logo search
учебник Куликова

Был ли советский народ новой исторической общностью.

В последней Конституции СССР (1977) и Программе КПСС (1986) было констатировано, что в Советском Союзе, благодаря достигнутым равенству, дружбе братству всех социальных слоев, наций и народностей, сформировалась новая историческая, социальная и интернациональная общность людей — советский народ. Однако состояло ли население СССР из по-настоящему равноправных и сплоченных людей? Его социальная стратификация (рассмотренная выше), а также развитие социально-политических событий в 1990-х гг. (развал Союза, раздоры между бывшими братскими республиками, раскол общества на «красных» и «белых», безжалостное обогащение одних за счет других и взрыв преступности) показывают, что «сплоченность советского народа» была во многом лишь на словах. По замыслу коммунистов, общенациональной идеей, или духовно-нравственным началом, объединявшим граждан СССР, должна была служить идея коммунистического строительства. Но служила ли?

Представляется, что в этом плане весь многоликий «конгломерат» советских людей условно можно поделить на три группы. (1) «Идейные», которые искренне (хотя, возможно, и не без сомнений) верили в осуществимость идеи коммунизма и в то, что именно КПСС - «ум, честь и совесть нашей эпохи». (2) «Конформисты» - люди, в основном вынужденные принять установившийся в советском обществе порядок вещей и приспособившиеся к нему, чтобы выжить. (3) «Циники» которые сознательно паразитировали на идее коммунизма (как паразитировали бы на любой другой) и откровенно использовали тоталитарную систему КПСС в целях собственного благополучия.