2. Свойства, типы и функции политической системы общества
Политическая система представляет собой внутренне организованное, субординационно-координационное структурное образование. Обеспечивая организацию, функционирование и реализацию политической власти, она обладает рядом только ей присущих свойств, позволяющих эффективно воздействовать на социальные отношения. В современной политической науке принято выделять следующие основные свойства политической системы.
Целостность. Это свойство означает, что политическая система как единое образование функционирует и развивается, вы-полняет свое функциональное предназначение на пс1т„ взаимосвязи и взаимодействия составляют^, теСН0Й
катаемые политической системы „ер"~ Г^Г" Все бой и взаимодействуют друг с другРомР ц^™" "^ доской системы выражается также и в том что^»^ п°™™че-
шм» что каждый ее щем^ит занимает в ней строго определенное место и вЗлняеТкГкоГ ную специфическую роль в механизме организации и реГГцГи политической власти. Однако отдельные слагаемые системы™ когда не существовали и не смогут существовать сами по себе" изолированно от других. И наконец, целостность проявляется в совместимости всех элементов политической системы, в ее способности компенсировать или взаимодополнять функциональное предназначение отдельных элементов.
Структурность. Она выражается в наличии связей и отношений между элементами политической системы, имеющих формальный, строго регламентированный характер, не зависящий от конкретного содержания ее элементов. Например, как бы ни менялся персональный состав правительства, его функции и задачи в системе органов государственной власти в своей основе сохраняются. Кроме того, сами люди в политической системе часто действуют не в личном качестве, а выполняют предписанную им формальную роль. Так, в войне солдаты противоборствующих армий убивают друг друга не из-за личной ненависти, а потому, что поставлены в определенные политические условия и подчинены им. Структурность проявляется и в том, что части системы оказываются взаимозависимыми: изменение одной из них влечет за собой заметную перестройку всех остальных и сшгемы в целом. Так, советская политическая система распалась, как только в ней была подорвана руководящая роль коммунистической партии.
ИеРарХтпость. Политическая ^Г^^^л ко ей присущей внутренней организацией и СТРУ^ элементе струны имеет свое "Р^^ХГмеГв назначение, в соответствии с которым °пРе^я{™ е ов.
механизме функционирования политической системы. Безуслно, ее ведущим системообразующим элементом является политическая организация, которая генерирует и обусловливает состояние и возможности других элементов политической системы, каждый из которых находится в определенной зависимости от нее, обладая вместе с тем относительной самостоятельностью. Об иерархичности политической системы свидетельствует также строго формализованный характер ее организации и функционирования, взаимодействия ее элементов.
Динамизм. Как свойство политической системы он проявляется в ее подвижности и гибкости, способности эволюционировать и изменяться под влиянием внешних условий и внутренних импульсов. Политическая система, как правило, реагирует на поступающие на «входе» поддержку и требования, адекватными политическими решениями и действиями на «выходе». Она постоянно совершенствуется и модифицируется как по структуре, соотношению составляющих ее элементов, содержанию их взаимодействий, так и по характеру, глубине и направленности воздействий на общество. Глубинным источником подвижности и изменений политической системы является наличие в обществе разнообразных интересов, носителями которых выступают различные социальные группы (классы, этносы и т.д.). Эти группы собственным политическим поведением стремятся внести в политическую систему свои ценности и приоритеты, соответствующие их интересам. Даже те системы, которые сохраняют привычные характеристики и выглядят вполне стабильными, постоянно претерпевают изменения, порой незаметные для обыденного сознания. В зависимости от того, в каких формах и какими способами осуществляются изменения политической системы, они могут иметь реформистский, революционный или контрреволюционный характер, быть прогрессивными, регрессивными или реакционными. Процесс и результат развития современных обществ и их политических систем в науке называют трансформацией, модернизацией, постмодернизацией, транзитологией.
Многогранность. Это свойство политической системы заключается в ее всестороннем и всеохватывающем воздействии на общество. Выполнение принятых в рамках политической систе мы решений обязательно для всех других общественных систем а выработанный ею политический курс определяет приоритеты и направления общественного развития. Политическая система лю бого общества - это составная часть мирового политического со- общества, оказывающая влияние на решение глобальных про блем человечества. р
Взаимозависимость политической системы и окружающей среды. Структура политической системы, ее организация и функционирование находятся в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к ней условиями и факторами. Своевременная и точная реакция политической системы на поступающие из внешней среды импульсы, адекватность реакции на них обеспечивают ее выживаемость, стабильность и развитие, эффективное обратное воздействие на внешнюю среду.
Внешние условия и факторы, с одной стороны, воздействующие на политическую систему, а с другой - являющиеся объектом ее влияния, условно можно разделить на две группы. Первую группу составляют характеристики социума, создавшего данную политическую и другие системы общества (экономическая, социальная, культурная и т.д.). К ним относятся: уровень развития производительных сил общества; природные богатства страны и степень их освоения; господствующие формы собственности; численность населения; демографическая структура общества, его социальный и этнический состав; исторический опыт, традиции и образ жизни народа; национальный характер и национальная мораль; состояние науки и культуры и т.д. Они создают специфическое пространство, которое придает каждой политической системе собственное своеобразие и специфику, в чем-то сохраняющуюся даже при смене господствующей в обществе элиты. Вторую группу составляют условия и факторы, являющиеся внешними по отношению к конкретному социуму. Среди них: географическая среда и геополитическое положение страны; международное право; международные правительственные, общественные, коммерческие и другие объединения (ООН, ОБСЕ, СНГ, ТНК, Движение неприсоединения и т.д.); международная обстановка и политика отдельных государств; место страны в системе международного разделения труда и др. Политическая система постоянно адаптируется к этим факторам, влияет на них, изменяет их характер и содержание.
Перечисленные свойства присущи, как правило, всем политическим системам, хотя каждая из них обладает своими конкретными характеристиками и по-своему уникальна. В связи с этим для более глубокого понимания сущности и характера политических систем в науке принято выделять их различные типы. В исторической ретроспективе и в современных условиях классификация политических систем осуществлялась и осуществляется по различным основаниям.
Одной из первых стала классовая типологизация политических систем, разработанная в марксизме. Ее основу составляли тип формации и характер социально-экономической структуры общества. С учетом этого основания выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая политические системы и политические системы освободившихся стран (в прошлом - страны национальной демократии). Отличительной особенностью данной типологии является жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
М. Вебер при классификации политических систем основывался на формах и способах их функционирования, доминирующем типе властвования и принципе его легитимности. С учетом этого основания получило признание деление политических систем на традиционные, в которых механизмы и способы властвования определяются обычаем; рациональные или бюрократические, в которых политическая жизнь зиждется на признании прав человека и роли государства в установлении и поддержании разумного порядка; харизматические, где власть основывала на личности лидера, которому приписываются исключительные черты.
В соответствии с особенностями политических традиций и менталитета народа американский политолог Г. Алмонд выделял англоамериканскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную политические системы. Дж. Коулмэн писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарной системах, а Д. Эптер - о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах. Л.С. Санистебан, используя исторический подход описал в качестве существовавших в различные эпохи следующие политические системы: империю, конфедерацию, современное национальное государство1.
Достаточно часто классификация политических систем осуществляется по типам политического режима. В этом случае выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы. По форме государства политические системы подразделяются на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). По административно-территориальному устройству страны политические системы делятся на унитарные, в которых действует единая централизованная система органов государственной власти и правосудия, и федеративные, в которых составляющие ее политические единицы обладают некоторой политической самостоятельностью .
В современных условиях в зависимости от степени и направленности политических изменений различают традиционные и модернизированные политические системы. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость элементов гражданского общества и форм политического поведения, консерватизм в осуществлении общественно необходимых структурных изменений, слабая дифференцирован ность политических ролей, харизматический способ властво-
вания. Модернизированные политические системы отличаются провозглашением в качестве общей цели членов общества оптимизации важнейших организаций, институтов и учреждений. Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов.
Политическая система - живое, активно действующее образование, оказывающее существенное влияние на познавательную и предметно-практическую деятельность личности и общества. Свое социальное предназначение и роль она реализует посредством осуществления ряда функций. Знание функций политической системы, с одной стороны, позволяет понимать недоступные обыденному восприятию причинно-следственные связи и зависимости в общественно-политической жизни. Это дает возможность субъектам политики вырабатывать реалистические практические решения, определять эффективные формы и способы деятельности по преобразованию социальной действительности. С другой стороны, анализ функций показывает возможности и пределы политической системы в регулировании и регламентации общественных отношений.
В научной литературе имеются различные подходы к выделению и характеристике функций политической системы. Не останавливаясь подробно на их раскрытии, следует отметить достаточно часто встречающуюся неточность, которая в логике называется подменой тезиса. Так, по словам одного из авторов, ценность введения в научный оборот понятия политической системы состоит в том, что «акцент стал делаться не столько на том, какова сущность власти, сколько на проблеме ее конкретных функций, на том, что и как она делает»1. В действительности же функции власти и функции политической системы суть разные вещи. Вторые призваны не только обеспечить реализацию политической власти, ее действенность и эффективность, но и сохранить стабильность и согласие в обществе.
Политические системы организуются и функционируют не только по воле власти. Необходимо согласие всего населения с существующим порядком властвования. Согласие основывается на исторических обычаях и традициях, безразличии людей к власти, их страхе или убеждении в том, что власть адекватно выражает интересы личности, государства и общества. Поэтому управление и подчинение являются взаимодополняющими аспектами любой политической системы и ее функции не сводятся только к отправлению власти.
К основным функциям политической системы относятся: {.Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп общества. Интересы личности, общества государства - явления относительно самостоятельные, требующие для достижения и обеспечения социальной стабильности постоянной координации и согласования. Известны ситуации, когда удовлетворение интересов одних социальных субъектов ущемляет интересы других. Так, реализация права на самоопределение народа, находящегося в составе единого государственного образования, вступает в противоречие с интересами общества и государства, заключающимися в необходимости сохранения территориальной целостности страны. Или усиление в общественной жизни государственных начал, абсолютизация власти ведут к ущемлению прав человека и гражданина. Для предупреждения таких ситуаций и предназначена политическая система, которая призвана выражать и защищать интересы людей с помощью имеющихся у нее возможностей и механизмов; координировать и согласовывать интересы личности, общества и государства. Оптимально выполняет эту функцию демократическая политическая система, в которой различные группы интересов имеют реальную возможность влиять на власть, участвовать в выработке ее решений.
2. Артикуляция и манифестация политических интересов различных групп населения. Эта функция осуществляется путем передачи политической системой обобщенных и систематизированных требований различных социальных групп и их предложе-
ний органам власти (государству) для принятия решений по их реализации. Требования и предложения могут предъявляться как отдельными людьми, так и социальными группами, институтами и организациями (ассоциированными и неассоциированными), по официальным и неофициальным каналам. Политическая система создает также пространство, в котором субъекты общественных отношений получают возможность заявить о своих чаяниях и интересах, предъявить свои требования к власти.
3. Выработка и утверждение легитимных принципов распределения материальных и духовных ценностей. Именно политическая система вырабатывает, утверждает и реализует в обществе публично сформированный порядок распределения материальных и духовных ценностей. Она обеспечивает действенность механизма принятия решений и создает условия, способствующие их эффективному проведению в жизнь, при необходимости перераспределяя материальные и духовные ценности в соответствии с приоритетами социально-экономического и культурного развития общества. При этом политическая система должна контролировать реализацию принципа справедливости в их перераспределении, не допуская возникновения или нарастания среди населения социальной напряженности. Например, Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу распределения ценностей. По его мысли, политика заключается в авторитарном распределении ценностей, а политическая система, реагируя на поступающие извне импульсы, предотвращает возникающие по этому поводу конфликты.
4. Обеспечение диалога между государством и гражданским обществом. Смысл и значение этой функции состоит в том, что гражданское общество, не подменяя государство, берет на себя часть его функций, например, в областях образования, благотворительности, экологии. Наряду с этим, создавая структуры, относительно независимые от власти, оно осуществляет контроль над государством и его органами. Со своей стороны государство в процессе диалога с гражданским обществом получает возможность усилить собственную легитимность, получить обществен-
ную поддержку своей политики, а следовательно, повысить ее эффективность.
5. Внедрение определенных правил политического поведения людей. Эта функция политической системы заключается в обеспечении ею предельно широкого регулирования поведения людей в обществе. Однако уместно напомнить, что есть разные способы социальной регламентации и регулирования общественной жизни. Право и государственное принуждение - один из них. Другие (политическая мораль, политические традиции, политические идеалы и др.) вырабатываются невластными, негосударственными механизмами политической системы. Но все они вкупе служат средством обеспечения контроля за соблюдением законов и правил, пресечения действий, нарушающих политические нормы.
6. Обеспечение политического участия граждан, под кото рым понимаются все виды добровольных действий, с помощью которых отдельные индивиды, создаваемые ими группы и общ ности прямо или опосредованно включаются в дела государства, в его организацию и деятельность, а значит, в формирование публичной политики. В предельно широком значении политиче ское участие масс (от случайных разговоров о политике до ак тивных целенаправленных действий политических партий и дру гих образований) становится возможным благодаря наличию многогранной и диверсифицированной политической системы. Именно последняя обеспечивает мобилизацию ресурсов общест ва на достижение общественно значимых целей.
7. Политическая социализация членов общества. В процессе реализации этой функции политической системы в обществе складываются определенные условия для приобщения людей к миру политики, усвоения политических традиций, норм и пра вил ее осуществления. В результате люди на всех этапах своей жизни поддерживают или изменяют основные нормы политиче ской культуры. Политическая социализация включает в себя все виды политического обучения: государственное, общественное и религиозное, формальное и неформальное, стихийное и управ-
управляемое. Она на протяжении более или менее длительного исторического периода обеспечивает относительное единообразие политико-культурных норм и стандартов поведения членов политической общности.
Социальная роль политической системы в научной и учебной литературе нередко рассматривается также и через анализ ее функционального предназначения, основанного на наличии у нее потенциальных исполнительских возможностей. В данном случае акцент делается не на реальных результатах функционирования политической системы, а на имеющихся у нее внутренних резервах и ресурсах. Принято выделять четыре группы исполнительских возможностей политической системы:
-
интегративные - возможности политической системы формировать общество национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов;
-
интернациональные - возможности политической системы налаживать разного рода международные и межгосударственные контакты;
-
возможности участия — это резервы и ресурсы политической системы по формированию гражданской политической культуры и демократической политической структуры;
-
распределительные - возможности политической системы по распространению определенных жизненных стандартов людей, согласованию принципов их реализации в политической, экономической и социальной структурах общества.
Функции политической системы служат сплочению, консолидации общества и поддержанию стабильности его развития. При всей их относительной самостоятельности они взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как действенность каждой из них зависит от степени реализации всех других. В то же время не только в теории, но и на практике возможна гипертрофия отдельных функций, что на деле будет означать не разрушение, а перерождение политической системы. Так, в современных индустриально развитых странах существующие политические
системы все более слабо осуществляют функцию привлечения граждан к политическому участию. Это проявляется в устойчивом массовом абсентеизме, нарастающем неприятии людьми политики и их отчуждении от нее, что дает основание говорить о несовершенстве демократии в постиндустриальных и информационных обществах.
Понимание сущности, структуры, свойств, типов и функций политической системы позволяет выделить и охарактеризовать особенности этого феномена в отдельных странах, в том числе и в современной России. Так, современная российская политическая система не в полной мере адекватна уровню развития общества, не отражает содержания, характера и тенденций его функционирования и развития. Она является переходной политической системой. Ей присущи неоформленность и незавершенность структурных элементов, нестабильность, несбалансированность взаимоотношений с другими общественными системами, гражданским обществом. Слабо обеспечивается реализация принципа разделения и баланса ветвей государственной власти, пока не оформились взаимодействие и распределение власти как по вертикали, так и по горизонтали. Зарождающиеся демократические институты и процедуры власти оказывают слабое воздействие на общественные отношения.
Сегодня России необходима стабильная и эффективная политическая система. Ее формирование возможно на основе традиционных политических ценностей и приоритетов российского общества, опыта организации и функционирования политических систем демократических стран. Большое значение имеет также утверждение в общественной жизни России законности и правопорядка, широкого политического плюрализма, формирование основ гражданского общества.
Политическая система общества - это сложный и многогранный организм, органически взаимосвязаннный со всеми сферами общественной жизни и составляющий фундамент политики и политической власти. Политическая система обладает только ей присущими свойствами, позволяющими воздействовать на социальные отношения и зависящими от ее внутренней организации, характера функционирования и социального предназначения. Эффективность ее функционирования определяется адекватностью ее структур и социальной роли общественным потребностям, способностью к саморегулированию и самообновлению.
По различным основаниям политическая система подразделяется на типы, каждый из которых обладает своими особенностями и степенью воздействия на общественные отношения. Тип политической системы и продуктивность ее функционирования определяются уровнем цивилизованности общества, степенью социальной зрелости господствующей в обществе политической элиты, избранным ею политическим курсом. Политическая система выполняет в обществе жизненно важные функции, обеспечивающие его стабильное и прогрессивное развитие, интеграцию в систему международных отношений. Магистральным направлением совершенствования современных политических систем является их демократизация, тесное взаимодействие с гражданским обществом.
Литература
Х.АнохинМ.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М., 1996.
-
Дербишайр Денис, Дербишайр Ян. Политические системы мира: В 2 т.: Пер. с англ. - М: Рипол классик, 2004.
-
Кретов Б. И. Современная российская политическая система. -М., 1998. ||. ИИ
-
Политическая система США. Актуальные измерения. - М, 2000.
-
Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. - СПб., 1995.
б.ФранчукВ.И. Политическая система как средство выживания общества и основа его реформирования // Социально-гуманитарные
знания. -2005.- № 1.
7. Формирование политической системы России. - М., 1996.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464