logo search
Учебник по истории

Левый радикализм в России:

неонародники и социал-демократы

Реформы 60-70-х годов ХХ годов ХIХ века стимулировали процесс формирования направлений и течений, составивших в своей совокупности общественное движение в России и ставших основой общенациональной оппозиции в начале ХХ века. В ее сложной структуре нашлось место всем: самобытникам и националистам, славянофилам и западникам, консерваторам и либералам, эсерам и социал-демократам. И если в некоторой части оппозиции (либеральной) присутствовало осознание недопустимости перехода от идейно-политической конфронтации к решению проблем насильственными методами, то в ее радикальных кругах, наоборот, тяготение к выше обозначенным методам и в целом революционной практике усиливалось.

Если социал-демократия воспроизвела народническую и революционную

методологию в превращенной форме, то эсе­ровские организации были прямыми наследниками классичес­кого народничества. Последнее возникло в 60-е годы прошло­го века и достигло кульминации в 70-е годы. Массовое движе­ние разночинской интеллигенции к «народу» в буквальном смысле слова принимало различные формы (устная пропаган­да, переселение в деревню, индивидуальный террор), отлича­лась высокой степенью организованности. Строгая дисципли­на, искусная конспирация были свойственны народническим организациям «Земля и воля» (1876 г.), «Народная воля», «Черный передел» (1878 г.). Кульминацией и одновременно крахом классического народничества стало убийство царя Алек­сандра II членами «Народной воли». Достоинством советской историографии постсталинского периода (т. е. с сер. 50-х го­дов) является обстоятельное изучение фактической истории народнического движения. Труднее согласиться с оценками места и роли классического народничества в революционной истории. В новейшей литературе высказываются порой по­лярные точки зрения на этот счет. Одни полагают, что «аль­тернативой марксизму могло быть лишь учение о социализме, выработанное народническими теоретиками — федералиста­ми» [1]. Другие подчеркивают, что большевистский волюнта­ризм, теоретическое обоснование особо важной роли созна­тельного меньшинства, модель «казарменного социализма» за­имствованы из народничества, прежде всего у ткачевского, заговорщического его варианта [2]. Очевидно, что оценка столь грандиозного явления, каким было народничество, не может быть однозначной. К историческим заслугам классического народничества мы относим поиск почвенного, самобытного пути развития России; стремление сделать народ субъектом исторического творчества; создание прочных политических организаций и формирование особого типа личности, ориентированной на приоритет общественных ценностей. Идею особого исторического пути страны в наиболее развернутом виде сформулировал теоретический гений народничества Александр Герцен. Осмысливая опыт европейских революций середины XIX века, крайне негативно квалифицируя его, он сформулировал концепцию иного варианты развития России: «Нам нечего заимствовать у мещанской Европы…[3]». «Я чую умом и сердцем, что история толкается именно в наши ворота»[4]. При этом Герцен избежал примитивного отрицания позитивного опыта, накопленного европейскими странами: «наука Запада и его трагическая судьба» по-прежнему дают «богатые средства», чтобы теоретически осмыслить пути русского развития [5]. Главным гарантом истинно национального, почвенного варианта он, как и все народники, считал мощную общинную традицию. В общине может произойти освобождение личности «без фаз европейского развития». Поэтому задачу духовной элиты он видел в том, «чтоб на основаниях науки сознательно развить элемент нашего общинного самоуправления до полной свободы лица, минуя те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, плутая по неизвестным путям, развитие Запада. В естественной непосредственности нашего сельского быта, в шатких и неустоявшихся экономических и политических понятиях, в смутном праве собственности, в отсутствии мещанства (т.е. собственности – Л.С.) и необычайной усвояемости чужого мы имеем шаг перед народами, вполне сложившимися и усталыми [6]. Таким образом, народники продолжили начатой славянофилами поиск варианты развития, отвечающего особенностям России, опирающегося на национальную традицию.

Следующим прогрессивным моментом в деятельности народничества было стремление сделать сам народ субъектом преобразовательского творчества. Это стремление в 60-е и 70-е годы приобрело наивные формы «хождения в народ», т.е. создания крестьянских поселений. Известные успехи были достигнуты Я.В.Стефановичем и Л.Г.Дейчем в 1877 г., В.Н.Фигнер и Е.Н.Фигнер, А.И.Ованчиным-Писаревым в 1878 г. Но они были временными. Несмотря на наивность и утопизм, одно уже великое, массовое, почти повсеместное (в 43 губерниях) хождение в народ возвышает его участников. Различными тактическими средствами, пропагандой (П. Лавров), немедленным бунтом (М. Бакунин), народники пытались решить главную задачу – вовлечь в активную деятельность саму «почву», пробудить ее. И даже столь характерный для классических народников террор рассматривался ими как средство, порою последнее, крайнее, к которому приходилось прибегать в результате краха других, более «мирных» способов поднять мужика. А.К. Соловьев пришел у мысли о цареубийстве только тогда, когда «потерял веру в пропаганду среди крестьян» [7].

Народники смогли создать прочные организации, способные в сложнейших политических условиях противостоять царским спецслужбам. Это были «Земля и воля» 1863 и 1875 годов, «Народная воля» 1878 года. Последняя благодаря высокой дисциплине, конспиративному мастерству смогла осуществлять свою опасную деятельность около трех лет.

Наконец, классическое народничество обессмертило себя плеядой ярких человеческих натур, ставших по сути нашим национальным достоянием. Можно обвинить их в наивности, утопизме, теоретической и политической бесплодности, но нельзя не восхищаться самоотверженностью, готовностью к самопожертвованию, целеустремленностью. Собственная жизнь в их менталитете была далеко не самой дорогой ценой за великое дело социального освобождения трудящихся.

Вместе с тем, классическое народничество несет значительную долю исторической ответственности за столь отчетливо проявившиеся в XIX, а еще более в ХХ веке «родимые пятна» преобразовательского процесса в России – элементы утопизма, волюнтаризма, терроризма.

Утопизм народнической доктрины заключался, на наш взгляд, в абсолютизации архаичных форм экономической и духовной жизни русского народа. Подчеркнем существеннейший акцент. Сам факт внимания к традиционным и наиболее распространенным формам жизни, их учет составляет как раз сильную сторону народничества. Более того, Герцен, Чернышевский и их сторонники видели в этих формах, прежде всего, в общие, основную ячейку будущего справедливого социального устройства в России. Возможно, что в этой гипотезе содержалась значительная доля истины. Можно с известными оговорками согласиться с точкой зрения известного специалиста по истории народнического движения В.Ф.Антонова, что многие элементы народнической модели обустройства страны были реальны, обоснованы [8]. Однако абсолютизация, т.е. преувеличение роли старых форм, и, с другой стороны, надежды на возможность избежать, изолироваться от рыночных форм хозяйствования, элементов капиталистического способа производства и уклада жизни превращала здравые народнические идеи в неосуществимые утопии. «…В избе русского крестьянина, - писал Герцен, - мы обрели зародыш экономических и административных установлений, основанных на общинном землевладении, на аграрном и инстинктивном коммунизме» [9]. Может быть, и в избе, но не одной только крестьянской избе даже тогда, в XIX веке можно было изме­рить уклад, труда и жизни русского человека.

Волюнтаризм заключался в допущении навязывания воли мизерного меньшинства нации ее основной массе, хотя бы и во имя самой благородной цели. Ярче всего волюнтаризм про­явился в ткачевском, или «заговорщическом», направлении на­родничества. Петр Ткачев, по справедливому мнению иссле­дователей его деятельности, соединил социализм и бланкизм. В его доктрине особо важное значение придавалось деятель­ности партии интеллигентов-заговорщиков, которые, захва­тив власть, сверху же декретировали бы социализм. Это — ориентация на волю меньшинства, хотя бы и «лучшего». Та­ким образом, отказ от действий по вовлечению самих масс в общественное творчество был отказом от наиболее сильных сторон народничества, взрывал его идеологию изнутри. Тра­диция русского, ткачевского бланкизма была объективно од­ним из непосредственных источников идеологии ленинизма. Важно при этом помнить, что речь идет об известном влия­нии, а не об отождествлении.

Непросто характеризовать и народнический терроризм. В нем причудливо смешались черты антигуманные и проявле­ния высшего гуманизма. Террор действительно занимал весь­ма значительное место в деятельности народников на всех эта­пах данного движения. Кульминацией же террористической активности стала деятельность «Народной воли». Ее акции приобрели, громкую известность, а «успешное» цареубийство 1 марта 1881 г. вообще стало рубежом в российской истории. Однако они не считали террор единственным или главным тактическим средством. Считая в принципе аморальным всякое насилие над челове­ком, народовольцы отрицательно относились к нападению на президента США Дж. Гартфилда: «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбе, где сво­бодная народная воля определяет не только закон, но и лич­ность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей.

Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосу­дительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия» [5].

Последняя фраза вышеприведенного высказывания как раз многое объясняет в отношении классических народников к террору. Двумя главными обстоятельствами усиливавшегося увлечения данным видом политической активности стали, во-первых, неудачные попытки пробуждения общества иными, ненасильственными способами (крах хождения в народ). Во-вторых, репрессивная, достаточно жестокая политика са­модержавия. С августа 1878 г. по 1 марта 1881 г. 48 (из 63) процессов были проведены военным судом. В зиму 1878/79 гг. в Петербурге было арестовано свыше 2 тыс. человек. Одес­ский генерал-губернатор Э.И.Тотлебен отправлял в ссылку вагонами; киевский — М.И.Чертков, в апреле-мае 1879 г. ежемесячно подписывал по несколько смертных приговоров. За 1879—1882 г. было казнено 30 революционеров.

Отдавая себе отчет в мощи конкретно-исторических обсто­ятельств, которые вызвали тяготение к террору, довольно интенсивное его использование на всех этапах народническо­го движения, подчеркнем, что абсолютизация политического насилия «Народной волей» была, по сути, изменой сути народ­ничества и привела движение в его классической форме к историческому краху. Об этом хорошо писал в свое время Г.В.Плеханов: «Народничество стояло в резко отрицательном отношении ко всякой государственной идее; народовольцы рассчитывали осуществить свои социально-реформаторские планы с помощью государственной машины. Народничество открещивалось от всякой «политики»; народовольцы видели в «демократическом перевороте» самое надежное средство соци­альной реформы. Народничество основывало свою программу на так называемых «идеалах» и требованиях крестьянского населения; народовольцы должны были обращаться главным образом к городскому и промышленному населению, а, следо­вательно, и отвести интересам этого населения несравненно более широкое место в своей программе. Ставом, в действи­тельности «народничество» было полным и всесторонним отри­цанием народничества» [6]. Дав образцы высочайшей духов­ности, народничество романтизировало террористическую тра­дицию и, тем самым, значительно укрепило ее, за что, таким образом, и несет серьезную историческую ответственность.

Цареубийство 1 марта 1881 года стало кульминацией клас­сического народничества и одновременно началом его политической смерти, поскольку с этого момента оно потеряло при­оритет в освободительном движении. Но народнические орга­низации время от времени возникали и в 80-е годы. В 90-е годы народнические организации принимают название социа­листов-революционеров. Крупнейшими из них в конце XX ве­ка были «Союз социалистов-революционеров», «Партия соци­алистов-революционеров» и «Рабочая партия политического освобождения России» (РППОР). «Союз социалистов-рево­люционеров» (1896 г.) во главе с А.А. Аргуновым возник в Саратове. Затем его организации появились в Москве, Петер­бурге, Казани, Орле. «Союз» прямо заявлял о своем родстве с «Народной волей», был сторонником индивидуального терро­ра и начал издавать газету «Революционная Россия», которая впоследствии стала главным печатным органом партии эсе­ров. Зародыш «Партии социалистов-революционеров» или «Южной партии» возник в 1894 г. в Киеве (И.А. Дьяконов, Н.Н. Соколов, И.П. Дидровский). В 1897 году было заявлено о создании Партии, в программном Манифесте которой (1900 г.) отсутствовало упоминание о народничестве и терро­ре. Достаточно многочисленная для своего времени «Рабочая партия политического освобождения России» образовалась в 1899 г. в Минске, ставила в качестве первоочередной задачи борьбу за политическую свободу посредством террора. Имен­но здесь появился и стал благодаря своей кипучей энергии и организаторским способностям известен Григорий Гершуни, «завербованный» «бабушкой» русской революции Екатериной Брешко-Брешковской.

Эсеровские организации возникли и в эмиграции: «Союз русских социалистов-революционеров» (1894 г.) в Берне и «Аграрно-социалистическая лига» (1900 г.) (В.М. Чернов и М.Р. Гоц). В самом начале XX века значительно активизиро­вался процесс консолидации эсеровских организаций. В 1901 году заявили о слиянии и создании единого Центрально­го Комитета «Союз социалистов-революционеров» и Южная Партия. Позднее к ним присоединились бернский «Союз» и «Аграрно-социалистическая лига». Датой провозглашения партии социалистов-революционеров стал январь 1902 года. В третьем номере газеты «Революционная Россия» было по­мещено извещение о создании партии.

У истоков ПСР стояла плеяда исключительно энергичных, деятельных, самоотверженных людей.

Живой и осязаемой связью между народниками 70-х и новым поколением была Екатерина Брешковская. Она роди­лась в 1844 году в семье черниговского помещика. В юности оставила семью и погрузилась в революционную деятельность.

Хождение «в народ», арест, суд и пять лет каторжных работ, выход на поселение, побег, новый арест, новый суд и опять четыре года каторжных работ. В 1896 году, когда, наконец, закончились сроки всех ее каторг и ссылок, она оказалась среди совершенно новых людей, но не растерялась, энергично принялась собирать эсеровские силы. «За границу шли вести: Бабушка витает по всей России, как святой дух революции, зовет молодёжь к служению народу, крестьян и рабочих — к борьбе за свои трудовые интересы, ветеранов прошлых дви­жений — к возврату на тернистый путь революции» [7], — писал в своих мемуарах В.Чернов.

Илья Рубанович был членом одесской народовольческой организации, был арестован, выслан за пределы Российской империи. Одним из основателей «Аграрно-социалистической лиги» был Леонид Шишко, выходец из дворянской среды, офицер, оставивший военную карьеру. Вместе со своим това­рищем предложил свои услуги земству в качестве народных учителей. Затем активно участвовал в деятельности кружка Н.В. Чайковского. Л. Шишко стал одним из ведущих авторов «Революционной России». Феликс Волховский, как и Брешковская, начинал с «хождения в народ». После трех лет тю­ремного заключения и одиннадцати лет Сибири в 1889 году он бежал сначала в Америку, потом в Англию, где сблизился с местными социалистами. Вместе с другими эмигрантами он издавал «Летучие листки» «Фонда вольной русской прессы». С образованием Аграрно-социалистической лиги он становится ее членом. Бесспорно, ярчайшей «звездой» на эсеровском не­босклоне был лидер и теоретик партии Виктор Михайлович Чернов (1873—1952 гг.). Эмигрировав из России после окон­чания ссылки в 1900 году, он активно занялся организацией партии. К тому времени он был уже известен как теоретик неонародничества. Будучи глубоким и оригинальным мысли­телем, В.Чернов в то же время продолжил теоретическую традицию народничества, представленную такими яркими именами, как В. Воронцов, Н. Даниельсон, С. Южаков и Н. Михайловский.

Сергей Николаевич Южаков (1849—1910) вдохнул новую жизнь в ведущую ипостась народнической теории — кресть­янскую. Россия, но его мнению, «только как мужицкая стра­на» «может явиться на верховный культурный совет нации и потребовать себе места по праву». Объяснял он это специфи­кой социальной структуры населения. Суть крестьянской, т. е. собственно русской идеи Южаков видел в том, что крестьянство здесь сохранило идею труда, не дифференцированного от жизни, «... истинно крес­тьянский труд есть, прежде всего, труд на себя». У нас нет начала приобретенного права, на котором строится вся жизнь на Западе». Общинная идея есть лишь частное выражение основного принципа мужицкой идеи. Тезис о крестьянском характере страны и отказ отождествлять крестьянскую идею с об­щинной можно считать драгоценным вкладом Южакова в рус­скую общественную мысль.

Выдающимся мыслителем был Николай Константинович Михайловский (1842—1904 гг.). Он развил в новых истори­ческих реалиях, в условиях, когда «островки» капитализма уже были в России фактом — идею А. Герцена о преимуще­ственно некапиталистическом развитии страны. «Положение России, — писал Н. Михайловский, — представляет пока дей­ствительно громадные выгоды: но, между прочим, потому, что мы позже других вышли на работу цивилизации и, как кар­лик на плечах великана, можем следить за причинами и ре­зультатами настоящего положения старой, многострадальной Европы, черпая из нее для себя уроки. Эти уроки, быть мо­жет, ценнее тех положительных благ, которые мы получаем из рук европейской цивилизации» [8].

В.М. Чернов считал себя учеником Н. Михайловского и продолжателем народнической идеи. Уже в ранней, гимнази­ческой юности «народ» был нашей религией», — писал он в воспоминаниях. Окончив гимназию, он по­ступил в Московский университет. Активная общественная деятельность, аресты, заключения, наконец, ссылка не позво­лили ему закончить образование. Но большой я неустанной работой над собой В. Чернов сформировался в человека большой эрудиции и оригинального мышления, который сумел пойти дальше своего учителя, много занимался философией. Его работы были отмечены вниманием солидных ученых. О его интеллектуальной самостоятельности свидетельствует от­ношение к марксизму. В. Чернов принадлежал к той генера­ции, которая почти поголовно «прошла» через марксизм. Он тоже испытал его влияние, но в отличие от многих своих ровесников никогда не считал себя сторонником марксизма, да и не был им. «Мы, не марксисты, прилежнее всего занима­лись именно Марксом. Мы считали тогда «вопросом чести» знать Маркса лучше, чем его сторонники. Это порой превра­щалось у нас в какой-то спорт. Мы должны были наизусть знать все самые «существенные» боевые цитаты, на которые приходилось опираться в спорах. Те, кто, как я, обладали хорошей памятью, порой «откатывали» Маркса по памяти целыми страницами. Молодые же марксисты все остальное отвергали» [9].

Во время тамбовской ссылки (1895—1899 гг.) В.Чернов активно участвовал в создании крестьянских организаций, первых в России. Именно он написал устав «Братства для защиты народных прав», в котором говорилось о необходимо­сти наделения крестьян землей за счёт помещиков. Тогда началась его публицистическая деятельность. Публицистичес­кие и теоретические статьи В. Чернова все чаще появлялись в журналах «Новое слово», «Начало», «Русское богатство». Не случайно по окончании ссылки он оказался центром эсеров­ской эмиграции, стал бессменным редактором «Революцион­ной России» (1902—1906 гг.). На страницах этой газеты и в своих программных работах «Характер современного кресть­янского движения» и «Социализация земли и кооперация в сельском хозяйстве» он теоретически обосновал основные про­граммные идеи неонародничества. В. Чернов как теоретик воплотил в себя все сильные и слабые стороны эсеровского движения. Его творчество производит впечатление поразитель­ной смеси гениальных и утопических идей. Думается, что это не просто эмоциональное впечатление. Мысль Чернова пыта­лась «схватить» сложнейшую российскую действительность во всех се ипостасях. Теоретические противоречия Чернова — это отражение реальной и глубокой противоречивости самого развития России.

Две группы противоречий доминируют в его теоретичес­ких произведениях и политических документах. Между ярко выраженной гуманистической направленностью и апологети­кой террора, во-первых; между достаточно глубоким понима­нием специфики экономического и общественного развития России — и весьма уязвимой программой социализации зем­ли, во-вторых. Остановимся на данных противоречиях более подробно.

Гуманизм В.Чернова мы видим в ярко выраженной ори­ентации на интересы личности. Это тем более важно подчер­кнуть, что неонародники были убежденными социалистами. Их теоретическая модель социализма во многом совпадала с представлениями социал-демократов: централизованное обще­ство, планомерная организация экономики. Однако модель Чернова в гораздо большей мере была ориентирована на ин­тересы личности, гармонию между ней и обществом: «ценою принижения личности мы придем, в конце концов, к вырож­дению, а не расцвету личности»; «общество и личность могут и должны так размежеваться, чтобы выиграли оба»; «творчес­кая мощь социального целого окажется не обратно, а прямо пропорциональна развитию творческих потенций всех отдель­ных личностей» [10].

Гуманизм неонародничества выражался и в принципиаль­ном отказе от односторонне классового подхода марксистов, от градации различных социальных групп по степени созна­тельности, революционности и т. п. Чернов с первых шагов своей деятельности подчеркивал, что крестьянство не уступа­ет рабочим в организованности, интеллекте и является «не менее социалистическим», чем пролетариат. Ведущим полити­ческим термином эсеров был термин «трудовой класс», в кото­рый они включали рабочих, крестьян и демократическую ин­теллигенцию. Позднее В. Чернов образно писал о необ­ходимости единства серпа, молота и книги. Парадокс заключался в том, что, никогда не участвуя в боевой деятель­ности эсеров, лидер партии обосновал необходимость и целе­сообразность политического террора: «Вопрос в средствах борь­бы... есть не принципиальный вопрос, а вопрос удобства, воп­рос обстоятельств целесообразности». «Кровь есть ужас; ведь и революция — кровь. Если террор роковым образом неизбе­жен, то значит он целесообразен». «Террор в революции соот­ветствует артиллерийской подготовке в бою» [11]. В одной из статей, посвященных террористическому элементу в «нашей программе», В. Чернов обосновал необходимость и роль тер­рора: террор необходим и неизбежен; он является средством агитации, способным заставить людей политически мыслить, хотя бы против их воли; террор также является сред­ством самообороны. В статье под названием «Как отве­чать на правительственные зверства?» читатели «Революци­онной России» информировались о том, что во время Батумской рабочей демонстрации перебито около 30 человек из безоружной толпы. «Наш ответ таков: нельзя ограничиваться пассивными протестами, нужна вооруженная борьба, воору­женная самозащита, вооруженный отпор, вооруженное воз­мездие» [12].

Одна из сторон второго противоречия составляет, возмож­но, «изюминку» неонародничества и может быть поставлена в заслугу Виктору Чернову. Он отмежевался от классического народничества в отношении к российскому капитализму и об­щине, признавал факт капитализма в России и разложения общины. «Мы не сомневались, что капитализм в России раз­вивается; мы искали только типические национальные осо­бенности в характере этого развития». Не «быть или не быть капитализму, а как его встретить (курсив В. Чернова) — вот как для нас ставился в согласии с Михайловским вопрос». «Мы ведь не хотели ни в коем случае походить на сенти­ментальных народников, дорожащих консервативными фор­мами патриархальной общины». Но в отличие от либера­лов и марксистов, сосредоточившихся преимущественно на апологетике российского капитализма, В. Чернов одним из первых в России поставил вопрос о типе капитализма в Рос­сии и, более широко, о типе капитализма в преимущественно аграрных странах. В поисках ответа Чернов выявил некото­рые существенные особенности капиталистической эволюции в России. Важнейшую он видел в преобладании негативных последствий (анархия производства, кризисы, обнищание тру­дящихся) этого способа производства над позитивными (эко­номический прогресс, концентрация, высокая организован­ность). «Мы сказали себе, что основная особенность русского капитализма — переразвитие, гипертрофия его «шуйцы» над его «десницей», его отрицательных, разрушительных, дезорга­низующих сторон над сторонами положительными, созидатель­ными, организующими. Но, вместо того, чтобы базировать что-то на олицетворении этого дефицита, — городском босяке и интеллигентской богеме — мы сделали другой вывод: не только есть света, что в капиталистическом окошке; надо в некапиталистическом мире, т. с., прежде всего, в мире крес­тьянского труда, искать самостоятельных ростков объедине­ния, обобществления труда и собственности, надо естествен­ную программу требований борьбы настоящего, коренного, индустриального пролетария объединить, гармонически слить с такой же естественной программой требований и борьбы настоящего, коренного трудового крестьянства» [13]. Таким образом, признавая капитализм в России, Чернов не абсолю­тизировал его, видя в экономическом и общественном укладе страны смесь капиталистических и некапиталистических элементов. В этом состояла суть теоретической парадигмы нео­народничества и его сильнейшая сторона. Чернов как бы взял у классического народничества идею некапиталистического раз­вития, но опять же отказался от одностороннего подхода пред­шественников, отказавшихся признавать возможность, неиз­бежность развития капитализма на российской почве. Подход Чернова интересен и тем, что он обратил внимание на значи­тельную разницу в темпах развития и типах промышленного и аграрного развития страны в начале XX века. Признавая победу капитализма в промышленности и городе, он отстаи­вал способность крестьянского хозяйства успешно сопротив­ляться капитализму, к некапиталистической эволюции. Та­ким образом, Чернов воспроизвел формулу классического на­родничества — некапиталистический путь, но в усеченном ва­рианте — лишь применительно к аграрному сектору. Это было много реалистичнее, чем абсолютный отказ видеть элементы нового способа производства в России. Постановка вопроса о т и п е капиталистичес­кой эволюции России, отказ от абсолютизации как капитали­стического, так и некапиталистического уклада и ряд других идей должны найти место в сокровищнице российской обще­ственной мысли.

Этого нельзя сказать без оговорок о центральной программ­ной идее эсеровского народничества, автором которой опять же был В.Чернов — социализация земли. Ее суть заключа­лась в переходе земли не в частную собственность, а «в соб­ственность всего общества и в пользование трудящихся» [14]. Мелкое крестьянское трудовое хозяйство способно победить крупнее, потому что оно идет к развитию коллективизма че­рез общину и кооперацию. В кооперации В.Чернов увидел возможность сохранить «общинный дух» уже без общины в ее архаическом виде. Необходимым условием реализации этой возможности должны были быть ликвидация помещичьего зем­левладения, переход земли в общенародное достояние, унич­тожение частной собственности на землю и ее уравнительное перераспределение. Несомненно, что аграрная теория Черно­ва содержала здравые идеи, была демократически ориентиро­вана, но не давала сколько-нибудь удовлетворительного реше­ния главной проблемы России — крестьянской. Более того, она сеяла иллюзии о возможности простого и полного ее раз­решения.

Аграрный проект составлял сердцевину всей программы партии эсеров. Хотя официально она была принята на I съезде, состоявшемся в конце 1905 — начале 1906 гг., ее основ­ные положения были тщательно обсуждены на страницах «Ре­волюционной России», начиная с 1902 года. Конечную цель эсеры видели в организации социалистического общества. Но ее реализация невозможна без определенных переходных эта­пов. Социализация земли рассматривалась ими как раз как мера демократического, а не собственно социалистического характера. В области политической требования программы-минимум заключались в «полной демократизации всего госу­дарственного и юридического строя на началах свободы и рав­ноправия» [15], что означало реализацию основных прав че­ловека: свободы совести, слова, печати, собраний и союзов, свободы передвижения, выбора занятий, свободы стачек, не­прикосновенности личности и жилища; всеобщее равное из­бирательное право. На смену самодержавию должна была прийти демократическая республика с развитым местным са­моуправлением. Эсеры были весьма прогрессивны для своего времени в решении национального вопроса, они предлагали федеративное устройство государства и безусловное право национальностей на самоопределение. Радикальной и обстоя­тельно разработанной была и собственно «пролетарская» часть программы.

Задолго до конституирования партии эсеры развернули активную деятельность, прежде всего террористическую. Ещё в 1901 году для этой цели была создана Боевая организация, которую возглавил Григорий Гсршуни. В тс предреволюцион­ные годы деятельность Боевой организации была сосредоточе­на на подготовке покушений на крупнейших сановников: мини­стров, членов царской семьи. Поскольку это было чрезвычайно опасно и в то же время исключительно важно для неонародни­ков, Боевая организация была тщательно законспирирована, была автономна даже по отношению к руководящим органам партии. Стать ее членом было весьма непросто и считалось большой честью. В предреволюционные годы эсеры совершили серию круп­ных покушений. В 1901 году Карповичем был убит министр просвещения Боголепов. Через год Балмашев совершил поку­шение на министра внутренних дел Сипягина. Его преемник Плеве был застрелен в 1904 году, великий князь Сергей Алек­сандрович — в феврале 1905 г. Требуя в 1905 году от царя издания Манифеста, эсеровский террор использовался в качестве одного из веских аргументов: «Давайте Манифест, иначе эсеры стрелять будут» [16]. Произвол царской бюрок­ратии был так силен, что практически всё общественные и политические силы, в том числе и принципиальные противни­ки террора отнеслись к данной деятельности неонародников весьма сочувственно.

Организационное оформление партии эсеров оказалось довольно длительным процессом. В 1903 году они провели Заграничный съезд, на котором приняли Обращение. В этом документе в основу построения партии был положен принцип централизма [35]. В 46 номере «Революционной России» от 5 мая 1904 года был опубликован проект программы, написанный Черновым [17]. В данном проекте Чернов обосновал теоретико-методологические основы неонародничества, что свелось к следующему: был определен научно тип капитализма в России, сочетающий капитализм в промышленности и некапитализм, эволюцию в аграрном секторе; крестьянское трудовое хозяйство не должно восприниматься только через его сопряжение с капиталистическими отношениями, а как продукт и результат собственной инициативы; крестьян нельзя насильственно загонять в коллективистские формы, необходимо поощрять их инициативу; крестьянское хозяйство не является мелкобуржуазным, а трудовым [тем самым была заложена историографическая традиция теории некапиталистической эволюции крестьянских хозяйств и аграрного социализма]; крестьяне не являются социалистами по природе, но общинно-корпоративный мир деревни вырабатывает трудовое самосознание, на которое мог наложиться социалистический идеал.

К 1905 году партия имела 25 комитетов и 37 групп в России, сосредоточенных в основном в губерниях Юга, Запада, Поволжья.

Таким образом, возрождение неонародничества в иной форме на рубеже XIX—XX веков было выражением стремле­ния русского народа, т. е. самой почвы идейно самоопреде­литься. Поэтому возникновение партии социалистов-револю­ционеров, одной из первых политических организаций в стра­не, представляется глубоко закономерным. Исторической зас­лугой эсеров можно считать преимущественную ориентацию на крестьянство и первоочередное решение аграрного вопро­са. Неонародники, прежде всего В. Чернов, напряженно ос­мысливали характер исторического развития России и в неко­торых существенных моментах (особый тип капитализма в России) на пути к созданию оптимальной «почвенной» модели социально-экономического развития. Однако успешно завер­шить решение этой проблемы они не смогли. Партия эсеров воспроизвела не только силу, но и слабость «почвы», что про­явилось в определенной противоречивости теории, программы и тактики партии, склонности к экстремизму. Эсеры возродили террористическую традицию в российском освободительном движении и несут за это историческую ответственность. Тер­рористическая традиция сняла обильную кровавую жатву в России XX века и бумерангом нанесла смертельный удар са­мой Партии социалистов-революционеров. В теории и поли­тической платформе неонародничество соединило элементы и социалистической и крестьянской утопии. Поэтому эсеровс­кие иллюзии были, быть может, наиболее почвенными из всех политических иллюзий, которыми столь богата была Россия начала нынешнего столетия.

90-е годы XIX века можно смело назвать началом утроб­ного периода российских политических партий. Значительное оживление всей общественной жизни выражалось, в частно­сти, в происходившем параллельно вызревании их политичес­ких программ и элементов организации. С некоторым опере­жением эти процессы разворачивались в российском социал-демократическом движении.

К 80-м годам XIX века социалистическое движение, исчерпав ресурсы классического народничества, обрело новое - «теоретическое» - дыхание в марксизме. Возникнув как интел­лектуальное отражение раннего промышленного капитализма [37] в англосаксонских странах, марксизм в последней чет­верти века, едва миновав зенит популярности, находился в преддверии коренной внутренней метаморфозы, названной позднее бернштейнианской ревизией. Российские радикалы восприняли данную идеологию почти в ее первозданной чистоте.

Этот исторический феномен российского марксизма — дис­куссионная историографическая проблема наших дней. Поче­му идеологический продукт индустриального развития запад­ноевропейских стран столь прочно укоренился в архаической стране и оказал столь сильное воздействие на всю ее истори­ческую судьбу?

Как минимум две причины популярности марксизма оче­видны:

— высокие темпы развития капиталистических явлений в экономической и социальной жизни России в 90-е годы XIX, значительный численный рост промышленных предприятий и занятых на них рабочих;

— значительная часть российской молодежи, оказавшаяся в европейских странах в результате вынужденной эмиграции или с целью получения образования, стала очевидцем утверж­дения западного пролетариата как самостоятельной полити­ческой силы. Во многом решению этой исторически прогрес­сивной задачи способствовал марксизм. Не поддаться его ин­теллектуальному «обаянию» было чрезвычайно трудно.

Существенная же причина заключалась в сопряжении (со­впадении) марксизма и большинства почвенных идеологичес­ких систем в одном чрезвычайно важном моменте. Марксова идея особой роли рабочего класса как освободителя всего че­ловечества легко воспринималась в России людьми различных мировоззрений, поскольку в основе многих из них находилась идея русского мессианства.

Наиболее яркой фигурой среди русских революционных эмигрантов был Георгий Валентинович Плеханов (1856— 1918 гг.). Оказавшись в Европе в свои 24 года, этот молодой человек уже был к тому времени довольно популярен среди молодых российских радикалов. Его знали как оратора, выс­тупившего на первой в России политической демонстрации у Казанского собора (1876 г.), как многообещающего лидера одной из последних народнических организаций «Черный пе­редел», ориентировавшегося в своей тактике на пропаганду социалистических идей в противоположность террористичес­кой тактике «Народной воли».

Происходивший из семьи средних по достатку тамбовских помещиков, получивший хорошее образование (гимназия в Воронеже, юнкерское училище, Горный институт в Петербур­ге), Плеханов стал одним из самых эрудированных и интелли­гентных русских революционеров конца XIX — начала XX ве­ка. Его отличали огромные личные способности, большое тру­долюбие, высокая дисциплинированность, целеустремленность. Эти качества в соединении с безупречной честностью, искрен­ним сочувствием к страданиям обездоленных людей не могли не породить крупную, хотя и весьма противоречивую фигуру российского освободительного движения. В эмиграции он на­чал интенсивно изучать марксистскую литературу, а в 1883 году вместе со своими единомышленниками, бывшими активными народниками — П. Аксельродом, известной на всю страну Ве­рой Засулич, стрелявшей в петербургского генерал-губерна­тора и, тем не менее, оправданной судом присяжных, Львом Дейчем и Н. Игнатьевым — организовал группу «Освобожде­ние труда». Свою цель члены группы видели в переводе марк­систских произведений на русский язык и пропаганде их сре­ди русской мыслящей общественности. За 20 лет своего суще­ствования группа вполне реализовала свою задачу, вне­сла существенный вклад в превращение марксизма в существенный элемент развития всей общественной мысли в России на рубеже веков. Плеханов, Засулич и Аксельрод пе­ревели на русский язык около 20 марксистских работ, в том числе «Манифест коммунистической партии», «Нищету фило­софии» и др.

Г.В. Плеханов в своих работах «Социализм и политичес­кая борьба» (1883) и «Наши разногласия» (1885) предпринял одну из первых в истории российской общественной мысли попытку анализа происходивших в стране процессов с марк­систских позиций. И на основе новейших для того времени статистических данных, экономических исследований убеди­тельно доказал факт существования капиталистического уклада в стране: «Если... мы... спросим себя, пройдет ли Россия через школу капитализма, то, не колеблясь, можем ответить новым вопросом — почему же бы ей и не окончить той школы, в которую она уже поступила? Все наиболее новые, а потому наиболее влиятельные течения нашей общественной жизни, все наиболее знаменательные факты в области произ­водства и обмена имеют один несомненный и бесспорный смысл: они не только расчищают дорогу капитализму, но и сами яв­ляются необходимыми и в высшей степени важными момен­тами его развития. За капитализмом вся динамика нашей общественной жизни, все те силы, которые развиваются при движении социального механизма... Главный поток русского капитализма пока ещё невелик ... но в этот поток со всех сторон направляется такое множество великих и крупных ручейков, ручьев и речек, что общая масса направляющейся к нему воды огромна, и быстрый, сильный рост потока не под­лежит сомнению. Его уже нельзя остановить, еще менее его можно высушить...» [18]. Не одно поколение русских радика­лов училось марксизму по Плеханову. С уважением относились к Плеханову и сторонники других идейных течений. В частно­сти лидеры российского либерализма — П. Струве, П. Милю­ков, не соглашаясь с ним по ряду ключевых позиций, тем не менее позитивно оценивали как плехановскую критику на­родничества, так и его философские работы, прежде всего «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю».

Н. Бердяев, не считая Плеханова глубоким философом, признавал, однако, за ним право быть «теоретиком марксиз­ма» [19]. Словом, бесспорно, что Георгий Валентинович Пле­ханов был далеко не случайной фигурой в истории обществен­ной мысли и общественного движения в России. За ним — некая существенная грань всей нашей истории. Реальная и очень непростая научная проблема заключается как раз в том, чтобы выяснить, что это за грань.

В последние годы существенно изменились акценты историографических оценок теоретической и практической дея­тельности Г.В. Плеханова. Противоречия подходов Г.В. Плеханова по ряду ключевых для отечествен­ного освободительного движения проблем объяснялись обстоятельно Р.В. Филипповым: во-первых, некоторыми специфическими чертами его личности и характера теоретической деятельности: априорностью, абстрактностью, известным схематизмом мышления, а, во-вторых, уровнем социально-экономического развития страны. Нельзя было «требовать от Плеханова и его группы безошибочных решений» в то время, когда налицо были неразвитость эконо­мики и «неразвитость классовых противоречий», когда в стра­не не было сколько-нибудь широкого и самостоятельного ра­бочего движения, а крестьянская масса в политическом отно­шении еще спала глубоким сном [20]. Рядом работ 90-х годов был раскрыт потенциал объек­тивного знания, который содержался в марксистско-ленин­ской схеме истории социалистической борьбы в России в ее интерпретации Плехановым.

Прежде всего, марксизм Плеханова — это действительно ортодоксальный, перворожденный марксизм. Наиболее сильные моменты всей деятельности Плеханова связаны с тем, что он был последовательным рево­люционным марксистом. С одной стороны, именно марксизм позволил ему одним из первых и наиболее адекватно описать и объяснить новые явления в экономической и социальной жизни России второй половины XIX века — поразительно быстро развивающийся капиталистический уклад. Именно марксизм позволил ему обнажить и дать достаточно убеди­тельную критику наиболее слабых, утопических элементов доктрины классического .народничества, в частности их иллю­зорных надежд, что Россия окажется невосприимчивой к ка­питалистической «прививке». Капитализм стал в России ре­альностью, а точнее, еще одной стороной ее действительнос­ти. И одним из первых в полный голос, веско аргументировав заявление, сказал об этом Плеханов.

Одним из существенных социально-политических послед­ствий развития капитализма является образование класса про­мышленных рабочих. И Россия в этом смысле не была исклю­чением: с невероятной исторической скоростью ворвался в жизнь громадной страны новый класс — пролетариат. И в данном случае Плеханов возвестил о рождении российского пролетариата и сформулировал его первую историческую за­дачу — сформироваться в самостоятельную политическую силу и создать собственную партию. И, наконец, чрезвычайно важно, что, оставаясь убежденным социалистом и видя в социалисти­ческом обществе высший идеал человеческого общежития, он рассматривал построение такого общества в России как отда­ленную потенциальную задачу российских рабочих. Уже в первых, и быть может, самых лучших своих произведениях Плеханов отчетливо разделил социалистические и демократи­ческие задачи рабочего движения в России, подчеркнув пер­воочередную историческую необходимость последних; «...борьба за политическую свободу, с одной стороны, и подготовка ра­бочего класса к его будущей самостоятельной и наступатель­ной роли, с другой стороны, — такова, по нашему мнению, «постановка партийных задач», единственно возможная в на­стоящее время. Связывать в одно два таких существенно раз­личных дела, как низвержение абсолютизма и социалистичес­кая революция, вести революционную борьбу с расчетом на то, что эти моменты общественного развития совпадут в исто­рии нашего отечества, — значит, отдалять наступление того и другого» [22].

Парадокс заключается в том, что советская историогра­фия в лучшие свои времена тоже ставила в заслугу Плехано­ву фиксацию быстро прогрессирующего российского капита­лизма и рабочего класса и решительный отказ от народничес­кого смешения демократических и социалистических целей освободительного движения. При внешнем сходстве наше пред­ставление о месте Плеханова иное.

Еще в начале нашего века ведущие представители иных политических течений, например, П. Милюков и Струве, пы­таясь разгадать феномен социалистического движения в России, обращали внимание на то, что по своему объективному содержанию и направленности оно родилось и развивалось как демократическое. «Социализм в России больше, чем где-либо еще, представляет демократию в целом (курсив наш — Л.С.). Это делает его политическую роль много более важной, чем в странах с большей и ранее развитой демократией» [23]. Аналогичную оценку этому явлению дал и Струве, подчеркнув, что российский социализм далеко не слу­чайно утвердился на марксистском теоретическом фундамен­те, т.к. «классовая борьба — популярнейшая идея русской рево­люции, потому и пришлась ей так ко двору, что русские люди менее, чем кто-либо, воспитаны в компромиссе и к компро­миссу, а с другой стороны, учение о классовой борьбе, как готовая теоретическая формула, облекла и оформила то чув­ство ненависти и возмездия, которое воспитал в русском чело­веке старый порядок» [24]. По мнению другого писателя либерала А.С. Изгоева, марксизм нашел в Рос­сии много жизненных корней, сыграв роль выкованного интеллигенцией орудия борь­бы за освобождение [25]. Словом, в маркcистcко-социалистической оболочке бился демократический пульс гигантской, раздираемой противоречиями архаической страны. Потому достаточно было стать «отцом русского марксизма», кем по праву называли Плеханова, что­бы навсегда остаться уникальной фигурой в истории отече­ственной общественной мысли и общественного движения. Но Георгий Валентинович смог сделать на один шаг больше. Опи­сывая зарождающееся российское рабочее движение в катего­риях ортодоксального, революционного марксизма, он сделал акцент на его демократическом потенциале и демократичес­кой миссии. Он рассматривал российский рабочий класс, преж­де всего, как главную силу в борьбе против самодержавия, а его формировавшуюся партию как один из элементов буду­щей политической демократии в стране. Собственно социали­стические задачи он с самого начала своей марксистской дея­тельности рассматривал как перспективные. При этом с годами он отодвигал решение этой задачи во все более отдаленное будущее, произнеся в конечном итоге в критическом 1917 году знаменитые слова о том, что Россия еще не смолола той муки, из которой можно испечь социалистический пирог [24]. Сде­ланное незадолго до смерти, это заявление стало по сути его политическим завещанием.

Вместе с тем, в одном существенном моменте Г.В. Плеха­нов был слишком типичным представителем отечественной революционной интеллигенции: и в теоретической деятельно­сти и в политическом поведении он был весьма догматичен и нетерпим. В какой-то степени это объяснимо его личностны­ми характеристиками: развитым самолюбием, стремлением к лидерству. Ближайшая соратница, порою обожествлявшая Плеханова, В. Засулич, тем не менее, писала о нем: «непо­мерно самолюбив и задирчив Жорж был всегда». В тео­ретической деятельности это выразилось в ярко выраженном догматизме, в стремлении интерпретировать в высшей степе­ни специфичную и стремительно изменявшуюся российскую действительность с позиций исключительно ортодоксального, «чистого» марксизма. Так, в 1910г. (!), т.е. спустя почти тридцать лет после создания своего детища, он заявлял в письме Н.А. Рубакину: «Я стою на точке зрения идей группы «Осво­бождения труда». И в каждое данное время я ближе к той из нынешних фракций социал-демократии, которая ближе к этим идеям. Я считаю, что прогресс нашей партии именно состоит в лучшем и лучшем усвоении ею группы «Освобождения тру­да» [27]. Сказанное вовсе не означает, что взгляды Георгия Валентиновича не претерпевали эволюции. Искренне болея за судьбу страны, он постоянно анализировал ее историческое развитие и размышлял о ее судьбе. Но все подвижки в интер­претации экономических, социальных, политических явлений он пытался «втиснуть» в становившиеся все более узкими рам­ки ортодоксального марксизма. Незадолго до смерти, в 1917 году, он подчеркивал свою приверженность последнему: «Раз­ница между Лениным и мной, это не разница между левыми и правыми, это разница в фазисах развития социализма. Ленин — это утопический социализм, а не научный» [28]. Поэтому в новейшей отечественной историографии А.П. Логуновым пле­хановская разновидность марксизма правомерно и удачно ква­лифицируется как «охранительный марксизм». А можно ли было его (марксизм) вообще адаптировать, т. с. можно ли считать его в полном смысле научным (с точки зрения оценок перспектив и путей развития мировой цивилизации)?

Г.В.Плеханов не сумел в полной мере адаптировать марксизм и к «обстоятельствам времени», и к «обстоятельствам места». К его заслугам можно отнести четкую и одну из наиболее ранних в истории отечественной общественной мысли поста­новку вопроса о специфике российского капитализма и про­гноз необычайной траектории его развития: «Политическое сознание в рус­ском рабочем классе пробудилось раньше, чем в русской бур­жуазии. Наша буржуазия требует только субсидий, гарантий, покровительственного тарифа и вывозных пошлин; русские рабочие требуют политических прав» [29]. «Наш капитализм отцветет, не успевши окончательно расцвести». Однако в решении этой проблемы Плеханов все больше склонялся, что она пойдет по европейскому пути, что именно Европа демонстрирует закономерности общественно-истори­ческого процесса, а все особенности России не больше, чем следствие ее отсталости».

Следует отметить, что деятели и деятельность группы «Ос­вобождение труда» не были, особенно в первой половине сво­его существования, широко известны в России. Их влияние на общественное движение последней четверти XIX века в позднейшей советской историографии было сильно преувели­чено. В истории же общественной мысли место Г.В.Плехано­ва и его соратников уникально: они положили начало россий­скому марксизму как интеллектуальному течению, без кото­рого, каковы бы ни были дальнейшие судьбы, Россию конца прошлого столетия, видимо, понять было невозможно. Об этом вполне адекватно писал Павел Борисович Аксельрод: «Главное значение нашей теоретической и публицистической пропаган­ды не столько в экстенсивном ее воздействии на массу интел­лигенции, сколько в интенсивном влиянии ее на мысль и дей­ствия наиболее передовых единиц этой интеллигенции».

В самой России марксизм стал широко популярен в 90-е годы благодаря активной деятельности так называемых «ле­гальных» марксистов. Один из парадоксов российской исто­рии заключается в том, что это были главным образом буду­щие лидеры формировавшегося либерального движения: Петр Бернгардович Струве, Николай Александрович Бердяев, Ми­хаил Иванович Туган-Барановский, Сергей Булгаков и др. По остроумному замечанию Ричарда Пайпса, «если Плеханов может быть назван первым российским социал-демократом, то Струве — первым социал-демократом в России» [30]. С 1890 года на квартире известной либеральной издательницы А. Калмыковой, где жил Струве, регулярно собирался кружок молодых интеллигентных людей, в котором активно обсужда­лись теоретические проблемы марксизма и исторические судь­бы страны. Здесь были Водовозов, Боден, Павлов-Сильванский, Оболенский, Туган-Барановский. Они, как и члены мно­гих других марксистских кружков, таких как возникшие еще в 80-е годы группы М. Бруснева, Точисского, студентов тех­нологического института, занимались пропагандистской деятельностью. Но наиболее значительное влияние на всю общественную жизнь России прошлого века оказала теорети­ческая модель Струве. В 1894 году легально была опубликова­на его знаменитая работа «Критические заметки по вопросу о хозяйственном развитии России», где, используя экономичес­кую концепцию марксизма, Струве вескими аргументами, кон­кретным анализом обосновывает несостоятельность народни­ческих идей о некапиталистическом пути развития России. Народники, по мнению Струве, неправомерно противопостав­ляли национальное богатство, экономический прогресс и на­родное благосостояние. Социальный прогресс невозмо­жен без экономического, а капиталистический способ произ­водства как раз обеспечивает необходимый экономический прогресс. «Россия из бедной капиталистической страны долж­на стать богатой капиталистической же страной». Бед­ность масс русского населения есть в гораздо большей мере историческое наследие натурального хозяйства, чем продукт капиталистического развития»[31].

Обоснование быстро развивающегося капиталистического уклада было объективно прогрессивной задачей, и Струве выполнил ее на высоком уровне. Вместе с тем, его критика народнической концепции носила односторонний характер, вместе с народническими иллюзия­ми он отбросил весьма здравые их идеи, например, постанов­ку вопроса о типе экономического развития страны, основы­ваясь на логическом постулате о тождестве типа со степенью. Еще важнее для опровержения историографического стереотипа о последующем ренегатстве бывшего правоверно­го марксиста Струве, отдавать отчет в том, что в этот краткий по меркам его политической биографии период расцвета со­циал-демократической деятельности, как, впрочем, никогда, Струве не принимал марксизм полностью. В «Критических заметках...» он недвусмысленно отмежевывается от двух клю­чевых постулатов марксизма: абсолютизации революции как способа исторического прогресса и исключительно классового характера государства: «Этот взгляд на государство... пред­ставляется нам односторонним. Государство есть, прежде вcего, организация порядка». Струве одним из первых обратил внимание на эволюцию взглядов Маркса и Энгельса по сравнению с 40—50-ми годами XIX века, подчеркнув, «что вместо пропасти, отделяющей капитализм от строя, должен­ствующего его сменить, и теория, и практика должны были признать целый ряд переходов. В данном случае теория сле­довала за жизнью и ее развитием».

Именно с выходом книги Струве начался период расцвета «легального марксизма», сделавший это западноевропейское учение одним из наиболее существенных явлений общественно­го движения в России. Большой резонанс имел сборник «Мате­риалы о хозяйственном развитии России», где были впервые легально опубликованы статьи Г.В. Плеханова и В.И. Ленина (1895 г.). В 1898 году увидел свет на русском языке первый том «Капитала».

Струве внес довольно весомый вклад и в дело создания общероссийской социал-демократической организации. Как известно, именно он был автором Манифеста РСДРП, про­возгласившего образование в России самостоятельной партии рабочего класса и как бы теоретически оформившего резуль­таты работы I съезда РСДРП (1898 г., г. Минск).

Однако вскоре, а именно на рубеже XIX—XX веков пути Струве с его единомышленниками и рабочим движением в России разошлись. Последнее все более и более принимало социалистический характер. Струве же стал одним из основа­телей российского либерализма.

Таким образом, ни Плеханов, ни Струве не решили задачу адаптации марксизма ко всей совокупности социально-эконо­мических условий России: Плеханов до конца дней сохранял верность ортодоксальному марксизму, Струве использовал для описания новых явлений лишь экономическую концепцию марксизма, а вскоре и вовсе отказался от марксизма. Две глав­ные задачи стояли перед рабочим движением России на рубе­же XIX—XX веков: создание своей политической организации и теоретическое обоснование его целей и методов с учетом российской специфики, что в конкретной ситуации конца века означало либо полный отказ от марксизма, либо создание почвенного, российского варианта. Эти задачи со всеми вытекающими из этого последствия­ми для исторических судеб России были решены другим лиде­ром российской социал-демократии. Мы имеем в виду Влади­мира Ильича Ульянова (1870—1924 гг.), вошедшего во все­мирную историю под псевдонимом «Ленин».

Его деятельность продолжает оставаться и сегодня в центре научных и общественных дискуссий. Гиперидеализация ленин­ских идей в советской историографии в 70—80-е годы была другой крайностью. В последнее время конъюнктурные подходы все более уступают место серьезным размышлениям о корнях россий­ского коммунизма в целом и той роли, которую в отечественной истории сыграли социал-демократия и Ленин. В этом не на одно десятилетие растянувшемся споре о том, в чем же эта роль заключается, мы пытаемся высказать свое мнение о его моральных характеристиках, теоретической и политической деятельности.

Прежде всего, неверным и слишком поверхностным пред­ставляется нам популистское представление о Ленине как «ге­нии злодейства». Будущий Ленин был типичным представите­лем своего времени, в котором с юношеских лет горел свя­щенный огонь ненависти к социальной несправедливости, к страданиям громадного числа простых российских обывате­лей. Он происходил из среднезажиточной дворянской семьи, в которой все 6 детей воспитывались в демократических тра­дициях. Закончил гимназию в Симбирске и юридический фа­культет Санкт-Петербургского университета, словом, получил хорошее образование. По своей специальности, т. е. адвока­том, работал несколько месяцев, а затем его единственной профессией стала подготовка социалистической революции в России. Словом, Ленин не обладал врожденным, патологичес­ким человеконенавистничеством и жаждой власти. Вместе с тем, для него были характерны типичные для молодых рос­сийских революционеров нетерпимость, бескомпромиссность, подчинение личных отношений интересам политической дея­тельности. Более того, эти качества были у него очень ярко выражены. Многие современники отмечают, что он не был особенно приятен в общении с людьми, в его политической деятельности практически на всем протяжении присутствова­ли элементы макиавеллизма. При этом они особенно уси­лились после октября 1917 года, когда он стал главой совет­ского государства. Мы считаем убедительным то объяснение моральной эволюции Ленина, которое дал Н. Бердяев, подчеркнувший, что рево­люционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации; но, став одержимым максималистической революционной идеей, он, в конце концов, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. «Ленин не был дурным человеком, в нем было много хорошего. Он был бескорыстный человек, абсолютно преданный идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Но исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и к нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравствен­ных средств в борьбе» [32].

Быть может, еще сложнее квалифицировать теоретичес­кую деятельность Ленина. Она началась в 1893 году, когда была опубликована его первая статья «Новые вопросы хозяй­ственной жизни». Более обстоятельными были книги «Что та­кое «друзья народа» и как они воюют против социал-демокра­тов?» (1894 г.), посвященная критике народнической доктри­ны, и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1895 г.). В 1898 г. он закончил боль­шую работу «Развитие капитализма в России». Совершенно определенно можно говорить о том, что Ленин не был выдаю­щимся теоретиком, а уж тем более «гением» философской или экономической мысли. В его теоретических работах мы нахо­дим много искажений, непоследовательностей, а главное, односторонностей. Тем не менее, и политические противники это подчеркивали, что «Ленин вовсе не дурак» [33]. Именно он сумел определенным образом приспособить марксизм к конкретно-историческим условиям России начала XX века и создать особый культурно-исторический феномен.

Субъективно он претендовал на то, чтобы быть ортодок­сальным марксистом. Собственно, он им и является постоль­ку, поскольку основой его теоретических и политических ре­шений был именно первоначальный марксизм, марксизм «Ма­нифеста Коммунистической партии», а еще точнее наиболее экстремистская, наиболее ррреволюционная (это не опечат­ка — Л.С.) его часть; отсюда: триада — классовая борьба — социалистическая революция — диктатура пролетариата. Од­нако в начале века Ленин дополнил эту «якобинскую» часть марксизма рядом собственных идей, отражавших в опреде­ленной мере специфику России. Результатом их соединения с постулатами классического марксизма стал ленинизм.

Главным из «собственно» ленинских идей являются две: во-первых, это союз рабочего класса с крестьянством и с дру­гими демократическими слоями населения. Бесспорно, что Ленин решал эту проблему, руководствуясь прямолинейным классовым подходом, разделяя российских рабочих и кресть­ян на революционных «овец» и «козлищ»: самый революцион­ный, менее революционный класс: русский рабочий — единственный и естественный представитель всего трудящегося и эксплуати­руемого населения России.

Но «изюминкой» ленинизма концепция пролетарской партии в России. С самого начала своей политической дея­тельности он уделял вопросам организации первостепенное внимание. Несколько позднее в эмиграции в двух своих про­изведениях «Что делать?» (1902 г.) и «Шаг вперед, два шага назад» (1904 г.) он обстоятельно обосновал свое представле­ние о пролетарской партии в России.

Так называемое «ленинское учение о партии» было в со­ветское время одним из главных объектов внимания. История КПСС нерушимо покоилась на постулате о том, что Ленин разработал теорию пролетарской партии, отличной от евро­пейской социал-демократии. Главной чертой партии «нового типа» безоговорочно считались бескомпромиссность, «нетер­пимость к любым проявлениям оппортунизма».

Сегодня исследователи, независимо от их оценок феномена Ленина и большевизма, практически единогласны в том, что одна из главных причин победы боль­шевиков в 1917 году как раз и заключалась в том, что удалось создать такую политическую организацию, равной которой не было ни в России, ни в Европе. При этом ее основными ха­рактеристиками были: высокая степень организованности и централизации, строгая дисциплина, тактическая и организационная гибкость. На это обращает внимание А. Ахиезер, считающий, что, в сущности, партия нового типа — это не партия в обычном понимании. Это особый социальный феномен медиационного типа»[34].

Cам же Ленин считал, что партия должна была быть крепкой, боевой организацией, сравнимой по мощ­ности с военной: «Я выражаю... совершенно точно и ясно свое пожелание, свое требование, чтобы партия, как передовой отряд класса, представляла собой нечто возможно более организованное, чтобы партия воспринимала в себя лишь та­кие элементы, которые допускают хоть минимум организо­ванности» [35]. Необходимыми атрибутами такой организа­ции в России выступают строгая дисциплина, приоритет про­фессиональных революционеров. Важнейшую же, первоочередную задачу создания партии и, более того, закон ее функционирования Ленин видел в беспощадной идейной борьбе, в непримиримости к любым проявлениям оппортунизма. Известен его знаменитый призыв прежде идейно размежеваться, а затем объединяться. Таким образом, все, что впоследствии дало столь «бога­тые» плоды, что соcтавило как силу, так и слабость рабочей партии в России, было заложено Лениным в начале XX века. В архаичной и, что быть может еще важнее, анархичной стране, где на протяжении столетий единственной организующей си­лой было государство, противостоять ему могла лишь очень мощная организация, в какую Ленин и предлагал превратить политическую организацию пролетариата.

Очевидно, что значение ленинской концепции в отечествен­ной истории XX века далеко не однозначно. В идеях о «желез­ной» партийной дисциплине, ядре руководящих элементов, занимающих особое положение в партии и др., можно не без основания увидеть основы того военно-государственного об­разования, в который превратилась большевистская партия в условиях тоталитарного режима. Этому способствовали два обстоятельства: а) кардинальное изменение положения партии, превращение ее в правящую; деятельность правящей партии должна отвечать другим требованиям, чем решающая в спе­цифических исторических обстоятельствах отрицательную, разрушительную задачу политическая организация; б) одно­сторонняя, принимающая все более догматический и узкий характер трактовка первоначальных принципов, достигшая апогея в сталинской идее отождествления партии со средневе­ковым орденом меченосцев. Таким образом, Владимир Ленин, прежде всего как идеолог, несет ответственность за воз­никновение тоталитарной системы советского общества. При этом мы полагаем, что его ответственность не является пря­мой, а имеет более сложную конфигурацию.

Итак, если Ленина можно считать теоретиком, то с целым рядом оговорок. В сфере же практической политики он, не­сомненно, представлял собой фигуру выдающуюся. Его глав­ный талант заключался в поразительной интуиции, способно­сти улавливать господствующие в массах настроения, иллю­зии, определять политические каналы их использования, сло­вом все то, что в современном политическом лексиконе называется популизмом. Развитая интуиция в сочетании с незаурядной политической волей постепенно пре­вратили Ленина в лидера социал-демократического движения в стране. Его деятельность на рубеже XIX—XX веков была ориентирована на создание марксистской политической партии и в конечном итоге была реализована: Российская социал-демократическая рабочая партия была провозглашена и кон­ституирована одной из первых в стране, еще до начала пер­вой русской революции.

Не менее значительный вклад в процесс образования соци­алистической партии в России внесли Ю.О. Мартов (Цедербаум), А. Потресов, В. Засулич, Г. Плеханов. Существенным этапом на этом пути было создание петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»(1895), в деятель­ности которого удалось соединить централизованное и конс­пиративное начало с регулярными связями с массовым рабо­чим движением в городе. Возникшие в ряде других городов России аналогичные организации стремились к координации своей деятельности. Результатом стало провозглашение Рос­сийской социал-демократической рабочей партии на ее пер­вом съезде в Минске (1898 г.), принятие первого программного доку­мента — Манифеста. Съезд был подготовлен киевскими соци­ал-демократами при участии С. Радченко от столичной орга­низации. Решающий этап начался с конца 1900 года, когда стала регулярно выходить задуманная Ю. Мартовым, А. Потресовым и В. Лениным социал-демократическая газета «Ис­кра». Наконец, состоявшийся летом (июль-август) 1903 года II съезд конституировал партию. На нем была принята Про­грамма партии, Устав, избраны ее руководящие органы. Про­грамма была выдержана в духе ортодоксального марксизма и предусматривала в качестве главной цели — осуществление социалистической революции и установление диктатуры про­летариата. Ближайшей задачей было свержение царского са­модержавия и установление демократической республики в России. В программу входили также специальные требования для рабочих и аграрный раздел. Последний не был радикаль­ным и ограничивался требованием возвращения крестьянам «отрезков», т. е. части земли, отобранной у них во время осу­ществления реформы 1861 года.

Устав основывался на централизме как главном принципе строения партии. Известно, однако, что наибольшие дебаты на съезде разгорелись именно по организационным вопросам и, в частности, были связаны с определением членства. Это разно­гласие положило начало формированию двух течений внутри российской социал-демократии, которая уже никогда более не была единой. Речь идет о меньшевизме, лидером которого стал Ю.О. Мартов, и большевизме во главе с Лениным.

Накануне революции 1905—1907 гг. различия между тече­ниями только наметились. На уровне II съезда РСДРП «боль­шевизм» и «меньшевизм» оказывались малооформленными вариантами эволюции социал-демократизма»[36].

Прежде всего, необходимо отойти от того примитивного деления на революционеров и оппортунистов, которое было одним из «китов» советской историографии. Меньшевизм, как в момент своего рождения, так и спустя еще многие годы, был разновидностью ортодоксального марк­сизма. На теоретическом уровне в этот период становления российской социал-демократии разница прослеживалась толь­ко в отношении к политической демократии, точнее, к соотношению демократических и социалистических задач. Сделать определенные выводы позволил сравни­тельный анализ работ В.Ленина и Ю.Мартова. Раннее пуб­лицистическое творчество последнего довольно обширно (по нашим подсчетам около 150 произведений за период с середи­ны 90-х годов по 1905 год включительно) и содержательно. Все вопросы политической деятельности Мартов, как Ленин и Плеханов, решал в рамках марксистской парадигмы с ее три­адой: классовая борьба — социалистическая революция — диктатура пролетариата. Но в отличие от Ленина, который на протяжении всей своей деятельности рассматривал полити­ческую демократию исключительно с классовых позиций, Мартов видел в буржуазной демократии, несмотря на всю ее ограниченность и недостатки, значительный шаг в общецивилизационном развитии человечества. Отсюда вытекала и раз­ница в постановке ими задач освободительного движения в России. Если Ленин стремился подчеркнуть взаимосвязь и переплетение демократических и социалистических задач в политической борьбе рабочего класса, то Мартов акцентиро­вал внимание на четкой последовательности, очередности ре­шения этих задач и уже тогда дал ту формулу их сочетания, которой и он сам, и меньшевизм в целом сохранили верность до конца их существования: «...демократический строй для нее (партии пролетариата — Л.С.) не конечная цель, а толь­ко средство к цели, но средство не зависимое, которое должно быть завоевано прежде всего».

Мы полагаем, что именно из данной теоретической «ку­колки» развились впоследствии стратегические и тактические, т. е. главные различия между большевизмом и меньшевизмом. Решающими пунктами разногласий были различия в оценке социально-экономической и политической ситуации в России; разногласия в определении степени готовности России к соци­альной революции; акценты на различных тактических сред­ствах, значительно большая ориентация меньшевиков на ле­гальные способы политической деятельности.

Меньшевизм и большевизм воплощали различные ипоста­си как борьбы рабочих, так и основного потока всего освобо­дительного движения в России, они были связаны как поло­сы одного и того же движения, в котором неразрывно сочета­лись друг с другом марксистский европеизм и стихия полуази­атской деревенщины, растущая способность к организованной самодеятельности и традиционные навыки к деспотическому командованию и слепому повиновению. Парадокс зак­лючался в том, что их названия, вызванные случайными об­стоятельствами, отражали весьма существенные моменты об­щественного движения в стране. Истина, данность заключа­лась в том, что элементы европейского типа как в рабочем движении, так и в российской жизни в целом составляли не­значительное меньшинство, а стихия традиционализма — по­давляющее, затопляющее большинство. Крайнее крыло рос­сийской социал-демократии, по утверждению крупнейшего русского мыслителя и идеологического противника большеви­ков Г.П. Федотова, было «несомненно, самое почвенное из русских революционных движений» [37].

Таким образом, в начале XX века в России возникла соци­ал-демократическая партия, для которой были наиболее ха­рактерны типичные для всех российских политических объе­динений черты: утопизм политической программы, проявившийся в отчетливо декларированной социалистической ориен­тации, в страстном субъективном стремлении воплотить мар­ксистский социализм в России.

Субъективно ориентируясь на определенный социальный слой рабочий класс, фактически они выражали интересы боль­шой социальной группы, находившейся в маргинальном, пе­реходном состоянии, подавляющее большинство которой не имело сколько-нибудь отчетливо выраженных социальных признаков и границ.

Крайне негативное отношение к существовавшему само­державному российскому государству, стремление к его пол­ному разрушению сочеталось с признанием государства в ка­честве главного средства построения социализма как справед­ливой общественной формации. Выразилось это, прежде все­го, в программном требовании диктатуры пролетариата.

Марксистская формула классовой борьбы была идеологи­ческим оправданием крайней политической нетерпимости, которая могла быть объяснима в период возникновения партии стремлением занять свое самостоятельное место на политичес­кой сцене, но по мере развития ее гипертрофировалась.

Вместе с типическими характеристиками, российская со­циал-демократия с момента своего зарождения обрела неко­торые существенные отличия. Главными из них были: много более высокая по сравнению с другими политическими обра­зованиями в России степень организованности, наличие лиде­ра, сочетавшего мощную политическую волю с мастерством популизма. Во многом благодаря этим факторам российская социал-демократия сыграла столь большую, сложную и про­тиворечивую роль в историческом развитии страны в XX веке.