logo
учебник Куликова

Средства массовой информации в демократическом обществе.

Под средствами массовой информации понимают те социальные институты и каналы коммуникации, которые обеспечивают систематический сбор, обработку и распространение информации на массовую аудиторию. Иначе говоря, СМИ (прежде всего печать, радио, телевидение) выступают как профессиональный информационный посредник между непрерывным потоком событий и широкой общественностью. Недаром в мире их еще называют mass media (от лат. massa - ком, глыба, масса + medius - средний, находящийся посередине).

Средства массовой информации называют «четвертой властью» потому, что в условиях свободы информации они играют огромную роль в обществе. Во первых, они дают возможность людям постоянно быть в курсе всех происходящих в стране и в мире событий. • Во-вторых, знакомят население со всеми существующими точками зрения: от официальных (причем в разрезе трех ветвей власти) до оппозиционных, критикующих правящие круги. • В-третьих, mass media служат главной трибуной гласности и защиты гражданских прав, информируя общество о работе органов власти, о возможных злоупотреблениях руководящей элиты, о нарушениях прав. И свобод граждан, законности и порядка в обществе и т. п. Они, кроме того, • в четвертых, являются важным фактором распространения культуры в обществе. Наконец, подытоживая, можно сказать, что СМИ, в пятых оказывают решающее воздействие на нравственное и гражданское самосознание людей, их социальное поведение, а также на формирование общественного мнения в стране и соответствующего отношения к ее политической системе.

Российские СМИ, по оценкам вдумчивых наблюдателей, переживают во второй половине 1990-х гг. серьезный кризис. Мно­гие десятилетия они находились на «коротком поводке» у бдительной КПСС, а после крушения СССР перешли на «беспривязное содержание». Это повлияло на иных журналистов самым негативным образом. Они перестали понимать, насколько ответственна и социально значима их профессиональная деятельность, и заметно «пожелтели», потащив за собой вниз и духовный уровень общества.

Кроме того, средства массовой информации в сегодняшней России свободны, но не независимы. Многие из них обрели богатых хозяев, которые платят и заказывают им свою «музыку». В результате «купленные» СМИ используются как орудие нападения и защиты в борьбе различных финансово-промышленных кланов и с целью манипулирования мнениями людей.

Тема 6

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Помимо государства важными действующими лицами политической жизни общества (или, по - научному, субъектами политики) являются различные партии, движения, организации; государственные, общественные и партийные лидеры; избиратели и другие политические силы. Вначале обратимся к партиям и движениям