logo
учебник Куликова

Основная идея бихевиоризма

Бихевиоризм представляет собой одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX — начала XX вв. Сам этот не-удобопроизносимый термин идет от английского слова behaviour (в США - behavior) - поведение и буквально означает «наука о поведении». Родоначальники бихевиоризма американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники действительно стремились создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.

При этом по аналогии с животными, понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул-реакция». Есть стимулы, т. е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция (ответные действия) на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.п.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.

Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни животных и социальною бытия людей. Из формулы «стимул-реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей в одинаковых ситуациях?

Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован в необихевиоризм (нео: от греч. neos - новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как • научность, строгость и точность исследований, • широкая опора на математику и статистику, • новые методики экспериментов и т. д. - все это позволило социологам и психологам использовать его для решения многих практических задач. Кроме того, сегодня в ходу и еще один термин - бихевиориальлые науки. Он подразумевает как самостоятельную поведенческую науку, так и соответствующие разделы психологии, социологии и других наук, в которых изучаются различные аспекты поведения живых организмов.