logo search
учебник Куликова

Основные функции.

Из целого ряда возможных функций социологии можно выделить четыре основные:

Эмпирическая функция предполагает социологии изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработку конкретной фактической ин­формации (первичных данных) - о численности и составе населе­ния, рождаемости и смертности, количестве безработных, уровне разводов, семейных бюджетах, мнениях избирателей и т.д.

Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социоло­ги анализируют, логически обобщают и систематизируют полу­ченные эмпирические данные и делают из них подтвержденные практикой научные выводы. В результате (1) социологическая наука обогащается новыми понятиями, терминами, определениями (или, по-книжному, дефинициями;)(2) создаются те или иные теории, доктрины, концепции, объясняющие социальные процессы и яв­ления;(3) общество глубже познает закономерности и перспекти­вы своего развития.

С этими перспективами связана и прогностическая функция социологии. Она имеет место, когда ученые разрабатывают про­гнозы - научно обоснованные предпо­ложения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем.

Наконец, когда социологические прогнозы, теоретические и иные разработки используются для решения практических задач, социология выполняет прикладную функцию. Так, исследования социологов могут помочь в выборе оптимальны мест для созда­ния новых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию систем образования, здравоохранения, трудо­устройства, пенсионного обеспечения населения и т. д.

Особенно широко в этой функции социология применяется в производстве и управлении. Здесь ее часто называют социальной инженерией. Подобная «индустриальная социология» направле­на на поиск путей рационализации и повышения эффективности процессов производства и управления (улучшение условий труда, обеспечение комфортности в работе человека с машиной, совер­шенствование организационных структур, оптимизация стиля управления трудовыми коллективами, создание в них благоприят­ного социально-психологического климата и т.д.).