logo
Политология

10. Личность и политика

ждународный уровень, охватывающий международные сообщест-ва и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: не-допущение распространения ядерного оружия, угрозы между-народных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, про-фессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государ-ство, правительство, политические партии, социально-эконо-мические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социа-лизации, на котором личность испытывает воздействие со сто-роны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психоло-гаю, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно вьщелить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к поли-тическим условиям и сформировать политическую идентифи-кацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важ-нейшую роль в ее .развитии. Они могут быть разных видов, ка-чества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лиде-ры, группы интересов. Вся совокупность этих факгоров образу-ет систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведе-ние личности.

Агенты политической социализации выступают также спо-собами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных эта-пах развития личности и в разных странах на первый план вы-двигаются различные агенты в зависимости от конкретных об-стоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

303

К числу агентов лолитической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факто-ры: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спор-тивные объединения и т.д. Известно, например, какую боль-шую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного поли-тического лвдера на выборах.

К агентам политичесйсой социализащш личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности силь-нейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе вдет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их ислользовать в целях политической социали-зации.

Важную роль в политической социализации личности пгра-ют и такие неполитические факторы,, как социально-экономи-ческие условия и образ жизни человека, национальные тради-ции и даже отдельные важные для жизни индивида обществен-ные факторы. Речь, в частности, вдет о таких событиях, как невыллата заработной нлаты, безработица, обман населения со стороны государства или отдельньш политических лвдеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические факто-ры могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполити-ческие факторы тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вы-нуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагаровать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена лолитических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномия, отчужденйе личности от политики. Этот кризис проявляетея прежде всего в том, что304

III. Октуольные проблемы современной политологии

10. Личность и политака

утрачишются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше, политическая социализацйя личности происходит в про-цессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимо-действия обусловлен прежце всего соотношением экономиче- 1 ских, политических и других интересов человека и общества, 1 гражданина и государства. Различная комбинация интересов щ обусловливает конкретные типы или модели политической со-циализации личности. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образ-;^ цов взаимодействия личности и политических институтов об-| щества. На него оказывает влияние совокупноеть ряда факто-ров: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общест-ва, доминирующие агенты политической социализации и др.

В общем плане тип политической социализации определя-ется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического по-ведения, соответствующий политической культуре данного об-щества. В результате обеспечиваются политическая стабиль- I ность и преемственность в развитии общества. С болыпой сте- | пенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и со-стояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков | и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и нор* политического поведения современная политологая выделяе четыре основных типа политической социализации личности.

Гармонический тип характеризуется не только принятиеи личностью существующих политического порядка и власти, нс и уважительным отношением к государству, политической сис-теме в целом. Личность рассматривается как сознательный добровольный участник политической жизни, акгивный субъ-ект политики. Здесь наблюдается гармония между властью личностью, предтюлагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власт*

305

перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это вдеальный тип политической еоциализации, обеспечивающий бескон-фликтное развитие политической системы и личности как субъекга политики.

« Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы лолитического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци-пах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суве-рен, равноправный и независимый гражданин. Основное усло-вие функционирования данного типа политической социализа-ции — защищенность прав и свобод человека и всеобщая от-ветственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности. Это являет-ся гарантом, что. плюрализм не превратится в анархизм и не перерастет в гегемонизм.

Гегемонистский тип характерен для общеСтва закрьпчэго типа. Его сущностыо является установка на резко отрицатель-ное отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифццирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценно-стях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз полити-ческого поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) превыше всего».

Конфликтный тип харакгеризуется борьбой между раз-личными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность "вынуждена при-соединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне эконо-мического развшия страны, закрьггости общества, его болыпой социально-экономической и *дотьтурной дифференциации. Глав-ный принцип политического взаимодействия здесь — лозунг

11 Политология306

II. йктуольные проблемы совремвнной политологии

«кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политиче-ской социализации сохранилась в странах, где еще сильны со-циально-политические элементы традиционного общества, де-ление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные ре-лигаозные объединения.

Стодии политмческой социолизоции личности

В современной политологаи утвердилась точка зрения, что политическая социализация личности — это непрврывный про-цесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело-века и в разных социальных группах и общностях. Можно вы-делить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении спе-цифики этих стадий сегодня нет единой точки зрения,

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем, что концепция политической социализации на-чала формироваться после создания теории общей социализа-ции личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько теорий общей социализации личности, наличие ко-торых и затрудняет создание концепции политической социа-лизации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социали-зации личности.

I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Со-гласно последнему процесс развития личности включает три ста-дии, связанные с принятаем на себя роли других людей: 1) ими-тация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его; 2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как ис-полнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.); 3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего теорию социализации личности на протяжении всей жизни че-ловека. Согласно этой теории личность проходит восемь ста-дий, каждая из которых связана с преодолением кризисов ин-дивидуального развития..

10. Личносгь и политика

307

III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, исследовав-шего процесс развития познания человека, обучение его мыш-лению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познатательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у детей формируется способ-ность надолго сохранять в памяти образы предметов окружаю-щего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — свя-зана с различением дётьми символов и значений. В конце ее дети понимают разницу межцу символами предметов и самими предметами; 3) стадия конкретных операций (от 7до 11 лет) — ребенок учится совершать мыслительные операции, переноситъ в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял только руками; 4) стадия формалшых операций (от 12 до 15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории в процессе социализации происходит обучение человека соци-альным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со зна-чимыми для нее.- Основной общностью первичной социализа-ции является семья, хотя на уровне семьи социализация не за-канчивается. Она представляет собой постоянный процесс при-способления человека к существуквдим в обществе ценност-ным образцам поведения.

Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической социализации личности носит социокультурный характер. На политическую социализарию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках ко-торой происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы: характер социальной стратифика-ции общества, система образования и воспитания, националь-но-этнические особенности, религиозные верования и т.д. По-этому и невозможно создать хорошо сбалансированную общуюIII. Актуольные проблемы современной политологии

для всех стран теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня об этом еще преждевременно.

Достаточно отметить, что концепции современных полито-логов по рассматриваемому вопросу расходятся уже на подсту-пах к созданию концепции политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать позиция, со-гласно которой личность подчинена целому и в процессе сво-его развития сознательно и добровольно усваивает существую-щие ценности и нормы политической культуры общества. Со-гласно другой точке зрения личность должна рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам представляется, что правы те, кто рассматрива-ют политическую социализацию личности как двуединьш про-цесс, в котором она одновременно выступает и как субъект и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в со-ответствии со своими интересами, ценностями и установками.

Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи соглас-ны в том, что основными качественнъши этапами политиче-ской социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, нали-чие политического опыта и уровень политической идентифика-ции личности.

Первичная политическая социализацш характерна для дет-ского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Ден-нис полагают, что она начинается уже с 3 лет. При этом базо-вые детские впечатления играют важную роль в рассматривае-мом лроцессе. Они связаны с началом социальной идентифи-кации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы полигаческой социализации личности с 3 до 13 лет.

Политизация — характеризуется непосредственным вос-приятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

Персонализация — ребенок персонифицирует политиче-скую власть. Политическая система осознается и олицетворяет-

10. Личность и политика

309

ся для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента стра-ны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизо-ра или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только пози-тивные качества и свбйства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.

Институционализация — по мере накопления политиче-ского опыта и представлений, по мере усложнения образа по-литической картины мира осуществляется переход от персони-фицированного представления о власти и политики к надлич-ностному, институциональному уровню. Формируется осозна-ние политической системы как сложного образования, вклю-чающего государство, партии, органы правосудия, полицию ит.д.

Представленная модель политической социализации лично-сти относится к направлению, которое получило название по-литической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политиче-ская социализация ребенка происходит таким образом, что раз-вивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако более или менее сносно такая модель может функ-ционировать лишь в стабильной и достаточно однородной со-циокультурной среде. В действительности политическая социа-лизация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего полити-ческого строя, но и п^^гем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ре-бенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономиче-ский, социальный, расовый, этнический, религаозный и другой харакгер. 310

III. Актуольные проблемы современной политологии

Семья вообще является самым первичным условием поли-тической социализации. Именно здесь формируется основа по-литических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики иг-рают важнейшую роль в способах и направленности политиче-ской социализации личности.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое по-ведение. Прежде всего это сверстники и ближайшее окруже-ние, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение ре-ферентных подростковых групп, как правило, возрастает. Сре-ди других институтов и групп политической социализации сле-дует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

Вторичная политтеская социализация начинается с того ^времени, когда заканчивается базовая политическая идентифи-кация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, пред-ставления и нормы, которые дают ему возможность самостоя-тельно и конструкгивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъ-ектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действо-вать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности про-должается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и вре-мя завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динами-ческий характер в силу постоянного изменения всей совокуп-ности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамич-ность процесса политической социализации личности — харак-теристики объективные и необходимые для ее развития, Для

10. Личность и политиио

311

того чтобы жить нормальной политической жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и цен-ностями прошлой жизни, — это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказываться от своих стержневых политических убеж-дений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии' характеризуется динамическим равнове-сием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к но-вым политическим условиям, вместе с тем активно воздейству-ет на них, не теряя своей политической самовдентификации.

Специфико политмческой социолизоции личносги е современной России

Особенности политической социализации в нашем общест-ве сегодня обусловлены прежде всего его переходным состоя-нием и общей нестабильностью. Модель «политической под-держки», о которой сказано выше, в сегодняшней России явно неприменима. Страна поражена системным кризисом, охва-тившим все сферы общественной жизни: экономическую, по-литическую, социальную и духовную. Экономические реформы буксуют. Динамика социальной стратификации крайне небла-гоприятная. Неуклонно растет пропасть между богатством и бедностью. Происходит массовое обнищание населения, доста-точно сказать, что сегодня 1,5% россиян владеют 65% нацио-налыюго богатства страны. Среднего класса — основы ста-бильности — у нас нет. Перманентные забастовки, голодовки, марши протеста, пикеты — неотьемлемая характеристика сего-дняшней социально-политической жизни.

Все перечисленные изменения в общественном бытии вы-звали крутую ломку в сознании людей. Произошла утрата ста-рых ценностей и установок, в том числе и политических, у большинства населения, а новые еще не сформировались. Си-туация экзистенциального вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, ал-коголизм, преступность и суицид. Вместе с тем происходит то-312

II. йктуольные пробпвмы современной политологии

тальное отчуждение многих россиян от политики. Нарастает чувство неуверенности, отчаяния и страха перед будущим. По-литическая психологая народа все больше харакгеризуется пес-симизмом и негативизмом.

Все это непосредственно воздействует на процессы полити-ческой социализации личности. В советское время партия ком-мунистов была единственной «руководящей и направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием й контролем деятельность всей системы политического воспитания и обра-зования — от университетов марксизма-ленинизма до полити-ческих кружков пенсионеров ЖЭКа, а также и такие важней-шие институты политической социализации, как дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, ар-мия. Теперь же при наличии огромного числа конкурирующих и часто маловлиятельных политических партий и организаций политическая социализация осуществляется стихийно и проти-воречиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом человек все чаще теряет смысл и ценность политической жизни. Он все больше находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему трудно понять в силу ее неопределенности и неясности. Отсюда и все нарастающий процесс политической дезидентификации личности.

Выход из сложившейся ситуации зависит от успехов в эко-номике. Пока не начнет эффекгивно работать производство, пока не будет вовремя выплачиваться заработная плата, лока не улучшится благосостояние народа и не сформируется на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармонической модели политической социализации не может быть и речи. Переход к такой модели требует общности или хотя бы совпадения оеновных интересов, а этого нельзя дос-тигнуть, не ликвидировав пропасть между богатством и бедно-стью. До тех пор, пока в стране не будут положителыю решать-ся социалыю-экономические проблемы, люди, в том числе на-ходящиеся на начальных этапах политической социализации, будут сойершенно по-разному воспринимать политических ли-деров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие — «это их прави-тельство».

10. Личноаь и политика

313

Без единства общества, без гармонизации его интересов не-возможен бесконфликгный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неоп-ределенности люди даже в одной социальной среде придержи-ваются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами институты — семья, школа, вуз, армия находятся в со-стоянии глубокого крИзиса.

Каким образом и расколько успешно будет проходить раз-витие России, в конечном счете зависит от степени политиче-ской социализации каждого гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. Современ-ное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на деле обнаружить качество и степень своей политиче-ской социализации. Вместе с тем именно в такие периоды ис-тории политическая социализация происходит наиболее йнтен-сивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и создаются условия для более свободного проявления своей по-литической воли. Правда, следует иметь в ввду, что с этим свя-зано и возрастание ответственности каждого за свои поступки.

Вопросы для повторения

1. Каковы основныетипы личности в политике?

2. Назовите главные факторы политического поведения.

3. Каковы особенности соотношения личности и политики в политиче-ской мысли Древнего Востока?

4. Назовите основные характеристики взаимодействия личности и по-литики в идеологии классического либерализма.

5. Каково основное содержание отношения личности и политики в идеологиях: либерализма, консе^ватизма, социал-демократизма, комму-низма?

6. Охарактеризуйте взаимосвязь личности и политики в России.

7. Что такое политическая социализация личности?

8. Назовитё агентов и типы политической социализации личности.

314

йктуольные пробпелды соаременной политопогии

9. Каковы основные стадии политической социализации?

10. В чем состоит специфика политической социализации личности в современной России?

библиографический список

1. Аристотвль. Сочинения. В 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1983.

2. Вввденив в. политологию: Словарь-справочник. — М.: Аспект Пресс, 1996.

..пг,3' Ввбвр М' ИзбРанные произведения: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990.

• 4. Вятр Е Социология политических отношений. — М.: Прогресс, 1979. ,

5. Моска Г. Элементы политической науки // Социологические иссле-дования. — 1995. — № 4.

6. Основы политологии. — М.: Общество «Знание», 1992.

7. ПопперК. Р. Открытое общество и его враги. Т.' V Пер с англ — М.: Феникс, 1992.

Глаео 11

Политическое сознание

Политическую реальность невозможно представить без ду-ховной составляющей — идей, концепций, чувств, настроений и пр. Порою кажется, что именно политические идеи, превращен-ные в лозунги и программы действий, определяют ход политиче-ских событий. При этом таких идей обычно бывает так много и все они столь различны, что естественно возникает желание об>яс-нить, почему именно эти, а не другие политические идеи, ценно-сти и предпочтения одерживают верх в ту или иную эпоху. Кроме того, периодически попадая в ситуацию, требующую от каждого из нас реального политического выбора, мы стремимся по мере сил разобраться в хаотичном многообразии сегодняшних полити-ческих лозунгов и программ. Политология как наука не может (да и не имеет права) предопределять наш личный политический вы-бор. Но она может и должна создать условия такого выбора, т.е. показать, как функционирует сфера политического сознания, ка-ковы способы его существования, а также механизмы образова-ния и развития.

11.1. Структура и содвржание

ПОЛИТИЧ6СКОГО СОЗНОНИЯ

Политическое сознание — это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политиче-ская реалъностъ (политические отношент, институты, деятелъ-ность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чув-ства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти. 316

___ III. Йктцольные проблемы соаременной политологии

Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политиче-ского сознания, необходимо каждый раз ясно представлять се-бе, по какому основанию прошводится это выделение. А осно-ваний таких немало.

Для начала подчеркнем, что политическое сознание — это форма общественного сознания, следовательно, оно возникает и формируется как сознание групповое, корпоративное. А так как социальных групп в обществе много, то вполне правомерно выделение особенностей политического сознания в зависимо-сти от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территори-альные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лехит и в основе различения массовогб политического сознания и эли-тарного.

Другам ведущим основанием вьщеления струкгурных эле-ментов политического сознания являются глубина и адекват-ность постижения им политической реальности. По этому кри-терию выделяют уровни политического сознания — теоретиче-ский и обыденный, ндеологический и психологический.

Политическая теория (философия политики, социология политики, политологая и пр.) — это воспроизведение сущест-венных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстракгно-логаческих понятий, гипотез, концепций и т.д. Задача теории — выработка систематизированного зна-ния о политике, позволяющего объяснять ее возникновение и последующее развитие.

Обыденное политическое сознание — это стихийно фррми-рующиеся представления социальных групп о политике, дея-тельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, нали-чием множества иллюзий и противоречий, склонностью к пер-сонификации политических проблем. Такая характеристика обьщенного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной,

11. Политическое созноние

317

чем у теории, горизонт и иные возможности. Обыденное соз-нание опирается на неизбежно ограниченный, узкопракти-ческий опыт столкновения человека с политическими институ-тами. Поэтому оно сиюминутно, лишено стратегической пер-спективы, ориентировано на непосредственные жизненные ин-тересы. Но оно же при этом и «хитрее», полнокровнее, более изменчиво и габко, чем специализированное политическое сознание.

Два других уровня пблитического сознания — политическая идеология и политическая психологая — частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. .

Различение политической идеологаи и психологаи идет ло тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеологая не тождестьенна теории, а политическая психология выходит за рамки обыден-ного сознания.

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или измене-ние существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интере-сов и целей какой-либо социалыюй группы (класса, нации ипр.).

Объемы понятий «политическая идеологая» и «поли-тическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории —• это систематизированное, логически последователь-ное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако вдео-логая не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о «сущем» (о том, что есть), но и о «должном» (о том, что должно быть) в обществе, что лиша-ет ее твердой теоретической почвы.

На первый взгляд может показаться, что здесь нет никакого несоответствия — любая теория обладает предсказательной си-лой и, следовательно, возможностью проникновения в будущее. Это; конечно, верно, но в применении к общественной жизни318

III. Вктуольные проблемы современной попитологии

данный тезис требует существенных поправок в связи с субъек-тивно-волевым фактором развития социальной реальности.

Если, допустим, космология предсказывает через несколько миллиардов лет габель солнечной системы в результате естест-венной эволюции нашей звезды, то (если нет ошибки в расче-тах) так оно непременно и будет. Другах вариантов нет, и по-делать с этим ничего нельзя. А вот если идеология предсказы-вает реализацию в будущем какой-либо социальной модели, то здесь возможны варианты, ибо осуществление того или иного социального проекта в немалой степени зависит от субъектив-но-волевого выбора человечества. Обосновать этот выбор стро-го теоретйчески невозможно, так как в его основании лежат определенные ценности, приемлемость или неприемлемость которых не может быть полностью научно обоснована. Поэто-му-то теория (наука) в принципе должна быть одна, а идеоло-гий — много!

Другам уровнем политического сознания, парным вдеоло-гаческому, является политтеская психология — совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у раз-личных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийна формирующимся духовным образованием, политическая психологая представляет собой своеобразный аналог обьщен-ного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознавае-мые, не контролируемые сознанием элементы — мотивы, пред-почтения, установки и т.д.

Таково в целом соотношение основных уровней политиче-скою сознания, различаемых по степени проникновения в сущность политической реальности и, как следствие, — по спо-собу формирования, социальным функциям и пр. При таком структурном расчленении политическое сознание анализирует-ся главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информашш о мире лолитики. Но для объяснения многих политических процессов и явлений важны не только наличие у человека знания о поли-тике, но и сам способ существовант этого знания, его встроен-ность в механизмы политического поведения человека. По это-