logo
учебник Куликова

Основные вехи развития социологии в России.

В России из-за большевистской революции (1917), идеологических запретов и ограничений со стороны коммунистов социология в XX в. развивалась крайне неравномерно. В целом в ее российской истории можно выделить четыре основных периода (табл. 1.3). Первый этап (с середины XIX в. до 1920-х гг.) был наиболее разнообразным и плодотворным. Российская социологическая мысль продвигалась здесь по целому ряду направлений. *В чем состоит социальный прогресс? * Какой путь к нему (эволюционный или революционный) более естествен? * Какова роль личности и широких народных масс в истории? * Какие факторы (географические, социально-экономические, психологические и т.д.) оказывают наибольшее воздействие на развитие общества? Эти и другие проблемы волновали наших отечественных обществоведов в предреволюционный период.

Таблица 1.2 Основные этапы развития социологии в России

Этапы

Примерные

временные рамки

Основные характеристики

1-й

период

Середина XIX в. — начало 1920-х

возникновение и многостороннее развитие отечественной социологии как полноценной части общемировой социологической науки

2-й период

Напало 1920-х начало 1930-х

развитие социологии е русле марксистско-ленинской идеологии, в интересах социализма и мирового коммунистического движения

3-й период

193О-е годы — конец 1950-х

практическая ликвидация социологии; полная идеологизация всей общественной жизни страны

4-й период

с конца 1950-х (особенно с конца

198О-х)

постепенное и трудное возрождение отечественной социологии и расширение круга проблем для научных исследований

Так, например, русский социолог, историк и правовед Максим Ковалевский (1851-1916) видел прогресс общества в росте человеческой солидарности (от франц. solidaire - действующий заодно), во все большем единстве людей и социальной гармонии. Он не принял идею Карла Маркса о том, что противоречия в обществе разрешимы лишь через классовую борьбу. На смену разобщенности между трудом и капиталом, полагал он, постепенно идет сотрудничество. Неизбежные же конфликты можно улаживать мирно, с помощью государства. В связи с этим и революцию Ковалевский рассматривал как противоестественную форму развития общества, как случайное или даже патологическое явление - следствие ошибок правительства.

Оппоненты Ковалевского, в частности, русский марксист Владимир Ленин (1870-1924), напротив, видели выход из социальных противоречий только в непримиримой борьбе пролетариата с буржуазией и в революции. Совершенный ленинцами октябрьский (1917) переворот в России предопределил и новые ориентиры социологических исследований.

На втором этапе развитие социологии было направлено по одному теоретическому руслу - руслу коммунистической идеологии, и подчинялось потребностям строительства социализма в России (с 1922 - в СССР) и стимулирования рабочего и коммунистического движения в мире.

На третьем этапе, в условиях коммунистической диктатуры и сталинской тирании, социология была практически ликвидирована. Тоталитарный режим коммунистов не нуждался в правдивой информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма», утверждение в обществе единой марксистско-ленинской идеологии и подчинение ей всей научной и культурной жизни страны (так называемая идеологизация).

Только после смерти Сталина (1953), с началом разоблачений культа его личности и наступлением «хрущевской оттепели», начался новый, четвертый этап в жизни отечественной социологии — этап ее постепенного и трудного возрождения. В Советском Союзе стали появляться специализированные социологические учреждения, объединения ученых, журналы, вузовские кафедры, лаборатории и т.д. Однако наиболее широко и свободно (если не принимать во внимание жесткие финансовые ограничения) социологические исследования развернулись на волне «горбачевской перестройки» (вторая половина 1980-х) и особенно с пре­кращением господства КПСС и крушением советской империи (1991). В нынешней России, начавшей двигаться в направлении демократии, для социологов открываются все новые и новые сферы исследований.

Тема 2

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА