logo search
В О Е Н Н Ы Й УНИВЕРСИТЕТ

1. Сущность политического режима и его основные типы

Термин «режим» (фр. ге§1те) означает порядок, систему правил и методов управления. Применительно к политике и го­сударственной власти он трансформировался в понятие «поли­тический режим», которое стало употребляться в западноевро­пейской науке на рубеже XIX - XX вв. Характер политического режима отождествлялся в то время со степенью разделения за­конодательной, исполнительной и судебной властей в государ­стве, с особенностями их взаимоотношений, а также со спосо­бами формирования государственных органов. Во второй поло-вине XX в. категория «политический режим» вошла в широкий научный оборот.

В настоящее время в научной и учебной литературе имеют­ся два основных подхода к определению сущности и характерисшке политического режима как социального явления и на учной категории: политико-правовой (юридический) и социоло­гический . Сторонники первого - политико-правового, осново­положником которого является индийский политолог П. Шаран отождествляют политический режим с формами государствен­ного правления: монархической, республиканской и их разно­видностями. Политический режим, по их мнению, это консти­туционно-правовые принципы, институциональные нормы и ценности, регулирующие функционирование политической сис­темы. По сути, такое определение политического режима сводит его к установленным государством формальным нормам, прави­лам и ценностям, определяющим методы и способы политиче­ского властвования. При таком подходе политический режим фактически совпадает с государственным (государственно-правовым) режимом, что неправомерно, так как первое, с науч­ной и практико-политическои точки зрения, представляет более широкое явление.

При выяснении сущности и содержания политического ре­жима в современной политической науке приоритет отдается со­циологическому подходу. Этот подход разработан американским политологом Д. Истоном. Согласно ему политический режим в обобщенном виде отражает социальную природу субъектов по­литической власти, характер проводимой ими политики и вклю-чает технологию функционирования институтов политической власти, принципы, методы и формы взаимоотношений государст­ва и общества. Это совокупность институциональных, социаль­ных и идеологических элементов политической системы в целом, способствующих формированию определенного облика власти.

1 См.; Желтое В.В. Политология: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 232; Политология: Учеб. пособие. 2-е изд. / Под ред. А.Н.Бо­роздина и Н.И. Гусева. М: МосУ МВД России, 2003. С. 155 - 156; Со­ловьев Л. И. Политология: Политическая теория, политические техноло­гии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 242; Хей-вуд Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов: Пер. с англ. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 37 - 38 и др.Политический режим составляют методы и приемы реализации власти государством, политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями.

По мнению Д. Истона, политический режим - «это цели и правила политического взаимодействия»1. Политический режим отражает функциональную сторону политической системы и обу­словливает присущий тому или иному периоду жизни страны по­рядок политических отношений, политические права и свободы личности, социальных групп, реальные возможности их осущест­вления, образ политического правления. На практике политиче­ский режим представляет собой не формальные, а реально сло­жившиеся и действующие принципы и методы реализации поли­тической власти, которые порой могут и не соответствовать пра­вовым нормам, закрепленным в конституции страны и других актах государства. В соответствии с социологическим подходом политический режим - это определенный политический строй, способ функционирования политической системы общества, со­вокупность конкретных форм, способов, приемов и методов осуществления государственной власти.

На разных этапах развития человеческой цивилизации, а также в отдельных странах одного и того же исторического пе­риода складываются различные политические режимы. Это в первую очередь связано с тем, что господствующие в обществе классы, социальные группы, властвующая политическая элита всегда заинтересованы в таком политическом режиме, который бы обеспечивал стабильность существующей политической вла­сти, управляемость населением страны, приемлемую для них динамику и направленность развития политических отношений. Кроме того, формирование и функционирование политических режимов детерминируется содержанием и характером социаль­но-экономических и духовных отношений в обществе, его поли­тическими традициями, стереотипами политического сознания и поведения граждан* местом и ролью страны в системе международных отношений, профессионализмом государственной бю­рократии и другими условиями и факторами.

В исторической ретроспективе и современной политической практике известно широкое многообразие политических режи­мов. Дня их классификации используются различные критерии Наиболее существенными из них являются: степень участия на­рода в политической жизни общества, управлении государством; социальная база политического режима, отношение населения страны к институтам власти; содержание взаимоотношений меж­ду личностью, обществом и государством; наличие и соотноше­ние формальных и реальных гарантий прав и свобод граждан; способы и методы, применяемые властью в управлении общест­вом, при разрешении конфликтных ситуаций; частота и интен­сивность использования властными институтами средств наси­лия; возможность смены политического режима.

На основе данных критериев в разные эпохи и разных стра­нах выделяются различные модификации существовавших и су­ществующих политических режимов. Так, в период рабовладения наиболее типичными были деспотические, теократически-монар­хические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Распространенными политиче­скими режимами эпохи феодализма являлись абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма». В последующем сложились ли­беральный, либерально-демократический, военно-полицейский, фашистский (постфашистский), расистско-националистический, диктаторский, фундаменталистский и другие разновидности по­литического режима.

В современной политической науке существующие полити­ческие режимы подразделяются на самые различные типы. 1ак, некоторые западные политологи выделяют в современном мире пять основных типов политического режима: западные полиар-хии, новые демократии, восточно-азиатские режимы, исламскиережимы и военные режимы1. Вместе с тем в большинстве зару­бежных и отечественных изданий в зависимости от набора и сочетания методов и средств государственного правления и по­литического властвования политические режимы современно­сти, как правило, сводят к трем основным типам: тоталитарно­му, авторитарному и демократическому2. Нередко при анали­зе и характеристике политических режимов тоталитарный и ав­торитарный режимы власти рассматривают как разновидности антидемократического политического режима. Каждый из типов политического режима обладает своими специфическими чер­тами, реальным содержанием форм своей организации и функ­ционирования.

Тоталитарный политический режим представляет собой технологию политического господства, направленного на уста­новление абсолютного и полного контроля со стороны государ­ственного (партийного) аппарата над всеми сферами общест­венной жизни и деятельности отдельных грею/сдан. Тоталита­ризм (от лат. 1о1а1 - весь, целый, полный) как всеобъемлющий принцип организации общественной и личной жизни пронизыва­ет все стороны, все элементы политической системы общества. Установление тоталитарного политического режима начинается, как правило, с утверждения в обществе единой идеологии, кото­рая внедряется в общественное и индивидуальное сознание как единственно правильная, истинная и поэтому обязательная для мировоззрения каждого человека. Всякая другая идеология по-

1 См.: Хейвуд Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов. С. 39 - 44.

2 См.: Воробьев К. А. Политология: Учеб. пособие для вузов. М.: Ака­ демический проект, 2003. С. 222 - 223; Забелин П.В., ДрягшевЛ.А., Фед- цовВ.Г. Политология: Учеб.-практ. пособие для вузов. М: Приор, 2002. С. 33; Каменская КН. Политология: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 94; Мельник В. А. Политология: Основные понятия и логические схемы. Минск: Вышэйшая школа, 2003. С. 60; \ водов Г. Т. Политология: Учебник для вузов. М: Проект, 2002. С. 124.

давляется. Тоталитарная идеология отвергает все прежние духов ные ценности и заменяет их новыми, которые нередко прот^во речат обыденному сознанию людей, их психологии

Всеобъемлющая идеологизация общества при тоталитарном политическом режиме сопровождается его тотальной политиза цией, гипертрофией аппарата власти. Политической властью вла деет одна-единственная партия, а в партии - небольшая группа лиц или даже ее лидер. Происходит расширение влияния полити­ческой власти, создается мощный аппарат социального контроля н принуждения. Утверждается преимущественно централизован­ное политическое управление экономикой. Сужаются права и свободы человека, гарантии их реализации. В обществе действует принцип: «Запрещено все, что не приказано». Законы и мораль подчиняются стратегической цели высшего политического руко­водства или политического вождя.

При тоталитаризме формируется адекватная его сути соци­альная структура. В поисках массовой социальной опоры режим провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, разделяет людей на своих и чужих. Социальная дифферен­циация общества происходит главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью, влияние на нее явля­ются основой социальной стратификации, социального статуса и социального положения.

Тоталитарный политический режим монополизирует духов­ную жизнь общества. Устанавливается жесткий государственно-политический контроль и цензура над средствами массовой ин­формации, культурой и искусством. Насаждается единая идеоло­гия. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающие рас­слабления, утраты бдительности. Типичным для ™талита^ого режима является милитаризация общества^ Силовые струны наряду с защитой безопасности страны и обеспечением правопо­рядка выполняют и карательные функции. В ^"еГессив-" равлении и реализации власти используются насилие, репрессивные методы. Противники режима преследуются, по отношению к ним применяются террор и физическое подавление.

Перечисленные характеристики в большей или меньшей мере присущи всем разновидностям тоталитарных политических режи­мов. Это подтверждается их функционированием в годы сталин­ского правления в СССР, при Мао Цзэдуне в Китае, в фашистской Германии и Италии, а в настоящее время - в КНДР и некоторых странах Африки и Ближнего Востока. Вместе с тем, как показыва­ет общественная практика, отдельные из них проявляют достаточ­но высокую эффективность в условиях критического состояния общества (войны, конфликты, экономические и социальные потря­сения и т.п.) и в процессе выхода из него. Этим во многом объяс­няется легитимность подобных режимов и сохраняющаяся до сих пор их привлекательность для некоторой части людей.

Широко распространенным в прошлом и в современных усло­виях является авторитарный политический режим. Слово «автори­таризм» (от лат. аигогпаз) означает власть, влияние. Авторитар­ный политический режим представляет собой такую технологию политического господства и управления, при которой политиче­ская власть осуществляется конкретным лицом (классом, парти­ей, социальной группой) при минимальном участии народа.

Авторитарному режиму присущи монополия отдельной лич­ности или группы на власть и политику, неограниченность и цен­трализация политической власти, ее неподконтрольность гражда­нам. При этом допускается определенное размежевание социаль­ных и политических сил в обществе, не исключаются некоторые элементы демократии. Возможно формальное существование контролируемых властью партий, профсоюзов, разделение вла­стей. Характерен отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполи-тические сферы - экономику и культуру.

Авторитарный режим опирается на силу, хотя и не прибегает к массовым репрессиям и террору. Армия, полиция и другие си­ловые структуры могут привлекаться для выполнения несвойст­венных им задач. В условиях авторитаризма возможен ограниченный и строго контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях. Авторитаризм пра "^ Не допускает политической оппозиции, ее независ им™™ политической деятельности, ограничивает фактическое Гас™ граждан в обсуждении и принятии решений по вопроса™ дарственной и общественной жизни. При авторитарном полити­ческом режиме сохраняется определенная автономия общества и личности во внеполитических сферах, допускается существова­ние отдельных элементов гражданского общества. Отсутствуют конституционные и реальные гарантии провозглашаемых для граждан свобод. Свобода носит разрешительный характер по принципу: «Все, что не разрешено, - запрещено».

Так или иначе авторитарному политическому режиму свойст­венны командно-административный метод руководства, навязыва­ние мировоззренческо-идеологического единомыслия и безуслов­ного повиновения власти, широкое использование принуждения внутри общества и агрессивные установки во внешней политике. Но даже при значительной регламентации жизни в обществе могут процветать бесхозяйственность, коррупция и кумовство.

Авторитарный политический режим существовал в различ­ные периоды истории человечества. Ярко выраженными при­знаками авторитаризма обладали древние деспотии, абсолю­тистские монархии Средних веков. В XX в. примером такого режима были: гватемальская диктатура, режим президента Са-лазара в Португалии, власть бразильских военных, режимы вла­сти в Южной Корее, Таиланде, Панаме, Аргентине, режим по­литической власти в СССР и других социалистических странах в 60-е - 80-е гг. В современных условиях к авторитарному поли­тическому режиму можно отнести режимы власти в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Абу-Даби, Республики Беларусь, Турк-

мении и других странах. поч,импв

Крайним выражением авторитарных политических режимов

считаются военные диктатуры. Они, как правило, У^™. ются в результате военных переворотов, заговоров^гутчен Ни большее число примеров военных диктатур дали страны Латинской Америки, Африки, Греция, Пакистан, Турция. Такие поли­тические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильно­стью, широким распространением коррупции. Военные диктату­ры делают ставку на прямое физическое насилие, во всяком слу­чае, на начальном этапе их утверждения и функционирования. Новым для этих режимов во второй половине XX в. стало прове­дение стабилизационной политики, включающей экономическую модернизацию, и осуществление социальных компенсирующих мероприятий.

Авторитарные политические режимы являются весьма ус­тойчивыми и жизнеспособными. На практике они показали свою высокую эффективность и действенность в решении многих об­щественно значимых проблем - выход общества из экстремаль­ных ситуаций, проведение радикальных реформ, достижение зна­чимых для государства внешнеполитических целей и др.

Особую разновидность политических режимов составляет демократический политический режим. Демократический поли­тический режим представляет такую технологию организации политического властвования и управления, которая основана на признании народа в качестве источника власти, его права уча­ствовать в решении государственных и общественных дел, на­делении граждан широким кругом прав и свобод. Демократия (от лат. детоз - народ и кШоз - власть), составляющая сердцевину демократического политического режима, означает народовла­стие, право и возможность народа участвовать в принятии и реа­лизации политических решений.

Демократический политический режим представляет такое правление, при котором народ участвует в осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой и представительной де­мократии. В его условиях определенная часть государственно-политической элиты избирается народом на строго установлен­ный период. Гражданам предоставляется право создавать и орга­низовывать политические партии и другие общественно-политические организации. При демократическом политическом режиме гарантируются личные права и свободы граждан, законность и пр^пор^оГ Устанавливается свобода слова и печати, широкий доступ к иТ формации. Все без исключения граждане формально равны пепел законом, правовое поле их поведения определяется принципом «Все, что не запрещено, - разрешено». Силовые структуры стро го выполняют установленные функции, обеспечивают внутрен­нюю и внешнюю безопасность государства и общества.

Характерной чертой демократического режима являются разделение властей, их баланс, наличие системы сдержек и про­тивовесов, которые обеспечиваются посредством специальных органов. Этим предотвращается возможное злоупотребление вла­стью, возникновение авторитарной, абсолютной власти, не свя­занной правом.

К важным признакам демократического режима относится политический плюрализм, допускающий постоянное столкнове­ние идей и интересов различных лиц и социальных групп. Он предполагает осуществление политической власти конкурирую­щими и уравновешивающими друг друга политическими партия­ми и организациями, существование в обществе многопартийной системы на принципах оппозиционности. Плюрализм означает свободу деятельности в обществе оппозиционных сил в рамках установленных государством норм и правил.

В условиях демократического режима отсутствует одна офи­циальная идеология, но при этом сохраняются общенациональ­ные мировоззренческие ценности. Деятельность государства осуществляется гласно и открыто. Граждане информируются о принимаемых государственных решениях, имеют широкую воз­можность знакомиться с работой различных органов политиче­ского управления.

Демократический политический режим по сравнению с тота­литарным и авторитарным принято считать более оптима^ньш отвечающим современному состоянию общественных отношении и тенденциям их развития. Вместе с тем «™^^ практика никогда не давали однозначно положительную оценку демократическому политическому режиму и составляющим его основу разновидностям демократии. Так, древнегреческие мыс­лители Платон и Аристотель относили демократию к самой низ­шей из всех законных форм правления. Они считали, что она по­рождает коррумпированность, способна к перерождению в тира­нию. Отрицательно характеризуется также демократическая ор­ганизация власти, основанная на классовом принципе, - рабовла­дельческая, феодальная, буржуазная, пролетарская и т.п. Несо­вершенны и некоторые современные формы западной демокра­тии. Например, идентитарная, предполагающая некоторую иден­тичность управляющих и управляемых, и конкурентная, осно­ванная на свободной игре политических сил. Первая воспринима­ет отдельные черты, свойственные тоталитаризму и авторитариз­му, а вторая - выхолащивает смысл политического плюрализма, предоставляя выборным лицам «свободный мандат», освобождая их от ответственности перед избирателями; открывает доступ к власти людям своекорыстным, с низкой культурой и нравствен­ностью. В современной демократии таится также опасность для всеобщей свободы, возможность «тирании большинства» над «лучшим меньшинством».

Демократический политический режим не является идеаль­ным, а демократическое правление может иметь многочисленные изъяны и издержки. Известный английский политик У. Черчилль отмечал, что «демократия - наихудшая из систем власти...» . Од­нако человечество пока ничего лучшего не придумало, и поэтому демократия является сегодня наиболее справедливой формой правления из тех, которые методом проб и ошибок найдены за всю историю человечества.

Перечисленные характеристики типов политического режима представлены преимущественно в идеализированном виде. На практике известные в истории и функционирующие ныне кон­кретные политические режимы в «чистом виде» ими не облада-

1 Цит. по.' Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.Л. Гу торова. М.: Юрайт-издат, 2005. С. 259.ют. Любой политический режим правомерен, когда он -*ьА вен, обеспечивает достижение соцршлы»'»^1^^ держание общественной стабильности и пользуется поаде^лГй народа. /Тля этого политически господствующий класс п™ ческая элита или владеющая властью политическая партия в з! висимости от обстоятельств всегда используют в управлении об­ществом широкий набор средств и методов, по-разному воспри­нимаемых различными социальными слоями и группами Кроме того, всякий политический режим имеет как бы две стороны: од­ной стороной он обращен к тем, кто властвует в обществе, а дру­гой - к тем, кем власть управляет. Естественно, что отношение к политическому режиму и его оценки обеими сторонами сущест­венно отличаются. И наконец, содержание и характер политиче­ского режима во многом определяются качеством и целями дея­тельности господствующего политического меньшинства, учетом с его стороны в организации и реализации политической власти национально-традиционных факторов. Поэтому большинство ре­ально функционирующих политических режимов сочетают в себе черты различных типов, являются смешанными.

Не отвечает в «чистом» виде характеристикам ни одного из основных типов и современный политический режим в России. Сегодня это режим переходного состояния, тяготеющий к авто­ритаризму, но одновременно обладающий признаками демокра­тии. Это более всего авторитарный политический режим. Основ­ной тенденцией развития современного российского политиче­ского режима является его поступательное движение в сторону демократии и оптимизации функционирования в реально сло­жившихся общественных условиях. Реализация этой тенденции может быть обеспечена такой концепцией »™0^™^»™^ тического процесса, которая соответствует ™^^^™_ бенностям российского общества, его Ч**™*™^^ литический опыт других стран, а также «^^Г^ рантий демократическим преобразованиям во всех сферах общественной жизни. Полнггический режим представляет собой важнейший инст­румент управления обществом, регулирования социальных про­цессов. Поэтому его укрепление и трансформация с учетом изме­няющихся общественных условий являются неотъемлемыми элементами устойчивого общественного развития и прогрессив­ных преобразований.