logo
Политология

3, Политическая мысль в России в XIX — ночале XX вв.

141

П.И. Новгородцев

Основополагающие теоретические проблемы правового государства ре-шаются в работах известного юриста и философа Павла Ивановича Новго-родцева (1866—1924). Он рассматри-вал исторический процесс и все его составляющие с точки зрения нео-кантианской философии. Это, в ча-стности, означает, что все проявле-ния человеческой культуры, в том числе государство и право, рассмат-ривались им как воплощение в практической деятельности людей некоего «абсолютного идеала», который не есть продукт духов-ной деятельности людей, а дан им свыше, носит надысториче-ский харакгер. По словам Новгородцева, этот идеал находится не в ряду общественных процессов, а «над ним» [12, с. 64]. Он прямо заявлял, что излагаемые им воззрения утверждают «сверхисторическую природу абсолютного вдеала» [12, с. 68]. Данный вдеал в реальной общественной жизни осуществляется «лишь отчасти, лишь относительно» и выражает «требования вечного совершенствования». Он выступает «в качестве движу-щего мотива человеческой жизни» [12, с. 68, 69].

Правовое государство харакгеризуется П. И. Новгородце-вым как воплощение указанного вдеала в политической жизни общества. По мнению ученого, оно олицетворяет собой выс-шую справедливость в регулировании отношений между людь-ми и утверждает подлинную свободу личности. «Пршщип лично-сти», ее право «на индиввдуальное творчество и проявление» ле-жат в основе существования правового государства [12, с. 278].

П. И. Новгородцев подвергает острой критике марксист-скую «классовую теорию государства», согласно которой госу-дарство возникает в результате непримиримой.борьбы классов за политическую власть и выступает как орган подавления од-ного класса другим. Он утверждает, что «государство не есть только классовое господство», что оно скорее выступает как «публично-правовое регулирование частной и общественной

жизни» и что в своей деятельности оно неизменно вдохновля-ется идеями социальной справедливости. Указывается на то, что правовое государство исходит из «чистой идеи права», на основе которой вырабатываются общие для всех граждан пра-вовые начала, имеющие «сверхклассовый и, следовательно, об-щечеловеческий и общегражданский харакгер [12, с. 282, 283].

Особое значение П. И. Новгородцев придавал развитию в обществе демократических институтов, которые должны эф-фективно защищать ицтересы и права каждой личности. Он разделял понимание демократии как «формы государства, в ко-торой верховенство принадлежит общей воле народа». По-скольку же в качестве общего идеала все более принимается идеал правового государства, то и демократию следует рассмат-ривать «как одну из форм правового государства»1.

По мнению П. И. Новгородцева, подобный подход опро-вергает взгляды западных и российских марксистов о класеовой природе государства, особенно правового демократичейкого государства. В борьбе с «марксистским социализмом» он видел одну из главных задач русского либерализма. Он придавал так-же важное значение тому, чтобы «отделить нравственные пред-посылки социализма от ядовитых последствий его революци-онного утопизма». Что касается уважения человеческой лично-сти, ее прав и свобод, то, по утверждению П. И. Новгородцева, это «есть начало либеральное, а не социалистическое». В со-циалистических же учениях «эта основа не развивается, а за-темняется»2.

Большой вклад в развитие политологии внес выдающийся русский мыслитель Иван Александрович Ильин (1882—1954). Он исследовал широкий круг вопросов, касающихся государства и права, свободы личности, ее национального, политического и правового сознания и т.д.

В основе политологических воззрений И. А. Ильина лежат ого представления о свободе человека — внешней и внутрен-нсй. Под внешней свободой он понимал свободу от внешнего принужденйя, насильственных предписаний и запрещений, уг-

1 См.: Новгородцев П.И. Демократия на распутьи // Об общественном идеале. — М.: Мресса, 1991. — С. 544,

' См.: Иовгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции// Из глубины. С'О. статей о русской революции. — М.: Новости, 1991. — С. 247.

142

II. Историв развития политической мысли