logo search
В О Е Н Н Ы Й УНИВЕРСИТЕТ

2. Типология политического процесса и его особенности в современной России

Политический процесс в упрощенном, абстрагированном ви­де характеризует изменения в политической жизни общества, яв­ляется формой функционирования и развития политической сис­темы. Однако сложный механизм общественного развития пред­полагает взаимопроникновение, взаимопереплетение, взаимопе­реход, развертывание и свертывание политических явлений, со­бытий и действий, что означает функционирование и развитие политических процессов разных типов и видов. Классификация политических процессов по типам и видам осуществляется по различным основаниям.

Так, по объему охватываемых политических явлений, собы­тий и действий, среде протекания выделяются внешнеполитиче­ский и внутриполитический процессы. В свою очередь, в зависи­мости от масштаба внешнеполитический процесс подразделяется на глобальный (мировой), региональный и локальный процессы, а внутриполитический - на национальный (общенациональный), региональный (национально-региональный) и местный процессы. Каждая из этих разновидностей внутриполитического и внешне­политического процессов характеризуется различной степенью социальной важности и активности действий их субъектов, охва­тывает различный объем политических взаимосвязей и взаимоот­ношений. Кроме того, как внутриполитический, так и внешнепо­литический процессы и их разновидности состоят из частных по­литических процессов, представляющих политические явления, события и действия по поводу достижения конкретных политических целей (проведение выборов в органы местного само­управления, урегулирование политического конфликта между субъектами политики, принятие политического решения по на­циональным проектам, урегулирование вооруженного конфликта между государствами в определенном регионе и т.д.).

По степени устойчивости взаимосвязей социально-полити­ческих сил общества, определенности и устойчивости взаимоот­ношений субъектов политики политический процесс подразделя­ется на стабильный и нестабильный.

Стабильный политический процесс характеризуется инсти­туционализированными формами политических отношений и по­литического поведения его субъектов, функционально отрабо­танным механизмом принятия политических решений. Он осно­вывается на сформировавшейся социальной структуре общества, легитимности политического режима, приверженности субъектов политики господствующим нормам права и политическим демо­кратическим ценностям. Такому политическому процессу при­сущи компромиссы, сотрудничество, консенсус между его участ­никами. Стабильный политический процесс обеспечивает созда­ние, устойчивое и эффективное функционирование политической системы, ее поступательное изменение, определенную направ­ленность социально-политического развития общества.

Нестабильный политический процесс свидетельствует о не­обходимости изменения политического курса субъектов власти и проводимой ими политики. Он возникает в условиях неэффек­тивности или кризиса существующего политического режима. Причинами нестабильного политического процесса могут быть также осложнение международных отношений, спад материаль­ного производства, острота социальных проблем. Нередко неста­бильность во взаимоотношениях субъектов политического про­цесса появляется также тогда, когда у власти постоянно находят­ся представители одних и тех же политических партий, элит, по­литических союзов, допускается политическая дискриминация отдельных социальных и этнических образований. В условиях нестабильного политического процесса между его субъектамискладывается ярко выраженное противоборство, в их политиче ском поведении используются легальные и нелегальные насиГ ственные и ненасильственные, морально оправданные и'безнпав ственные правила, приемы и способы борьбы.

В зависимости от характера и технологического воздействия на политическую действительность принято выделять эволюци-онно-реформистский и революционный политические процессы Ш Эволюционно-реформистский политический процесс пред­полагает постепенные изменения в политической системе, соци­ально-политическом устройстве путем последовательных' поли­тических реформ. Такой политический процесс, как правило, от­вечает интересам политических сил, занимающих господствую­щее положение в обществе. Однако это не означает, что эволю-ционно-реформистский политический процесс не захватывает глубинные пласты общественной жизни, не затрагивает интересы широких народных масс. Так или иначе на том или ином этапе его протекания возникает вопрос о сохранении лояльного отно­шения различных социально-политических сил к существующе­му политическому режиму. Для этого осуществляющие политику реформ субъекты власти применяют к ним дифференцированный подход, используют различные приемы и способы действий по обеспечению их лояльности.

Революционный политический процесс, в отличие от эво-люционно-реформистского, обеспечивает быстрые и глубинные политические преобразования. Инициатором и движущей силой такого процесса обычно являются субъекты политики, не обла­дающие реальной властью, не занимающие ведущие позиции в системе политических отношений, но осознающие необходи­мость коренных политических преобразований и имеющие их программу. Реализуемый в революционном политическом про­цессе проект общественного развития связан с зарождением и утверждением новых политических институтов и ценностей, политических систем, с существенным обновлением прежнего или формированием принципиально нового социально-поли-тического порядка.

С точки зрения публичности и гласности выделяют откры-

.-,., г*пытый политические процессы. ОТ(^Хый политический процесс осуществляется в условиях лемо^еской организации общественной жизни. Он характе­ре^* тем что интересы различных социальных групп, поли-ти^еГих партий и элит, других субъектов политики открыто Оглашаются в программах и обращениях, в СМИ, других боомах публичных притязаний людей на государственную власть Открытость политического процесса выражается в пуб­личности фаз и этапов принятия и реализации политических ре­шений, способов рекрутирования политических элит. При откры­том политическом процессе его субъекты действуют в рамках закона, гласно провозглашают свои цели, отношение к властным структурам и их политике, публично дискутируют и высказыва­ют свое мнение.

Скрытый политический процесс организуется органами власти, как правило, в условиях тоталитарных и авторитарных политических режимов. Целью такого процесса является обыч­но дескредитация противников существующего политического режима, подготовка общественного мнения к осуждению этих противников, а иногда и к их физическому уничтожению. При скрытом политическом процессе всячески подавляется инициа­тива снизу, скрываются механизмы политического управления и особенно определения стратегических и тактических целей по­литического развития.

В рамках скрытого может протекать теневой политический процесс. Это неафишируемые действия государственных институ­ тов, принимаемые ими закрытые документы, распоряжения, суще­ ствование органов с официально не провозглашаемыми функ- ^ежлеГйТ беЗОПаснос™> и полностью законспирированных т1кжГпп^(РаЗВеДКа' ^«Ииэввдка и т.д.). Теневой является ^и вл'аГй'чТ" ДеЯТеЛЬН— « коррупция официальных методов подкупа и запугивания часто воздействуют на офици альных лиц в органах власти, принуждают их проводить госудао ственную политику в своих интересах, а нередко стремятся непо средственно включиться в политику, войти в органы власти Те­невым может быть и политический процесс, которому официаль­ная власть препятствует в легализации.

0 В учебной и научной литературе выделяются и другие типы политического процесса: демократический и недемократиче­ский, технократический, идеократический, харизматический, процессы зарождения, возникновения, становления, развития, функционирования, стагнации и т.д.1 Вся совокупность полити­ческих процессов, их соотношение и взаимопроникновение от­ражают динамику и сложность политической жизни.

Политический процесс в каждом отдельном обществе скла­дывается из широкого спектра многообразных, разнонаправлен­ных и разноуровневых процессов, протекающих в политической сфере жизни под влиянием разных условий и факторов. В совре­менной России содержание и характер общенационального поли­тического процесса и его разновидностей детерминируются ре­зультатами тех глубоких преобразований, которые произошли в стране за последние 10 - 15 лет и принципиально изменили усло­вия жизни людей, их социальные потребности и интересы. Под влиянием этих изменений усилилась политизация всех сторон жизнедеятельности российских граждан. У большинства соци­ально-политических сил страны сформировалось представление о государственной власти как единственном средстве решения воз­никающих проблем, что отражается на их отношении к политике, политическом поведении, его приоритетах и целях. Кроме того, в современном российском политическом процессе фокусируются

2.

1 См.: Желтое В.В. Политология: Учеб. пособие для вузов. С. 363 -365; Политология: Курс лекций / Глотов С А., Скворцов ИМ., Нови­ков В.В. и др. М., 2000. С. 428 - 431; Тавадов Г. Т. Политология. Учеб­ник для вузов. М.: Проспект, 2002. С. 142 - 145; Шутов А.Ю. Типо^°-гия политических процессов: (Социологический анализ) // Вестник Мо­сковского университета. Сер. 12.1994. №

и переплетаются как старые, так и новые общественно-поли­тические явления, объективные и субъективные факторы, свиде­тельствующие о незрелости демократии и гражданского общест­ва в стране. Политический процесс в России функционирует и развивается на основе национального исторического опыта взаи­моотношений общества и государства, традиций российской по­литической культуры. В нем отражаются конфессиональное своеобразие российского общества, психологический склад и менталитет составляющих его народов. Эти и другие обстоятель­ства определяют специфику содержания и характера современно­го политического процесса в России, его особенности , важней­шими из которых являются:

1. Смешение (переплетение) в его содержании политики и экономики, взаимопроникновение политических и экономических отношений участников политической жизни. Это связано с тем, что сложившиеся в настоящее время в России структуры граж­данского общества, нормативно-правовые регуляторы общест­венной жизни и демократические механизмы ее организации не ограничивают деятельность государства и других институтов власти, не создают условия для самореализации других субъектов политики. Государство, как основной институт политической системы, концентрирует власть и ресурсы, оказывает решающее влияние практически на все вопросы развития российского обще­ства, что политизирует социальные отношения и главным обра­зом экономические как базовые, определяющие. В связи с этим политика и экономика в России находятся сегодня в неразрывном единстве, взаимодополняют и развивают друг друга, а важной и необходимой частью отношений и поведения субъектов полити-

См.: Елисеев СМ. Политические отношения и современный поли­тический процесс в России. СПб.: Питер, 2000; Кретов Б.И. Политиче­ский процесс в России // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5; молш О.Н. Политический процесс в современной России: Учеб. посо-ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2006; Современный политиче­ский процесс в России // Вестник Московского университета. Сер. 12. 2003. № 6 и др.

ческого процесса является экономическая составляющая Поли­тические цели субъектов политики во многом определяются их экономическими интересами. т. 2. Вертикально организованный характер взаимоотноше­ний его субъектов, их статусно-ролевая неопределенность Эта особенность связана с предыдущей и проявляется в том что Российское государство односторонне определяет условия,* пра­вила и нормы должного политического поведения субъектов политики, нормативно-правовое поле их отношений. Политиче­ская активность в современном российском обществе преиму­щественно принадлежит институтам власти. Именно они ини­циируют сегодня различного рода изменения и преобразования в политической системе общества, социально-политическом устройстве государства, затрагивающие всех граждан. Действия же других отечественных социально-политических сил - субъ­ектов политического процесса, как правило, осуществляются в рамках предложенных властью изменений, не отличаются само­стоятельностью и последовательностью. Большинство из них не обладает пока самодостаточностью, устоявшейся организацион­но-структурной и субъективно-идеологической артикуляцией, не ориентировано на последовательное выражение и защиту ин­тересов определенных социальных групп и общностей. Отсут­ствует структурированность, дифференциация и специализация их политических ролей и функций.

3. Высокая степень персонифицированности политических отношений, наличие в них соперничающих политических груп­пировок и кланов. В России исторически в системе обществен­ных отношений особое место отводилось политическим лиде­рам, вождям. Это специфическая российская традиция, прояв­ляющаяся в ведущей роли феномена политического лидерства в обществе, ориентации участников политического процесса на определенную личность, персонифицированную власть в госу­дарстве, социальном институте, организации, группе, общности. Она обусловлена распространенным в обществе (как в прошлом, так и в настоящее время) подданническим типом политической культуры, менталитетом российского народа, проявляющимся в его безусловном подчинении власти и ожидании от нее благ и вознаграждения.

Персонификация политических отношений в современных условиях является также следствием отсутствия между участни­ками политической жизни развитой системы коммуникационных связей, что препятствует их интеграции, формированию пред­ставлений о политических интересах и ожиданиях друг друга. Неинтегрированность субъектов политического процесса прояв­ляется и в наличии в нем разного рода политических группировок и кланов. Возникающие по различным основаниям, они преиму­щественно ведут борьбу между собой за близость к высшей рос­сийской власти, что позволяет рассчитывать им на возможность использования властных ресурсов для достижения своих интере­сов и целей, нередко своекорыстных, эгоистичных. Причем инте­ресы и цели политических группировок и кланов часто представ­ляются ими как общественно значимые, как интересы и цели сво­их союзников и сторонников.

4. Конфликтность. Главной причиной конфликтности по­литических отношений и политического взаимодействия субъ­ектов политики - их дифференцированность, неконсолидиро-ванность, отсутствие консенсуса по базовым принципам и це­лям общественно-политического развития страны. Современные российские социально-политические силы существенно отли­чаются друг от друга по своим ценностным ориентациям и идеалам, содержанию и характеру политического поведения, приверженности методологии, технологиям, методам и спосо­бам решения общественных проблем. Все это в совокупности с их статусно-ролевой неопределенностью порождает противо­борство, противостояние и даже прямое силовое столкновение участников политического процесса.

5. Психологизация. В последнее время в содержании дея­тельности институтов государственной власти, политической элиты и политических лидеров значительное место занимает ма­нипулирование политическим сознанием социальных образований, групп и отдельных индивидов. В их политической агитации и политической пропаганде широко используются методы психо логического воздействия на людей. Вместо обращения к разуму осуществляется обращение к чувствам, воздействие на подсозна ние, для чего используется подмена объективной информации ложной, подтасовка и искажение фактов, «запрограммирован­ные» комментарии событий и фактов, популизм, дезинформация В таких условиях у человека искажается политическое сознание и в результате ослабевает контроль над собственным политическим поведением, которое становится иррационально мотивирован­ным, рефлекторным, подверженным внешнему влиянию. Усили­вается возможность асоциального поведения людей, их спрово­цированных асоциальных действий, способных дестабилизиро­вать политическую ситуацию.

Особенности политического процесса в современной России свидетельствуют о его нестабильности, противоречивости, слабой созидательной и гуманистической направленности. Преодоление этих и других проблем в функционировании и развитии россий-ского политического процесса возможно при наполнении его под­линно демократическим содержанием, оптимизации структуры, консолидации всех участников политической жизни на основе об­щенациональных интересов. По опыту демократической организа­ции политической жизни мирового сообщества для этого необхо­димы определенные условия и факторы. Это, во-первых, функ­ционирование и развитие политического процесса по строго уста­новленным, признаваемым и соблюдаемым всеми политическими силами принципам и правилам («правилам игры»), обеспечиваю­щим демократические процедуры их политического взаимодейст­вия и взаимоотношений. Во-вторых, социально-правовая статус­но-ролевая определенность субъектов политического процесса, наличие доступа к ресурсам политического воздействия у всех субъектов политики. В-третьих, установление и поддержание оп­ределенного баланса интересов политических сил, обладающих государственной властью, лояльных к ней и находящихся в оппо­зиции, толерантности в их взаимоотношениях. В-четвертых, постепенность и последовательность политических преобразований и изменений в обществе с использованием сознательно избранных субъектами политики легальных, ненасильственных средств приемов и методов политического поведения. В-пятых, создание и функционирование всеобъемлющей, надежной и эффективной правовой системы организации общественно-политической жизни, обеспечивающей институционализированную возможность пере­распределения государственной власти между политическими эли­тами, социальными группами и организациями и ее передачи от одной политической силы к другой. В-шестых, широкая социаль­ная поддержка демократических правил и норм организации об­щественной жизни.

Кроме названных условий и факторов, для стабилизации по­литического процесса в России крайне важным является рост и повышение эффективности национальной экономики, преодоле­ние бедности и справедливое распределение доходов между раз­личными социальными группами, формирование устойчивого и значительного по численности среднего класса. Необходимы также фактические гарантии для реализации гражданами страны своих социально-экономических, политических и культурных прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федера­ции, утверждение национальной идеи, культуры межличностного и группового общения. Создание в России условий и факторов, необходимых для совершенствования и демократизации нацио­нального политического процесса, усиления его гуманистиче­ской, созидательной направленности, в решающей степени зави­сит сегодня от воли и желания политических лидеров и полити­ческой элиты, пользующихся доверием и поддержкой народа.

Политический процесс является функциональной характери-стикой политической системы, отражает динамику политической жизни общества. Его содержание составляют последовательные, взаимосвязанные и разноуровневые явления, события и действия,