2. Политические технологии и их практическое значение
Технология (от греч. 1есЪшс - искусство, мастерство, умение и 1о§оз - понятие, учение) - это совокупность приемов, способов и используемых на практике процедур, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов для достижения необходимых результатов. Технологии применяются во всех видах социальной деятельности и особое значение имеют в сфере политики. Субъекты политических отношений прибегают к различным методам решения конкретных проблем, различным приемам и способам преобразования социальной действительности в интересах достижения заданного результата (цели)1.
Политические технологии — это совокупность наиболее целесообразных процедур, методов и приемов, применяемых субъектами политики для повышения эффективности воздействия на политическую действительность, достижения реального практического результата в реализации поставленных целей и задач. Структурно политические технологии состоят из конкретных приемов, процедур, методик и определенных алгоритмов поведения субъектов политики, эффективность которых усиливается за счет закрепленной и выверенной на практике очередности их действий с использованием определенных технико-ресурсных компонентов на каждом из этапов решения практической задачи.
См.: Политическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семи-гин. М.: Мысль, 1999. Т. 2. С. 497.
Политические технологии позволяют рационализировать упрощать и формализовать действия в интересах достижения определенных целей. Они алгоритмизируют деятельность людей и поэтому могут использоваться многократно для решения сходных политических задач. Появление той или иной политической технологии обусловлено необходимостью «тиражирования» определенных видов деятельности. Результатом разработки прикладной политологией политических технологий являются практические рекомендации участникам политического процесса, доказательство преимуществ определенных процедур и методик, способов и приемов практической политической деятельности, политические прогнозы. В настоящее время в отечественной прикладной политологии разработаны различные разновидности политических технологий, которые широко применяются в деятельности субъектов политики, в политической практике.
Одной из технологий прикладной политологии является методика изучения и выявления участников политических событий, анализа расстановки общественно-политических сил. Она предполагает изучение всех, кто принимает участие в политической жизни, позволяет выявлять их возможности и степень влияния на реально происходящие политические процессы. Глубокий анализ участников политических событий служит основой для решения различных практическо-политических задач.
Участники политических событий весьма многочисленны и разнообразны. К их числу относятся: государство как основной политический институт общества, политические партии, общественно-политические организации и движения, союзы и блоки общественно-политических сил, группы по интересам и лоббистские группы, политические лидеры, элиты и кланы, классы и внутриклассовые образования, различного рода социальные группы и общности, средства массовой информации, индивиды и т. д. Анализ участников политических событий предполагает выявление их целей и интересов, качественного и количественного состава, которые в значительной мере обусловливают возможности их влияния на политическую жизнь. Он позволяет устанавливать их иерархию и возможности, оценивать Iновку политических сил в обществе. В прикладной празработаны различные методики анализа расстановк Ггюлит Гческих сил. К числу наиболее распространенных относятся Гление участников политических событий на левых и правых"линейная, табличная, динамичная, блочная матрицы политиче'ских сил; определение расстановки сил по отношению к какому-либо событию и др. у"
Исключительно важное значение среди политических технологий, разработанных прикладной политологией, имеют методология и методика анализа и оценки политической обстановки. Их использование позволяет субъектам политики глубоко и всесторонне изучать содержание политической жизни общества, состояние его политической системы, политических процессов и явлений; выявлять политические проблемы и противоречия, требующие разрешения. Без анализа и оценки политической обстановки невозможно прогнозирование развития общественно-политических процессов, определение возможностей достижения выдвинутых целей, выявление негативных тенденций и явлений в общественной жизни, принятие конкретных политических решений.
Под политической обстановкой понимается совокупность условий и факторов, отражающих расстановку политических сил, состояние отношений между ними, возможности субъектов политических отношений в использовании власти для достижения своих целей. Термин «обстановка» нередко используется как тождественный понятию «ситуация». Вместе с тем между ними есть определенные различия. Термин «обстановка» применительно к какой-либо стране трактуется как нечто более широкое, устойчивое во времени, характеризующее состояние дел во всех сферах общественной жизни общества. «Ситуация» - понятие более узкое. Оно используется для характеристики особенностей, положения дел главным образом в какой-либо одной сфере общественной жизни, а также когда анализируются последствия како-о-либо явления или значительного события.
Прикладной политологией достаточно глубоко разработаны различные методики анализа состояния общества в целом и его политической сферы. Одной из таких наиболее распространенных методик является так называемая структурно-логическая модель общества - «колеса Тихомирова»1. Она представляет собой восемь взаимосвязанных групп критериев, позволяющих дать количественную и качественную оценку положения дел в политической сфере и обществе в целом, всесторонне оценить уровень политического сознания, политической культуры, политического руководства и управления.
Для изучения политической ситуации наиболее часто применяется метод ивент-анализа (от англ. еует - событие). Этот метод предполагает последовательное описание событий по схеме: политическая ситуация - событие - среда - участники события (ресурсы, интересы, взаимосвязи) - ограничения деятельности -цели и задачи (критерии успеха или неуспеха) - альтернативные решения - сценарии и прогнозы - стратегия действий . При анализе политической ситуации широко используются также методы выбора сценариев (удовлетворительных альтернатив, доминантных альтернатив), которые учитывают то, что политическая ситуация всегда противоречива и может развиваться по различным вариантам.
Особое значение для политической практики имеет технология принятия политических решений и их реализации. Одним из основных слагаемых политического процесса является целенаправленное воздействие субъектов политики на политическую сферу, осуществление ими политического управления, принятия и реализации политических решений. Политическое решение - это процесс выбора и обоснования какого-либо проекта, задачи, определения этапов и способов их реализации. Не-
[См.: Тихомиров В. Б., Тихомирова И. В. Политическая обстановка в стране и вокруг нее. М.: Изд-во Рос. эк. акад., 1992. С. 14.
2 См.: Краснов Б.И., Авцинова.И., Сосина И. А. Политический анализ, прогноз, технологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И.Жукова. М-МГСУ, 2002. С. 38.
обходимость принятия политических решений в тиворечиями и проблемами в общественной жизни0™*16*1 Пр°" гут быть устранены субъектами политики с испопи'Л°Т°РЫе М°~ литических методов. использованием по-
' Алгоритм принятия политических решений представляет со бои совокупность выполняемых субъектами политики еле!™ щих действий: определение объекта политического решений (проблемы); сбор и накопление исходных данных о проблеме-анализ собранных данных о проблеме и дополнительной информации; выявление негативных аспектов в проблеме и связанных с ними неудовлетворенных интересов; определение цели принимаемого политического решения; анализ ресурсов, средств и возможностей реализации цели; формирование возможных вариантов реализации решения и выбор оптимальных из них; оформление решения и его обоснование.
Принятие политического решения осуществляется различными методами. Наиболее распространенными среди них являются: рационально-универсальный («корневой»), метод последовательных ограниченных сравнений (метод «ветвей») и смешанно-сканирующий1. Рационально-универсальный метод заключается в том, что вычленяется нерешенная проблема, формируется несколько альтернативных путей ее решения и выбирается оптимальный из них. Метод последовательных ограниченных сравнений, или инкрементальный метод (тсгетеЩ - постепенное наращивание путем добавления бесконечно малых величин), состоит во внесении в управленческую деятельность постоянных поправок («малых инкрементальных шагов») в связи с изменяющимися или непредвиденными обстоятельствами. Смешанно-сканирующие метод предполагает сочетание широкого рационального взгляда на одни аспекты проблемы и более детализированного -на другие, а также перенос акцентов в связи с изменением значимости тех или иных аспектов разрешаемой проблемы. После принятия политического решения формируется механизм его реализации, который представляет собой определенную последовательность и логику действий, практический процесс воплощения политического решения в действительность с использованием определенных средств.
Подготовка и реализация политических решений всегда сопряжена с определенной степенью риска. Любые решения непременно требуют учета рисков, и поэтому регулирование политических процессов в значительной степени зависит от управления риском. В связи с этим прикладной политологией большое значение придается разработке технологии оценки и прогнозирования политических рисков и управления ими. Политический риск представляет собой одну из разновидностей социального риска. Значимость его оценки и прогнозирования определяется особой ролью политического руководства и управления обществом. Учет политических рисков выступает в качестве необходимого условия динамичного и стабильного социального развития. Политический риск - это возможность вероятного ущерба и нежелательных социальных последствий от принимаемых субъектами политики решений и их реализации.
Причины политических рисков весьма разнообразны. Некоторыми из них являются: недостаточный уровень познания и неполный учет субъектами политики закономерностей общественной и политической жизни, приводящих к волюнтаризму и субъективизму при принятии и реализации политических решений; невозможность реализации выдвинутых политических целей, а также непроверенность избранных средств и методов их достижения; сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов в политике, приводящих иногда к «случайностям» в политической жизни, к появлению непредвиденных или нежелательных обстоятельств; несоответствие избранного политического курса интересам основной массы населения страны, низкий уровень поддержки его народом и легитимности власти; игнорирование властвующей элитой интересов других участников политической жизни; недостаточный объем информации о назревших в обществе проблемах ил„ „х иг ние субъектами политики; безответственно игноРирова-
ность политического руководства, принимавшего "!компете1*-решения; кризисные ситуации в обществе социал, ™™ческие тнческая нестабильность, высокий уровень социалГн^лилГ ренцировашюста, резкое обострение политического по борства; отсутствие взвешенного, научно обоснованногГпГ счета субьектами политики выгод и ущерба от принимаем™ политических решений и др.
|| При анализе политических рисков используются такие понятия, как «факторы риска», «симптомы риска» и «уровень риска» Факторы риска представляют собой различного рода условия и обстоятельства, изменение которых способно существенно повлиять на возникновение и уровень риска. Симптомы риска - это показатели проявления риска, оценивая которые можно прогнозировать возможные изменения его уровня. Уровень риска - это возможный ущерб и нежелательные последствия от реализуемых политических решений.
Технологии исследования политических рисков представляют собой совокупность поэтапных, последовательно осуществляемых действий с использованием различных методов, методик и приемов. Исследование рисков включает следующие этапы: комплексный анализ объекта; системную оценку факторов риска; прогнозирование и управление риском . Применение технологии анализа рисков в управленческой деятельности субъектов политики позволяет уменьшить и нейтрализовать возможные негативные последствия от реализации принимаемых ими решении, компенсировать возможный ущерб при неожиданно сложившейся
неблагоприятной ситуации.
В комплексе политических технологий особое место принадлежит методологии и методике политического прогнозирования. Прогноз является важнейшей функцией руководства и управле-
'См.: Краснов Б.И., АвцшоваГ.И., СосинаИ.А. Политический ана лш, прогноз, технологии. С, 123.
ния, непременным и обязательным условием программирования проектирования и планирования практической деятельности людей по целенаправленному изменению окружающей действительности, в том числе и в политической сфере. Он представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемого объекта в будущем, об альтернативных путях и тенденциях его развития. Процесс прогнозирования - это опережающее научное отражение действительности, в ходе которого формируется представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта в будущем.
Под технологиями политического прогнозирования понимается совокупность определенных последовательных действий, приемов, процедур и методов, используемых для формирования гипотезы о возможных вариантах развития политических явлений и процессов в будущем. Алгоритм, методы и методики политического прогнозирования раскрыты в отдельной главе учебника.
Активно разрабатывается прикладной политологией технология управления политическими конфликтами. Политический конфликт как разновидность и результат взаимодействия субъектов политики, обусловленный несовпадением их интересов, выступает в качестве источника политических изменений, непременного атрибута политической жизни. С учетом этого технологии управления, предотвращения, контроля, урегулирования и разрешения политических конфликтов становятся в настоящее время весьма востребованными субъектами политики. Они подробно изложены в главе учебника «Политические конфликты».
Большое значение для современной политической практики имеют технологии избирательных кампаний. Свободные и независимые выборы, являясь важнейшим политическим процессом, выступают в качестве одного из основных показателей уровня демократизации общества. Они предоставляют гражданам возможность участвовать в политической жизни, создавать представительную систему власти и институционализировать ее, выражать и реализовывать интересы различных групп населения. В ходе выборов предоставляется конституционная возможность изменения или коррекции стратегического государства, определяются место и роль разЛП°ЛИТИЧеского "УР^а сил в жизни общества, обновляется политическ^ ПОлитических соответствии с изменяющейся экономическое г! ^^ СТраны'в туацией, складывающейся социальной стратификаТЛ46^ °И" меняется структура представительных органов власти Щ6СТВа
Исключительная значимость решаемых в ходе выбооо* ™ логических задач прямо предопределяет необходимость глубо" кой и детальной разработки правового обеспечения избиратель ного процесса, стратегии, тактики и технологий избирательных кампаний. Выборы в представительные органы власти организуются и проводятся в ходе избирательного процесса и избирательной кампании. Под избирательным процессом понимается весь комплекс мероприятий, связанных с выборами, которые в соответствии с законодательством проводятся в масштабах страны, региона или муниципального образования. Избирательная кампания представляет собой совокупность мер, осуществляемых отдельными политическими партиями, избирательными объединениями, кандидатами для достижения победы на выборах. Категория «избирательная кампания» в первую очередь фиксирует технологическую (технико-организационную) сторону избирательного процесса1.
Каждая избирательная кампания независимо от существующего в стране типа избирательной системы разворачивается по вполне определенным этапам. Она начинается с принятия официального решения о сроках проведения выборов. Затем происходит выдвижение кандидатов, которое заканчивается их регистрацией избирательными комиссиями. После этого начинается предвыборный период, завершающийся голосованием, которое может проводиться в один или в два тура. Заканчивается избирательная кампания подведением итогов выборов и включением избранных представителей в политическую деятельность.
1 См/. Сосина И.А. Современные избирательные системы в аспекте политической компаративистики. М.: МГСУ, 2001.
В соответствии с алгоритмом избирательной камп строится ее стратегия и тактика, формируются избиратель^ технологии. Стратегия избирательной кампании представ ^ собой совокупность информационных тем, раскрытие содеп*^ ния которых может повлиять на мотивацию людей и определи^ их электоральное поведение в соответствии с целями органиТ* торов избирательной кампании. Избирательная тактика пре ставляет собой совокупность приемов и способов деятельности по реализации основных стратегических целей избирательной кампании.
На основе избирательной тактики разрабатываются определенные технологии. Избирательные технологии представляют собой способы организации и проведения избирательной кампании, совокупность разнообразных действий кандидата и его команды, направленных на формирование электорального поведения в интересах достижения предвыборных целей кандидата. По структуре технологии избирательных кампаний весьма сложны и разнообразны. Главными их элементами являются анализ предвыборной ситуации, формирование целей и задач избирательной кампании, определение принципов, способов и приемов реализации избирательной тактики.
В самом общем плане избирательные технологии подразделяются на внешние и внутренние. Внешние технологии направлены на обеспечение всего избирательного процесса, создание его организационно-правовых основ: подготовку нормативно-правовой базы проведения выборов; формирование избирательной инфраструктуры (выделение избирательных округов, создание избирательных комиссий, избирательных участков и др.); финансирование избирательного процесса и избирательных кампаний. Внутренние технологии заключаются в проведении избирательных кампаний субъектами политики, участвующими в выборах: политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями, избирательными объединениями, отдельными кандидатами. В соответствии с основными этапами и задачами избиратель-й кампании разрабатываются технологии: анализа предвыбогь й ситуации; формирования имиджа кандидатов; ведения кон курентной борьбы; информационно-аналитического сопровожде ния избирательной кампании; подсчета результатов голосования и подведения итогов выборов. Особое место среди них занимают технологии ведения конкурентной борьбы, в частности «полевые технологии», к которым относятся процедуры и методики сбора подписей, проведения агитационной кампании «от двери к двери», работы телефонного центра, пикетирования, прямой адресной рассылки, листовочной экспансии и др.1
При разработке избирательных технологий значительное внимание уделяется определению способов конкурентной борьбы. Среди них выделяются: легитимные, основанные на законах и нормах морали; полулегитимные, находящиеся на грани закона и использующие различного рода способы манипуляции сознанием избирателей; нелегитимные («грязные»), вступающие в противоречие с законами и элементарными нормами нравственности.
Названными технологиями не ограничивается вся совокупность подходов, принципов, процедур, приемов, методов и методик решения конкретных проблем и задач политической жизни, разрабатываемых прикладной политологией. Последняя формирует также технологии политического маркетинга, создания имиджа политических лидеров и организаций, способы и методы политического лоббирования, политического консалтинга (консультирования), методы и методику осуществления связей с общественностью, ведения политической рекламы, международных переговоров, компьютерные технологии в политике и политических науках и др.
СВ., Наумов В. Я. Кандн-
| См. подробнее: АмепипВ.Н У^штбт^льшо технологии: даты и избиратели: лицом к липу. Полевь'еп^З_аторов избирательных Метод, пособие для партийного актива и организаторов из
кампаний. М.: РУСАКИ, 2003.
прикладная и теоретическая политологии являются составными частями единой социально-гуманитарной науки. Основное предназначение прикладной политологии в структуре политической науки состоит в научной разработке методологии и методики прикладных политических исследований, путей и способов решения конкретных практическо-политических задач. Прикладная политология ориентирована на сбор и обработку информации о конкретных политических явлениях, процессах и событиях, на решение политических проблем, выдвигаемых жизнью, выработку рекомендаций политикам-практикам.
Изучение технологий, методов, приемов и механизмов решения конкретных политических проблем необходимо не только практикам-политологам, но и специалистам самого различного профиля. Военным кадрам прикладные политические знания позволяют глубже понимать сущность политики, проникать в тайны ее существования, оценивать формы, методы и способы ее проведения, определять роль и возможности собственно военных методов в достижении политических целей и решении политических проблем. Более того, многие из политических технологий с определенной модификацией используются для решения различных проблем военно-политического управления: анализа и оценки военно-политической обстановки, принятия военно-политических решений, военно-политического прогнозирования, ликвидации военных конфликтов и других.
|4.Какие методы используются в прикладном политическом исследовании? Охарактеризуйте основные из них.
-
Дайте определение политическим технологиям. Какие политические технологии разработаны в отечественной прикладной политологии?
-
На основе анализа социальной реальности приведите примеры использования политических технологий для решения конкретных политических проблем.
-
Какое значение имеют прикладные политические знания в деятельности военных кадров?
Литература
-
Бришполец К. П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005.
-
Грановский С. А. Прикладная политология: Учеб. пособие. - М.: Флинта, 2004.
-
Жеребцов М.В. Качественные методы в прикладном политологическом исследовании // Вестник Московского университета. - Сер. 12. -2005. -№3. Щ Ъ$& -ЩЬ-
-
Краснов Б.И., Авцшова Г.И., Сосина И.А. Политический анализ, прогноз, технологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. И. Жукова. - М.: МГСУ,2002. |Ц фг> Щ
-
Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ, 2001. й
-
Технологии в политике и в политическом управлении / Под общ. ред. Н.Г.Анохина, В.С. Комаровского, Ю. И. Матвиенко. - М.: РАГС,
2000. Й 1
Щ 1. Туронок С.Г. Политический анализ: Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2005.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464