Средства массовой информации в демократическом обществе.
Под средствами массовой информации понимают те социальные институты и каналы коммуникации, которые обеспечивают систематический сбор, обработку и распространение информации на массовую аудиторию. Иначе говоря, СМИ (прежде всего печать, радио, телевидение) выступают как профессиональный информационный посредник между непрерывным потоком событий и широкой общественностью. Недаром в мире их еще называют mass media (от лат. massa - ком, глыба, масса + medius - средний, находящийся посередине).
Средства массовой информации называют «четвертой властью» потому, что в условиях свободы информации они играют огромную роль в обществе. • Во первых, они дают возможность людям постоянно быть в курсе всех происходящих в стране и в мире событий. • Во-вторых, знакомят население со всеми существующими точками зрения: от официальных (причем в разрезе трех ветвей власти) до оппозиционных, критикующих правящие круги. • В-третьих, mass media служат главной трибуной гласности и защиты гражданских прав, информируя общество о работе органов власти, о возможных злоупотреблениях руководящей элиты, о нарушениях прав. И свобод граждан, законности и порядка в обществе и т. п. Они, кроме того, • в четвертых, являются важным фактором распространения культуры в обществе. Наконец, подытоживая, можно сказать, что СМИ, в пятых оказывают решающее воздействие на нравственное и гражданское самосознание людей, их социальное поведение, а также на формирование общественного мнения в стране и соответствующего отношения к ее политической системе.
Российские СМИ, по оценкам вдумчивых наблюдателей, переживают во второй половине 1990-х гг. серьезный кризис. Многие десятилетия они находились на «коротком поводке» у бдительной КПСС, а после крушения СССР перешли на «беспривязное содержание». Это повлияло на иных журналистов самым негативным образом. Они перестали понимать, насколько ответственна и социально значима их профессиональная деятельность, и заметно «пожелтели», потащив за собой вниз и духовный уровень общества.
Кроме того, средства массовой информации в сегодняшней России свободны, но не независимы. Многие из них обрели богатых хозяев, которые платят и заказывают им свою «музыку». В результате «купленные» СМИ используются как орудие нападения и защиты в борьбе различных финансово-промышленных кланов и с целью манипулирования мнениями людей.
Тема 6
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Помимо государства важными действующими лицами политической жизни общества (или, по - научному, субъектами политики) являются различные партии, движения, организации; государственные, общественные и партийные лидеры; избиратели и другие политические силы. Вначале обратимся к партиям и движениям
- Часть 1
- Содержание:
- Тема 4 54
- Тема 5 55
- § 2 Глобальные проблемы современности и будущее человечества 105
- § 1 Предмет, функции и методы социологии
- Социология и ее место в системе современных наук
- Основные функции.
- Методы социологического исследования.
- § 2 Ключевые этапы развития социологии
- Позитивизм и антипозитивизм в социологии
- Контуры развития западной социологии
- Система Тейлора, или тейлоризм.
- Теория «человеческих отношений».
- Теория иерархии потребностей
- Основная идея бихевиоризма
- Основные вехи развития социологии в России.
- § 1 Общество: сущность, типы, развитие
- Общество и его основные типы.
- Теория трех стадий
- Прогресс и регресс в развитии общества
- Эволюция, революции и реформы
- § 2. Социальная структура общества.
- Основные страты современных обществ.
- Социальная мобильность людей.
- Социальные сдвиги в развитых обществах
- Особенности стратификации советского общества
- Был ли советский народ новой исторической общностью.
- Особенности социальной стратификации сегодняшней России
- §3 Социальные институты
- Виды и функции социальных институтов.
- § 4 Культура и цивилизация
- Понятие культуры и её структура.
- Проблема взаимоотношений культур.
- Социальные ценности и нормы
- Основные формы культуры
- Роль культуры в обществе.
- Тема3 человек в обществе
- § 1 Социализация личности Человек индивид личность
- Понятие социализации
- Социальный и личный статусы индивида
- Социальная роль людей.
- §2 Социальное поведение и конфликты в обществе Социальное поведение и его факторы
- Девиантное поведение
- Социальные конфликты: сущность и основные причины
- Типы социальных конфликтов
- Роль социальных конфликтов
- Часть 2 Основы политологии
- §2 Политика и власть Сущность необходимость и задачи политики
- 1.Понятие гражданского общества
- 2. Граждане кое общество в России
- § 2 Основные типы государства Монархия и ее формы
- Республика и ее формы.
- Унитарное государство, федерация и конфедерация
- Политический режим и его реформы.
- Тоталитарное государство
- Авторитарное государство
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Средства массовой информации в демократическом обществе.
- § 1 Политические идеологии и партии
- Либерализм
- Консерватизм
- Социализм
- Анархизм
- Политические партии и общественно-политические движения
- § 2 Политические партии и власть
- Основные принципы демократических выборов.
- Типы избирательных систем
- Власть как основная категория политики
- Сущность феномена власти.
- Структура власти
- Функции политической власти
- Проблема легитимности власти
- § 3 Политическое лидерство Политический лидер и его функции
- Кто как становиться лидером.
- Типология лидеров. Формальные и неформальные лидеры
- Традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры
- Лидеры авторитарные, либеральные и демократические
- Имидж и призвание лидеров.
- Психологическое поведение лидеров
- Что такое политический популизм.
- § 1 Современные международные отношения
- Мировое сообщество и международные отношения
- Современные тенденции развития международных отношений
- Место России в мировом сообществе
- § 2 Глобальные проблемы современности и будущее человечества
- Глобальные социально-политические проблемы.
- Глобальные социально – экономические проблемы.
- Глобальные социально-экологические проблемы
- Глобальные проблемы Человека.
- Глобальные проблемы и прогнозы на будущее