1. Сущность политики, ее функции и разновидности
Социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации Регуляторами, обеспечивающими социальный порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали
1 Аристотель. Политика // ьоч.. о **
обычаи, традиции, нравы, религиозные догматы шИе нормы и способы человеческого общежития Т™" Просгей" вследствие усложнения и интенсификации со^альны?™6*11"*4' зей, дифференциации общества, появления непримиримей" „овых интересов, они оказались не в состоянии эффект! I РУ лировать совместную жизнь людей и обе^иватГотаГи^" полное удовлетворение их групповых потребностей и интересоТ°
Общественная практика требовала новых, более продуктив ных способов регулирования изменяющихся социальных взаимоотношений. Их утверждение в общественных отношениях стало возможным по мере становления такого специфического института, как государство, способного создавать общеобязательные нормы социального поведения для всех слоев населения и обеспечивать их выполнение. Государственная власть должна была стать той силой, которая смогла бы не только создать условия для реализации разнообразных потребностей и интересов людей, но и сохранить целостность общества, порядок и стабильность социальной жизни.
Возникновение государства привело к образованию особой сферы взаимодействия людей, в которой стала осуществляться реализация интересов социальных групп, связанных с их общественным положенем, при активном участии институтов публичной власти. Это вызвало конкуренцию между социальными субъектами по поводу государственных полномочий, влияния на государство, что привело к формированию специфического вида общественных отношений, которые впоследствии получили название политических. Основным содержанием этих отношений стала борьба за государственную власть и ее использование в целях Реализации интересов тех или иных социальных групп.
Политика, таким образом, не только явилась факторомсюес-"ечения межгруппового согласия в обществе, но и Д^~. Ность отдельным индивидам и социальным группам в^™ ^ Рентную борьбу за государственную ^^"^^ ^дель-нравилам. Эта борьба позволила согласовывать инт ^ нь* индивидов и социальных групп интересами сопи
политики: теологическая, социальная, натуралистическ тарная, психологическая, бихевиористская и др. Несмотря8 * нообразие подходов к объяснению этого феномена, их об ^ няющим началом стало отражение властной сущности л явления. На основе их обобщения можно сформулировать еле-дующее определение: политика - это отношения между социальными силами по поводу завоевания и удержания государственной власти и использования ее в целях реализации собственных и общественно значимых интересов.
Политика как явление представляет собой сложную систему различных форм социальных отношений и специфической деятельности людей, связанных с политической властью, ядро которой составляет государственная власть. Качественная определенность политики как особой сферы отношений и взаимодействия людей выражается в ее свойствах, которые в своей совокупности позволяют отличать политику от других общественных явлении и социальных отношений.
Одним из свойств политики является конкурентность, -Зто свойство заключается в том, что содержание отношений и взаимо действий политических субъектов составляют результаты столк новения различных групповых интересов и сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций. Политика как феномен складывается и функционирует на основе постоянного против( борства социально-политических сил, ориентирующихся на различные по происхождению и содержанию стандарты, ценности
институты. «.
Важное свойство политики - асимметричность, которая вы ражается в невозможности постоянного поддержания Достигнутого между участниками политической игры баланса сил, а еледовательно, в подвижности и динамике отношений по поводу государственной власти. Политика ппГ М6ЖДУ НИМИ внутренне обратимое, принципиально не сб^Т™***™ С°боЙ ние, в котором переплетены сознательГ ^ХГд^Г организация и дезорганизация, порядок и хаос, стабшиГ^ и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. На по™ можно часто наблюдать, как тот или иной политический режш меняет социальную и идеологическую ориентацию, переходит от методов убеждения к использованию силы и принуждения, утрачивает и вновь обретает легитимность.
К числу свойств политики относится ее рациональность. Политика, вырабатывая механизмы согласования частных и общих позиций, в своем движении стремится к оптимальному выстраиванию политических институтов и политических отношений, ограничивает иррациональный компонент политической жизни рационализацией политических отношений. Рациональность политики имеет особое значение, так как в общественной истории есть множество фактов неадекватной реакции человека (следование суевериям, предрассудкам, ритуалам), несоизмеримой с внешними условиями его действий.
Особое свойство политики - рискованность, обусловленная остротой борьбы социально-политических сил за политическую (в первую очередь государственную) власть, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Политика, как никакой Другой вид социальной деятельности, довольно затратна и не гарантирует компенсацию вложенных капиталов и человеческой энергии. Неожиданный проигрыш на выборах, президентский, правительственный кризисы, вызывающие всеобщую дестабилизацию социальных и экономических порядков, заставляют относиться к политике как к области деятельности, связанной с повышенной опасностью при реализации намеченных «лан^ ЕЁ Политика обладает свойством проникновения. °^™^ РУется в различные сферы социальной жизни, придашьггвмили иным общественным проблемам публичный масштабу Свойство проникновения свидетельствует о непостоянстве и подвижности коуга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. Наряду с проблемами требующими постоянного участия государства в их решении (обеспечение безопасности, поддержание международных связей и др.), в каждый конкретный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле политической деятельности или исключаются из нее.
Неотъемлемым свойством политики является ее простран-ственность. Это свойство характеризует ограниченность политических отношений по поводу власти, возникающих в определенном социальном пространстве, в конкретных местах и регионах. В разном пространстве складываются различные возможности для политического участия и волеизъявления населения, формируются конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни.
К значимым свойствам политики относится ее темпоралъ-ность. Данное свойство характеризует временное измерение политики. Политические отношения и процессы могут протекать в диапазонах: реального времени (политические события и действия воспринимаются непосредственно с точки зрения их актуальной значимости); исторического времени (оценка происходящего осуществляется в его взаимосвязи с прошлыми событиями, т.е. требуется обобщение различных фактов, определенная логика истолкования эволюции политических действий и событий); эпохального времени (используются масштабные критерии оценки событий и действий, приспособленные для анализа содержания крупных этапов политической истории не только отдельных государств, но и континентов). Одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты. Так, одни события со временем теряют свое значение и масштабность, другие - расширяют.
Важным свойством политики является взаимодействие в ней элитарных и неэлитарных групп. Каждая из этих групп выполняет в полигике особую роль. Элиты представляют интересы различных слоев населения и осуществляют вом и обществом. Неэлитарные группы вГГюТнТ^бГ^" контролируют их деятельность, воздействие р элит'
водимого государством политиЧеГоГ^ ^ К°РРеКЦИЮ ПР°" тика Формируется и реализуется как 5^1^^^: властвующих и подвластных, как следствие соучас™ упгГв ляющих и управляемых, итог контактирования профессионалов и непрофессионалов На разных стадиях и фазах, уровнях политического процесса (например, в ходе принятия политических ре шений, смены политического режима посредством выборов) могут меняться характер и степень согласования их действий, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.
И наконец, политике как особому виду социальной деятель-ности и социальных отношений присуще свойство процессуешь-ности. Сложность взаимоотношений элиты и неэлиты, непредсказуемость последствий их политических действий, наличие противоборствующих субъектов политических отношений и многое другое свидетельствуют об остроте и интенсивности борьбы за власть. Все это придает политике характер динамичного явления, обусловливает быстроту политических перемен, делает ее исключительно изменчивой. Политика представляет собой интенсивно меняющуюся, внутренне подвижную и конфликтную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, возбуждение и депрессия.
Будучи сложным социальным явлением, политика имеет свою структуру. Ее основными элементами являются: субъекты политики, политические интересы, политическое сознание, политические отношения.
Субъекты политики - социальные силы и институты, конку рирующие в борьбе за государственную власть и У««4»щне • к " п . „«„.гит/ют значимые групповые интере-
се осуществлении. 0ни/еле^У^/"аТеспечивают их реализа-сы в сферу полномочий государства и обеспечивают^и^р
* уу ь- „Сектам политики относятся: народ, круп
цию в политике. К субъект™мто политиче-
иые социальные группы^^"^^ партии, обществен-ские институты (государства, «Vно-подитические организации и движения); группы лиц и дельные индивиды, обладающие возможностями и способное ми вести политическую борьбу за государственную власть и пас поряжаться ею (политическая элита, политические лидеры бюрократия).
Субъектами политики также являются отдельные социальные группы и индивиды, не принимающие непосредственного участия в политической деятельности. Они оказывают влияние на политику через своих представителей во властных органах, участвуя в различных формах прямой демократии (референдумы собрания, местное самоуправление) и осуществляют давление на власть с помощью массовых, как правило, протестных действий (демонстраций, митингов, забастовок, голодовок), других форм выражения своих интересов.
Политические интересы - это побудительная сила деятельности субъектов политики. Они представляют собой осознанную потребность участия в политике, в использовании политической власти (прежде всего государства) или влияния на нее в целях обеспечения жизненно важных условий своего существования, социального развития. Субъекты политики строят свою деятельность с учетом прежде всего собственных интересов. Политические интересы подразделяются на общие, отдельные и частные. Общие интересы субъектов политики ориентированы на обеспечение их совместного существования и развития в обществе в целом, в едином социальном пространстве. Отдельные и частные интересы определяют особенности и характер включения различных субъектов в социальное целое, в политические отношения. Политические интересы составляют основу формирования политического сознания людей, определяют цели, задачи и направленность деятельности субъектов политики, содержание политических отношений.
Политическое сознание в структуре политики представлено совокупностью разнообразных политических программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть и ее реализацию. С этой точки зрения политикаханизмом реализации разнообразных идейных" проектов Шо граммы, идеи, доктрины и ценности воплощаются? формах практической политической деятельности людей. Одновременно практически не реализованный мир политически ГнГия «живет» в поле публичной власти в виде ценностей, идеальньТх побуждении, оценок, мотивов поведения и т.д. Функционировав ние политического сознания выражается в постоянном преобразовании различных способов мышления из духовной формы в материальную и наоборот. Политическое сознание опосредует все основные и наиболее существенные властные взаимозависимости субъектов политики, определяет силу и эффективность властного регулирования.
Политические отношения представляют собой устойчивые взаимосвязи и взаимодействия социальных групп и институтов по поводу политической власти. Они характеризуют особенности, определяют внутренний ритм политики и формы взаимосвязей, складывающихся между субъектами политики. К формам взаимодействия субъектов политики относятся борьба, сотрудничество, кооперация, компромиссы, уступки, соглашения в сфере государственной власти. Политические отношения служат важнейшим показателем политической жизни и оказывают доминирующее влияние на отношения, складывающиеся между социальными субъектами в других сферах общественной жизни.
Взаимодействие структурных элементов политики придает ей внутреннее единство и целостность, представляет источник ее саморазвития и самодвижения. Целостность и единство политики позволяют ей выполнять определенные общественно значимые функции. Если суммировать результаты теоретического анализа и опыт практического осуществления политики, то можно выде лить следующие ее основные функции: мнтепеСов со- рационализация конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера;
-
распределение и перераспределение общественных ресурсов с учетом приоритетов развития общества;
-
управление и руководство социальными процессами в интересах тех или иных групп, общества в целом;
-
интеграция общества, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка;
-
социализация личности, включение ее в политическую
жизнь;
• обеспечение социально-политической коммуникации.
Общественная значимость и конкретное содержание функций политики являются динамичными и изменчивыми, что определяется состоянием социальной среды, характером политических отношений и соотношением роли их субъектов. Подвижность функций политики означает, что некоторые из них в тех или иных условиях могут осуществляться с разной степенью полноты и эффективности, иметь как позитивное, так и негативное значение для общества. В ряде случаев отдельные функции могут носить асоциальный, противоположный своему общественному назначению характер.
Политика обладает способностью организовывать социальный порядок на различных уровнях общественной системы. Выделяют три уровня существования политики. Первый - микроуровень, охватывающий политическую деятельность отдельных организаций: партий, профсоюзов, общественно-политических движений, корпораций и т.п. Второй - макроуровень, наиболее распространенный. На этом уровне главным институтом политики является государство, которое обеспечивает организацию и функционирование общества как единого целого. Здесь, как и в политике на микроуровне, проявляются внутренние явления и процессы, характеризующие политику как процесс (выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.) Тре-тий - мегауровень, складывающийся в резулктя международных организаций (например, ООН Н^тД^Д00™ субъектов политики на мировой арене. ш' ьэс) как
На каждом уровне существования политики ее п. обеспечивается специфическими институтами" ^2ГГ личных механизмов и технологий их деятельности; складГаютТя особые политические отношения. Все это означает, что ™* уровень существования политики обладает известной сам^оя тельностью, а механизмы ее организации и осуществления не могут автоматически использоваться для решения социальных проблем на других уровнях. Например, международные институты имеют право вмешиваться в процесс урегулирования политических конфликтов внутри отдельных стран только в соответствии с существующими нормами международного права. Любое другое их участие может быть расценено как вмешательство во внутренние дела суверенного государства и помешает процессу урегулирования политического конфликта.
Как и многие сложные социальные явления, политику можно классифицировать, используя различные основания. Так, по масштабам охватываемых проблем политика может быть: миро вая, региональная и национальная (отдельная страна). По направ ленности национальная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. В свою очередь, внутренняя и внешняя политика по сферам общественной жизни подразделяются на экономиче скую, социальную, духовно-нравственную, научно-техническую, экологическую, демографическую, военную и другие виды. В соответствии с субъектами политических отношений разли чают государственную политику, политику политических партий, общественно-политических движений и организаций. Для клас сификации политики как общественного явления используются и другие основания. Классификация политики ™™У™*™"^ рактер, все ее разновидности тесно взаимосвязаны и взаимодей ствуют между собой. ^ состоятельностью, вме-
Поляка, обладая ™~,^^Тда1-Я — сте с тем всегда находится в тесной взаимос»ниями общественной жизни. Она испытывает влияние со стооо экономических, социальных, культурных и других форм социал ' ных отношений и, в свою очередь, оказывает воздействие на них
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464