logo
Политология

7. Политичвские процвссы

233

Однако в этом есть и свои минусы. Подобная ситуация хо-роша в социально и экономически благополучные эпохи. Но при серьрзном кризисе длительное равнодушие народа к поли-тике, отсутствие навыков поисков компромиссов в межгруппо-вых конфликтах, неизбежная в связи с этим радикализация требований и т.д. могут сыграть весьма негативную роль. По-этому и в данной проблеме, ввдимо, лучше придерживаться правила «золотой середины». Равно опасны крайности: как то-тальная вовлеченность^граждан в политическую борьбу, так и их полное равнодушие к политике. Главная добродетель древ-них — умеренность — применима и в политике.

Впрочем, подобные рассуждения уместны лишь в неболь-шой, наиболее развитой части нашего мира. В остальном мире можно предположить наличие тенденции к расширению и ин-тенсификации политического участия, что связано с постепен-ным уходом в прошлое наиболее одиозных тоталитарных и ав-торитарных режимов и пусть с медденным, но все же постоян-ным движением многих государств к демократической органи-зации политической жизни.

7.2. Диномика политичесного процесса

Режимы протекяния политических процессов. Категория по-литического процесса в целом предназначена для описания формирования, функционирования и изменения политической системы общества. Политический процесс как таковой склады-вается из великого множества самых разнообразных действий микро- и макроакторов политики, преследующих свои интере-сы. Динамику политического процесса можно с известной до-лей уеловности сравнить с цир^ляцией воздушных масс в ат-мосфере, «делающих» погоду на нашей планете. «Полити-ческая погода» также складывается из взаимодействия возму-щающих, вихревых и относительно ровных, постоянных пото-ков политической активности, в итоге рождающих из общего хаоса разнонаправленных действий некий политический поря-док. Стабильность и прочность такого порядка относителыш: как на всякий устойчивый антициклон в атмосфере всегда на-ходится вытесняющий его подвижный циклон, так и в полити-ке существующие структуры периодически взрываются рефор-232

II. йктуопьные проблемы современной политологии

вания и материальный достаток. Лица с низкими доходами и невысоким образованием, как правило, политически пассивны. Мужчины обычно более активны в политических действиях, чем женщины. Наиболее активный «политический возраст» — от 35 до 55 лет. Молодежь отличает некоторый радикализм в выборе форм политического участия. В то же время наиболь-шую склонность к протестным действиям во время кризисов проявляют не те, чье положение и до этого бьшо неважным, а в основном люди, уже имевшие опыт улучшения своего положе-ния и надеющиеся его повторить.

В общем-то все это достаточно очевидно и ожвдаемо. Ос-новная проблема в анализе политического участия заключается в определении его оптимальных пределов: какой уровень поли-тической активности граждан может быть принят за норму? Решение этой проблемы находится где-то между двумя полю-сами: радикально-демократическим и элитаристским.

К первому тяготеют концешщи, полагающие, что если по-литика кеизбежно задевает интересы каждого, то и влиять на формирование политических институтов и принятие политиче-ских решений должны 'все без исключения. Лозунг максималь-но широкого участия граждан в управлении государством и по-ныне достаточно популярен.

Конкурирующая с таким подходом элитаристская позиция, напротив, призывает ограничить участие масс в политике ра-зумными (небольшими) пределами, не без оснований опасаясь политического непрофессионализма и разрушительного харак-тера действий обьгчно аполитичных граждан.

Логаческие аргументы хороши у обеих сторон. Реальная же практика длительного стабильного существования либеральных демократий западного образца показывает, что всеобщая поли-тизация населения и в самом деле не является необходимой для успешиого выполнения политической системой своих функций. Большинство жителей североамериканских и запад-ноевропейских стран обычно не проявляют большого интереса к политике, ограничивая свою акгивность в этой области лишь голосованием на выборах. Так что известную аполитичность граждан (если она вызвана отсутствием беспокойства за хорошо отлаженный государственный механизм) вполне можно рас-сматривать как фактор политической стабильности и, следова-тельно, как общественную ценность.