logo
учебник Куликова

Методы социологического исследования.

В социологии применяется целый веер самых разнообразных методов. Так, получение эмпирической информации обеспечивается следующими важ­нейшими способами Наблюдение - это непосредствен­ное восприятие социальных явлений в их естественном виде. Оно возможно в двух вариантах: невключенное наблюдение, которое ведется со стороны, и включенное наблюдение, осуществ­ляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.

В отличие от наблюдения, эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) предполагает проведение искусственного науч­ного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специаль­но созданные и контролируемые условия. Скажем, для исследо­вания характера взаимоотношений между людьми в длительных экспедициях возможен эксперимент с группой добровольцев, со­гласившихся на продолжительное пребывание в изолированном пространстве.

Метод моделирования (от лат. modulus - образец) основан на изучении социальных явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделиро­вание на компьютерах, позволяющее, к примеру, спрогнозировать рост численности и изменение состава населения, увеличение (уменьшение) трудовых ресурсов в стране и т.д.

Анкетирование - наиболее распространенный метод в соци­ологии. Он предусматривает сбор информации с помощью анкет. Анкета - (от франц. enquete - расследование) - это опросный лист с заранее сформулированными вопросами. Вопросы могут быть открытыми, когда требуется в свободной форме им разить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет не­стандартность ответов затрудняет их обработку.

В зависимости от масштабов анкетирования различают оп­росы сплошные и выборочные. Сплошной опрос означает, что анкеты заполняют все лица изучаемой совокупности людей (такая все охватывающая совокупность называется генеральной совокупностью).

Выборочный опрос более экономичен, т. к. здесь в качестве респондентов (ответчиков на вопросы анкеты) выступают не все представители генеральной совокупности, а только их часть - вы­морочная совокупность, или просто выборка. При этом правда, возникает своя трудность - проблема так называемой репрезента­тивности такого опроса. Суть ее в том, насколько точно опрошен­ная часть публики (выборка) представляет (репрезентирует) всю генеральную совокупность. Важно добиться, чтобы выборочная совокупность (часть) была уменьшенной копией генеральной (целого), чтобы она охватывала типичных представителей последней. Это обеспечивается применением современных методов расчета выборки, предлагаемых математической статистикой.

Интервью (от англ. interview - беседа), в отличие от анкети­рования, представляет собой устную форму опроса, беседу соци­олога с опрашиваемым. Интервью тоже могут быть свободными (непринужденная, хотя и целенаправленная беседа) и стандар­тизированными (ответы на заранее подготовленные стандартные вопросы). При этом последние могут совмещаться с анкетирова­нием (например, при переписях населения, когда специалист од­новременно беседует, разъясняя респонденту суть вопросов, и заполняет анкету). Интервью позволяет точнее улавливать нюан­сы изучаемых явлений, но вместе с тем оно может уступать анкетированию (особенно анонимному3) в достоверности результатов, так как интервьюер и опрашиваемый неизбежно влияют друг на друга во время беседы.

Наконец, анализ документов (от греч. analysis - разложение, расчленение) - это всестороннее анализирование, тщательное изу­чение, обобщение и систематизация полученных первичных дан­ных. С помощью аналитической работы социологи проверяют ранее выдвинутые гипотезы (от греч. hypothesis - основание, предположение), делают определенные выводы, обнаруживают закономерности развития социальных процессов и строят те или иные теории.