавшими их институтами или общ-ностями, и подчиняющихся внутренней дисциплинарной системе. Вооруженные формирования могут принадлежать государственным, национальным, религиозным или другим общественно-политическим структурам. Они создаются в соответствии с действующим национальным законодательством и требованиями международного права. К ним относятся создаваемые государством регулярная армия, другие, в том числе иррегулярные, войска, а также военизированные формирования (специальные спасательные отряды, части пожарной охраны, милиция и полиция, военно-строительные отряды и т.п.). Кроме того, иногда создаются негосударственные, но действующие под эгидой государства и в его интересах структуры (казачество в дореволюционной России, партизанское движение в годы Великой Отечественной войны, отряды народного ополчения в современном Дагестане и др.).
Еще одним слагаемым политической системы общества являются правовые и политические нормы. Они представляют собой совокупность различного рода установлений, которые определяют порядок и правила функционирования »ичес^ системы, жизнедеятельности людей в политической сфер^в идет о писаных и неписаных требованиях, своего родамослах политической игры», которые определяют Разрешенньки
допустимые формы, методы ъ^™^**™*»^^ бы Разумеется эти правила не имеют абсолютнойI силь, И^о
рия зн/ет немало фактов, когда и власть ^^^ зиция используют нелегитимные, а то и нелегальные борьбы со своими оппонентами. К правовым и политическим нормам относятся: нормы национального законодательства и международного права, уставные нормы общественно-политических объединений, национальная мораль, политические традиции и этика, религиозные каноны и другие правила и установления, регулирующие политические отношения. В системе государственного права особое место занимает военное право ~ совокупность установленных государством общеобязательных для государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан юридических норм и правил, регулирующих отношения в области обеспечения военной безопасности, обороны и военного строительства, а также жизнедеятельность вооруженных сил.
Неотъемлемую часть политической системы общества составляет политическое сознание. Это форма идеального отражения процессов и явлений окружающего мира сквозь призму реальных политико-властных отношений в обществе, способ их понимания и объяснения людям. Политическое сознание охватывает совокупность представлений и чувств, взглядов, оценок и установок, идей и концепций, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, а также определяющих способность и готовность человека к участию в управлении делами общества и государства, его политическое поведение.
Частью общественного сознания является военная идеология. Она представляет собой систему взглядов и идей, выражающую отношение субъектов политики к войне и другим формам вооруженного насилия, а также к армии как главному инструменту осуществления военной политики. Это отражение и осмысление людьми военно-политического бытия и ценностное отношение к нему. Военная идеология складывается в виде обыденных взглядов и представлений, формирующихся на основе житейского опыта человека и научно обоснованных идей и принципов, являющихся продуктом теоретической деятельности ученых, политиков, публицистов.
В политическое сознание входят политические идеалы и ценности, политические представления и убеждения, теоретиче ские и эмпирические знания - политическая идеология и поли™ ческая психология, в том числе коллективное бессознательное" Эти составляющие политического сознания формируются и то' являются на индивидуальном, групповом и массовом уровнях Вследствие этого в духовной жизни любого общества всегда имеется плюрализм мнений и позиций. Это обусловлено тем что политические факты не нейтральны, они плохо поддаются спокойному и объективному изложению. Более того, как писал К Шмитт, «все политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть ... разделение людей на группы «друг -враг»1. В военной идеологии эта полемичность проявляется в сосуществовании и борьбе пацифистских и милитаристских установок.
В научной и учебной литературе структура политической системы общества иногда раскрывается также через совокупность составляющих ее отдельных подсистем. В этом случае к ее элементам относятся:
^ коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельным» индивидами, политическими институтами и организациями по поводу их участия в государственной власти;
^ институциональная подсистема, включающая политические институты и учреждения;
* идеологическая подсистема, охватывающая теоретический (политическая идеология) и эмпирический (политическая психология) уровни политического сознания;
1 Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2. С. 296.
нормативная (регулятивная) подсистема, объединяющая законодательные акты, политические правила и нравственные принципы, которые определяют и регулируют политическую жизнь общества;
^ культурная подсистема, выступающая как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом. Как считал Г. Алмонд, всякой политической системе присущ определенный образец ориентации (когнитивных, аффективных и оценочных) субъекта на политическое действие, который он и называет политической культурой;
Кроме того, в структуре политической системы могут выделяться ценностная, информационная и другие подсистемы, которые являются детализацией уже названных подсистем. По сути такая структура политической системы соответствует ранее раскрытой, совпадает с ней.
Политическая система, наряду с экономической, социальной, духовно-идеологической, информационной и другими, представляет одну из подсистем общества. По сравнению с другими подсистемами она занимает ведущее положение в обществе, что определяется ее свойствами и функциями.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464