logo search
В О Е Н Н Ы Й УНИВЕРСИТЕТ

2. Взаимодействие гражданского общества и государства

Взаимодействие гражданского общества и государства носит исторический характер. Оно возникло тогда, когда общество, осуществляя поиск оптимальных условий для реализации и за­щиты своих интересов, стало создавать государство.

Бесспорно то, что гражданское общество и государство -две стороны одной медали, от взаимодействия которых, их из­вестного противостояния, взаимопроникновения и взаимокон­троля зависят общественная стабильность, прогрессивные изме­нения, устойчивость развития. Становясь неотъемлемым эле­ментом системы общественных отношений, государство выпол­няет определенные регулирующие функции, дополняет граж­данское общество, обеспечивает его прогрессивное развитие. Историческая практика убедительно доказала: только тесное, диалектическое взаимодействие, сбалансированные отношения государства и гражданского общества, регулируемые опреде­ленной системой норм и правил, позволяют им успешно функ­ционировать, выполнять социально значимые роли в системе общественных отношений.

Опыт мирового развития показывает, что взаимодействие, согласованность и баланс взаимоотношений гражданского об­щества и государства не устанавливаются автоматически. Ир* неразвитом гражданском обществе государству присуща тенден­ция к экспансии, подавлению гражданских ини^ат^а^е 1ражданское общество, как правило, не может "Р00^^^" сударству. В этом случае государство как аппарат виновников пш:пощаег его, утверждает свое господство, ™™ь^™™™1 цию зсего и вся Бюрократия из слуги превращается в господина, становится вершителем судеб всех граждан. Утверждаются тота­литарные и авторитарные политические режимы, допускающие в ограниченных пределах развитие и функционирование граждан­ского общества, обрекающие его на пассивность или способст­вующие организации активной оппозиции, чему в истории есть немало примеров.

Особую роль и значение в системе общественных отноше­ний при антидемократических режимах приобретают вооружен­ные силы, другие силовые структуры. Они могут активно вме­шиваться в общественную жизнь, являются опорой «сильной», нелегитимной власти. Не имея поддержки в народе, государст­венная власть в таком случае создает разветвленную систему военных и полувоенных органов, часто имеющих уродливый гипертрофированный характер по отношению к структурам гражданского общества. Тем не менее государство неспособно полностью разрушить или подменить гражданское общество. Последнее первично по отношению к государству. Фундамент гражданского общества с изменением ситуации начинает актив­но проявлять себя и развиваться.

Оптимальные возможности для взаимодействия гражданско­го общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическим политическим режи­мом. Опыт современных западных стран с демократическими формами жизни и развитым гражданским обществом свидетель­ствует, что государство и гражданское общество, активно взаи­модействуя, одновременно ограничивают пределы взаимопро­никновения, обеспечивают взаимоконтроль и взаимопомощь. Гражданское общество является основой стабильности государ­ства, а государство - фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. В демократических странах маловероятны как полное огосударствление общественной жиз­ни, так и полное отдаление государства от гражданского общест­ва. В таких условиях со стороны гражданского общества устанав­ливается контроль над деятельностью государственных органов и его силовых структур. Вооруженные силы и другие элементы военной организации государства при демократических режимах действуют в строгом соответствии с конституцией страны ис пользуются только по прямому назначению, определенному в нормативно-правовых актах. Баланс взаимоотношений государ ства и гражданского общества, их взаимодополнение достигают­ся за счет сформировавшихся условий в процессе развития этих стран, наработанных механизмов взаимодействия гражданского общества и государства.

К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансиро­ванное взаимодействие государства и гражданского общества относятся: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни; зависимость общества и власти от закона; легитимность власти и ее функцио­нирование в интересах всех граждан общества; развитость и про­грессивный характер функционирования всех элементов и струк­тур гражданского общества.

При наличии таких условий гражданское общество и государ­ство идут навстречу друг другу, тесно взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, постоянно ищут способы и формы наиболее эффективного сотрудничества. Достигается это за счет поддержки со стороны государства инициатив гражданского общества, направленных на активизацию его деятельности.

Так, практически во всех современных демократических странах в системе властных государственных структур созданы и функционируют специальные органы для связи с организа­циями гражданского общества, обеспечивающие регистрацию его элементов и оказывающие этим организациям материально-финансовую и другую помощь. Так, в Великобритании уже многие годы действует специальный государственный орган -Комиссия по благотворительности, регистрирующая благотво­рительные организации и фонды, деятельность которых направ­лена на помощь бедным, поддержку церкви, развитие образова­ния, защиту здоровья граждан. Важной функцией Комиссии яв­ляется также оказание помощи общественным организациям и объединениям.

Кроме деятельности специализированных органов типа ко­миссий по благотворительности, есть еще и такой способ контак­тов государства с гражданским обществом, как включение пред­ставителей гражданского общества в различные комиссии, ра­ботающие при парламентах и правительствах. Эти представи­тели нередко становятся членами законодательной и исполни­тельной ветвей власти. В парламентских комитетах и комиссиях они выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весь­ма ценной информацией, касающейся реальных проблем разви­тия гражданского общества.

В ряду такого рода комитетов и комиссий при парламентах и правительствах некоторых западноевропейских стран образуются социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят представители как государственных орга­нов, так и многих общественных организаций. Правительства этих стран запрашивают мнение советов о проектах принимае­мых законов по вопросам социального и экономического харак­тера. В свою очередь, по своей инициативе эти советы могут вно­сить предложения правительству по решению тех или иных кон­кретных проблем.

Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить также существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, собирает в соответствии с предоставленными ему возможностями материалы по жалобам и докладывает пар­ламенту результаты расследований с соответствующими реко­мендациями. Рекомендации уполномоченного редко игнориру­ется, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченно­го по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности фи­нансового контроля за расходами правительством государствен­ных средств. Существуют и другие способы и формы взаимодей­ствия гражданского общества и государства, позволяющие им развиваться вместе, двигаться по пути прогресса.

Взаимодействие гражданского общества и государства обес­печивает, с одной стороны, гражданский контроль за деятельно­стью государства, а с другой - определяет допустимые пределы вмешательства государства в частную жизнь граждан. Но баланс отношений государства и гражданского общества, границы госу­дарственного регулирования общественных отношений не оста­ются неизменными. Они определяются историческими фактора­ми развития той или иной страны, складывающейся конкретной ситуацией, другими процессами, происходящими в обществе. И если эти изменения ведут к усилению этатизации государства и ослаблению гражданского общества, то последнее вынуждено прибегать к своему защитному механизму, активизации деятель­ности всех своих институтов в целях воздействия на государство как носителя политической власти. Наиболее эффективным из этих институтов являются массовые политические партии, ока­зывающие свое воздействие на политическую власть путем дав­ления на нее как через своих избирателей (выборы, референду­мы), так и через своих представителей в органах законодательной власти. Имеется в виду деятельность создаваемых в парламентах фракций, принимающих активное участие в разработке законов, ограничивающих вмешательство государства в жизнедеятель­ность гражданского общества и открывающих возможности для его развития и совершенствования.

Взаимодействие гражданского общества и государства бла­готворно сказывается на их функционировании и развитии, обес­печивает социально-политическую стабильность общества, его прогресс. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, гражданское общество является одним из важ­нейших и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению государственной власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии используется активное участие раз­личных элементов гражданского общества в избирательных кам­паниях, референдумах, их возможности по формированию обще­ственного мнения, организации сопротивления проведению тех или иных государственных реформ, противоречащих интересам большинства граждан, и т.д.

Во-вторых, гражданское общество (многие из его организа­ций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому, существуя независимо от государства, многообразные институты и объединения гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством. Его представители ак­тивно участвуют в работе государственных органов.

В-третьих, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется это прежде всего тем, что гражданское общество выступает источни­ком легитимации политической власти. Контакты с различными элементами гражданского общества являются для государства необходимым источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к политической власти различных групп граждан. Кроме того, в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны) гражданское общест­во, как правило, становится мощной силой, поддерживающей го­сударство. Наконец, среди организаций гражданского общества есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государст­ву (ассоциации банков, предпринимательские союзы).

В-четвертых, специфика гражданского общества, автоном­ный характер его структурных элементов не исключают непред­сказуемости их действий. Поэтому логичными являются усилия государства по контролю процесса функционирования и развития гражданского общества, реализуемого в различных формах. К та­ким формам и способам контроля относятся: представительство РУктур гражданского общества в различного рода властных ор­лей г' °ШДаНИС совместных структур, включающих представите-осударства и общественных организаций; издание законов и нормативных актов, регулирующих деятельность институтов, ор­ганизаций и объединений гражданского общества, и др.

В целом же демократический политический режим обеспечи­вает тесное взаимодействие государства и гражданского общест­ва как основу политической и экономической стабильности. Бес­спорным является и то, что движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффективно функционирующего государства.

Для современной России формирование зрелого граждан­ского общества - это сложная и трудная проблема1. Она предпо­лагает преобразование материальных и духовных отношений, общественного бытия и сознания, частной и коллективной жизни, государственного управления и регулирования. В нынешней си­туации осуществление таких изменений, а значит, и движение России к современному гражданскому обществу возможно толь­ко в результате углубления демократической модернизации об­щества. Без самоорганизации граждан, многообразия граждан­ских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функ­ционирование общественных механизмов, их совершенствование и развитие, а следовательно, полноценная жизнь каждого челове­ка, его благосостояние и благополучие. Осуществление этого процесса может происходить только на фундаментальной право­вой основе, обеспечивающей сбалансированное взаимодействие общества и государства на следующих принципах:

1 См.: Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и ре­альность // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3; Игнатьев В.Г., Маркгейм М.В. Гражданское общество в России: диагностика ученых и практиков // Власть. 2002. №11; Проблемы становления гражданского общества в России: Материалы научного семинара. М., 2004. Вып. 5 и др.

- правовая защищенность гражданского общества и его

структур;

Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему взаимосвязанных блоков законодательства, отра­жающую федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной, политической и духовной сферах; создавать основы деятельности институтов гражданского обще­ства. Преодоление правового нигилизма во всех звеньях общест­венного организма, ускорение формирования основных характе­ристик правового государства, повышение законообеспеченности жизнедеятельности граждан самым благоприятным образом ска­жутся и на совершенствовании структур гражданского общества, а следовательно, и на его защищенности от государственного вмешательства.

Когда Россия придет к намеченной цели? На этот вопрос от­вет даст будущее страны, практическая нацеленность ее народа на решение этой сложной проблемы с учетом исторического опыта политической и социальной жизни, отражающей нацио­нальные особенности и вековые традиции российского народа, философию его характера. Вполне очевидно, что формирование гражданского общества в России в первую очередь связано с ут­верждением многообразия форм собственности, расширением экономических свобод, свободным развитием предприниматель-тва. Следует шаг за шагом добиваться утверждения и развития производственного и общественного самоуправления, расшире­ния границ демократии.

можСТбН°ВЛеНИе И развитие гражданского общества в России

оо^Гп ЬПЪ обеспечено Формированием системы подлинного на власта^Г1 ^ °СН0ВЫ демокРатаи> преодолением отчуждения от народа, повышением его политической и правовой культуры, созданием условий для широкого участия граждан в выборах представительных органов власти. Российским избира­телям необходимо осознать, что именно они приглашают прави­тельство на работу, доверяют ему государственное управление в интересах народа и под его эффективным контролем.

Таким образом, гражданское общество - это совокупность разнообразных форм социальных связей и взаимодействия лю­дей, негосударственных образований и институтов, создающих необходимые условия для жизнедеятельности человека. Это та­кое общество, где главным действующим лицом, объектом раз­вития является человек со всей системой его потребностей, ин­тересов и ценностей. Гражданскому обществу присуща относи­тельная автономность его институтов и организаций, саморегу­ляция, открытость, плюрализм мнений и идей, высокий дина­мизм и мобильность.

Гражданское общество развивается в тесном взаимодейст­вии с государством. Они дополняют друг друга, постоянно со­вершенствуют способы и формы сотрудничества между собой. Оптимальные возможности для широкого взаимодействия гра­жданского общества и государства, сбалансированности их от­ношений складываются в странах с демократическим политиче­ским режимом. Движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффек­тивно функционирующего правового государства. Формирова­ние гражданского общества в современной России, обеспечение его тесного взаимодействия с государством являются важными условиями прогресса экономических и социально-политических отношений.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «гражданское общество». Раскройте его генезис и эволюцию в истории политической мысли.

  2. Какова структура гражданского общества? Выделите ее особен­ности в современной России.

  1. Назовите условия и принципы функционирования гражданского

общества.

  1. Какими основными чертами характеризуется современное граж­данское общество? Раскройте их содержание.

  2. Назовите основные условия и раскройте механизм взаимодейст­вия гражданского общества и государства.

  3. В чем заключается зависимость состояния гражданского общест­ва от типа политического режима? Покажите это на примерах из обще­ственно-политической практики.

  4. Перечислите основные пути формирования гражданского обще­ства в современной России.