Партии после Февраля:
политическая стратегия и социальные реалии
Кадетам удалось подойти к февральским событиям в качестве достаточно крупной общероссийской партии. Хотя официальных данных о своей численности в 1917 г. кадеты не публиковали, исследователи считают, что их было около 100 тысяч, а число организаций достигало 350 по стране. Они первыми из всех партий созвали после Февраля свой седьмой съезд (25-27 марта); а всего за 8 месяцев революции провели четыре съезда: восьмой (9-12 мая), девятый (23-28 июля), десятый (14-16 октября).
Удалось кадетам, особенно в первые месяцы после революции, играть в известном смысле интегрирующую роль в сплочении «образованного меньшинства» России под эгидой демократизации ее политического строя. Значительную долю в составе кадетской партии в 1917 г. составляла именно интеллигенция. Так, из 66 членов Центрального комитета, избранного на VIII съезде Конституционно-демократической партии, примерно одну треть составляли профессора, а вместе с другими представителями интеллигенции – не менее двух третей. Данные о 122 председателях различных комитетов кадетской партии в 1917 г. свидетельствуют, что 101 из них принадлежали опять же к либеральной интеллигенции. И именно ее политическим идеалом являлось доведение России до Учредительного собрания «после великого государственного переворота», как начала обеспечения «полного господства народной воли» [14].
Важным внутрипартийным вопросам было посвящено пленарное заседание ЦК и парламентской фракции народной свободы с участием членов партии из Государственного Совета и из прежних составов Государственной Думы 10-12 марта 1917 г.
Центральным вопросом заседания стало обоснование необходимости созыва съезда партии, для решения таких крупных вопросов, как, во-первых, о форме государственного строя России и образе правления, во-вторых, о пределах национальной автономии и, в-третьих, о ближайшей практической политике в аграрном вопросе. Было решено созвать партийный съезд «для обсуждения пунктов программы партии, касающихся формы правления России и аграрного вопроса»[15]. Вопрос же о пределах национальных автономий было предложено сделать предметом обсуждения следующего съезда, который предполагалось созвать до Учредительного собрания.
Обсуждение вопроса о форме правления вылилось в обоснование необходимости республиканского строя для России. Подчеркивалось, что если главной опасностью в республике является анархия, то «монархия показала, что лучшей насадительницей анархии явилась именно она, и что она оказалась неспособной организовать даже внешнюю оборону страны». Опасение, что республике не удастся сохранить единство России, опровергалось тем, что «именно монархия» больше всего ссорила между собой национальности и разрушала всячески идею единства».
Кадетов волновало отношение к республике самой многочисленной части российского общества на тот момент – крестьянства. Однако высказывалось мнение, что «двенадцатилетнее существование Государственной Думы как силы созидательной и самоубийственная политика царя как сила разрушительная сделали свое дело и в воззрениях крестьянства»; предполагалось, что успешная политика Временного правительства вытеснит из сознания русского народа стремление к возврату монархии.
По результатам этого заседания при ЦК партии были созданы комиссии для разработки наиболее важных вопросов: например, аграрная комиссия, комиссия по разработке вопросов, связанных с созывом Учредительного собрания – этой же комиссии поручили вопрос об установлении автономии и областных представительных собраний (24 параграф программы партии). Результаты работы этих комиссий должны были быть представлены для того, чтобы на их основе внести поправки в программу конституционо-демократической партии.
25-27 марта 1917 года состоялся VII съезд партии народной свободы. Он проходил под непосредственным воздействием свершившейся революции, и его делегаты осознавали роль своей партии – как партии демократической – в судьбе России. Особенно это касалось ее государственного устройства, постепенного становления новых властных структур, оформления правового пространства. Центральное место в работе съезда заняло изменение политического раздела программы партии. В связи с этим от имени ЦК партии с докладом «О пересмотре политического отдела нашей программы» выступил Ф.Ф. Кокошкин.
Он подчеркнул, что принятый одиннадцать лет назад пункт, в соответствии с котором конституционная монархия являлась желательной формой правления для России, с самого начала не находил поддержки у большинства членов партии и рассматривался не как самоцель, а как шаг на пути преобразований. «Монархия были для нас тогда не вопросом принципа, а вопросом политической целесообразности» [16]. Кокошкин предложил французскую модель республики для России, так как осуществление северо-американской модели, по его мнению, приемлемо для государств, в которых принцип народовластия укрепился давно, а для России «всенародное избрание, ставящее так высоко президента… может быть опасно для свободы».
В ходе обсуждения доклада Кокошкина ряд делегатов съезда высказали свои замечания. Так, Н.А. Кухаренко, представлявший украинский отдел партии, выступил за создание федеративной демократической республики, полагая, что только такой строй мог бы удовлетворить украинскую и другие национальности России. Его поддержал С.Н. Максудов, представлявший интересы мусульман, проживавших в России: «Русская республика должна быть децентралистической». Н.М. Рындин из кубанского отдела партии поднял вопрос о системе построения народного представительства, то есть о количестве в нем палат (одно- или двухпалатное). Сам он считал, что «одним из больших зол России была централизация; эта централизация, несомненно, отойдет в прошлое, когда будет образована двухпалатная система, представляющая местное самоуправление».
Ф.Ф. Кокошкин в заключительном слове высоко оценил желание делегатов конкретизировать политический раздел программы. Однако, он справедливо обратил внимание на то, что вопрос об однопалатной или двухпалатной системе не может быть решен теперь же, потому что он должен быть рассмотрен в связи с тем, как будет окончательно разрешен вопрос о местной децентрализации. Эти проблемы предполагалось рассмотреть в дальнейшем на последующих съездах. Предложенные Кокошкиным изменения были приняты единогласно, в результате чего политический раздел программы в корне изменился: «Россия должна быть демократической, парламентарной республикой; законодательная власть должна принадлежать народному представительству».
Дневное заседание 27 марта открыл доклад М.М. Винавера о тактике партии, в качестве содокладчика выступил князь Д.И. Шаховский. Свое выступление Винавер начал с постановки задачи. Докладчик сделал вывод, что завоевания революции могут быть упрочнены лишь при дружном содействии всех классов, сословий и народностей России. По вопросу отношения партии к Временному правительству Винавер заметил, что «наше правительство не есть партийное, …хотя в его состав вошли многие видные члены нашей партии. Мы не можем отождествлять себя с Временным правительством, как с таковым, и мы в праве не только осведомлять его о наших нуждах, но и критиковать его действия». В резолюции VII съезда по докладу Винавера было записано, что «поддержка Временного правительства обуславливается полным и искренним исполнением со стороны правительства провозглашенной им программы и обещания в возможно кратчайший срок созыва Учредительного собрания» [17].
Содокладчик Винавера Д.И. Шаховский поставил вопрос об отношении партии Народной свободы к другим политическим партиям, в частности, о возможности соглашения с левыми партиями. По его мнению, признание кадетами республики, как формы правления в России, устранило одно из двух препятствий для сближения с левыми партиями. К тому же, «программы-минимум этих партий – не что иное, как кадетская программа» [18]; по рабочему и агарному вопросам левые партии тоже были близки к кадетам. Одновременно им обращалось внимание на опасность усиления «в тех классах, защитниками интересов которых являются левые партии, максималистских течений». Поэтому подчеркивалось, что «одной из наших целей ближайшего будущего явится борьба со всякого рода максимализмом и большевизмом».
В докладах и Ф.Ф. Кокошкина, и М.М. Винавера рассматривались не только концептуальные (программные) вопросы, но и достаточно четко были сформулированы ближайшие партийные задачи. Это, прежде всего, обеспечение неприкосновенности начал гражданской свободы и гражданского равенства; реализация во всех сферах общественной жизни демократического принципа; наконец, «осуществление начал социальной справедливости», т.е. широких реформ, направленных на удовлетворение справедливых требований «трудящихся классов». Отвергнув обвинения партии «в социализме» в связи с последним требованием, в часности, Кокошкин не отрицал определенных подвижек у ее членов в сторону «социалистического мировоззрения», но «не того», которое считало возможным изменить экономический строй «путем насильственным, путем захвата политической диктатуры», а иного, предполагавшего постепенное врастание общества «в новый социальный строй», путем более безболезненным.
Все это означало, что кадеты вовсе не хотели, как это долго утверждалось, торпедировать реформы и чуть ли не оставить все по-старому. Они собирались провести и аграрную, и рабочую и другие социальные реформы, но хотели это сделать постепенно и на законном основании, т.е. через Учредительное собрание. Именно такой была их доктринальная установка как партии «правого порядка». Но была и прагматическая подоплека такой схемы действий: кадеты, безусловно, опасались, что глубокие социальные реформы, в том числе - и аграрная, могли ослабить и без того уже разлагавшийся фронт. Они не были, по существу, ни против отчуждения в пользу крестьян помещичьей земли[19], ни против вообще вмешательства государства в «отношения экономически сильных» с целью «защиты экономически слабых», но боялись усиления революционной стихии и анархии. Проекты реформ залеживались в «земельных комитетах» и «Особых совещаниях», где нередко опытнейшие юристы спорили о букве закона, упуская существенное, а главное – теряя время, которого им историей было отпущено весьма немного. Известный кадет В. Набоков впоследствии вспоминал, что в качестве управляющего делами Временного правительства он, например, не раз напоминал о необходимости ускорить работу Совещания, готовившего избирательный закон для выборов в Учредительное собрание, однако оно начало фактически работать лишь три месяца спустя после Февраля [20].
Но поистине роковым для кадетов стало отношение их партии к войне и понимание роли ее исхода для судеб страны и революции. Несомненно, были и серьезные причины приверженности кадетов лозунгу продолжения войны до победного конца. Они прежде всего исходили из того, что победа в войне поднимет престиж новой России на международной арене, а внутри страны усилит волну патриотизма, который можно будет обратить затем на ее возрождение. К тому же расчеты кадетских экономистов показывали, что Россия после трехлетней войны будет нуждаться в иностранных займах и инвестициях, получить которые у стран Антанты можно было бы только в случае участия в войне до конца. Кадеты по-прежнему отстаивали идею «вестернизации» России как в смысле ее политического устройства, так и экономической модернизации. Но при этом кадетские лидеры, в том числе и такая «крупная величина – умственная и политическая», как П.Н. Милюков, не учли всего размаха антивоенных настроений в стране, что народ вел войну «нехотя, из-под палки» и что в том восторженном сочувствии, с которым была встречена революция, сказалась надежда, что она приведет к скорому окончанию войны. Просчет был тем более опасным, что на фронте и в тылу большевиками велась соответствующая пропаганда, обещавшая немедленный мир в случае прихода их партии к власти. И в целом кадеты, как вспоминал В. Набоков, питали глубокие иллюзии в отношении данной партии, наивно полагая, уже сам по себе факт «импорта» Ленина и К германцами» должен был абсолютно дискредитировать их в глазах общественного мнения и воспрепятствовать какому бы то ни было успеху их «проповеди».
Неуклонная линия Милюкова – министра иностранных дел Временного правительства на продолжение войны стала причиной апрельского правительственного кризиса, в результате которого он вынужден был уйти в отставку. Но в целом партия на VIII съезде в мае 1917 г зафиксировала свое согласие на правительственное сотрудничество с специалистами, провозгласив тактику «левого блока», воплотившегося в создании коалиционного кабинета 6 мая 1917 г. Однако данное правительство не стало «твердой властью» в связи с нерешительностью министров-социалистов и их зависимостью от Петроградского Совета. И даже создание второго коалиционного правительства в июле 1917 г., главной особенностью которого, как считали сами кадеты, было то, что создавалось оно независимо от Советов, а его председателем стал социалист А.Ф. Керенский, не способствовало стабилизации обстановки, так отчаянно желаемой Партией народной свободы. Самое крупное расхождение кадетов с социалистами в правительстве, как подчеркнул на IX съезде кадетской партии член ЦК, проф. П.И. Новгородцев, состояло в том, что кадеты хотели «национального правительства, социалисты… партийного правительства». Более того, считая приемлемой работу с социалистами типа Плеханова, т.е. с теми, «кто по-настоящему» понимал, что «такое социализм», лидеры кадетов не могли принять компромисса с теми, для которых «дороже интернационал и класс, чем родина и нация» [21]. В специальном докладе об экономическом положении, сделанном членом ЦК А.А. Мануйловым на IX съезде (23-28 июля 1917 г.), обращалось внимание на необходимость развития народного хозяйства на основе свободы личного почина и личной собственности, но при условии его государственного регулирования. При этом подчеркивалась невозможность перехода к социалистической организации народного хозяйства ввиду отсутствия на данный момент мощного экономического фундамента и всеобщей организованности. Основным призывом, с которым предложил обратиться к народу другой докладчик Н.М. Кишкин, был призыв, «к жертве, к труду и порядку». Все основные социальные реформы с целью исключения каких-либо шагов, «грозящих вспышками гражданской войны», предлагалось отложить до Учредительного собрания, выборы в которое намечались первоначально на 17 сентября, а созыв на 30 сентября. Опять-таки звучали призывы «уничтожить многовластие», а Временному правительству не допускать вмешательства в государственное управление «каких бы то ни было организаций или комитетов» [22].
Однако если в первые месяцы революции подобные лозунги воспринимались как серьезная заявка на выработку продуманной политической стратегии, то в июле – августе их повторение скорее свидетельствовало не просто о догматизме, а об известном практическом бессилии либерального, а затем и либерально-социалистического состава Временного правительства. Реальная власть все более передвигалась от кадетов влево, одновременно ускользая и от ее легитимного носителя – Временного правительства.
В условиях политического отчуждения «верхов» и «низов», усиленного охватившим общество революционным возбуждением, все более возрастала роль социалистических партий и их доминирование в политическом спектре.
Стечение многих обстоятельств поставило в эти дни во главе революционных процессов блок, состоявший из социал-демократов (меньшевиков) и социалистов-революционеров. В рамках этого блока ведущее положение заняли не представители наиболее многочисленной эсеровской партии, а меньшевики, ставшие в постфевральские дни, по мнению многих исследователей, «партией ведущей идеологии» [23]. Именно у меньшевиков была разработана концепция такой революции задолго до того, как она произошла, а их лидеры теоретически и политически пытались обосновать смысл происходившего, решая при этом главный вопрос – о конфигурации власти в центре и на местах с точки зрения ее демократического содержания и в духе своих партийных идеологем.
Меньшевики обладали, по крайне мере так казалось в первые месяцы революции, достаточно убедительной идеологией; социалисты-революционеры были самой многочисленной на протяжении всего 1917 г. и наиболее «коренной», «почвенной» партией по своим программным постулатам. Численность ПСР определялась, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1200 тыс. человек. Партия привлекала радикальной и понятной крестьянам аграрной программной, теорией «трудовизма», предусматривавшей особый, постепенный путь России к социальной модернизации после свершения революции, требованием федеративной республики. Принципиальное значение для выработки поведенческой линии ПСР в послефевральские дни имело определение характера происшедшей революции. По мнению эсеровских теоретиков, февральская революция не являлась ни социалистической, ни буржуазной, а была названа народно-трудовой. Данную проблему рассмотрел III съезд ПСР (25 мая- 4 июня 1917 г.), на заседания которого было обсуждено свыше 16 вопросов. Главным из них стал вопрос о текущем моменте, доклад о котором был сделан В.М. Черновым. Как отмечал докладчик, а также выступившие делегаты, февральская революция была совершена революционно-демократическими, либерально-демократическими и либерально-буржуазными кругами, т.е. она произошла под знаменем сплочения большинства российского общества против скомпрометировавшего себя царского режима [24]. В.М. Чернов, несколько позднее возвращаясь к оценке тактики партии в те дни, в речи на IV съезде ПСР (ноябрь 1917 г.) обратил внимание на тот факт, что партия эсеров в отличие от социал-демократии (и большевиков, и меньшевиков), считавшей февральскую революцию буржуазно-демократической, не разделяла данной точки зрения. По мнению В.М. Чернова, русская революция начиналась как политическая, а затем превратилась в социально-трудовую, что было предопределено «всей логикой развития России» [25]. Русская буржуазия в революции, как считали эсеровские идеологи, заняла позицию «кукушки, положившей свое яйцо в чужое гнездо» [26]. Строй, формировавшийся в подобной ситуации, должен был быть больше демократически-трудовым, чем демократически-буржуазным. С его формированием начинался переходный период между буржуазным укладом и будущим социалистическим устройством. После происшедший революции эта трансформация должна была совершиться эволюционно, а не стать «эпохой максималистской социальной революции». Такая позиция, как отмечал В.М. Чернов, ставила эсеров в противоречие с социал-демократами: и большевиками, и меньшевиками. Одновременно она в значительной степени объясняла, с одной стороны, их нежелание брать власть целиком в свои руки, с другой – вхождение во Временное правительство. В течение марта-апреля 1917 г. эсеры дважды меняли свою позицию по вопросу об отношении к Временному правительству, сначала заявив о его поддержке и одобрив вхождение А.Ф. Керенского в кабинет, а затем оценив отрицательно возможность коалиции с ним. Однако под влиянием первого (апрельского) правительственного кризиса было признано необходимым поддержать правительство вступлением в него социалистов.
Лидеры ПСР признали лишь «предварительный» характер политической системы России после свержения самодержавия. По их мнению, срок ее существования исчерпывался созывом Учредительного собрания, которое и должно было законодательно закрепить новое демократическое устройство. «Наша точка зрения была такова, - писал в своих мемуарах В.М. Чернов, - пока основой государственного строя в России не стало народовластие на базе всеобщего избирательного права, преступно разобщать, преступно оставлять в стороне хотя бы одну из тех политических сил, для которых народовластие – необходимое предварительное условие их нормальной жизнедеятельности. Чтобы осуществить это условие, все они должны встать в единый фронт [27]. Его наличие должно было также предотвратить сползание страны в гражданскую войну и обеспечить успешность борьбы с грозной опасностью «всероссийской разрухи» - борьбы, необходимой для укрепления новой революционной России, «этой первой цитадели «третьей силы» в современной Европе» [28].
III съезд ПСР высказался за коалиционное Временное правительство и определил главные политические задачи переживаемого момента: создание демократического местного самоуправления и подготовка выборов в Учредительное собрание. Причем реорганизация местной власти на началах «органического народовластия» рассматривалась как начало демократизации страны в целом и должна было получить логическое завершение в созыве Учредительного собрания. Эсеры не были склонны увлекаться парламентаризмом. Большинство их идеологов противопоставляло свою позицию «марксистской догме» автоматического водворения социализма и организации новых форм общественной жизни «сверху», разделяемой, по их мнению, российскими социал-демократами, и предлагало проводить планомерную организацию их «снизу». В области социально-экономической предлагалось преодоление хозяйственной разрухи и поиск выхода из войны.
С большим энтузиазмом эсеры встретили реформу местного самоуправления: демократические выборы в городские думы, волостные, уездные и губернские земства. Их лидеры считали, что постановлениями Временного правительства от 15 апреля и 21 мая был открыт доступ к участию в органах местного самоуправления для всего населения России, расширены пределы компетенции местных учреждений; в интересах гласных из рабочих и крестьян устанавливалась оплата заседаний. На выборах в городские думы, проходивших в августе 1917 г., эсеры в 14 из 37 наиболее крупных городов, в том числе Москве, Иркутске, Омске, Оренбурге, Екатеринодаре, Тамбове, получили абсолютное большинство, а в 29 городах обеспечили себе самые многочисленные думские фракции. В деятельности этих органов эсеры видели реальную возможность организации фактического народоправства на местном уровне и тем самым предполагали добиваться постепенной демократизации общественного устройства «снизу вверх», прививая, массам определенную политическую культуру. Более того, как заметил несколько позднее В.М. Чернов, в случае более раннего и повсеместного проведения данной реформы даже опоздание с Учредительным собранием «не было бы для страны столь роковым» [29].
Своеобразным было отношение лидеров ПСР к Советам. Они признавали их роль как органов, представлявших интересы значительной части населения, как специфического орудия революционной борьбы народных масс, т. е. учреждений «частноправовых» с пропагандистскими и организационными функциями по политическому и гражданскому воспитанию масс, а не органов власти. Период пребывания эсеро-меньшевистского большинства в Советах В.М. Чернов назвал «эпохой заботливого самоограничения» Советов, утраченного в связи с корниловским мятежом, когда они почти повсюду были властью, что, кстати, обусловило в ноябре 1917 г. на IV съезде ПСР корректировку эсеровской модели общественно-политического устройства России.
Менее дальновидной и разработанной была тактическая линия эсеровской партии в вопросе о войне и мире, хотя её лидеры понимали, что если революция не покончит с войной, то война покончит с революцией, называя ее задачей квадратуры круга. На III съезде ПСР была принята специальная резолюция «Об отношении к войне», в которой развитие эсеровского лозунга «демократический мир всему миру» предлагалось реализовать в виде следующих мер: содействие скорейшему восстановлению революционного Интернационала и созыву международного социалистического съезда для выработки условий справедливого мира; требование к Временному правительству о пересмотре и ликвидации всех тайных договоров; сепаратный мир с Германией категорически отвергался. Пока же война продолжалась, необходимо было, как считал лидер эсеров В.М. Чернов, поддерживать обороноспособность страны, ибо в противном случае вместе с Россией «будут растоптаны все зародыши чисто демократической культуры» и ее роль «в концерте мировых держав» будет сведена к нулю[30]. Такую позицию занимали в те бурные дни почти все видные деятели эсеровской партии: В. Чернов, А. Гоц, Е. Брешко-Бpешковская, Н. Авксентьев и др. Последний защищал ее от имени партии и на Демократическом совещании в сентябре 1917 г., призвав к объединению всех «живых сил страны» с целью, с одной стороны, активной защиты родины, с другой — внутреннего «охранения завоеваний революции» [31] .Одновременно выступая в Совете республики — органе, созданном на данном совещании для контроля над Временным правительством, эсеры неоднократно критиковали его за отказ от пересмотра договоров, заключенных царским правительством с союзниками. Миссия России, как родины революции, по словам В.М. Чернова, призванной сказать новое слово в деле решения «мировой социальной проблемы грядущего», висела на тоненькой ниточке и во многом зависела от «остатков обороноспособности армии».
В известном смысле от этого зависело и решение аграрного вопроса, заложенное в эсеровской программе и составлявшее её стержень. Ещё в марте эсеры внесли закон о прекращении земельных сделок, который был принят правительством в июле. На III съезде вновь было подчеркнуто, что основным требованием партии по-прежнему оставалось требование перехода земли в общенародное достояние и уравнительное трудовое владение ею; соответствующий закон должно было принять Учредительное собрание. Однако ещё до его созыва предлагалось передать все земли в ведение земельных комитетов, которые впредь до формирования демократических органов местного самоуправления обязывались к проведению соответствующей аграрной политики. С целью реализации данного решения дважды, 29 июня и 19 октября 1917 г., представителями эсеровской партии, министрами земледелия В.М. Черновым, а затем С.С. Масловым ставился в правительстве вопрос о принятии законопроекта о передаче земель в ведение земельных комитетов, но окончательно он так и не был принят. Не рассматривался правительством и законопроект о полномочиях земельных комитетов, предложенный опять-таки эсерами с целью скорейшей подготовки и проведения аграрной реформы. Безусловно, главную роль в отсрочке вполне реальных мер играла боязнь несоциалистической части коалиционного правительства возможности поощрения их проведением «явочных действий» масс и усиления анархии. И неслучайно кадетские лидеры па IX партийном съезде заявили о нежелании совместной работы в правительстве с Черновым и выразили неудовлетворение по поводу стремления премьера А.Ф. Керенского сохранить его в составе министров [32]. Оказавшись «не ко двору», В.М. Чернов, как и ранее в аналогичной ситуации меньшевик И.Г. Церетели, оставил пост министра земледелия, не добившись от Временного правительства принятия предлагаемых аграрных законопроектов.
С другой стороны, эсеровское руководство, как, впрочем, и вся социалистическая умеренная демократия в данной ситуации, когда жизнь кипела, «как в котле», страдало «психологией властебоязни». На 7-м Совете партии, проходившем в начале августа, один из лидеров левого крыла эсеровской партии М. А. Спиридонова предлагала установить в стране единовластие своей партии, как наиболее многочисленной, но данное предложение не было поддержано. В. Чернов объяснял эту боязнь власти, прежде всего, «молодостью» российской демократии, которая «из прошлого» вынесла больше умения бороться, свергать и разрушать, чем созидать и строить, и отличалась слабой ответственностью, опасаясь упрека в узурпаторстве; демократия показала себя способной взять власть, но неспособной пользоваться ею [33].
Таким образом, позиция партии эсеров во многом расходилась с политикой Временного правительства, даже после вхождения в него социалистов; более того: под влиянием реальной обстановки она претерпевала определенные изменения, как было, например, в вопросе о роли Советов осенью 1917 г., когда последние стали рассматриваться значительной частью партии как обязательный элемент демократической системы власти.
Вместе с эсерами под лозунгами «объединенного фронта демократии» и «защиты завоеваний революции» в февральско-мартовские и последующие дни выступали социал-демократы - меньшевики. Политическое кредо, которое они разрабатывали на протяжении всего периода своего существования, политическая культура и психологический настрой, присущие их лидерам, позволяли им играть весьма важную роль в происходивших событиях. Именно деятели меньшевистской партии (Н.С. Чхеидзе, М.И. Скобелев) — умеренного крыла российской социал-демократии возглавили Петроградский Совет с момента его образования в феврале, как и системы Советов по всей стране, имели солидные фракции в городских думах и осуществляли руководство ими совместно с эсерами до осени 1917 г., а в некоторых регионах - и после падения Временного правительства. И это не было случайным, ибо одним из элементов меньшевистской концепции в отличие от либеральной было отстаивание положения о том, что динамика революционных процессов обязательно предполагала появление новых политических институтов «явочным путем», и одной из задач своей партии они считали их поддержку, хотя и солидаризировались, особенно в первые месяцы революции, с эсерами в признании факта советизации страны скорее как политического, нежели административного и государственно-правового акта.
Российские меньшевики, как, впрочем, и большевики, были единодушны во мнении, что в февральские дни Россия вступила в стадию буржуазной революции. Идейные расхождения не только между одними и другими, но и в самой среде меньшевиков вызывались, как правило, идеологическими причинами, т. е. различным пониманием марксистских идеологем: о длительности и характере движения к социализму; о глубине и размахе социальных преобразований в переходный период; о степени участия (и мере политической ответственности) рабочего класса и буржуазии, а также их партий в этих условиях. Именно такие идеологические категории, определяемые классовым подходом к анализу социальных отношений, использовали российские социал-демократы при характеристике политических ситуаций 1917 г.
Будучи сторонниками, как им казалось, ортодоксального марксизма, меньшевики были единодушны в одном: социализм в России мыслим лишь «на фоне социалистической Европы и при её помощи» [34], страна «в марксистском смысле «ещё «не созрела» для социалистической революции. Такие заявления были сделаны в первые мартовские дни Н.Н. Сухановым и О.А. Ерманским, внефракционными социал-демократами, избранными в Петроградский Совет и со временем примкнувшими к левому крылу российских меньшевиков-интернационалистов, возглавляемым Ю.О. Мартовым. Им были тождественны оценки, данные плехановской группой «Единство», занимавшей, по общему признанию, крайне правую позицию и в лице своего лидера Г.В. Плеханова считавшей, что в России на тот момент не было «объективных условий, нужных для углубления революции в смысле замены капиталистического строя социалистическим» [35]. На решении общенациональных, а не социалистических в силу их нереальности задач также настаивали более центристски настроенные меньшевистские деятели: Н.С. Чхеидзе, А.Н. Потресов и даже вернувшиеся в марте из Сибири в Петроград Ф.И. Дан, И. Г. Церетели и др.
Ориентируясь на определенные идеологические установки, нередко мешавшие принятию неординарных решений, меньшевики, тем не менее, пытались обосновать тактическую линию своей партии после Февраля на основе учета социально-политических реальностей, главными из которых они считали слияние войны и революции, явившееся трагическим грузом формирующейся новой государственности, а также наличие традиционной конфронтационности у российских партий, особенно у радикально настроенных и не склонных к компромиссам.
Сегодня имеет место точка зрения, согласно которой меньшевистские лидеры в первые «мирные» месяцы революции пытались выступать в роли социальных посредников [36] с целью сплочения демократического лагеря, проявляя при этом известный практицизм и маневренность и стремясь удержать развитие событий в очерченных ими рамках. Очевидно следующее: их уверенность в том, что сотрудничество с более прогрессивными элементами из среды цензовых и образованных слоев российского общества возможно, осталась центральным звеном их концепции развития революции, как, впрочем, и признание необходимости достижения соглашений с другими социалистическими партиями.
Выйдя из подполья сразу же после Февральской революции, меньшевики первоначально поддержали идею объединения всех социал-демократов, включая большевиков, лидеры которых из Русского бюро ЦК (Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, А.Г. Шляпников и др.) одобрительно отнеслись к этой инициативе. В 54 из 68 губернских центров России были созданы в то время объединенные организации РСДРП; однако приезд из эмиграции В.И. Ленина нейтрализовал подобные настроения в среде большевиков.
В начале марта в Петрограде была создана единая организация меньшевиков, приступившая к выработке политической тактики партии. Важнейшими были вопросы о власти и войне. Еще 28 февраля воззвание меньшевистского ОК, объявив революцию не полной, призвало к сплочению «всех классов и элементов народа, не продавшихся старому строю...», а Советам предлагалось «вносить в движение планомерность и сознательность» с целью доведения революции до победного конца [37]. Речь шла об упрочении и развитии демократического строя на основе широкой коалиции всех прогрессивных сил, включая буржуазию. Первоначально меньшевики ограничивались формулой «максимального давления» на Временное правительство в целях проведения реформ, провозгласив тактику его «условной поддержки», «не позволяя ему остановиться на полдороге, толкая его вперед и вперед...». При этом никто из меньшевистских лидеров, согласно партийной доктрине, вначале не допускал возможности участия в «буржуазном» правительстве. Лишь один старый меньшевик в составе Исполнительного комитета Петросовета, оборонец Б.О. Богданов выдвинул 1 марта предложение о создании подобного гибрида, но его тогда не поддержали. Были сформулированы требования в духе программы-минимум, реализация которых Временным правительством рассматривалась меньшевистскими лидерами как условие его поддержки «постольку-поскольку»: провозглашение полных политических свобод, амнистия и подготовка к созыву Учредительного собрания. Предполагалось, что другие требования, в том числе - немедленное объявление республики, новое рабочее законодательство, передача земли, «должная военная политика» и т. д., будут осуществляться по мере благополучного завершения переворота и победы революции, в силу чего уже «в недалеком будущем» Временное правительство должно было оказаться действительно «временным» [38], а победа демократии полновесной.
Важнейшей и неотложной задачей демократии была названа борьба за мир, без аннексий и контрибуций. Решить ее предполагалось в духе революционного оборончества. В обращении Петроградского Совета от 14 марта 1917 г. «К народам всего мира» война называлась «чудовищной», но одновременно признавалось, что советская демократия будет поддерживать «революционную оборонительную войну». Лидеры меньшевиков слишком оптимистически делали главную ставку на совместные усилия демократических сил, в первую очередь - пролетариата всех воюющих стран, согласованное давление их на «свои» правительства с целью побудить последние к отказу от «завоевательных стремлений» и к началу мирных переговоров [39]. Как и эсеры, меньшевики особенно выделяли задачу координации действий социалистов воюющих стран, чему должен был способствовать созыв международной антивоенной конференции. 8 мая исполком Петросовета образовал специальную комиссию по ее непосредственной подготовке, вскоре официальное приглашение на конференцию было передано по телеграфу во все страны. Данная позиция была закреплена в решениях Всероссийской конференции меньшевистских организаций РСДРП, проходившей в Петрограде с 7 по 12 мая 1917 г. Была одобрена инициатива Исполкома Петросовета. Конференция, представлявшая интересы около 100 тысяч меньшевиков, еще раз подтвердила тезис о буржуазном характере происшедшей революции. Одновременно подчеркивалось, что содержание и результаты ее не могут быть сведены лишь к установлению «формальной политической свободы»; признавалась объективная обусловленность перехода власти в руки цензовых элементов, но наряду с этим отмечалось «активная роль народных масс» во всем происходившем[40]. Однако в ходе апрельского кризиса Временного правительства стало очевидным, что в кадетско-либеральном составе оно не справлялось с поставленными задачами, в первую очередь, с проблемой заключения мира и проведением реформ. Первого мая организационный комитет меньшевиков принял решение о вступлении представителей своей партии в правительство: 5 мая в него вошли И.Г. Церетели, получивший пост министра почты, телеграфа, и М.И. Скобелев, ставший министром труда, а также эсер В.М. Чернов. Так было образовано первое коалиционное правительство. Позднее, выступая на Всероссийском Демократическом совещании (сентябрь 1917 г.) и оценивая этот опыт, М.И. Скобелев подчеркнул, что идея коалиционной власти мыслилась как идея, которая могла и должна была предотвратить опасность гражданской войны до Учредительного собрания: «настал момент, когда мы, социалисты-утописты, должны показать стране, что мы можем быть хорошими, реальными политиками» [41]. Однако данное решение давалось меньшевистским лидерам весьма нелегко. Н.Н. Суханов, например, признал, что Н.С. Чхеидзе в этой ситуации «как огня боялся всякой причастности к власти...»; сам же Суханов, по его словам, коалиционное правительство рассматривал «как временный... весьма кратковременный выход из положения», «неустойчивую и мимолетную комбинацию...». Иного мнения придерживался И.Г. Церетели: «Ни один из сторонников коалиции не отстаивал ее с большим жаром, чем Суханов, этот упорный обличитель «империалистических стремлений буржуазии...» [42] И.Г. Церетели, как признанный лидер меньшевиков на том этапе, лично был также обеспокоен возможной дискредитацией партии участием в работе коалиционного правительства, но считал «опыт раздела власти» своего рода политическим экспериментом, первым даже в категории мирового опыта.
Всероссийская конференция меньшевистских организаций РСДРП в первый же день своей работы 7 мая заслушала доклад «О Временном Правительстве и коалиционном министерстве», сделанный Б. Горевым, вызвавший бурное обсуждение. Смысл большинства выступлений сводился к признанию, что данным решением «оттянулось наступление неизбежного кризиса,... другого выхода не было» [43]. С обширной речью выступил И.Г. Церетели, осторожно и настойчиво разъяснявший, что коалиционное правительство единственная альтернатива принятию на себя всей полноты власти Советом и крупная тактическая победа меньшевиков. В резолюции, составленной Ф.И. Даном, Б. Горевым и др. и принятой 8 мая большинством в 51 человек при 13 воздержавшихся и 11 против, подчеркивалось, что главная цель коалиции- создание сильной революционной власти на основе решительной демократической платформы в области внешней и внутренней политики; отмечалось, что социал-демократы, вошедшие в правительство, были ответственны не только перед Советом, но и перед партией. Правда, прибывшая 9 мая из-за границы группа меньшевиков-интернационалистов, куда входили IO.O. Мартов, А.С. Мартынов, П.Б. Аксельрод, Р.А. Абрамович и др., обрушилась с резкой критикой на революционных оборонцев за их «отход» от социал-демократической концепции и попытку представить партию «правящей». В свою очередь, критикуемые посоветовали «высокочтимым лидерам» изучить «реальное положение». Разногласия проявились и на последнем заседании, когда вновь прибывших, за исключением Аксельрода, отказались ввести в состав оргкомитета, избранного в количестве 17 человек. Однако Партия все-таки не раскололась, главным образом благодаря усилиям ветеранов-меньшевиков. Таким образом, результаты конференции были однозначными. Партия в целом поддержала решение Исполкома Петросовета войти в коалиционное правительство. Меньшевики - руководители Совета, преодолев свое нежелание формально участвовать в осуществлении новой государственной власти, в известном смысле отказались от собственных идеологических установок, расширив рамки «ответственности» в решении общественно-государственных задач. Позднее, анализируя неудачу и со вторым коалиционным правительством (июль 1917 г.), И.Г. Церетели не считал ошибкой сам выбор принципа коалиции; ошибка, по его мнению, состояла в том, «что демократия не удержала своей руководящей роли в этой коалиции,... не усилила руководящей роли в ней, своего прямого действия...» [44].
Идея коалиции и приоритета «общенациональных задач» оставалась доминирующей в политической модели революционного действия большинства меньшевиков и в последующие месяцы. На Первом Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, проходившем в Петрограде 3—24 июня 1917 г. и представленным почти 1090 делегатами, эта линия получила поддержку революционно-оборонческого блока, состоявшего из меньшевиков и эсеров и образовавшего большинство съезда. Идея коалиции получила одобрение в призыве к единению «всех жизненных сил нации» и необходимости «сильного правительства» в выступлениях Церетели, Скобелева, Чернова, Керенского и др., в резолюции съезда [45]. Попытка оппозиции, представленной в основном большевистской фракцией во главе с В.И. Лениным, перенести дискуссию на улицы Петрограда и организовать 10 июня массовую демонстрацию против коалиционного правительства, успеха не достигла. Большая часть рабочих и солдат не поддержала их инициативу. Центральный комитет большевиков отменил запланированную демонстрацию.
Приверженность идее коалиции меньшевистские лидеры демонстрировали еще не раз: в частности после кризисных июльских (3 - 4 июля) дней, дав согласие на формирование 23 июля второго коалиционного правительства во главе с А.Ф. Керенским и предварив этому акту разработку программы «радикальных демократических реформ». Программа была составлена Ф.И. Даном и принята 8 июля оргкомитетом меньшевистской партии. Однозначно обвинив в вооруженном выступлении масс в Петрограде 3-4 июля против Временного правительства «большевиков, анархистов и действовавших под их флагами темных сил» [46], Оргкомитет в целях поддержания «революционного порядка» предложил ряд мер по устранению «остатков старого режима»: провозглашение России демократической республикой, проведение неотложных мероприятий в области аграрных и трудовых отношений, развития местного самоуправления, урегулирования хозяйственной жизни и особенно продовольственного вопроса, и, наконец, созыва Учредительного собрания без дальнейшей отсрочки. И.Г. Церетели назвал ее «общенациональной программой». На нее неоднократно ссылались меньшевистские лидеры, а также глава нового правительства А.Ф. Керенский, хотя это и усложнило его отношения с представителями кадетской партии, настаивавшими на более умеренном курсе и опасавшимися попыток социалистических «дилетантов» придать коалиции более демократический характер.
Июльские дни увеличили тревогу меньшевистских лидеров, из-за усилившейся социально-политической поляризации в обществе и прямой угрозы гражданской войны. Озабоченность но поводу складывавшейся ситуации выразили все умеренно-социалистические, центристские партии в ходе работы Государственного совещания, проходившего 12 - 14 августа в Москве. На совещании присутствовало около 2500 делегатов от всех социальных, профессиональных, политических и национальных организаций. Его проведение имело целью продемонстрировать общественную поддержку коалиционного правительства Керенского. Развивая программу от 8 июля, меньшевистские лидеры (Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели и др.) обратили внимание на то, что «революционный режим в лице правительства должен принимать меры и социальной помощи, и экономического восстановления; Совет же готов был удовлетворить требование цензовых кругов об упрочении законности и порядка в армии и стране [47]. В декларации, принятой 14 августа и оглашенной от имени «объединенной демократии» председателем ЦИК Советов Н.С. Чхеидзе, прозвучал призыв к национально-ответственному подходу в формировании «демократического фронта».
Еще раз защита коалиционного курса была предпринята на Объединительном съезде российской социал-демократии (меньшевиков), проходившем 19-25 августа 1917 г. в Петрограде и представлявшем примерно 200 тыс. человек от 146 партийных организаций. Центральным вопросом в повестке дня съезда стал вопрос «О политическом положении и задачах партии». Характер его постановки и обсуждения, а были выделены докладчики от четырех наметившихся фракций: революционных оборонцев (докладчик - И.Г. Церетели), меньшевиков-интернационалистов (Ю.О. Мартов), левых интернационалистов, объединившихся вокруг газеты «Новая жизнь» (Б.В.Авилов), правого фланга (А.Н. Потресов), - свидетельствовали об отсутствии единства мнений по столь важной проблеме. Центр составили революционные оборонцы, лидеры которых много месяцев несли на себе ответственность переговоров внутри коалиции и бремя работы в правительстве. От их имени И.Г. Церетели убеждал съезд, что существовавшая коалиция была «единственной комбинацией», способной сохранить единство сил и осуществить общенациональную программу, и что она может быть отвергнута в случае невыполнения выработанной платформы. Указав на две опасности для революции: продолжавшуюся войну и рост анархии, представители которой перешли «от критики словами к критике оружием», — он выразил надежду, что сторонникам его курса удастся вести и впредь «демократию от победы к победе» [48]. Менее оптимистично прозвучало выступление А.Н. Потресова, еще раз подчеркнувшего важность объединения для осуществления «национальной задачи» спасения России от «общественного распада», от «грозящего ей со всех сторон и во всех смыслах краха...». В иной концептуальной тональности выступил лидер меньшевиков-интернационалистов Ю.O. Мартов, призвавший к разрыву коалиции с кадетами и заявивший о том, что русский буржуазия уже довела революцию до того «национального предела», за которым исчерпана ее революционная роль. Назвав «мелкобуржуазной дискуссией» идею объединения во имя спасения страны, Ю. О. Мартов внес предложение о формировании однородной демократической власти. Его поддержали и другие меньшевики-интернационалисты (И.С. Астров, А.С. Мартынов, Р.А. Абрамович, Н.А. Рожков и др.). В частности, последний предложил даже ввести «диктатуру революционной демократии», вменив в ее обязанности проведение ряда нетрадиционных мер, вплоть до разрыва с союниками и провозглашения «сепаратной войны».
Съезд большинством в 115 голосов при 79 в пользу Мартова и 9 – в пользу Потресова выразил одобрение политике коалиции. Подобная позиция прозвучала на съезде и в докладе М. Либера о войне и мире, который он заключил словами: «говоря за мир, мы должны говорить об обороне...».Такая очевидная подвижка во взглядах представителей меньшевистского центра в значительной степени явилась реакцией социалистов на попытку большевистского путча 3-4 июля, толкнувшего их ещё более к либералам. Выборы в ЦК РСДРП подтвердили это. В его состав вошли 16 сторонников курса Церетели-Дана и 8 меньшевиков-интернационалистов (Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, Р. А. Абрамович, Н.А. Рожков и др.). Председателем партии был избран П.Б. Аксельрод.
Таким образом, меньшевистский съезд попытался придать новую силу реформаторским программам коалиционного Временного правительства. Проведя некоторую корректировку партийных идеологем, строившихся на схемах «классического марксизма», меньшевистские лидеры пытались уточнить поведенческую линию своей партии, сообразуясь с существовавшими реалиями и стремясь избежать двух опасностей: изоляции от других демократических сил и развязывания гражданской войны. Тем более, что социалистическая перспектива не воспринималась ими как задача ближайшего будущего.
Иначе оценивали ситуацию большевики - их «братья» по идее и в первую очередь В.И. Ленин. В начале 900-х годов достаточно распространенным среди европейской и российской социал-демократии было мнение о фатальной обреченности капитализма. Отсюда вытекал вывод: любая начавшаяся в Европе революция будет социалистической либо перерастет в нее; любая начавшаяся в одной из стран революция неизбежно примет международный характер. В.И. Ленин разделял данные взгляды, создав ещё в 1905 г. «теорию» почти молниеносного перерастания в России буржуазно-демократической революции в социалистическую. События в феврале 1917 г. в Петрограде застали Ленина в Швейцарии, где лишь в начале марта из газет он узнал о революции в России. Вернуться на родину с группой соратников и единомышленников он смог лишь в начале апреля.
В Петрограде функции общероссийского руководства осуществляло Русское бюро ЦК большевиков, в которое в начале марта входили А.Г. Шляпников, П.А. Залуцкий, В.М. Молотов. После 12 марта в него были кооптированы вернувшиеся из ссылки М.К. Муранов, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, возглавившие газету «Правда». По приблизительным подсчетам, в Петрограде действовало около 2 тыс. большевиков, a в целом по стране - 24 тысячи. В появившемся еще 27 февраля Манифесте ЦК РСДРП(б) «Ко веем гражданам России» революция объявлялась победившей и формулировались задачи по организации власти; Советы как власть не упоминались. До приезда Ленина Русское бюро ЦК проводило весьма умеренную политику, а газета «Правда» призывала лишь оказывать давление на Временное правительство и не «форсировать события». Часть членов Русского бюро ЦК и Петроградского комитета большевиков даже допускала мысль об объединении с меньшевиками. Они же (Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И.Рыков и др.) желали сохранить место большевиков в едином революционно-демократическом блоке под лозунгом «завершения демократического этапа революции».
Вернувшийся в Петроград в ночь с 3 на 4 апреля 1917 г. В.И. Ленин в ближайшие же дни в своих «Апрельских тезисах» опрокинул довод о незавершенности революции, сформулировав задачу сё перерастания в социалистический этап путем перехода власти к Советам с перспективой превращения их в органы чисто большевистской, пролетарской власти. Развивая этот тезис на VII Всероссийской конференции большевиков (24-29 апреля 1917 г.) в докладе о текущем моменте, Ленин типизировал эту власть как аналогичную Парижской Коммуне и определил се функциональную сущность: «такая власть является диктатурой, т. е. опирается не на закон, не на формальную волю большинства, а прямо непосредственно на насилие» [49]. Вопрос об окончании войны также связывался с актом перехода власти в руки Советов и «свержением капитала»; Временное правительство при этом не должно было пользоваться никакой поддержкой. Как считает ряд исследователей, ленинский лозунг мира весны 1917 г. был рычагом деструкции армии, орудием дискредитации едва народившейся власти в глазах народа; подлинного решения проблемы окончания войны он не давал [50]. Характерно, что Ленин резко отрицательно в эти дни отнесся к предполагаемому созыву Стокгольмской международной конференции социалистов но вопросу поиска соглашения о мире, охарактеризовав ее «исторической сделкой», «обманом с обеих сторон». Другие социалистические партии, в том числе - и России ее подержали. Не случайно Г.В. Плеханов назвал апрельские тезисы Ленина «бредом», безумной и крайне вредной попыткой посеять анархическую смуту на Русской земле [51]. С этой оценкой были согласны все лидеры меньшевиков. Трижды с апреля по октябрь В.И. Ленин вовлекал большевиков в острейшие дискуссии, целью которых было убедить их в необходимости борьбы за завоевание власти во имя социалистического переворота, призванного ознаменовать начало мировой революции. И хотя среди большевиков было немало сторонников реформистского пути, особенно на местах, но, тем не менее, Ленину с его громадной политической волей почти каждый раз удавалось подавить «инакомыслие» в собственных рядах, убедить колеблющихся.
Большая часть населения России не была с большевиками ни в первые мирные месяцы революции, ни в июле-августе 1917 г. Большинство народа, судя по составу Советов и органов местного самоуправления, поддерживало блок меньшевиков и эсеров, занимавших объективно центристские позиции в политической палитре России тех дней. Массы настораживало пораженчество большевиков во время войны и их, зачастую, экстремистский курс, предлагаемый в решении насущных вопросов. Однако в переломные моменты, если власть медлит с проведением необходимых преобразований и оттягивает, даже руководствуясь самими благими намерениями, решение актуальных проблем, затрагивающих судьбы десятков миллионов людей, нередко происходит быстрая смена массовых настроений; и центризм как выражение векового народного опыта начинает уступать место максимализму.
- Авторы:
- Глава I
- Левый радикализм в России:
- 2. Либеральное движение в конце XIX – начале хх вв. «новый» либерализм
- Правые радикалы: идеология консерватизма и первые объединения
- Глава II
- 1. Общенациональная оппозиция авторитарному режиму и ее легализация
- Либеральные партии на путях реформистской альтернативы
- 3. Леворадикальные партии. Наступление на власть
- 4. Власть и оппозиция в годы первой мировой войны.
- Глава III
- Февральская революция 1917 года:
- Партии после Февраля:
- 3. Власть, партии и массы осенью 1917. Радикализация демократической альтернативы и приход к власти большевиков.
- Глава IV
- Cостав, цели и задачи противоборствующих сил
- Социалистическая оппозиция большевикам
- Глава V
- Общественно-политический кризис в стране
- 2. Социал-демократическая и либерально-демократическая альтернативы
- Глава VI
- Политический спектр российской эмиграции: республиканско-демократический лагерь
- 2. Правые либералы в эмиграции: концепция либерального консерватизма п.Б. Струве
- 3. Неонародники и меньшевики в эмиграции
- Глава VII
- Нравственно-психологический феномен войны: изменение общественных настроений
- Послевоенный сталинизм:
- Глава VIII
- Хрущевская «оттепель»: политическая эволюция
- 2. Консервативный поворот середины 60-х годов
- 3. Диссидентский вызов
- 4. Политические подвижки в обществе
- Глава iх
- Власть и общественно-политические движения
- Образование россиских политических партий:
- Региональный партогенез
- Процесс трансформации российской многопартийности в системе
- 2. Становление региональной партийной системы в Ростовской области (1994 - нач. 2000-х гг.)
- Оглавление
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава iх