Тоталитарное государство
Тоталитаризм вообще означает тотальный (т.е. полный, всеохватывающий, всепроникающий) контроль правителей над людьми. Поэтому тоталитарными можно назвать такие общества, группы, партии, церкви, секты и т. д., члены которых всецело (тотально) подчинены своим руководителям и господствующей в них идеологии.
Суть тоталитарного государства в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и есеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены. Элементы тоталитаризма можно, видимо, найти во многих государствах в многовековой истории человечества. В частности, они наверняка были в деспотиях Древнего Востока, в годы опричного террора в России (1565-1572), а также в ряде католических стран Западной Европы в мрачный период так называемой инквизиции (XIII-XIX вв.), когда проводились массовые и жестокие религиозно-политические преследования инакомыслия (или, по - церковному, ереси).
Однако «классические» образцы тоталитарных государств «продемонстрировали» миру в XX в. две страны - сталинский Советский Союз и гитлеровская Германия (рис. 5.14). Первый создал свою тоталитарно-государственную модель на красивой и романтической идее строительства коммунизма (коммунистический тоталитаризм), а вторая - на идее возрождения великой Германии (национал-социалистический тоталитаризм, или нацизм).
В качестве основных проявлений коммунистического тоталитаризма в СССР можно назвать следующие (рис. 5.15).
*(1) Узурпация власти в стране узкой группой большевистских вождей (узурпация - потому что демократическим путем эти люди никогда не были избраны; они захватили власть в 1917 г. и держали ее более 70 лет, передавая друг другу за спиной у народа). Определенную уязвимость (с точки зрения подлинной демократии) своего «руководящего положения», возможно, учитывал даже самый беззастенчивый большевистский сатрап Сталин. В 1943 году в предложенном ему для утверждения проекте текста Гимна СССР в строке «нас вырастил Сталин - избранник народа» он заменил «неприятное» предпоследнее слово: «нас вырастил Сталин на верность народу».
* (2) Насильственное политическое господство - этой партийно-олигархической группы в обществе через установление в нем коммунистической диктатуры.
* (3) В ходе большевистской социалистической революции произошла массовая_ экспроприация граждан России. Это означало, что в период 1917-1930-х гг. миллионы трудолюбивых, экономически и творчески активных россиян (предприимчивых крестьян, фабрикантов, купцов, инженеров и других зажиточных слоев общества) были насильственно лишены накопленной ими собственности (земли, домов, заводов, мастерских, магазинов и пр.). В результате эти люди утратили свой прежний социальный статус, свою экономическую самостоятельность и независимость, возможность личного успеха и превратились, по советской терминологии, в «трудящиеся массы», в безликую «рабсилу» (а по существу - в рабов) государства.
*(4) Фактическое запрещение основных прав и свобод личности в обществе (права на жизнь и личную неприкосновенность; на свободу передвижения; на свободу мысли, убеждений, слова и совести; на свободу демократических организаций, собраний и демонстраций; права на частную собственность и предпринимательство; на свободу творчества и др.); подавление гражданского общества. Индивид утрачивает всякую автономию и всецело зависит от государства (обеспечение работой, жильем, прописка по месту жительства и т. д.).
*(5) Тотальный контроль за всеми сферами социальной жизни, особенно за средствами массовой информации, образованием, культурой, идеологией.
* (6) Господство в обществе единой общеобязательной идеологии - марксизма-ленинизма и крайняя нетерпимость к инакомыслию; идеологизация всей социальной жизни (без соблюдения определенных «марксистско-ленинских стандартов» нельзя было ни строить дом, ни писать пьесу, ни учить детей ботанике или пению, ни выезжать за рубеж и т. д.).
*(7) Подавление личности коллективом (школьным классом; пионерской, комсомольской или партийной организацией; трудовым коллективом; обществом); вмешательство коллектива в частную жизнь людей. Например, партийное собрание могло всерьез обсуждать (и осуждать) образ мыслей или взаимоотношения с женой кого-либо из своих работников.
Отдельный человек рассматривался прежде всего как один из представителей данного коллектива, социальной группы или всем советского народа, как «винтик» огромной государственной машины страны. Поэтому индивидуальная свобода «растворенного» в коллективе «человека-винтика» недопустима, ибо она угрожает единству и целостности всей группы и общества. Отсюда и укрепление в людях стадных чувств: стремление «не высовываться», «не выступать», быть как все и чтобы у всех всего было поровну.
* (8) Постоянное нагнетание в обществе атмосферы «чрезвычайного положения» и запугивание людей (страна живет во «враждебном империалистическом окружении», под угрозой «агрессии со стороны империализма», в условиях «жесточайшей идеологической борьбы»; вокруг нас «враги народа», «предатели», «отщепенцы», «антисоветчики», «диверсанты», «немецкие и американские шпионы», «вражеские радиоголоса» и т. д.; поэтому необходимы постоянная «революционная бдительность», готовность «принять бой», «пожертвовать собой» и т. п.). Результатом подобного коммунистического психоза явились всеобщая подозрительность, взаимные слежка и доносительство, невиданный произвол судебных и «силовых» органов, массовые аресты, репрессии, издевательства и насилие над людьми, высылка их из страны, заключение в концлагеря и психиатрические больницы, расстрелы. Точную характеристику советской государственной машины дал бывший член Политбюро и секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев (род. в 1923) '•: «Это было уголовное государство, подмявшее под себя людей. Уголовное!»
* (9) Проведение империалистической внешней политики. подавление свободы и независимости народов других стран, своеобразный экспорт в них коммунистического тоталитаризма. Это выразилось в
*насильственном присоединении к СССР в 1940 г. Латвии, Литвы, Эстонии;
• в принудительном вовлечении в «строительство социализма» народов Болгарии, Восточной Германии, Польши, Румынии, Северной Кореи и еще десятка других стран;
• в военном пресечении советскими танками попыток перехода к демократии народов Венгрии в 1956 и Чехословакии в 1968 гг.;
• в подавлении 17 июня 1953 г. восстания немецких рабочих против коммунистической диктатуры в Восточном Берлине (погибли десятки людей, в том числе и казненные советские солдаты, отказавшиеся стрелять в восставших);
• в насаждении в странах-сателлитах послушных Москве правителей через поддержку их обильными поставками вооружений, работой на них советских спецслужб, советниками, соответствующей идеологической обработкой, обучением национальных кадров и т. д.
Однако в современных условиях все более открытого мировоззрения сообщества несвободные, тоталитарные не могут быть долговечными, и скорый крах сверхмощного СССР тому подтверждение. На фоне в целом процветающих демократических государств со свободной рыночной экономикой неэффективность коммунистического тоталитаризма стала разоблачительно очевидной (хотя его правители пытались всячески скрыть невыгодную для них правду: поддерживая закрытость общества, отгораживаясь от остального мира «берлинскими стенами», ограничевая поездки за рубеж «фильтруя» и давая ложную информацию защита западные радиостанции и т. д.).
Тоталитаризм и коммунизм усредняют людей, обрезая крылья тем, кто готов взлететь, и опуская их до уровня серой посредственности. Они порождают общество не хозяев, а людей с психологией временщиков (которым наплевать на «народную», т. е. ничейную, собственность), мелких воришек (думающих, что бы еще утащить у государства) и иждивенцев (мечтающих на диване о получении очередной порции «бесплатных» благ). Такое общество не способно к эффективному созиданию, инициативному и рачительному хозяйствованию. Это закрытое и застойное общество, лишенное внутренних стимулов к творчеству, саморазвитию и живительному обновлению своего бытия.
- Часть 1
- Содержание:
- Тема 4 54
- Тема 5 55
- § 2 Глобальные проблемы современности и будущее человечества 105
- § 1 Предмет, функции и методы социологии
- Социология и ее место в системе современных наук
- Основные функции.
- Методы социологического исследования.
- § 2 Ключевые этапы развития социологии
- Позитивизм и антипозитивизм в социологии
- Контуры развития западной социологии
- Система Тейлора, или тейлоризм.
- Теория «человеческих отношений».
- Теория иерархии потребностей
- Основная идея бихевиоризма
- Основные вехи развития социологии в России.
- § 1 Общество: сущность, типы, развитие
- Общество и его основные типы.
- Теория трех стадий
- Прогресс и регресс в развитии общества
- Эволюция, революции и реформы
- § 2. Социальная структура общества.
- Основные страты современных обществ.
- Социальная мобильность людей.
- Социальные сдвиги в развитых обществах
- Особенности стратификации советского общества
- Был ли советский народ новой исторической общностью.
- Особенности социальной стратификации сегодняшней России
- §3 Социальные институты
- Виды и функции социальных институтов.
- § 4 Культура и цивилизация
- Понятие культуры и её структура.
- Проблема взаимоотношений культур.
- Социальные ценности и нормы
- Основные формы культуры
- Роль культуры в обществе.
- Тема3 человек в обществе
- § 1 Социализация личности Человек индивид личность
- Понятие социализации
- Социальный и личный статусы индивида
- Социальная роль людей.
- §2 Социальное поведение и конфликты в обществе Социальное поведение и его факторы
- Девиантное поведение
- Социальные конфликты: сущность и основные причины
- Типы социальных конфликтов
- Роль социальных конфликтов
- Часть 2 Основы политологии
- §2 Политика и власть Сущность необходимость и задачи политики
- 1.Понятие гражданского общества
- 2. Граждане кое общество в России
- § 2 Основные типы государства Монархия и ее формы
- Республика и ее формы.
- Унитарное государство, федерация и конфедерация
- Политический режим и его реформы.
- Тоталитарное государство
- Авторитарное государство
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Средства массовой информации в демократическом обществе.
- § 1 Политические идеологии и партии
- Либерализм
- Консерватизм
- Социализм
- Анархизм
- Политические партии и общественно-политические движения
- § 2 Политические партии и власть
- Основные принципы демократических выборов.
- Типы избирательных систем
- Власть как основная категория политики
- Сущность феномена власти.
- Структура власти
- Функции политической власти
- Проблема легитимности власти
- § 3 Политическое лидерство Политический лидер и его функции
- Кто как становиться лидером.
- Типология лидеров. Формальные и неформальные лидеры
- Традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры
- Лидеры авторитарные, либеральные и демократические
- Имидж и призвание лидеров.
- Психологическое поведение лидеров
- Что такое политический популизм.
- § 1 Современные международные отношения
- Мировое сообщество и международные отношения
- Современные тенденции развития международных отношений
- Место России в мировом сообществе
- § 2 Глобальные проблемы современности и будущее человечества
- Глобальные социально-политические проблемы.
- Глобальные социально – экономические проблемы.
- Глобальные социально-экологические проблемы
- Глобальные проблемы Человека.
- Глобальные проблемы и прогнозы на будущее