logo
Политология

Глава 1 2

Политическая культура

Понятие «политическая культура» относится к часто употреб-ляемым. Эти слова прочно вошли в наш повседневный лексикон. В прессе постоянно встречаются сетования журналистов по поео-ду низкого уровня политической культуры или ее отсутствия как у населения, так и у профессиональных политиков. С другой сторо-ны, отбор новостей, способ их подачи и интерпретации в СМИ то-же часто воспринимаются как причина, препятствующая форми-рованию и развитию политической культуры. В обыденной речи политическая культура выступает прежде всего как оценочное по-йятие, как определенный идеал, к которому следует стремиться, или как норма, которую следует соблюдать.

Нет единой концепции политической культуры и в политоло-гической науке, хотя рассмотрение «культурного» измерения по-литики во все времена, начиная с Платона и Аристотеля, состав-ляло неотъемлемую часть политической мысли.

12.1. Определение политической культуры

Теория политической культуры возникла в 50-е годы XX в. на фоне другах попыгок (и в противовес им) обьяснения специфики политического поведения отдельных наций и народов, прежде всего достаточно популярных и распространенных исследотаний национального харакгера и разного рода идеологай.

Чем же различаются эти обьяснительные схемы? Исследо-вания национального характера в русле традиций Фрейда исхо-346

III. Дктуольные проблемы современной политологми

дят из того, что ключ к пониманию политического поведения заложен в специфической ситуации раннего детства. Характер заботы о младенцах, традиции их воспитания, продолжитель-ность кормления грудью, способы пеленания становятся глав-ными факгорами, формирующими модели их поведения в дальнейшем. Например, в западных учебниках по политической социологаи для демонстрации односторонности подобного ро-да теорий часто воспроизводится их схема объяснения «типич-ного политического поведения русских», соединяющего в себе терпеливое, покорное принятие рабства с короткими всплеска-ми протеста революционного харакгера. Причина, оказывается, кроется в характерном для России «жестком» способе пелена-ния младенцев с плотным обвязыванием лентой, при котором ребенок постоянно скован, зажат и может действительно «дать себе волю» только во время коротких пауз перепеленывания. Такой способ обращения с младенцами якобы формирует лич-ность, которая позже демонстрирует аналогачное поведение в политической сфере: апатия, безразличие, непротивление по-давляющей части населения царской «плетке» или тоталитар-ным методам Сталина с внезапными, короткими, но бурными всплссками протеста1.

Эта объяснительная схема со ссылкой на впечатления дет-ства как на характерообразующий фактор имеет много изъянов, она не проясняет, например, почему при очень сходной струк-туре семейных отношений в Германии присутствуют ярко вы-раженные авторитарные тенденции в политической культуре, а в Швейцарии — нет.

Несостоятельными в плане объяснения причин политиче-ского поведения масс оказались и исследования вдеологии как фактора, его определяющего. Если исходить из того, что идео-логая подразумевает последовательность, логичностъ и психо-логическую согласованность действий, ясность мышления и обоснованность в принятии решения, то, по данным американ-ских исследователей, этим критериям соответствует поведение только 2,5% американских избирателей2, что не позволяет де-лать далеко вдущие выводы.

1 См.: ШКтапп /. ТЬе Реор1е оГ Огеа! Кшзш. Сгейе! Ргек, Ьопйоп, 1955; Ва%-ОсЫо&ег О. РоШксЬе Ки1Шг. Ете пеие Штегккт роШс-иукхепхйгаПЦспег Ат1ухе. МшсЬеп: Уейад Ешй Убее!, 1972, 8. 23, 24.

2 Вегз-ЯсЫоззег О., 8. 26,

12. Полигичвскоя культура

347

Значение концепции политической культуры состоит в том, что она разрабатывает общие объективные критерии для срав-нительных исследований политического поведения в различных странах вместо произвольных спекуляций относительно врож-денных, генетически обусловленных национально-типических черт. Создается эмпирически сопоставимый базис, позволяю-щий установить связи между индивидуальным политическим поведением и социаль^о-политическим опытом и традициями страны. Для объяснения причин того, почему сходные по фор-ме политические институты в разных странах функционируют по-разному, Г. Алмонд и создал свою концепцию политической культуры.

Можно дать следующее определение: политическая культура — это истортески обусловленная совокупность общепринятых спосо-бов политтеского взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы со-циальных субъектов в виде системы фундаментальных политиче-ских ценностей, установок и моделей поведения.

К политической культуре можно отнести:

• знание политики, фактов, заинтересованность ими,

• оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть,

• эмоциональную сторону политических позиций, напри-мер, любовь к родине, ненависть к врагам,

• признание существования в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.

Носителей политической культуры субъектов подразделяют на:

неинституционализированные субъекты (индиввды, соци-ально-классовые группы и слои);

институционализированные субъекты (государство, поли-тические партии и союзы, группы давления).

Отношения между субъектами характеризуют политическую культуру с точки зрения:

• общих принципов, на которых строигея политичес^ая сис-тема (уровень политического доверия, терпимосги, свободы);

• моделей подготовки, принятия и осуществления полити-ческих решений, наличия или отсутствия инстшуга оппозшщи, механизма передачи власти, способов регулирования политиче-ских конфликтов; 348

III. Нктуольные проблемы современной политологии

• принципов регулирования отношений между государст-вом и его гражданами, политическими партиями и социальны-ми группами.

Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о ее отсутствии, то имеем в ввду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.

Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические инте-ресы, а также способы и возможности их выражения. Это слу-жит основой для возникновения политических субкультур.

Политическая субкультура — это совокупность политических ориентаций и модеЛей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона и отличающихся в сво-- ей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом [1, с. 81].

Важнейшие ввды политической субкультуры:

социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);

национально-этнтеские, которые играют особенно замет-ную роль в многонациональных государствах, исторически фор-мировавшихся путем постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;

религиозные, когда политические лозунги и цели обрам-ляются или маскируются религаозными ценностями;

регионалъные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России сущест-венно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского ре-гиона и южных областей России. Хрестоматийными являются также различия региональных субкультур Севера и Юга в США или Италии;

поколенческие, в которых отражается специфика долити-ческой социализации поколений и их оценка современной по-литической ситуации и исторического прошлого. Особенно за-метны поколенческие различия в обществах, которые пережи-