2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
Политический режим обеспечивает управляемость масс со стороны обладающих властью классов, социальных групп, политических партий, политической элиты и политических лидеров. К важнейшим условиям эффективности политического режима относятся его стабильность и легитимность. Стабильность политического режима проявляется в устойчивости политической системы и государственного правления, их широкой поддержке со стороны народа, высокой легитимности политической власти, надежности функционирования механизма политического властвования. Основными показателями стабильности политического режима являются: содержание, характер и динамика политического процесса в обществе, способность господствующей политической элиты адаптироваться к социальным изменениям, равновесие и баланс социально-политических сил. К основным критериям стабильности политического режима относятся: срок пребывания той или иной политической элиты у власти, социальная база ее поддержки; характер взаимодействия правительства с политическими партиями и общественно-политическими объединениями, представленными в законодательных органах государственной власти формы и способы взаимоотношений политических сил в парламенте; характер взаимоотношений государства и граждан .
Сохранение и укрепление политического режима независимо от его типа всегда были и остаются предметом особой заботы
'См.: Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политике скис технологии. С. 244.
правящих в обществе социально-политических I п они должны поддерживать такую органшГГ «Г *" М0ГО соответствует социальной системе мыТ" Ш*Ш> К0Т0Рая ментали.ту населения страны, о^^^Т "
Обеспечение стабильности и устойчивости политического режима и его укрепление достигаются различными п^ямГ ши режим спектром действий, различных по содержанию и по форме" Прежде всего, для достижения стабильности своего господ' ствующего положения в обществе правящая политическая элита всегда стремится закамуфлировать свой собственный интерес представить его как всеобщий. Она в общий интерес народа, заключающийся в поддержании в обществе порядка и стабильности, обеспечении социально-экономического благосостояния населения страны, включает и частный интерес правящей политической группировки. Это проявляется в следующем: разработке концепции развития политического процесса в стране; обосновании места и роли страны в мировой политике с точки зрения правящей элиты; выработке стратегии развития общества и системы мер по достижению общезначимых целей; проведении мероприятий по созданию системы привилегий определенным социальным силам, являющимся социальной базой существующего политического режима.
Важным путем укрепления и стабилизации политического режима является придание законообразности всем действиям и мероприятиям, осуществляемым правящей политической элитой. В правовом государстве это находит выражение в неуклонном следовании власти законам, в отмене устаревших и лепном принятии новых правовых актов. В неправовом ~ » ™ ровании норм права, неисполнении якобы У^^^п^ замене этих законов противоречащими им подзаконными актами,
являющимися по сути нелегальными. ПОЛИТИЧеского ре-
Один из эффективных путей У^^Тт^^ 2 жима - проведение властью такой политики, котораятывала и сочетала интересы всех слоев общества, гарантировала достойные условия жизни людей. Но это возможно лишь при достаточно высоком уровне социально-экономического развития общества. Как показывает опыт современных наиболее экономически развитых стран, в таких условиях происходит снижение политической активности людей, а политическая власть становится устойчивой и стабильной.
Достижение и поддержание устойчивости и прочности политического режима обеспечиваются также путем ограничения со стороны власти деятельности наиболее агрессивных противников правящих политических сил. Выбор вариантов того, как сделать людей послушными и нейтрализовать неудобных правящей политической группировке участников политического процесса, довольно велик. При этом немногие политические деятели, обладающие властью, склонны придерживаться нравственных ограничений, ориентироваться на моральные нормы.
Особый путь укрепления политического режима - использование различных форм насилия, создание системы принуждения. Причем принуждения в широком смысле - экономического, политического, идеологического, морально-психологического и даже физического. Это достигается с помощью создания властью специальных органов, призванных осуществлять насилие. Чем шире система этих органов, выше их активность и больше разнообразие используемых средств, тем больше в обществе утверждаются страх, чувство неуверенности, покорность политическому режиму. Однако необходимо иметь в виду, что угроза применения насилия или его использование могут привести к снижению и даже утрате политическим режимом своей стабильности, к сопротивлению народа властвующей элите. Поэтому использование насилия как средства укрепления режима политической власти должно всегда носить умеренный, выверенный характер, учитывать существующие объективные и субъективные реальности.
Распространенным приемом, к которому прибегает политическая элита для сохранения и укрепления своего властвующего положения в обществе, является подкуп определенных социальнш групп. Подкуп может иметь форму выплат денежных сумм назначения на престижные должности, создания си™^' легии и льгот в обмен на политическую лояльностьТдГчем большее число социальных групп общества будет охвачено теми или иными видами вознаграждения, тем большую соодальн^ поддержку обеспечивает себе власть. ™*>пую
Значимую роль в укреплении политического режима играют методы и приемы воздействия на общественное сознание Такое воздействие в науке называют «идеологической индокрина-цией», а в обыденной жизни - «промыванием мозгов». Любая властвующая политическая сила, используя средства массовой информации, как правило, манипулирует общественным сознанием как на уровне политической идеологии, так и на уровне политической психологии, создавая таким образом приемлемый для себя имидж. Среди мер воздействия на сознание людей -апелляция к различным ценностям (общечеловеческим, нравственным, демократическим и т.д.), к традициям политической жизни, насаждение иллюзий и мифов, привитие людям определенных стереотипов мышления и поведения и многие другие широко известные в политической практике приемы и способы воздействия на сознание людей.
Чрезвычайно широко для поддержания и укрепления властвующего положения политических группировок используется также политическая демагогия. С ней рядом всегда идут ложь, изворотливость, нечестность, невыполнение обещаний. Политическая демагогия, как свидетельствует общественная история, была во все времена и остается в современных условиях достаточно эффективным способом выживания в политике.
История государств и политических систем свидетельствуют о том, что нередко господствующие в обществе политические силы в тех или иных условиях по различным причинам сталкиваются с серьезными проблемами \°РГ^зат">^™~ абонировании и реализации политической власти^ Дольно частыми являются и кризисы политических режимов их деста билизация, которые проявляются в резком падении реальной поддержки народом государства, правящей политической группировки, делегитимации политической власти, что влияет на качественное выполнение ими своих ролей и функций в обществе. Это обусловлено главным образом тем, что процесс общественного развития затрагивает коренные интересы различных слоев общества, а государство, господствующая политическая элита, являющиеся регуляторами общественных отношений, своей политикой, методами и приемами властвования не оправдывают надежд и ожиданий широких социальных слоев, касающихся перемен в общественной жизни.
Нередко предкризисное и кризисное состояние в организации и функционировании политической власти складывалось во второй половине XX в. в советской и постсоветской России. Это было связано с тем, что многие обещания властвующей в то время политической элиты относительно положительного изменения социально-экономической ситуации в стране не выполнялись. В результате у российского народа подрывалась вера в правильность избранного пути общественного развития, в компетентность политического руководства. В обществе осознавалась необходимость корректировки политического курса. Естественно, в этих условиях требовалось совершенствование существующей системы политической власти, изменение характера и черт политического режима, переход к новым формам его организации и функционирования, адекватным складывающимся общественным условиям.
Смена политических режимов, их переход от одного типа к другому представляют собой объективный процесс, обусловленный содержанием и характером общественного развития. Как свидетельствует исторический опыт, они могут осуществляться двумя основными путями: мирным и немирным. При этом трансформация демократического политического режима или политического режима с признаками демократического режима в антидемократический (тоталитарный, авторитарный) осуществляется, как правило, по немирному пути с использованием радикальных способов и методов: революции, войны, терроризма, военного переворота. Примером этому в новейшей „„ ный переворот в сентябре 1973 г в Чи рии сл>™ит воен-
было свергнуто народное правительство"'^ Г'УЛЬТаТе К0ТОР0Г° Дующем установлен режим личной власти А Ш»!Г " ^П0СЛе-же от антидемократического к Демократинеек™^^^ режиму, или его трансформация, связанная со смемТ ^ сгвующей политической элиты, в большинствесГГвоГ^" вляется мирным путем с помощью реформ или Г»«2 «бархатных революций». Так произошли изменения в поли^Г ских режимах в большинстве социалистических стран Евк.™ „ конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., в Грузии - в конце 2003 г и в Украине - в 2005 г.
Основной тенденцией функционирования и развития современных политических режимов является их трансформация от антидемократических форм и методов правления к демократическим . Особенно сложно протекает переход от тоталитаризма к демократии. Это связано с тем, что практически всегда этот процесс предполагает не только смену политической власти, но и глубокие изменения в социально-экономическом устройстве общества. Значительные трудности возникают и потому, что тоталитарная политическая элита более однородна, чем авторитарная, и поэтому отстранение ее от власти требует больших усилий. В целом же переход от антидемократических к демократическим режимам осуществляется при наличии определенных условий, с использованием конкретных способов, приемов и средств решения общественных проблем.
Наиболее общим и главным условием трансформации антидемократических режимов в сторону ДемокРа™^В™^;3^ существующего режима политической власти. 1*™^ " прежде всего в том, что принятие важнейшш^^^ шений по основным направлениям развития <*»^^ ляется только одним человеком, политической группировкой или правящей политической партией. Они полностью подчиняют себе парламент, законодательная власть фактически становится частью исполнительной. Кризис режима политической власти выражается также в росте социальных конфликтов внутри правящей политической элиты. Снижается эффективность принимаемых политических решений, усиливается делегитимация политической власти. В обществе возрастает интерес к политике, формируются новые идеологические и политические ценности, правозащитные движения, отрытая политическая оппозиция режиму власти. На фоне этих явлений идет поиск способов и форм преодоления кризиса политической власти, формирования новых основ организации и функционирования ее институтов, адекватных сложившимся общественным условиям.
Смена антидемократических политических режимов демократическими происходит в основном с помощью мирных перемен. К наиболее распространенным формам этих перемен относятся: реформа сверху, «абдикция» (добровольный отказ правящей политической элиты от власти), постепенная реформа.
Реформа сверху возможна тогда, когда политическая верхушка по своей воле, а не в результате давления со стороны оппозиции, решает изменить существующую систему политической власти и обладает достаточной мудростью и волей для реализации программы демократических перемен. Однако следует отметить, что преобразование властвующей в обществе политической группировкой антидемократических режимов в демократические нередко обречено на провал. Главной причиной тому является недостаточная последовательность проведения демократических реформ.
Кроме того, в условиях реформ сверху в обществе действуют две основные социально-политические силы, интересы которых часто не совпадают. Одна - социально-политические группы и объединения, обладающие властью и контролирующие государственную машину, - заинтересована в том, чтобы максимально сохранить свое правящее положение и роль в обществе и действует консервативно. Другая - большинство народа, социально политические объединения и организации эиции политическому режиму, - стреме ^ьТГ В ^ на государственную власть, стать полнопра^Гс^Г *"*** литико-властных отношений и действует 2*0^™ П°" тивно и даже радикально. Под вли^нием^огТ^0^' № демократические преобразования тормозятГ ос™1 *"* противоречиво и хаотично, что иногда' приват Г^Г~ общественно-политическим потрясениям. Например вГвГоой половине 80х - начале 90-х гг. XX в. дшоЧ^^^В^ в Советском Союзе, проводимые по инициативе его политически го руководства, привели к распаду страны.
Абдикция как способ трансформации антидемократических режимов в демократические - на практике явление исключительное. Это связано прежде всего с тем, что правящая политическая элита, будучи в своей основной массе неоднородной, как правило, неспособна добровольно передать власть другой политической силе. Кроме того, в условиях антидемократического режима, особенно при тоталитаризме, крайне затруднительно формирование такой политической группировки, которая в короткие сроки способна и готова взять на себя всю полноту власти, профессионально и эффективно управлять обществом и осуществлять демократические преобразования в стране. Однако при определенных обстоятельствах абдикция возможна. Ее проявление в различных аспектах неоднократно наблюдалось в историческом прошлом и в современных условиях. В 1999 г., например, добровольно, до истечения срока, сложил полномочия Президент России Б. Ельцин.
Оптимальным и эффективным способом трансформацииан-
тадемократическик режимов в Д^0КРа™ческие^Р^М™и™е постепенную реформу, которая представляет «^йсмиеспи действия направленные на демократические п^р«0вания в обществе по заранее согласованным правилам п^™х «* стоящих V власти и политической оппозиции. Эта реформа воз-«ГГ^ХГда явно проявляется несносность с^=-щей власти эффективно осуществлять управление обществом. происходит делегитимизация политического режима. В результате в обществе активизируется политическая оппозиция, которая в союзе со сторонниками «мягкой линии» на демократические преобразования в составе правящей политической группировки определяет приоритетные направления и способы перехода общества к демократии. Такой переход, как правило, является длительным комплексным процессом, охватывающим все сферы общественной жизни. Он требует политической мудрости и прозорливости от возглавивших реформу политических сил, терпения и выдержки всех социальных слоев и групп общества. Постепенные реформы авторитарных политических режимов, ведущие к демократизации общественной жизни и ее отдельных сторон, осуществляются с определенными особенностями и спецификой практически во всех странах, образовавшихся в конце XX в. после распада СССР, а также в Китае и большинстве бывших социалистических странах Восточной Европы.
Следует отметить, что практический переход антидемократических политических режимов в демократические не является простым. В процессе его, в зависимости от особенностей той или иной страны, в различных вариантах сочетаются мирный и немирный пути, разнообразные способы демократических общественных преобразований. В полной мере это относится и к современной России, которая постепенно движется к демократии. Активизации и оптимизации движения России по этому пути могут способствовать: изучение общественного мнения и поддержание постоянных контактов власти с населением; разъяснение целей и задач общественно-политических преобразований; широкое использование правовых методов для достижения политических целей, постоянное обновление законодательства; совершенствование государственного правления, уравновеши-вание ветвей государственной власти; модернизация политического режима с учетом политических традиций российского общества; распространение и укрепление демократических ценностей в обществе, преодоление правового нигилизма и развитие политической культуры населения; поддержание законности и правопорядка в обществе; разработка „ „ дарственных программ и политики наго^Т60™61™6 ГОСу- ние глубокого социально-экономическоТп? "" ПРе°Д0Ле- Утверждение демократических осГ^^Г: Г"*"™' нирования политической жизни - это важнейш^ ФуШЩИ°- ственного прогресса, одна из тевденциТр"™Г"" °бЩе- мировой цивилизации. Развития современной
Политический режим представляет собой основную харак теристику качества политического господства и властвования Установление и функционирование той или иной разновидности политического режима обусловлены не только политическими вкусами и амбициями властвующих политических элит, но и уровнем цивилизованности страны, ее политическими традициями, степенью осознания народом себя субъектом политической жизни.
Стабильность и надежность политического режима определяют эффективность политической власти, устойчивость политического господства тех или иных политических сил. Любая господствующая в обществе политическая группировка постоянно заботится об укреплении существующего политического режима, его легитимации и использует для этого различные пути и средства. Вместе с тем политический режим не является раз и навсегда установившейся данностью. В процессе функционирования он постоянно развивается, эволюционирует от одного типа к другому. Пути и способы смены одного политического режима другим зависят от совокупности складывающихся в обществе объективных и субъективных предпосылок, степени ихЧ™*™^ явления в разных сферах общественной жизни .^<*«Р~ всегда носит конкретно-исторический характер и отличается ционально-специфическим содержанием.
Литература
1. Раймон А. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.
2, Галкин В. В., Красин А. Ю. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. - М, 1998.
З.Громыко А.А. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. - М.: Об-во «Знание» РФ, 2003.
А.Даль Р. О демократии: Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2000.
-
Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире. -М., 1999.
-
Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М„ 1995.
-
Эйзенштадт Ш.Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость // Полис. - 2003. - № 2, 3.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464