logo
учебник Куликова

Демократическое государство

Как известно, в переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Однако как это понимать? И как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было в с е м : не только большинству, но и меньшинству людей, а также каждому отдельному человеку? Ответы на эти непростые вопросы человечество ищет уже более двух тысячелетий, Возьмем для примера три конкретные модели народовластия, уже испытанные всемирной историей.

Так, * античная демократия, которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлодемократию, или охлократию, - власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427 - 347 до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 до н. э.), такой тип управления обществом основан не на законах, а на бесконечно прихотях толпы, попадающей под влияние то одно­го, то другого сладкоголосого и Крикливого демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие1 черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

Другой негативный опыт «коллективистской» модели народовластия дала * социалистическая демократия в бывшем СССР и других странах. Она по существу являла собой псевдодемократию (демократию на словах), ибо означала полное подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией. Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действия властей.

Однако и «индивидуалистическая» * либеральная демократия, нацеленная на максимально неограниченную личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад в обществе и на практике может стать олигархо-или анархо-демократией или, еще хуже, тем и другим вместе.

Властности, • олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь добавляется та или иная доза олигархии - обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков («денежные мешки» скупают средства массовой информации, формирующие «мнение народа», финансируют избирательные кампании, а то и прямо покупают чиновников государства). В свою очередь, • анархо-демократия представляет подчас безвластие: когда на фоне соблюдения тех или иных демократических процедур (например, выборов власти) в обществе фактически «правят бал» вседозволенность, беззаконие, преступность.

Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует некоей «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель имеет свои плюсы и минусы. Отсюда понятно, почему многие мыслящие люди отзываются о демократии неоднозначно, а то и с большим сомнением. Тот же Платон называл ее властью посредственности и главной бедой политики, потому что она зачастую ведет к неблагоразумию, порче нравов и беспорядкам, а в итоге - к перехвату власти проходимцами или/и диктаторами. Короче говоря, прав был Уинстон Черчилль, когда не без юмора отмечал, что «у демократии много недостатков», но есть и одно достоинство: «до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».1

И действительно, в который уже раз мы вынуждены признать, что в мире нет ничего совершенного, и потому искать идеальное государство - занятие бесполезное. К тому же все вокруг нас относительно. То, что одним людям кажется важным и демократически справедливым (скажем, личная свобода, частная собственность, конкуренция и вознаграждение только по результатам труда), другие могут воспринимать как социальную несправедливость и предоставление преимуществ одним людям (более сильным) за счет остальных.

Как бы то ни было, но наиболее развитые современные обще­ства возглавляются демократическими государствами. Их суть том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих, решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

Так, важнейший принцип демократии состоит в том, что * источником власти в обществе является народ. Это означает, что народ (1) непосредственно участвует в самоуправлении, в разработке и принятии законов, решений (путем их открытых обсуждений, формулирования, одобрения на референдумах и т. д.) - прямая демократия; (2) либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их - представительная демократия.

Обе эти системы имеют свои (часто взаимообратные) плюсы и минусы. Скажем, прямая демократия (ее еще называют плебисцитарной) из-за недостаточной политической грамотности и настроя на сиюминутную выгоду избирателей, из-за их эмоциональной неуравновешенности и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет к принятию неоптимальных решений. Кроме того, проведение опросов и референдумов сложно и дорого стоит.

Представительная демократия (другое название - репрезентативная). в этом плане более рациональна, поскольку управлением занимаются относительно небольшие группы профессионально подготовленных, компетентных и ответственных людей, избранных обществом. Но тут свои недостатки: в межвыборный период народ в основном отстранен от власти (особенно если не налажен институт отзыва «плохого» депутата из органа власти), есть опасность отрыва народных избранников от рядовых граждан, проявлений бюрократизации, коррупции, работы на собственные интересы и т. д.

Второй важный принцип демократии * выборность основных органов государства. Он предполагает действие в обществе специальных юридических норм (избирательного права), регулирующих участие граждан в выборах, их право избирать и быть избранными в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых общественными организациями выборов.

Следующий демократический принцип * подчинение меньшинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отстаивать свое особое мнение.

Четвертый принцип - самый главный для демократии. Это -гарантия основных прав и свобод для каждого члена общества и равноправие граждан (как минимум - равенство в изби­рательных правах). Почему самый главный? Дело в том, что демократия - не самоцель. Она нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен и страдает? Основные права и свободы личности можно объединить в следующие пять групп.

Наконец, еще одна существенная черта современных демократических государств - * открытый характер общества. Что за этим стоит? Открытое общество - это общество * со свободной и конкурентной рыночной экономикой, интегрированной в остальной хозяйственный мир; это общество * с самобытной национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена с культурами других стран; это общество, в котором * уважают и соблюдают права людей, *поощряют развитие гражданского общества, * нет запретов на честную и полную информацию, * нет закрытых социальных элит и * успех каждого зависит от его лич­ных усилий и трудолюбия.

Опыт многих стран показывает, что демократия успешно раз­вивается лишь в тех обществах; которые готовы к ней - материально, интеллектуально и психологически. Зрелая демократия возможна тогда, когда страна достигла устойчивого материального благополучия, когда разрыв между богатыми и бедными не подталкивает последних «браться за топоры», когда большинство людей научилось подавлять эгоизм, неприязнь к другим этносам и склонность к агрессии, овладело правилами взаимной ответственности, уважения свободы и прав других людей, готово к компромиссам, самоограничению, самодисциплине, законопослушанию, к сотрудничеству с другими странами и людьми.

Эффективным способом осуществления демократических принципов является создание правового государства.