logo
В О Е Н Н Ы Й УНИВЕРСИТЕТ

1. Сущность и система национальной безопасности.

Особенности национальной безопасности

современной России

Исходная позиция для понимания безопасности как явления сформулирована более 130 лет назад В.И. Далем. В его словаре

оезопасность характеризуется как отсутствие опасности сохоан ность, надежность1. Позднее СИ. Ожегов опредеГил бе3о^" ность как «положение, при котором не угрожает о^ностькоГ." чему-нибудь, . В этих толкованиях безопасность рассма^ива!' ся в самом общем плане, безотносительно к определенном о^ ектам, социальной, биологической и другим системам. Она сво дится главным образом к защищенности различных объектов живых существ от какого-либо фактора или совокупности фактов ров, представляющих собой опасность или угрозу их существо­ванию. Такую безопасность можно назвать «охранительной» т е она предполагает наличие у кого, чего-либо возможности и'спо-собности сохранять, оборонять, защищать себя.

В современной науке безопасность как явление рассматрива­ется в более широком смысле. Она трактуется не только как воз­можность и способность кого-либо или чего-либо к самосохране­нию, обороне от опасностей и угроз, но и как свойство объекта, системы, проявляющееся в их выживаемости и надежности, спо­собности сохранять свои особые характеристики, отсутствии противоречий в развитии и функционировании, которые могут привести объект, систему к разрушению. Причем в безопасности нуждаются сегодня все без исключения объекты и системы: био­логические, социальные, технические и др. Это их важнейшая атрибутивная характеристика, условие развития, изменения, пе­рехода из одного состояния в другое. По содержанию безопас­ность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих функционирование и совершенствование раз­личных объектов и систем.

Важнейшей разновидностью безопасности являе^'^ альная безопасность, которая характеризует ™«°^^ человеческого сообщества, его сохранность, ""^^Тж-защищенность. Проявляется социальная безопасность в возмо

ностях человеческого социума сохранять свою качественную определенность и единство, в его способности защищать себя от опасностей и угроз, обеспечивать оптимизацию и совершенст­вование своей внутренней организации при взаимодействии с другими объектами и системами. Социальная безопасность -это такое состояние всех сфер жизнедеятельности людей создаваемых ими институтов и организаций, которое обеспе­чивает сохранение и укрепление их целостности и независимо­сти, прогрессивное развитие, защиту от различных опасностей и угроз. В этом контексте социальная безопасность представляет собой широкое явление, относящееся к общей среде обитания и жизнедеятельности человека, различным аспектам его сущест­вования, функционирования и развития как социобиологическо-го существа.

Непосредственным проявлением и выражением социальной безопасности как феномена является безопасность отдельного че­ловеческого общества, конкретной страны. Отдельная страна пред­ставляет собой единую политико-территориальную общность лю­дей, обладающую специфическими признаками. Она включает го­сударство и другие политико-властные институты, отдельных ин­дивидов, социальные группы и образования, институты, все про­живающее на его территории население, которое в целом состав­ляет народ. В общеполитическом смысле еще со времен Великой французской революции понятие «народ» отождествлялось с по­нятием «нация». В этом контексте социальную безопасность от­дельного человеческого общества и конкретной страны правомер­но называть национальной безопасностью.

В Концепции национальной безопасности Российской Феде­рации подчеркивается, что национальная безопасность страны -это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»1. Национальная безопасность представляет собой

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000. № 2. С. 691.

непосредственно воспринимаемую и ощущаемую гражданами конкретного государства интегральную характеристику качест­венного состояния сфер и условий их жизнедеятельности, степе­ни их защищенности и возможностей дальнейшего совершенст­вования и прогрессивного развития.

Термин «национальная безопасность» появился в политиче­ском лексиконе в начале XX в. Его впервые употребил Президент США Т. Рузвельт в своем послании к конгрессу в 1904 г. Сегодня в США национальная безопасность определяется как такое со­стояние общества, при котором «... Соединенные Штаты сохра­няются в качестве свободной нации и соблюдается неприкосно­венность ее основных институтов и ценностей»1. В отечествен­ной науке и политической практике понятие «национальная безо­пасность» стало активно употребляться в конце XX в.

Национальная безопасность в общеполитическом смысле представляет собой безопасность отдельных граждан и образуе­мых ими социальных групп, объединений и институтов, всего населения страны. Объединения граждан - это различные соци­альные образования и общество в целом, а институты - это те или иные формальные структуры, создаваемые людьми в раз­личных сферах общественной жизни для удовлетворения их по­требностей и интересов. Ведущим социальным институтом яв­ляется государство.

Основополагающее значение для понимания национальной безопасности как явления, ее природы и сущности имеют ка­тегории «национальные интересы», «опасности» и «угрозы» этим интересам. Национальные интересы (национально-государствен-ше интересы) - это осознанные потребности народа в самосо­хранении и поддержании своего культурно-исторического един­ства, в обеспечении безопасности личности, общества и государ­ства во всех сферах общественной жизни. Их наиболее важными составляющими являются государственный суверенитет, терри-

Алексин В. И. Советско-американское военное сотрудничество: кон­такты и осмысление результатов // Военная мысль. 1992. № 3. С. 63.

ториальная целостность страны, социально-политическая ста­бильность общества, конституционный строй, стабильность сис­темы международных отношений, авторитет и уважение страны в мире, ее свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям.

Опасности - это объективно существующие возможности, вся совокупность условий и факторов, способных негативно воз­действовать на социальный организм, причинить ущерб, вред, изменить его свойства, ухудшить его состояние, придать его раз­витию нежелательную динамику и даже привести к разрушению и гибели. Конкретной и непосредственной формой опасности, создаваемой целенаправленной деятельностью откровенно враж­дебных сил, совокупностью сложившихся факторов и условий, негативно влияющих на жизненно важные интересы личности, общества и государства, является угроза.

С учетом понимания национальных интересов, опасностей и угроз, их соотношения можно сделать вывод, что национальная безопасность представляет собой явление, которое образуется в результате диалектического взаимодействия, с одной стороны, национальных интересов, с другой - опасностей и угроз им. На­циональная безопасность характеризует степень защиты нацио­нальных интересов от опасностей и угроз, их соответствие уров­ню защищенности национальных интересов, меру реальных опасностей и угроз им. Она проявляется в степени защищенности жизненно важных интересов конкретного народа, населения оп­ределенной страны, в их способности нейтрализовать сущест­вующие опасности и угрозы национальным интересам и созда­вать условия для их реализации.

Итак, национальная безопасность — это состояние защи­щенности национальных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, обеспечивающее территориальную цело­стность и независимость страны, устойчивое и прогрессивное развитие общества, независимость государства в междуна­родных отношениях. Сущность национальной безопасности вы­ражается в отсутствии в данный, конкретный промежуток времени непосредственной, вполне национальных интересов. В ней отТ^Г* опасности для устранять реальные и потенциальные опасности и утоТы^Г циональным интересам, адекватно реагировать „а ниГ™^ дать действия деструктивных сил. *"р«к

Обеспечение национальной безопасности достигается- во первых, созданием и функционированием системы противодей­ствия угрозам и опасностям, адекватной их масштабу и уровню-во-вторых, созданием и накоплением материальных и других ресурсов и их использованием для реализации национальных интересов, существования и прогрессивного развития страны; в-третьих, динамичностью и постоянным развитием системы национальной безопасности, ее способностью своевременно и адекватно перестраиваться в соответствии с меняющейся обста­новкой, выявлять и нейтрализовать опасности и угрозы нацио­нальным интересам.

Национальная безопасность представляет собой сложное и многогранное явление. В структурном отношении она рас­сматривается с позиций трех основных подходов: функциональ-но-деятельностного (национальная безопасность как совокуп­ность элементов ее обеспечения); ценностного (национальная безопасность как совокупность ценностей, крайне важных для личности, государства и общества); персонифицированно-инди­видуального (национальная безопасность как безопасность и защищенность человека, его прав и свобод, наличие условий для

развития личности). >-

В фуикциоиально-деятельностном аспекте национальная оез-

опасность является системой, которая включает: субъекты ооес-печения национальной безопасности - конкретные органы госу­дарства и институты гражданского общества, Деетель"^ТиЬ"^ рых направлена на защиту и реализацию т0НЪ™""™?*й сов; совокупность теоретических, ^^^^^^2 и установок, политико-правовых норм по ПР°6™^^^^^ национальной безопасности (теория национальной безопасности, концепция национальной безопасности, военная доктрина госу­дарства, законы и другие нормативные акты и т.п.); цели и задачи обеспечения национальной безопасности; силы и средства обес­печения национальной безопасности; объекты обеспечения на­циональной безопасности - национальные интересы. Все зги элементы системы национальной безопасности находятся в тес­ной взаимосвязи и взаимодействии, функционируют как единое целое в интересах защиты страны и ее населения.

С точки зрения ценностного подхода национальную безопас­ность характеризуют: гражданское общество, правовое и соци­альное государство, права и свободы человека и гражданина-гражданский мир и согласие; равноправие и независимость наро­дов; целостность страны; справедливость и гуманизм; эффектив­ное государство и социальная стабильность; демократия, закон­ность, высокий уровень социально-экономического и культурно­го развития народа; равноправные и справедливые международ­ные отношения; традиции и историческое прошлое народа.

Персонифицированно-индивидуальный аспект национальной безопасности выражается в уровне развития свобод и прав чело­века как высшей социальной ценности, условиях реализации его интересов, устойчивости роста уровня жизни и благосостояния индивида, степени его ответственности перед обществом.

В социально-гуманитарных науках для характеристики на­циональной безопасности, как правило, используется функцио-нально-деятельностный подход, который позволяет наиболее полно отразить сущность национальной безопасности как явле­ния, раскрыть ее содержание.

Национальная безопасность в содержательном отношении включает разнообразные структурные компоненты. В соответ­ствии со сферами общественной жизни составляющими нацио­нальной безопасности являются: экономическая безопасность, ее циальная безопасность (безопасность социальной сферы), поли­тическая безопасность, военная безопасность, экологическая ез-опасность, технологическая безопасность, информационная безопасность и т.д. Благодаря этим компонентам национальной безопасности обеспечиваются нейтрализация угроз и вызовов на-циональным интересам в различных сферах общественной жиз­ни, противодействие им.

В зависимости от среды формирования, характера и масшта­ба источников угроз и опасностей национальным интересам вы­деляются внешняя национальная безопасность и внутренняя на­циональная безопасность. В свою очередь, внешняя националь­ная безопасность представлена глобальным, региональным и ло­кальным уровнями, а внутренняя - федеральным, региональным и муниципальным. Очевидно, что выделение различных компо­нентов и аспектов национальной безопасности имеет условный характер, все они взаимосвязаны и взаимодействуют между со­бой и образуют единое целое.

Интегральную характеристику национальной безопасности составляют безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства, в которых отражаются и фокусиру­ются все ее компоненты и аспекты. Безопасность личности - это обеспечение ее прав и свобод. Безопасность общества - это со­хранение и развитие его материальных и духовных ценностей. Безопасность государства - защищенность его конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета.

Национальная безопасность всегда представляет собой кон­кретно-историческое явление. Она складывается и функциониру­ет под воздействием специфики, содержания и характера жизне­деятельности определенного общества, внутренних и внешних условий существования конкретной страны, в результате созна­тельной и целенаправленной деятельности различных субъектов по защите национальных интересов. Поэтому национальной безопасности отдельных стран всегда присущи свои особенности и специфика.

1 В Энциклопедическом словаре-ежегоднике «Безопасность Евра­зии - 2002» выделяется 28 компонентов национальной безопасности по сферам общественной жизни.

В особых условиях формировалась, функционирует и разви вается система национальной безопасности современной России. Наиболее существенными и важными из них являются:

во-первых, окончание «холодной войны» между двумя ан­тагонистическими социально-политическими системами и ев -занная с этим перестройка международных отношений на прин­ципах мирного сотрудничества и взаимного доверия их субъек­тов, распад СССР, мировой системы социализма. В результате значительно снизилась острота противоречий во взаимоотноше­ниях России с ведущими мировыми державами, и прежде всего с США, Германией, Францией, Великобританией; изменились ис­точники и характер угроз ее национальным интересам. После распада СССР и крушения мировой системы социализма сущест­венно иными стали место и роль России в мире, ее геополитиче­ское положение; разрушились основы существовавшей ранее системы национальной безопасности страны, В связи с этим Рос­сия вынуждена вырабатывать и постоянно оптимизировать со­держание своих национальных интересов, определять их приори­теты и способы защиты, свое положение в системе глобальной, региональной и локальной безопасности, свой статус как субъек­та международных отношений;

во-вторых, образование на территории бывшего СССР самостоятельных государств, часть из которых (Армения, Бело­руссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) установили и после­довательно укрепляют союзнические отношения с Россией, в том числе и в области обеспечения коллективной и национальной безопасности. Различные аспекты в развитии этих стран и обес­печении их национальной безопасности непосредственно связаны с Россией, решаются на основе тесного сотрудничества и взаимо­действия с ней. Образование и существование СНГ, Договор о коллективной безопасности СНГ (1992) требуют от России опре­деленных обязательств по обеспечению национальной безопас­ности стран - участниц СНГ, трансформации отдельных элемен­тов ее системы обеспечения национальной безопасности в инте­ресах коллективной безопасности. Вместе с тем на формировании системы национальной безопасности России сказывается и то что ряд государств, образовавшихся на постсоветском простран­стве (Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Грузия, Украина), идут по пути интеграции с Западной Европой и США, а некоторые из них не выполняют принятые на себя обязательства в рамках кол­лективного договора;

в-третьих, коренная перестройка всей системы общест­венных отношений внутри России, заключающаяся в их либера­лизации, развитии рыночных отношений, установлении полити­ческого и духовного плюрализма. Общественная жизнь совре­менной России характеризуется противоречивостью и конфликт­ностью, слабостью экономики, болезненной социальной модер­низацией, социальным расслоением, противостоянием социаль­но-политических сил, отсутствием объединяющей национальной идеи. В российском обществе в последние годы значительно воз­росло количество и масштаб опасностей и угроз личности, госу­дарству и обществу, усилилась их острота, все менее защищен­ными становятся права и свободы человека и гражданина.

Названные условия и факторы объективно потребовали эф­фективного обеспечения национальной безопасности России. В настоящее время национальная безопасность России представ­ляет собой сложившуюся систему, включающую все необходи­мые структурные элементы: органы руководства и управления, силы и средства обеспечения, механизмы их взаимосвязи и взаи­модействия. Каждый элемент системы национальной безопасно­сти наделен строго определенным политико-правовым статусом, имеет свои задачи в обеспечении безопасности личности, госу­дарства и общества.

Современная система национальной безопасности России принципиально ориентирована на комплексную защиту нацио­нальных интересов, а также на защиту личности, государства и общества в различных сферах от всей совокупности возникаю­щих внутренних и внешних опасностей и угроз. Она интегриро­вана в региональную и международную безопасность находится в тесном взаимодействии с системами национальной безопасности государств СНГ - участников Договора о коллективной безо­пасности. В системе национальной безопасности России и ее обеспечения осуществляются постоянные изменения в зависимо­сти от содержания, характера и динамики отношений внутри рос­сийского общества и на международной арене. Все аспекты на­циональной безопасности страны постоянно находятся в центре внимания Российского государства, которое регулярно совер­шенствует и оптимизирует структуру обеспечения защиты на­циональных интересов.

Однако в системе национальной безопасности современной России имеются недостатки и проблемы. Так, невысокими явля­ются профессионализм и социальная ответственность органов и сил обеспечения национальной безопасности, которые пока не­достаточно оснащены современными средствами и материально-техническими ресурсами. Руководящие органы обеспечения на­циональной безопасности не занимаются постоянным прогнози­рованием, не осуществляют мониторинг возможных опасностей и угроз национальным интересам, не всегда адекватно и своевре­менно реагируют на них, действуют с упреждением. Нет четкой координации и согласованных действий органов и сил в обеспе­чении национальной безопасности, при ликвидации конкретных опасностей и угроз. Как свидетельствуют события и факты в жизни страны (теракты в Москве, Беслане, на воздушном транс­порте; рост уголовной преступности; повышение смертности на­селения; ухудшение экологической ситуации в крупных городах и т.д.), современная система национальной безопасности России и ее обеспечение пока не являются эффективными, нуждаются в совершенствовании и оптимизации.

Итак, национальная безопасность - это сложное, многоас­пектное и многоуровневое явление. Она имеет свои основы, структуру, механизм обеспечения, специфические особенности в каждой стране. Среди множества видов национальной безопасно­сти особое место занимают стороны и грани, направленные на защиту национальных интересов от применения или угрозы при­менения вооруженного насилия, крайним выражением которого в международных отношениях являются война или международ­ный вооруженный конфликт, а внутри страны - вооруженное восстание, гражданская война или внутригосударственный во­оруженный конфликт. Все эти стороны и грани составляют воен­ные аспекты национальной безопасности и образуют такой ее специфический вид, как военная безопасность.