4.4. Г0н03ис политиЧвСкой влосги
Властные элементы возникают из динамики взаимодействия субъектов, обладающих волевым потенциалом, из горизонталь-ной и вертикальной структурированности общества. Функцио-нально-социальные и ценностно-этические связи между инди-видами образуют некую систему норм, вначале обслуживавшую первобытные обряды, обычаи и традиции, а позднее — склады-вающиеся властно-правовые социальные институты.
Наиболее древней формой проявления власти выступает аг-рессия, направленная не на сородичей, а на соседей, вне пер-вобытной родовой общины. Нет сомнения, что в рамках при-митивного общества наши предки не пренебрегали столь про-стым и доступным способрм обогащения. Тем более, что дан-ный образ действия считался нравственно оправданным, по-скольку представители других племен традиционно считались «чужими».
На данном этапе власть осуществлялась сообща. Не сущест-вовало различия между собственно политической властью и другими источниками социального принуждения. Социальные нормы, во-первых, были обязательными для всех членов пле-мени и, во-вторых, интегрировали в себе все основные соци-альные ценности, т.е. не были дифференцированы и включали в себя и религию, и мораль, и право. Субъектом власти здесь выступал коллекгив.
В дальнейшем по мере выделсния первобытной знати появ-ляется социальное неравенство. Политическая власть становит-ся достоянием группы вождей или одного из них, но пока еще не является наследственной. Постепенно вместо коллективного потребления добытого начинается регулируемое субъектом вла-сти распределение материальных благ. Патриарх в отличие от первобытного группового лидера обладает функциями админи-стратора и организатора. Он не хозяин имущества семейно-клановой группы, а распорядитель, призванный умело решать социальные и хоэяйственные проблемы.
По мере развития социума постепенно усиливается потреб-ность в формировании надобщинных политических структур, т.е. в возникновении протогосударства.
Протогосударство как самая ранняя из известных политиче-ских структур встречается повсеместно как у земледельцев, так
4. Теориа апости и влостных отношений ____
и у скотоводов-кочевников. Частной собственности как тако-вой по-прежнему нет, но вождь, лидер уже превратился из слуга социума в его легитимного господина; численность под-данных здесь может достигать от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Происходит сакралтация власти, т.е. объявле-ние ее священной. Лично<ргь лри этом как бы отделяется от должности: важны не иадивидуальные качества, а заюшаемое место вождя, теперь уже наследусмое внутри данного рода. Вождь наделяется болыыой властью и превращается в символ. Впервые появляется администрацт — центральный аппарат власти и региональные правители, чаще всего из числа родст-венников вождя. Их главная задача — выполнение экономич«-ских, социальных и военных функций; посредничество в случае всевозможных конфликтов; руководство перераспределением земли или скота, общественными работами, включая иррига-цию; взимание налогов; снабжение населения из казенных ам-баров в случае стихийных бедствий; вылолнение ритуальных функций и т.д.
Начавшийся лроцесс превращения правителя из слуги об-щества в законного субъекта власти находит завершение в ран-нем государстве. Его особенностью является огромная числен-ность лодданных — от сотен тысяч до миллионов, а также их этническое разнообразие. Именно этим объясняется отход от генеалогаческого родства, клановости. Резко усиливается роль адмшшстрации, усложняется ее струкгура. По вертикали четко просматривается деление на центральную, регаональную и ме-стную адмшшстрацию, ло горизонтали — на администрацию военную, чиновников, жрецов, глав ремесленных служб, кон-трольно-ревизионные органы. Впервые нарождается бюрокра-тия, представляющая собой иерархичную систему управления, для которой характерны, во-первых, четкое, на основе должно-стных инструкций, определение границ компетенции на каж-дом уровне госаппарата; во-вторых, принятие решений невзи-рая на лица, согласно законам и инструкциям и, наконец, упо-рядоченный характер деятельности.
Отличительной чертой раннего государства выступает урба-низация — власть воллощается в таких городских символах, как дворцы и храмы, стратегаческие дороги и прочие образцы мо-нументального строителъства. Одновременно оформлмется слож-ная иерархическая лестница, где для каждого уровня субъектов
158
III. Октуольные проблемы современной политологии
'1,1
власти, социального слоя характерны свой образ жизни, одеж-да, предметы роскоши и прочие атрибуты власти.
Логачески завершается процесс сакрализации. Возникает новая религаозно-идеологаческая докгрина, согласно которой освящается существующий государственный строй, боги объяв-ляются величайшими в мире, а народ богоизбранным. Безус-ловно, административная функция остается одной из наиболее значимых, но принуждение и насилие, первоначально опирав-шиеся на авторитет вождя, постепенно приобретают сакрально-ритуальную форму и кодифицируются в писаных законах. Иными словами, на данном этапе власть шдтидуализируется и персонифицируется: общество в целом уже не является субъек-том власти. Она выступает в форме сакрализованной личной прерогативы царей, наместников или жрецов. Логическим за-вершением эволюции политической власти выступает совре-менное государство, где властью снова наделяется общество ъ целом благодаря наличию принципа разделения властей и ряда демократических институтов, но сама политическая власть по-прежнему персонифицирована и институционализирована в лице реально существующих легитимных политических органи-заций.
4.5. Особбнности политической еласти
Политическая власть — это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю пу-тем распределения властных отношений и кодификации вы-годных ему правовых норм. Она проявляется в форме социаль-ного господства, ведущей роли или руководства тех или иных социалышх классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм. В отличие от государственной политическая власть реа-лизуется не только государственньш аппаратом и его подразде-лениями, но и через деятельность политических партий, а так-же различных общественных организаций: профессиональных союзов, общественных фондов и движений, а также творческих организаций и т.д.
4. Теорий влости и влосгиых отношвний
159
Политическая власть обладает рядом особенностей. К ним относятся:
• право на легальное использование насилия против анти-общественных элементов;
• наличие единого центра принятия решений;
• выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социалышх групп;
• обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, дей-ствующих законов и конетитуции;
• целенаправленное йспользование средств массовой ин-формации для формирования определенного общественного мнения.
Политическая жизнь общества — это, кроме прочего, дея-тельность определенных социальных групп и личностей по тсоводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятель-ность ввдцеляют субъекты и объекты политической власти.
Субъекты политической власти воплощают в себе активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекга политической власти — его стремление к власти как к средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а также способность своевре-менно приниматъ правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическая мудрость. Никколо Макиавелли, отмечал:
Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих при-ближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее ис-кпючений, гларит: грсударю, крторый? сам'.не обладает мудростью, бесполезно давать благ'й со'ввты,' ёели только' та'кйй государь слу-чайно не доверится мудрому советнику, который будет принимать за него все решения. Но хотя подобное положение и возможно, ему скоро при-шел бы конец, ибо советник сам бы сделался государем [3, с. 72].
Объектом политической власти являются те лтности и со-циальные группы, на которые распространяется эта власть, за-ставляющая .их предпринимать те или иные действия. При этом
160
II. Октуольные проблемы современной политологии
4. Теорив аласти и влостных отношений
161
данные действия могут соответствовать или не соответслжшать их подлинным интересам. Каждый человек или социалъная группа могут выступать объектами политической деятелъности, если она направляется не ими, и ее субъектами, если они соз-нательно реализуют в ней свои интересы, тем более, если они используют при этом свою политическую власть.
4.6. Теорий рсвдвлвния влсктей
Известно, что вдея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в XVIII в. До этого произвол правителей-деспотов в Европе сдерживался нравственно-религаозными традициями монархи-ческого правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Проблема соотношения властей в государстве, создан-ном на основе общественного договора, впервые была постав-лена Дж. Локком, для которого
законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей1.
Классическую формулировку данная теория, как известно, получила в трудах Ш,Л. Монтескье. По его утвержденщо, что-бы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерхивала другую. Когда законодательная и ис-полнительная власти объединяются в одном органе, не может быть свободы. С др^гой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполни-тельной. И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган станет осуществлять все три вида власти. В соответствии с современной тракговкой этой теории для нормального функ-ционирования правового государства в нем должны существо-вать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, соз-давать систему сдержек и противовесов, предотвращать моно-полизацию публично-властных полномочий одной из сторон.
1 Локк Д. Избранные философские произведения. Т.2. — М.: Соцэкгиз, 1960. — С. 86.
Реальным примером воплощения идеи разделения властей, оистемы сдержек и противовесов в политической практике вы-ступает опыт США. Законодательная властъ здесь представлена Конгрессом, включающим 535 депутатов и состоящим из двух палат. Верхняя палата — Сенат — включает в себя 16 комите-тов, в том числе по иностранным делам, законодательной ини-циативе, по ассигнованиям, по доходам и налогам и т.д. Члены нижней палаты — Палаты представителей — в составе 22 коми-тетов осуществляют за&онотворческую деятельность. Конгрес-смены обязаны реализовывать в формв законодательных ини-циатив интересы своих избирателей и защищать интересы сво-их штатов.
Верховный суд — самый элитарный институт в американском государственном устройстве, персонифицирует «верховное пра-во страны». Решения его членов не подлежат обжалованию за исключением случаев принятия поправок к самой конституции. Именно по его инициативе была отменена сегрегация, церковь отделена от государства, определены пределы права свободы слова и печати и т.д. Члены Верховного суда назначаются пре-зидентом пожизненно и могут быть смещены только за измену, взяточничество и другие тяжкие преступления.
Исполнительная власть представлена презццентом, наделен-ным согласно констшуции монопольным правом назначать послов, федеральных судей, высших чиновников (подлежащих утверждению Сенатом) и заключать договоры, которые рати-фицируются двумя третями присутствующих сенаторов. Прези-дент обладает правом вето (отменяется двумя третями голосов в Конгрессе) и может созывать специальные сессии Конгресса. Президент выполняет функцию главнокомандующего воору-женными силами страны, выступает гарантом неукоснитель-ного соблюдения законов. Под его руководством работают 13 министерств, сотни всевозможных управлений, комиссий и бюро.
В практической деятельности американская администрация неоднократно действовала вопреки Конгрессу, что не иеключа-ет в крайнем случае процедуры импичмента, т.е. принудитель-ной отставки президента в случае объединения усилий законо-дателей и членов Верховного суда (например «Уотергейт» — от-ставка президента Ричарда Никсона в 1974 г.).
Й I 1ОЛИТОЛОГИЯ '
162
III. йктуольные проблемы современной политологии
4. Теория влости и влостных отношений
163
Вместе с тем современный политический опыт показывает, что существенное значение для реальной демократизации Йб-щества и реализации всего комплекса прав человека имеет раз-деление властей не только по горизонтали, но и по вертикали — на общенациональную, или центральную, регионалъную и мест-ную. Это объясняется тем, что зачастую только местная властъ способна обеспечить эффективный механизм реализации поли-тико-правовых решений, публично декларируемых централь-ным госаппаратом, например, в отношении защиты интересов мелкого и среднего бизнеса.
4.7. Политичвские рвжимы и политическая влость
Политическая власть характеризуется рядом признаков: ле-гальностью использования власти, обязательностью решений, публичностью, многообразием ресурсов и т.д.[9, с. 115].
Одной из существенных черт политической власти выступа-етроль центра в принятии решений. Используемые способы властвования позволяют выделить различные типы политических режимов.
Если граждане государства целиком и полностью подчине-ны центру, сосредоточившему в своих руках политическую, эко-номическую, социальную и духовно-информационную власть, — это тоталитарный политический режим. Если же, напротив, об-щество как таковое контролирует власть во всех ее проявлени-ях, то это демократия в ее современном западном исполнении, особый тип политической системы.
При этом нельзя забыватъ, что понятия «тоталитаризм» и «демократия» — во многом утопические, нормативные и в «чистом ввде» нереализуемые. Более того, даже сама постанов-ка вопроса, какой строй лучше, неправомерна, так как кажднй политический режим имеет свои достоинства и недостатки.
Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки и психологические корни. К первым относятся утопические меч-ты трудящихся масс о справедлйвом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуа-тации человека человеком. Превращение тоталитарной утошда в единственно истинную вдеологаю — закономерный этап '
развитии человечества. К психологическим корням тоталита-ризма следует отнести открытый 3. Фрейдом механизм инфан-тилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый че-ловек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку (лат. — инфант) делегаровать свои права всемогущей сакральной Вла-сти, отождествляемой им с Вождем-Отцом. Происходит слия-ние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору.
Главной предпосылкой тоталитарного политического режи-ма обычно считают индустриальную стадию развития совре-менного общества. В/принципе с этим можно согласиться, но данное положение нуждае^гся в уточнении. Два события XX в. породили полное господство государственной власти над от-дельной личностью. Во-первых, усиление социального контро-ля благодаря развитым средствам транспорта и связи (железные дороги, телефон и телеграф и т.д.). Во-вторых, шаги в сторону создания новой, виртуальной реальности средствами телеввде-ния и радиовещания сделали возможным манипулирование общественным сознанием путем прямого и непосредственного обращент Вождя-Отца к массам. Иначе говоря, отдельный ин-дивид остался один на один с могучей, безжалостной и беспо-щадной государственной машиной.
В целом тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:
• оптимистичная вера в возможности человеческого разума и, как следствие, — отождествление общества, этой сложной, саморегулирующейся на основе обратной связи социальной системы с относительно простой организацией. Отсюда — ошибочный вывод: обществом в целом можно управлять как болышш заводом чисто административными методами, игао-рируя обратные связи и связи внутри социума. Развитие гори-зонтальных структур, характерных для гражданского общества, не стимулировалось;
• практически полное огосударствление экономики, про-явившееся в замене рыночных отношенйй и конкуренции ко-мандно-административными методами управления в форме планирования в общегосударственном масштабе. В советском варианте — непримиримое отношение к частной собственно-сти, тунеядству и нетрудовым доходам;
• принудительная идеологизация всех сторон обществен-ной жизни, в первую очередь — духовной сферы; нетерпимость к инакомыслию; 164
III. Вктуольные проблемы современной политологии
• всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с государством;
• репрессивный харакгер режима: карательные органы на-ходятся под контролем правящей партии.
• реальным субъектом власти выетупает правящая партия.
Авторитаризм как политическая система занимает промежу-точное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его объединяет жесткий контроль за политической сферой, не ограниченный законами дикгаторский харакгер власти, со вторым — невмешательство государства во внеполи-тические сферы, в частности, в экономику и личную жизнь граждан. Авторитарный политический режим можно рассмат-ривать как «облегченный» вариант тоталитаризма. Чаще всего авторитарные режимы носят переходный характер и трансфор-мируются в развитии в демократическую форму правления. Особенности авторитаризма:
• монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;
• существование неполитических структур, например, сою-зов промышленников, и вообще всего, что вне политики;
• неподконтрольность власти народу; она пршшмает зако-ны по своему усмотрению. Граждане либо отчуждены 6т вла-сти, безразличны к ней, либо ожидают от нее компетентности в принятии политических решевдй;
• требование от подданных профессионализма и послуша-ния. В свою очередь власть озабочена проблемами обеспечения собственной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией;
• возможностъ демократических процедур, в частности вы-боров и референдумов, только в случае их полной подкон-трольности и предсказуемости результатов. Широко практику-ется нецелевое использование средств из госбюджета в интере-сах кандидатов правящей элиты. В случае необходимости кон-курентная электоральная борьба подменяется прямым назначе-нием должностных лиц на государственные посты;
• широкое использование в качестве идеологического при-крытия апелляции к таким вызывающим положительные эмо-ции «блестящим неопределенностям», как «интересы страны», «экономическая стабилизация», «общечеловеческие ценности», «права человека» и т.д.
4. Теория влости и алостньк отношений
165
Вместе с тем авторитаризм как политический режим с огра-ниченным плюрализмом может бьпъ достаточно эффективным средством поддержания социаЛьной стабильности в обществе и проведения экономических -реформ, о чем свидетельствует опыт Южной Кореи, Чили и Китая.
Слово «демократия» в переводе с древнегреческого означает «власть народа», что, однако, не вполне раскрывает содержание данного понятия. Обычно оно употребляется в несколысих зна-чениях: как политический режим, отличающийся признанием воли большинства в качестве источника власти, провозглаше-нием равноправия всех граждан перед законом; как форма ор-ганизации тех или иных политических структур, например, партий, профсоюзов и иных общественных организаций; как мера участия отдельных индивадов, социальных групп и народа в целом в осуществлснии власти; как синоним прав и свобод граждан и т.д. Демократия — это когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и контроле за их вы-полнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть — от произвола народа. Ее особенностями выступают: приоритет права, признание народа в качестве субъекга власти, выборность основных органов власти, равноправие граждан с точки зрения их избирательных и иных прав, подчинение меньшинства болышшству при принятии решений, принцип разделения властей, защита прав человека и др.
Суть демократии во всех ее вццах — постоянный диалог на-рода с властью, а также между социальными группами и пред-ставляющими их политическими структурами с целью возрас-тающего взаимопонимания и постоянного учета результатов диалога при принятии решений. В идеале диалог выступает как форма интеграции общества. На практике же возможности раз-личных социальных субъектов не равны в связи с существен-ными различиями в экономических, политических, информа-ционных и иных ресурсах.
Демократия как политическая система требует определен-ных социокультурных и психологических предпосылок и не может произвольно переноситься из одного общества в другое. Административное внедрение демократических процедур может вступить в противоречие с национальной психологаей и лично-стной культурой, что дает вместо диалога конфликт несовмес-тимых монологов.
166
III. Яктуопьные проблемы современной пояитопогии
4.8. Права человека
Безусловным достижением демократии, имеющим общеис-торическую ценность, следует считать разработку проблемы прав и свобод человека и гражданина. Права человека находят-ся в диалекгаческой связи с его обязанностями перед общест-вом и государством. К последним относят: повиновение и вер-ностъ государству, пока оно действует в рамках закона; уваже-ние прав и свобод других лиц; уплату налогов; работу на вы-борных должностях; охрану природы и окружающей среды. В ряде стран в обязанность гражданам вменяются воинская по-винность и участие в выборах, труд на благо отечества, воспи-тание детей и др.
Тоталитарное подавление прав и свобод личности, произвол государства по отношению к индивиду, пренебрежение его правами и, напротив, абсолютизация индивидуальной свободы, недооценка личностью своих обязанностей — две крайности, которых следует избегать.
Современные представления о правах и свободах основаны на содержании Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Данный документ яв-ляется логическим завершением идей Великой французской буржуазной революции.
В соогветсгвии со сферами реализации принадлежащие лично-сги права и свободы можно разделить на несколысо групп: лич-ные, политические, экономические, социокультурные и экологи-
ческие.
Личные, или гражданские, права напрямую связаны с таки-ми естественными правами, как право на жизнь, неприкосно-венность личности и жилища от незаконного задержания и вторжения, а также тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свободу труда и занятий, передви-женйя и выбора места жительства, включая право выезда и въезда в свою страну, отсутствие прописки и т.д. Эти права призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу личности.
Политические права призваны создать предпосылки для ак-тивного участия гражданина в политической жизни. Они вклю-чают в себя право на гражданство, доступ к государственным
4. Теория влосги и влостных отношвний
167
должностям, контроль над действиями власти, участие в выбо-рах, свободу союзов и ассоциаций, митингов и демонстраций, выбора вероисповедания и др. Особое внимание уделяется сво-боде слова в форме гласности, пропаганды своих убеждений, в том числе в форме преподавания.
Экономтеские права напрямую связанъГс условиями хозяй-ственной деятельности и предполагают право человека на уча-стие в обгрественной собственности и на владение частной собственностью, личную экономическую инициативу и частное предпринимательство, но в рамках государственного регулиро-вания. Любое цивилизованное государство вынуждено следить, чтобы частная собственность не стала источником криминаль-ных доходов, связанных с продажей наркотиков, оружия, дет-ской проституцией, не была использована во вред окружающей среде. Разумеется, вмешательство государства в сферу эконо-мических прав граждан чаще всего осуществляется не напря-мую, путем голого администрирования, а косвенным путем, в частности через налогообложение.
Социокультурные права являются слеДствием государствен-ного регулирования развития экономики. Чем больше налого-вых поступлений в бюджет, тем больше средств для обеспече-ния социокультурных прав, социальной защищенности граж-дан, медицинских и образовательных программ, выплаты сти-певдий и материальной помощи, льгот пенсионерам, создания дополнительных рабочих мест и прочих материальных благ. Но через какое-то время норма прибыли падает и частный сектор теряет интерес к инвестициям в экономику. Разумеется, прави-тельство идет ему навстречу, снижает налоговое бремя. В ответ сокращаются средства на социальные программы, возрастают недовольство трудящихся, социальная напряженность в обще-стве. Профсоюзы выступают на защиту трудящихся, организу-ют стачки и забастовки. Через какое-то время правительство отступает, повышает налоги, в ответ — снижается деловая ак-тивность предпринимателей и опять все повторяется сначала. В этом — суть политики «качелей» в исполнении Рейгана и Клинтона, Тэтчер и Мэйджора.
Экологические права — это право человека жить в благопри-ятной природной среде, иметь своевременную и исчерпываю-щую информацию о ее состоянии и в случае необходимости
168
III. Актуольные проблемы современной политологии
взыскивать в судебном порядке средства на возмещение ущер-ба, причиненного его здоровью.
Наряду с индиввдуальным существует и коллективное пра-во, субъекгами которого выступают семья, производственные коллективы, этнические общности, например, народности и нации.
4.9. Проблема еласти & соврвменной России
В настоящее время в России господствует по сути автори-тарный политический режим: принципы демократии сочетают-ся с элементами личной власти. Законодательная власть пред-ставлена двумя субьектами — Президентом и Федералъным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности высту-пает Конституционный Суд.
Для современной России характерно противостояние двух тенденций.
С одной стороны, принятая на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Пра-вительства; полномочия Думы в плане законотворчества огра-ничены презвдентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Мощный чиновничий аппарат, уже больший по численности, чем в СССР, постоянно реорганизуется и, следо-вательно, не работает как должно, а присматривается к новому начальству и ждет новых назначений.
С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют уча-стия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти, Кто из вышеназван-ных сил победит, покажет ближайшее будущее.
4. Теория впости и влостных отношений
169
Вопросы для повторения
1. Что првдставляет собой политическая власть, каковы ее сущность и роль в жизни общества? Охарактеризуйте виды власти.
2. Охарактеризуйте современные концепции власти.
3. Что такое господство как форма власти? Каковы виды легитимного господства? ,
4. Раскройте генезис политической власти. В чем заключается сущ-ность бюрократии?
5. В чем состоит принцип разделения властей?
6. Охаракгеризуйте политические режимы: тоталитаризм, авторита-ризм и демократию.
7. В чем заключается проблема прав человека?
8. Каковы основные тенденции развития политической власти в со-временной России?
Библиографический список
1. Бвлов Г.А. Политология: Курслекций. — М.: ЧеРо, 1996.
2. Вебер М. Избранные произведениям. — М.: Прогресс, 1990,
3. Макиавелли Н. Государь. — М.: Планета, 1990.
4. Парвнти М. Демократия для немногих. — М.: Прогресс, 1990.
5. Политолоаичвский словарь/Под ред. В.Ф. Халипова. — М.: Выс-шая школа, 1995.
6. Политолозия: Курс лекций. 2-е изд./Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 1997.
7. Политоловия. Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Полуниной. — М.: Акалис, 1996.
8. Политология. Энциклопедический словарь/Ред. и сост. Ю.И. Аверья-нов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. унив., 1993.
9. Пугачев В.П., СоловьввА.И. Введение в политологию. 3-е изд. — М.: Аспекг Пресс, 1997.
10. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. — М.: Знание, 1996.
- Глава 3
- 3. Политическоя мысль в России в XIX — ночолв XX вв.
- 4 См.: т а м ж е. — с. 32.
- II. Иетория развития политической мысли
- 3, Политическая мысль в России в XIX — ночале XX вв.
- 3. Политической мысль в России в XIX — ночоле XX ве.
- 4.4. Г0н03ис политиЧвСкой влосги
- Глава 5
- 6.2. ПоЛитиЧвСкоя сисг0мо
- 7. Политичвские процвссы
- 7. Политичвские процвссы
- Глава 8
- III. Йктуольные проблемы современной политологии
- 8. Политическое лидерство
- Глава 10
- 10. Личность и политика
- 11. Политическое сознонив
- Глава 1 2
- 12. Политическоя культуро