1. Сущность и система национальной безопасности.
Особенности национальной безопасности
современной России
Исходная позиция для понимания безопасности как явления сформулирована более 130 лет назад В.И. Далем. В его словаре
оезопасность характеризуется как отсутствие опасности сохоан ность, надежность1. Позднее СИ. Ожегов опредеГил бе3о^" ность как «положение, при котором не угрожает о^ностькоГ." чему-нибудь, . В этих толкованиях безопасность рассма^ива!' ся в самом общем плане, безотносительно к определенном о^ ектам, социальной, биологической и другим системам. Она сво дится главным образом к защищенности различных объектов живых существ от какого-либо фактора или совокупности фактов ров, представляющих собой опасность или угрозу их существованию. Такую безопасность можно назвать «охранительной» т е она предполагает наличие у кого, чего-либо возможности и'спо-собности сохранять, оборонять, защищать себя.
В современной науке безопасность как явление рассматривается в более широком смысле. Она трактуется не только как возможность и способность кого-либо или чего-либо к самосохранению, обороне от опасностей и угроз, но и как свойство объекта, системы, проявляющееся в их выживаемости и надежности, способности сохранять свои особые характеристики, отсутствии противоречий в развитии и функционировании, которые могут привести объект, систему к разрушению. Причем в безопасности нуждаются сегодня все без исключения объекты и системы: биологические, социальные, технические и др. Это их важнейшая атрибутивная характеристика, условие развития, изменения, перехода из одного состояния в другое. По содержанию безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих функционирование и совершенствование различных объектов и систем.
Важнейшей разновидностью безопасности являе^'^ альная безопасность, которая характеризует ™«°^^ человеческого сообщества, его сохранность, ""^^Тж-защищенность. Проявляется социальная безопасность в возмо
ностях человеческого социума сохранять свою качественную определенность и единство, в его способности защищать себя от опасностей и угроз, обеспечивать оптимизацию и совершенствование своей внутренней организации при взаимодействии с другими объектами и системами. Социальная безопасность -это такое состояние всех сфер жизнедеятельности людей создаваемых ими институтов и организаций, которое обеспечивает сохранение и укрепление их целостности и независимости, прогрессивное развитие, защиту от различных опасностей и угроз. В этом контексте социальная безопасность представляет собой широкое явление, относящееся к общей среде обитания и жизнедеятельности человека, различным аспектам его существования, функционирования и развития как социобиологическо-го существа.
Непосредственным проявлением и выражением социальной безопасности как феномена является безопасность отдельного человеческого общества, конкретной страны. Отдельная страна представляет собой единую политико-территориальную общность людей, обладающую специфическими признаками. Она включает государство и другие политико-властные институты, отдельных индивидов, социальные группы и образования, институты, все проживающее на его территории население, которое в целом составляет народ. В общеполитическом смысле еще со времен Великой французской революции понятие «народ» отождествлялось с понятием «нация». В этом контексте социальную безопасность отдельного человеческого общества и конкретной страны правомерно называть национальной безопасностью.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальная безопасность страны -это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»1. Национальная безопасность представляет собой
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000. № 2. С. 691.
непосредственно воспринимаемую и ощущаемую гражданами конкретного государства интегральную характеристику качественного состояния сфер и условий их жизнедеятельности, степени их защищенности и возможностей дальнейшего совершенствования и прогрессивного развития.
Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе в начале XX в. Его впервые употребил Президент США Т. Рузвельт в своем послании к конгрессу в 1904 г. Сегодня в США национальная безопасность определяется как такое состояние общества, при котором «... Соединенные Штаты сохраняются в качестве свободной нации и соблюдается неприкосновенность ее основных институтов и ценностей»1. В отечественной науке и политической практике понятие «национальная безопасность» стало активно употребляться в конце XX в.
Национальная безопасность в общеполитическом смысле представляет собой безопасность отдельных граждан и образуемых ими социальных групп, объединений и институтов, всего населения страны. Объединения граждан - это различные социальные образования и общество в целом, а институты - это те или иные формальные структуры, создаваемые людьми в различных сферах общественной жизни для удовлетворения их потребностей и интересов. Ведущим социальным институтом является государство.
Основополагающее значение для понимания национальной безопасности как явления, ее природы и сущности имеют категории «национальные интересы», «опасности» и «угрозы» этим интересам. Национальные интересы (национально-государствен-ше интересы) - это осознанные потребности народа в самосохранении и поддержании своего культурно-исторического единства, в обеспечении безопасности личности, общества и государства во всех сферах общественной жизни. Их наиболее важными составляющими являются государственный суверенитет, терри-
Алексин В. И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление результатов // Военная мысль. 1992. № 3. С. 63.
ториальная целостность страны, социально-политическая стабильность общества, конституционный строй, стабильность системы международных отношений, авторитет и уважение страны в мире, ее свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям.
Опасности - это объективно существующие возможности, вся совокупность условий и факторов, способных негативно воздействовать на социальный организм, причинить ущерб, вред, изменить его свойства, ухудшить его состояние, придать его развитию нежелательную динамику и даже привести к разрушению и гибели. Конкретной и непосредственной формой опасности, создаваемой целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил, совокупностью сложившихся факторов и условий, негативно влияющих на жизненно важные интересы личности, общества и государства, является угроза.
С учетом понимания национальных интересов, опасностей и угроз, их соотношения можно сделать вывод, что национальная безопасность представляет собой явление, которое образуется в результате диалектического взаимодействия, с одной стороны, национальных интересов, с другой - опасностей и угроз им. Национальная безопасность характеризует степень защиты национальных интересов от опасностей и угроз, их соответствие уровню защищенности национальных интересов, меру реальных опасностей и угроз им. Она проявляется в степени защищенности жизненно важных интересов конкретного народа, населения определенной страны, в их способности нейтрализовать существующие опасности и угрозы национальным интересам и создавать условия для их реализации.
Итак, национальная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, обеспечивающее территориальную целостность и независимость страны, устойчивое и прогрессивное развитие общества, независимость государства в международных отношениях. Сущность национальной безопасности выражается в отсутствии в данный, конкретный промежуток времени непосредственной, вполне национальных интересов. В ней отТ^Г* опасности для устранять реальные и потенциальные опасности и утоТы^Г циональным интересам, адекватно реагировать „а ниГ™^ дать действия деструктивных сил. *"р«к
Обеспечение национальной безопасности достигается- во первых, созданием и функционированием системы противодействия угрозам и опасностям, адекватной их масштабу и уровню-во-вторых, созданием и накоплением материальных и других ресурсов и их использованием для реализации национальных интересов, существования и прогрессивного развития страны; в-третьих, динамичностью и постоянным развитием системы национальной безопасности, ее способностью своевременно и адекватно перестраиваться в соответствии с меняющейся обстановкой, выявлять и нейтрализовать опасности и угрозы национальным интересам.
Национальная безопасность представляет собой сложное и многогранное явление. В структурном отношении она рассматривается с позиций трех основных подходов: функциональ-но-деятельностного (национальная безопасность как совокупность элементов ее обеспечения); ценностного (национальная безопасность как совокупность ценностей, крайне важных для личности, государства и общества); персонифицированно-индивидуального (национальная безопасность как безопасность и защищенность человека, его прав и свобод, наличие условий для
развития личности). >-
В фуикциоиально-деятельностном аспекте национальная оез-
опасность является системой, которая включает: субъекты ооес-печения национальной безопасности - конкретные органы государства и институты гражданского общества, Деетель"^ТиЬ"^ рых направлена на защиту и реализацию ™т0Н™Ъ™""™?*й сов; совокупность теоретических, ^^^^^^2 и установок, политико-правовых норм по ПР°6™^^^^^ национальной безопасности (теория национальной безопасности, концепция национальной безопасности, военная доктрина государства, законы и другие нормативные акты и т.п.); цели и задачи обеспечения национальной безопасности; силы и средства обеспечения национальной безопасности; объекты обеспечения национальной безопасности - национальные интересы. Все зги элементы системы национальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, функционируют как единое целое в интересах защиты страны и ее населения.
С точки зрения ценностного подхода национальную безопасность характеризуют: гражданское общество, правовое и социальное государство, права и свободы человека и гражданина-гражданский мир и согласие; равноправие и независимость народов; целостность страны; справедливость и гуманизм; эффективное государство и социальная стабильность; демократия, законность, высокий уровень социально-экономического и культурного развития народа; равноправные и справедливые международные отношения; традиции и историческое прошлое народа.
Персонифицированно-индивидуальный аспект национальной безопасности выражается в уровне развития свобод и прав человека как высшей социальной ценности, условиях реализации его интересов, устойчивости роста уровня жизни и благосостояния индивида, степени его ответственности перед обществом.
В социально-гуманитарных науках для характеристики национальной безопасности, как правило, используется функцио-нально-деятельностный подход, который позволяет наиболее полно отразить сущность национальной безопасности как явления, раскрыть ее содержание.
Национальная безопасность в содержательном отношении включает разнообразные структурные компоненты. В соответствии со сферами общественной жизни составляющими национальной безопасности являются: экономическая безопасность, ее циальная безопасность (безопасность социальной сферы), политическая безопасность, военная безопасность, экологическая ез-опасность, технологическая безопасность, информационная безопасность и т.д. Благодаря этим компонентам национальной безопасности обеспечиваются нейтрализация угроз и вызовов на-циональным интересам в различных сферах общественной жизни, противодействие им.
В зависимости от среды формирования, характера и масштаба источников угроз и опасностей национальным интересам выделяются внешняя национальная безопасность и внутренняя национальная безопасность. В свою очередь, внешняя национальная безопасность представлена глобальным, региональным и локальным уровнями, а внутренняя - федеральным, региональным и муниципальным. Очевидно, что выделение различных компонентов и аспектов национальной безопасности имеет условный характер, все они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
Интегральную характеристику национальной безопасности составляют безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства, в которых отражаются и фокусируются все ее компоненты и аспекты. Безопасность личности - это обеспечение ее прав и свобод. Безопасность общества - это сохранение и развитие его материальных и духовных ценностей. Безопасность государства - защищенность его конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета.
Национальная безопасность всегда представляет собой конкретно-историческое явление. Она складывается и функционирует под воздействием специфики, содержания и характера жизнедеятельности определенного общества, внутренних и внешних условий существования конкретной страны, в результате сознательной и целенаправленной деятельности различных субъектов по защите национальных интересов. Поэтому национальной безопасности отдельных стран всегда присущи свои особенности и специфика.
1 В Энциклопедическом словаре-ежегоднике «Безопасность Евразии - 2002» выделяется 28 компонентов национальной безопасности по сферам общественной жизни.
В особых условиях формировалась, функционирует и разви вается система национальной безопасности современной России. Наиболее существенными и важными из них являются:
• во-первых, окончание «холодной войны» между двумя антагонистическими социально-политическими системами и ев -занная с этим перестройка международных отношений на принципах мирного сотрудничества и взаимного доверия их субъектов, распад СССР, мировой системы социализма. В результате значительно снизилась острота противоречий во взаимоотношениях России с ведущими мировыми державами, и прежде всего с США, Германией, Францией, Великобританией; изменились источники и характер угроз ее национальным интересам. После распада СССР и крушения мировой системы социализма существенно иными стали место и роль России в мире, ее геополитическое положение; разрушились основы существовавшей ранее системы национальной безопасности страны, В связи с этим Россия вынуждена вырабатывать и постоянно оптимизировать содержание своих национальных интересов, определять их приоритеты и способы защиты, свое положение в системе глобальной, региональной и локальной безопасности, свой статус как субъекта международных отношений;
• во-вторых, образование на территории бывшего СССР самостоятельных государств, часть из которых (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) установили и последовательно укрепляют союзнические отношения с Россией, в том числе и в области обеспечения коллективной и национальной безопасности. Различные аспекты в развитии этих стран и обеспечении их национальной безопасности непосредственно связаны с Россией, решаются на основе тесного сотрудничества и взаимодействия с ней. Образование и существование СНГ, Договор о коллективной безопасности СНГ (1992) требуют от России определенных обязательств по обеспечению национальной безопасности стран - участниц СНГ, трансформации отдельных элементов ее системы обеспечения национальной безопасности в интересах коллективной безопасности. Вместе с тем на формировании системы национальной безопасности России сказывается и то что ряд государств, образовавшихся на постсоветском пространстве (Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Грузия, Украина), идут по пути интеграции с Западной Европой и США, а некоторые из них не выполняют принятые на себя обязательства в рамках коллективного договора;
• в-третьих, коренная перестройка всей системы общественных отношений внутри России, заключающаяся в их либерализации, развитии рыночных отношений, установлении политического и духовного плюрализма. Общественная жизнь современной России характеризуется противоречивостью и конфликтностью, слабостью экономики, болезненной социальной модернизацией, социальным расслоением, противостоянием социально-политических сил, отсутствием объединяющей национальной идеи. В российском обществе в последние годы значительно возросло количество и масштаб опасностей и угроз личности, государству и обществу, усилилась их острота, все менее защищенными становятся права и свободы человека и гражданина.
Названные условия и факторы объективно потребовали эффективного обеспечения национальной безопасности России. В настоящее время национальная безопасность России представляет собой сложившуюся систему, включающую все необходимые структурные элементы: органы руководства и управления, силы и средства обеспечения, механизмы их взаимосвязи и взаимодействия. Каждый элемент системы национальной безопасности наделен строго определенным политико-правовым статусом, имеет свои задачи в обеспечении безопасности личности, государства и общества.
Современная система национальной безопасности России принципиально ориентирована на комплексную защиту национальных интересов, а также на защиту личности, государства и общества в различных сферах от всей совокупности возникающих внутренних и внешних опасностей и угроз. Она интегрирована в региональную и международную безопасность находится в тесном взаимодействии с системами национальной безопасности государств СНГ - участников Договора о коллективной безопасности. В системе национальной безопасности России и ее обеспечения осуществляются постоянные изменения в зависимости от содержания, характера и динамики отношений внутри российского общества и на международной арене. Все аспекты национальной безопасности страны постоянно находятся в центре внимания Российского государства, которое регулярно совершенствует и оптимизирует структуру обеспечения защиты национальных интересов.
Однако в системе национальной безопасности современной России имеются недостатки и проблемы. Так, невысокими являются профессионализм и социальная ответственность органов и сил обеспечения национальной безопасности, которые пока недостаточно оснащены современными средствами и материально-техническими ресурсами. Руководящие органы обеспечения национальной безопасности не занимаются постоянным прогнозированием, не осуществляют мониторинг возможных опасностей и угроз национальным интересам, не всегда адекватно и своевременно реагируют на них, действуют с упреждением. Нет четкой координации и согласованных действий органов и сил в обеспечении национальной безопасности, при ликвидации конкретных опасностей и угроз. Как свидетельствуют события и факты в жизни страны (теракты в Москве, Беслане, на воздушном транспорте; рост уголовной преступности; повышение смертности населения; ухудшение экологической ситуации в крупных городах и т.д.), современная система национальной безопасности России и ее обеспечение пока не являются эффективными, нуждаются в совершенствовании и оптимизации.
Итак, национальная безопасность - это сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. Она имеет свои основы, структуру, механизм обеспечения, специфические особенности в каждой стране. Среди множества видов национальной безопасности особое место занимают стороны и грани, направленные на защиту национальных интересов от применения или угрозы применения вооруженного насилия, крайним выражением которого в международных отношениях являются война или международный вооруженный конфликт, а внутри страны - вооруженное восстание, гражданская война или внутригосударственный вооруженный конфликт. Все эти стороны и грани составляют военные аспекты национальной безопасности и образуют такой ее специфический вид, как военная безопасность.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464