logo search
Политология

Глава 5

Политическая жизнь общества

Специфической областью политической науки является ком-плексное исследование жизнедеятельности политических систем, учреждений, партий, организаций, политической жизнедеятелыно-сти граждан. Подобно тому как физика наряду с исследованием отдельных физических явлений разрабатывает общую теорию движения, а биология, исследуя отдельные живые организмы, изучает феномен жизни как таковой, политическая наука также не может не интересоваться теорией жизненных процессов в полити-ке.

5.1. Понятие политической жизни общество

Понятие «политическая жизнь» позволяет выделить фено-мен политики из остальной части общества, которая при этом представляется окружающей средой. Политическая жизнь во-площается в разнообразных социальных процессах, структурах, подсистемах. Ее пределы выделяются границами, в рамках ко-торых исполняются принимаемые политические решения. Ос-новные составляющие политической жизни — властные отно-шения, политические структуры и учреждения, политические идеи и концепции. Иначе говоря, политическая жизнь включает в себя все действия и структуры, так ши иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политтеских решений.

При анализе политической жизни следует учитывать, что общество — значителыю более сложное образование, чем фи-

5. Политическоя жизнь общвсгво

171

зические или биологаческие системы. Оно качественно отлича-ется от них множественностью и многомерностью своих ком-понентов. Это требует многофакгорного системного анализа политических институтов и систем. Задача исследования поли-тической жизни усложняется из-за существенного усложнения и ускорения современных общественно-политических процес-сов, что, в частности, требует многопланового изучения поли-тического сознания и поведения людей.

Чтобы понять сод&ржание политической жизни общества, необходимо осмыслить соответствующую терминологаю. К числу базовых относится прежде всего понятие политическая система общества. Она включает в себя множество элементов, частей, подсистем, некоторые из них сами могут быть рассмот-рены как сложные системы, например, государство, партии. Политическая система — это срвокупность многих пояитиче-ских институтов, структур, действий, процесеов, идей. Все они тесно связаны с экономической и культурной жизнью общест-ва, его социальной структурой.

Одним из составных элементов политической системы об-щества является политтестй институт, который охватывает множество отношений и струкгур политической сферы. Часть из них обладает некоторой материальной организацией, на-пример, общественно-политические объединения, политиче-ские партии. Другае имеют нематериальный характер, как, на-пример, правовыр нормы и представления, выражаемые поня-тиями собственность, власть, легитимность и др. Политический институт — это своеобразная модель человеческих отношений, которая выражается в конкретных политических связях, харак-теризующихся прочностью и стабилыюстью.

С понятиями «политическая система» и «политический ин-ститут» тесно связано понятие «политическая структура», вы-ражающее прежде всего взаимосвязь субъектов политической деятельности, политических институтов. Структура харакгери-зует относительно неизменные, устойчивые связи элементов системы, сохраняющиеся, несмотря на смену отдельных людей и поколений. Таковы структуры правительств, парламентов, партий. Разного рода государственные и партийные структуры предписывают, запрещают, тормозят или разрешают те или иные типы поведения людей.

172

III. йктуопьные проблемы современной политологии

5. Политическоя жизнь общвство

Политтеский процесс — еще одно понятие, широко исполь-зуемое в политологаи. Это совокупность взаимосвязанных из-менений политической системы или ее компонентов, их разви-тие. Процессы развертываются под влиянием многих обьектив-ных и субъективных факторов. Конкретное вмешательство лю-дей может ускорять или замёдлять развитие объекгивно сло-жившвйся ситуации. Процессы могут быть быстрыми и мед-ленными, управляемыми и неуправляемыми, созидательными и разрушительньши. Разрушительные процессы протекают, как правило, быстрее, чем созидательные. Характер процесса, его зависимость от субьективных факгоров в каждом отдельном случае могут быть определены лишь в результате строгого на-учного анализа.

Ключевьш понятием политологаи, без учета которого труд-но понять специфику политической жизни общества, является категория представительство или делегирование. Современная политическая система состоит из законодательной, судебной, исполнительной систем, центральной и местных систем управ-ления, базирующихся на принципах представительства. Эле-мент представительности имеется и в таких структурах, как партии и профессионалыше объединения. Он присутствует и в выборных кампаниях, а также в некоторых формах массовых действий, таких, как демонстрации, забастовки, пикеты и т.д. Конечно, сам харакгер представительства может быть разным: всеобщим, национальным, классовым ит:д. Политическая практика знает, однако, и системы непредставительного харак-тера, особенно активно действующие в условиях недемократи-ческих, тоталитарных режимов.

Важное значение для осмысления политической жизни об-щества имеет понятие «госуцарство». О нем пойдет речь в спе-циальной главе. Здесь же отметим, что государство представля-ет собой множество подсистем, локализованных территориаль-но и изменяющихся во времени.

В современной политологаи государство рассматривается чаще всего как ядро политической системы общества, совокуп-'ность взаимодействующих между собой органов законодатель-ной, исполнительной и судебной властей.

Важнейшим фактором политической жизни общества явля-ются политические партии. Они тесно связаны с другими ее

173

компонентами, но в то же время относительно самостоятель-ны, имеют свои интересы. Партия — это организованная поли-тическая сила, объединяющая граждан одного политического направления для участия во власти или для воздействия на власть ради достижения своих интересов. Совокупность всех партий данной страны образует ее партийную систему. Каждая партия имеет евою внутреннюю струкгуру: лидеров, руководя-щие органы, профессиональных работников, акгивных и пас-сивных членов, свой эйекторат. Харакгер партий и партийных систем определяется множеством факторов: традициями, исто-рией страны, ее экономикой, социальной структурой, релига-ей, этническим составом.

К базовым понятиям, харакгеризующим полигаческую жшнь общества, ойюсигся также понятие политическая власть. Для изу-чения политической жизни общества категория власти имезт та-кое же всеохватывающее, универсальное значение, как длд изу-чения экономической жизни категория денег. Все проявления политической жизнедеятельности, о которых речь шла выше, представляют собой некоторую модификацию властных отно-шений. Властвование есть осуществление функции командова-ния, господства с опорой на материалъную шш цдеапьную силу.

Соотношение материальных и вдеологических, насильст-венных и воспитательных способов осуществления власти в ис-тории постоянно менялось. В настоящее время усиливается роль ненасильственных способов осуществления власти, кото-рые, как показал опыт, оказываются более эффективньщи для достижения наиболее существенных социальных результатов и устойчивости самой власти.

Тем не менее неотьемлемым признаком государственной власти всегда бьшо и остается использование методов принуж-дения, насйлия, прежде всего на основе применения конститу-ционного, гражданского, семейного, уголовного, администра-тивного и другого законодательства. При этом должны учиты-ваться существующие пределы государственного регулирова-ния, различия между политической и неполитическими сфера-ми, недопустимость государственного вмешательства в дела гражданского общества и нарушения установленных законом личных прав и свобод граждан. 174

II. Вктуольные проблемы современной политодогии

5. Политичвской жизнь общваво

175

Таким образом, содержание политической жизни общества включает в себя широкий круг явлений, прежде всего многооб-разные политические институты и гос функционирование, а также различные виды взаимоотношений между людьми, соци-альными группами по поводу власти, нередко иепользуемой для изменения общественных отношений в соответствии или в противоречии со сложившимися условиями. В политической жизни общества проявляются и реализуются по сути интересы каждого члена общества. Хотя только часть людей занимается политикой профессионально, многие люди так или иначе во-влекаются в политическую жизнь общества, в том числе в от-ношения по поводу власти, гражданских прав и свобод, участ-вуют в различных политических действиях.

5.2. Социольно-группоео®

и личностное измерение

политической жизни

Политологая рассматривает не только содержание деятель-ности политических институтов, таких, как государство, гар-тии, организации, но и исследует также социальные условия, в которых эта институциональная деятельность осуществляется, ее зависимость от этих условий. Кроме того, политическая жизнь не может быть понята без учета места и роли в ней раз-личных социальных групп, национальных общностей, классов, регаональных и профессиональных групп, а также отдельных личностей. Именно интересы социальных групп и отдельных личностей првдают политике тот или иной национальный, классовый, региональный, а иногда и личностный характер, определяют ее цели и способы ее осуществления.

Многомерность политической жизни выражается и в том, что она имеет не только классовое, национальное, социально-групповое, но и личностное измерение. Причем исследование взаимоотношений личности и государства становится все более значимым в политической науке. В современной подитической теории и пракгике личность все чаще рассматривается как пер-вичный и главный субъект политики. Утверждается политиче-ское равенство всех граждан, их политических прав и свобод,

закрепляются ограничения полномочий государства по отно-шению к личности как объекту властвования.

Реальное превращение личности в активного субъекга по-литики, деятельного участника политической жизни общества определяется современными социально-политическими усло-виями и развитием самой личности, в том, числе ее психологи-ческими и идеологаческими качествами. Исследование мотивов участия людей в политической деятельности — одна из основ-ных проблем политологвд.

К индивидуально-личностным качествам, определяющим сте-пень политической активности отделыюго человека, относят:

• социальный статус личности, наличие у нее материаль-ных возможностей и свободного времени для участия в поли-тической деятельности;

• уровень. политического сознания и политической культу-ры личности, проявляющийся прежде всего в ее устойчлвых представлениях об основных сторонах политической жкзни общества;

• наличие у личности определенных политических устано-вок и стандартов политического поведения, умений и навыков политической деятельности, а также соответствующих волевых качеств.

Уровень политической активности граждан независимо от индивидуально-личностных качеств в целом повышается, если в политической жизни общества складываются благоприятные условия:

• создана законодательная база, стимулирующая эту акгив-ность, в виде современного комплекса политических, экономи-ческих и духовных прав, таких, как право избирать и быть из-бранным, быть собственником и предпринимателем, право на свободу убеждений и свободу слова и т.п.;

• обеспечивается необходимый уровень благосостояния людей, материального и культурного, а также минимум свобод-ного времени для занятий политической деятельностью.

В зависимости от степени развития этих условий в обществе формируются и преобладают различные образцы, стандарты, типы политического сознания и поведения, которые создают тот или иной стиль политической жизни, определяют ее харакгер.

Основные типы политического поведения людей, формирую-щиеся как под влиянием их индивидуальных психологических176

II. йктуояьные проблемы современной пояитологии

5. Политическоя жизнь общесгео

177

качеств, так и под воздействием конкретных социально-поли-тический условий, можно представить в ввде следующей клас-сификации:

активистский тип, проявляющийся в высокой заинтере-сованности граждан в фактическом участии в политической жизни. Преобладание в обществе граждан этого типа свиде-тельствует о высокой политической культуре данного общества, так называемой «культуре участия»;

наблюдатель, когда человек интересуется политикой не-систематически, но, будучи осведомленным в основных собы-тиях, участвует в них время от времени;

аполитичный тип, когда человек безразличен к политике, не интересуется ею, не участвует в политической жизни обще-ства. Такие люди преобладают в обществах недемократическо-го, тоталитарного типа. Подобный тип политического поведе-ния демонстрирует, например, абсентеист — человек, система-тически уклоняющийся от участия в выборах в представитель-ные органы власти.

Но люди участвуют в политической жизни, конечно, не только как отдельные личности. Как правило, они действуют в составе тех или иных социальных групп, с которыми их связы-вают экономические, политические, национальные, профес-сиональные и другае интересы.

Значителышй вклад в исследование роли классов, нацио-нальных общностей, других социальных групп в политической жизни общества внесли немецкие ученые К. Маркс и М. Вебер (1864—1920), разработавшие социальную концепцию политики. Правда, харакгер воздействия этих групп на политику каждый из них понимал по-своему.

По Марксу, это воздействие осуществлялось прежде всего под влиянием экономических интересов тех или иных классов, которые удовлетворяются чаще всего в ходе социальных кон- | фликтов и революций. Для Вебера это воздействие представля-лось не столько экономическим, сколько духовным, в том чис-ле религаозным, и реализовывалось путем согласования инте- | ресов различных групп, достижения консенсуса между ними.

Усилиями этих ученых в политологии стало общепризнан- | ным, что политическая жизнь осуществляется не только на уровне индивидов, но и на более высоком уровне — социаль-ных общностей, таких, как этносы, классы, профессиональные

и регаональные общности. Именно они првдают политике эт-ническую, классовую или религиозную окраску. Именно груп-повые интересы определяют в значительной мере ход полити-ческой жизни, нередко придавая ей напряженный, конфликт-ный харакгер. Объединяясь в группы, люди обретают возмож-ность более эффективно воздействовать на властные, в том числе и на государственные, структуры целым арсеналом раз-нообразных методов и средств. Наиболее действенные из них:

• воздействие на фррмирование состава органов государст-венной власти через свЬй электорат в ходе избирательных кам-паний. Выборы имеют исключительно важное значение для по-литической жизни демократических стран и поэтому приобре-тают здесь нередко харакгер политических сражений между различными социальными силами;

• формирование общественного мнения через средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение. Там, где обеспечивается свобода слова и печати, СМИ приоб-ретают роль «четвертой власти»;

• давление на органы власти посредством различного рода лоббистских групп, действующих не только путем организации острых критических выступлений в парламенте, но и с помо-щью таких сильно действующих средств, как угрозы, шантаж, подкуп и даже политические убийства;

• проведение различного рода публичных акций как на-сильственного, так и ненасильственного характера — от ми-тингов, забастовок, пикетов, шествий, демонстраций до воору-женных выступлений-

Политическая деятельность классов, наций, профессио-нальных групп, политических партий обычно персонифициру-ется в конкретных лицах — более или менее влиятельных лвде-рах. Будучи выдвинуты отдельными нациями, слоями, группа-ми, партиями, политические лидеры, естественно, оказывают особое влияние на политические институты, а иногда и на все общесТво в целом. От харакгера лидерства — демократического или тоталитарного — во многом зависит общий характер поли-тической жизни общества.

Нередко те или иные люди, социальные группы и полити-ческие партии выступают как активные субьекты политической жизни общества, ее творческое начало. Это особенно ярко проявляется в период избирательных кампаний. Объектом их178

III. Вктуольные проблемы современной политопопии

политической деятельности могут стать институты законода-тельной и иеполнительной власти, различные проявления по-литических отношений, конкретные социальные группы людей ит.д.

Один из парадоксов политаческой жизни состоит в том, что ее субьекты и объекты могут меняться местами, ее творцы в одночасье могут превращаться в ее жертвы. Подобные мета-морфозы нередко случались в прошлом, но часто происходят и теперь, в том числе в периоды, следующие за избирательными кампаниями. Например, обнаруживается, что политики не вы-полняют свои предвыборные обещания, принимаются полити-ческие решения, ведущйе к провалам в экономической и соци-альной сферах, развиваются произвол и коррупция чиновников, усиливается применение репрессивных методов управления.

5.3. Основныв типы взаимоотношвний государства и общ0ства

Располагая мощным арсеналом средств воздействия на сво-их граждан, государство может решать не только созидательные задачи. Нередко оно действует вопреки интересам большинства члецов общества, способно превращаться в чудовище, подоб-ное библейскому Левиафану, пожирающему своих собственных детей. В примерах подобного рода в мировой политической практике нет недостатка.

Важнейшим условием преодоления многих пороков полити-ческой жизни общества является теоретическое и практическое решение проблем соотношения политической и неполитиче-ской сфер жизни, уяснение разделяющих их границ, разработка оптимальной модели взаимодействия гражданского общества и правового государства.

Истории известны различные модели соотношения общест-ва и государства.

В античном полисе (городе-государстве) общество и полити-ческая власть почти полностью совпадали. Греческое и римское общество строилось на подчинении личного начала обществен-ному, гражданина—государству. Благо государства ставилосъ выше благополучия индивида. Граждане посвящали себя беско-

5. Политическоя жизнь общестеа

179

рыстному служению обществу и были готовы отдать за негр жизнь. Именно на этих принципах основывается государство, которое Платон представлял в качестве идеального.

Положение мало изменилось и в средневековом обществе. Здесь также не бьшо разделения между государством и граж-данским обществом. Каждый человек принадлежал какому-то государю. Для средневекового политического сознания индивид нередко представлялся фигурой подозрительной, вызывал не-доверие. Он бьш как Щ& жуликом, заслуживающим если не ви-селицы, то тюрьмы.

Предвестником грядущих изменений стало появление под влиянием христианской религии нового идеала человека в виде святого отшельника, полного презрения ко всему земному, включая и государство. Это было морально-политическое следст-вие хрисгаанства, оказавшееся неожиданным для него самого1.

Под влиянием христианской ориентации на личное спасе-ние начался процесс дезинтеграции общества, который привел к зарождению идеи разделения государства и гражданского об-щества. Ускорению этого процесса существенно способствова-ло признание государством права частных лиц владеть частной собственностыо. Это основное право было затем дополнено целым комплексом личных прав и свобод во всех сферах обще-ственной жизни. В Новое время государство и общество уже четко отграничиваются друг от друга.

Но вскоре выяснилось, что право частной собственности, как и другие права, приводит не только к позитивным, но и к негативным результатам, разобщает людей, отчуждает их друг от друга, ослабляет государство и общество в целом. По оценке Гегеля, глубоко исследовавшего эту проблему, государство оли-цетворяет объективную тенденцию человечества к интеграции, объединению, в то время как гражданское общество выражает мир частных интересов, индиввдуальной активности. По мне-нию Гегеля, единство государства и общества вырастает через создание системы гражданских и государственных учреждений, решающую роль в которой все же играет государство:

Существование государства — это шествие Бога в мире2.

1 См.: ФрезерД.Д. Золотая ветвь. — М., 1983. — С. 335—336.

2 Гегель Г. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — С. 284.

180

III. Пктуопьные проблемы современной политологш

5. Политичвской жизнь общвство

Дальнейшие поиски путей преодоления противоречия меж-ду необходимостью единства общества и потребностью людей в личных правах и свободах привели к созданию современного механизма взаимодействия государственной власти с разветв-ленной системой негосударственных, гражданских институтов в области производственной, культурной, религаозной и семей-ной жизни.

В современной политической теории и пракгике признано, что соотношение между государством и гражданским общест-вом является важнейшим измерением характера общественно-политической жизни. Как государство, так и организации гра<-жданского общества имеют свои функции и свои границы. I Причем между ними существует некоторый оптимальный уро-вень взаимоотношений, который определяется конкретными историческими условиями развития страны.

Современная политическая наука делит реально сущест-1 вующие общественные системы на два основных типа, между! которыми, конечно, имеется множество переходных, промежу-[ точных форм.

Первый тип — недемократтескт, тоталитарныйл Он характеризуется полным преобладанием государства и в це-| лом существующей политической системы над гражданским! обществом. В наиболее чистом виде этот тип был представлен в! Древнем мире и в эпоху Средневековья. Однако он не исчез окончательно из политической жизни современного общества.1 При этом типе раздутая политическая система охватывает все| участки общества. Бюрократия централизованно управляет все-1 ми сферами общественной жизни. В конечном итоге все эко-| номические, политические, местные, личные, семейные отно-1 шения все более жестко регулируются ею. Монолитное едино-1 мыслие — характерный признак такой системы. В этой системе! гражданское общество вытеснено на дальнюю периферию. И,| как следствие, здесь складывается теневая экономика, расл теневые структуры, мафия. Всесильные чиновники облада! правом казнить и миловать. Юридическая сфера остается не-развитой. В результате эта система оказывается неспособнси обеспечить гармоническое развитие общества, рост производс ва, изобшгае товаров народного потребления, порождает кри-зисные явления. Однако она может в течение некоторого вре

181

мени обеспечивать развитие немногах отраслей промышленно-сти, например, военной, и создавать условия для безбедной жизни бюрократии.

Второй тип — демократический по всем параметрам. Роль политической системы здесь ограничена, гражданское общество играет значительную роль. Этот тип системы в своих основных чертах сформировался в XVIII—XIX вв., в период раннего капитализма. Экономика здесь основывается на мно-гообразных формах сдбственности. Существуют многопартий-ная система, многочисленные объединения производителей и потребителей. В культурной жизни господствуют принципы терпимости, плюрализма. Созданы условия для свободной кон-куренции в хозяйственной и культурной сфере, а следователь-но, для естественного отбора лидеров, общественных деятелей.

Конечно, и эта социально-политическая система имеет свои недостатки, проявляющиеся, например, в весьма жестком от-ношении к так называемым маргиналам — безработным, без-домным и т.п. Однако эти пороки могут компенсироваться сис-темой социальной защрггы необеспеченных слоев населения.

Оба типа имеют как положителыше, так и негативные сто-роны. Выявление их особенностей призвано способствовать выбору того варианта политической жизни, который в наи-болыией степени отвечает экономическим и культурным усло-виям данной страны. На этой основе возможно и прогаозиро-вание перспектив политического развития общества.

Анализ политической жизни общества предполагает рас-смотрение не только ее структуры, но и ее движения, динами-ки. Подобный анализ любых явлений, в том числе и политиче-ских, опирается в качестве базовых на понятия: процесс, функ-ционирование, изменение, развитие. Он предполагает также рас-смотрение предпосьшок появления политических процессов, фак-торов их развития и социальной направленности.

Предпосылками возникновения и развития политической формы общественной деятельности являются глубинные по-требности людей в сохранении своей жизни, а также в опреде-ленном ее качестве с точки зрения материального и духовного уровня. Стремление к удовлетворению этих потребностей дви-жет весь процесс политической жизни. Дело в том, что челове-ческие потребности под влиянием шменяющейся природной и182

III. Йктуольные проблемы современной политологии

5. Политическоя жизнь общестео

183

социальной среды постоянно изменяются. Под влиянием этих непрерывных изменений преобразуется и общественная жизнъ, в том числе и жизнь политическая.

Исходным понятием для описания развития политической жизни общества является политический процесс. Он выражает всю совокупность изменений в политических институтах и по-литических отношениях. С помощью этого понятия выражают-ся динамика политической жизни, способ ее функционирова-ния, политическая деятельность субъекгов и разного рода по-литических институтов, прежце всего институтов власти.

Политический процесс осуществляется, как правило, в те-чение ряда периодов или этапов своего развития, которые мо-гут иметь харакгер прогресса или регресса.

Политический процесс начинается с возникновения в об-ществе соответствующих импульсов-сигналов снизу, адресо-ванных властным структурам, принимающим решения. Эти инициативы могут исходить от оппозиционных партий или не-посредственно от социальных групп, которые, чтобы быть ус-лышанными, прибегают к массовым действиям в виде демонст-раций, пикетов, забастовок, блокирования дорог, захвата зда-ний, заложников и т.п. На следующем этапе происходит осоз-нание властями полученных сигналов, анализ полученной ин-формации и, как правило, в результате дискуссий й голосова-ний формулируется определенное политическое решение. За-ключительный этап политического процесса — реализация | принятого политического решения, указа, закона, программы. Успех этого зависит от степени демократизации политической жизни, уровня развития структур гражданского общества, ак-тивности граждан. Велика в этом и роль личностных особенно-стей лидеров, участвующих в выработке и реализацйи полити-ческих решений, их опыта, таланта, политического чутья, уме-ния предввдеть отдаленные последствия принимаемых решений.

На каждом из указанных трех этапов политический процесс I может в зависимости от конкретных социально-политических условий протекать в разных режимах — от нормального до раз-рушительного. Нормальным является режим, при котором по-литическая система, в условиях которой протекает данный по-литический процесс, на всех указанных этапах — от принятия и до реализации решений — функционирует в обычном, освя-

щенном традицией распорядке взаимоотношений граждан с институтами власти, причем струкгура последних не изменяется.

Однако режим функционирования политической системы может приобретать и иной характер, в том числе несколько от-клоняясь от нормы, традиции. При этом политическая система остается в основном неизменной, претерпевая лишь несущест-венные преобразования, которые соответствуют новым требо-ваниям граждан. Так, например, может измениться состав и структура правительства^ других органов власти. Все это может содействовать отдельным политическим процессам, вносить соответствующие измененйя. Но возможно и такое течение по-литического процесса, при котором происходят резкие откло-нения от сложившихся традиций. По выражению Петра Стру-ве, известного отечественного политолога начала нынешнего века, это режим упадка, гибели, регрессивной метаморфозы политики.

Отличаясь высокой изменчивостью, политическая жизнь общества знает периоды как подъема, так и спадов, апатии и бурных взрывов. Она развивается весыца противоречиво. Пе-риоды ее эволюционного развития нередко сменяются револю-ционными.

Несмотря на то, что в мировой истории, особенно в исто-рии стран Востока, таких, как Индия, Япония, Китай, извест-ны длительные застойные периоды господства деспотических режимов, лишавших массы людей участия в управлении, все же в мировой политической истории достаточно четко прослежи-вается тенденция роста иолитической активности масс, расши-рения политических прав граждан.

Нарастание демократической тенденции ясно прослежива-ется в историческом развитии политической жизни от ранних форм первобытной демократии с ее традицией коллективного принятия решений к античным, а затем к средневековым поли-тическим собраниям в городах-республиках Италии, древнего Новгорода и далее — к парламентам стран Западной Европы вплоть до современных развитых форм гражданского общества, существенно ограничивших роль политических структур.

Конечно, многовековая борьба против классовых, нацио-мальных и других ограничений еще далека от завершения. Од-нако это не меняет общего направления эволюции политиче-184 ________III. йктуольные проблемы современной политологии

ской жизни в сторону ее демократизации, расширения полити-ческого участия, становления гражданского общества и право-вого государства.

5.4. ОсноЁные принципы

и нормы демокротической

организации политической жизни

Политическая жизнь в демократически организованном об-ществе становится все более разнообразной. К участию в ней привлекается значительная часть населения, политика в нема-лой степени «делается на улице». Формами политических дей-ствий становятся массовые дискуссии, избирательные кампа-нии, митинга и шествия, акции гражданского неповиновения, забастовки. .

Политические действия различаются по степени их органи-зованности. Они могут быть стихийными, слабо организован-ными или же, напротив, отличаться высокой степенью органи-зованности. Несмотря на общий рост организованности поли-тических действий, проблема стихийности и беспорядка остает-ся одной из острых политических проблем.

В результате длительного исторического процесса бьши вы-работаны определенные нормы, принципы и формы организа-ции политической жизни, которые со временем приобрели вид «политического катехизиса». Соблюдение этих норм и принци-пов придает политической жизни устойчивость, стабильность и возможность дальнейшего прогрессивного развития. Эти прин-ципы и нормы сводятся к следующим основным положениям.

• В области личных прав признается право каждого челове-ка на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, невмеша-тельство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища.

• В сфере политических прав устанавливается право каждого гражданина избирать и быть избранным, право на свои поли-тические убеждения, на политические объединения (партии, союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования.

5. Политическоя жизнь общвство

185

• В экономической сфере дается право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждсние.

• В социалъной области провозглашаются права на достой-ный уровень жизни, на образование, охрану здоровья, соци-альное обеспечение, на отдых и дрсуг.

• В духовной сфере признается право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интел-лектуальной собственнйсти.

Конечно, одного провозглашения указанных прав и свобод недостаточно. Для их осуществления на практике необходимы реальные гарантии. Для этого нужно разработать соответст-вующее законодательство и обеспечить его выполнение, а так-же сформировать соответствующий уровень политической культуры населения, его готовность защищать демократитеские права и свободы.

Политическая жизнь общсства постоянно развивается и со-вершенствуется. С достаточной четкостью вырисовываются ос-новные направления ее совершенствования или точки роста современной политической жизни, ее перспективы.

Политическая система и прежде всего ее ядро — государст-во совершенствуется в направлении формирования демократи-ческого правового государства. Под таким государством пони-мается своего рода идеал государственного устройства. Это го-сударство, которое обеспечивает осуществление прав и свобод своих граждан, а его Органы, особенно суды и полиция, точно соблюдают существующие законы. Это государственная власть, не допускающая прямого вмешательства в сферу гражданского общества, в область самоуправления свободных индиввдов и их организаций.

Правовое государство может развиваться только в условиях многопартийности. Многообразие партий необходимо как важ-нейшее средство выражения интересов различных социальных групп и общностей людей. Без такого многообразия демократи-чсское развитие современного общества невозможно. С этим евязана и необходимость совершенствования парламентского механизма функционирования власти, призванного также обеспечивать согласование действий различных политических цартий и движений. В ходе их дискуссий рождаются компро-186

III. Вктуольные проблемы современйой политологии .

5. Политическоя жизнь общвство

187

миссные решения. В этой работе формируются подлинные по-1 литические партии парламентского типа.

Тесно взаимодействуя с политической системой, развивает-ся и гражданское общество. Оно все в болыней степени функ-ционирует в качестве самоорганизующейся и саморазвиваю-щейся системы, существующей в рамках конституции, но в ка-честве противовеса государству — в ввде комплекса независи-мых экономических, национальных, религаозных и других ор-ганизаций. Необходимое условие функционирования граждан-ского общества — высокий уровень социального, интеллекгу-ального, психологического развития личности, ее внутренне! свободы и полной самостоятельности при включении в тот ши иной институт гражданского общества.

5.5. Особенности политической жизни в современной России

Политическая жизнь в современной России имеет особен-ности. Она в значительной мере обусловлена тяжело идущим* попытками реформировать общество и глубоким экономиче-ским кризисом.

Так, за период 1992—1998 гг. объем промышленного произ-водства сократился вдвое. Так же сократился объем товарообо-рота. Пракгически прекратилось обновление технологическог парка, в связи с чем резко возросло количество аварий и ката-1 строф. Внешний долг в пересчете на одного жителя вырос ~ годы реформ в четыре раза.

Переход предприятий к частным владельцам в результат приватизации не улучшил, а ухудшил производственные пока затели, доля убыточных предприятий выросла в пять раз и со ставила по России более 50%.

Социальная структура деформирована до предела: 0,2% се мей владеют 2/3 всего накопления, в то время как четве! часть населения оказалась за чертой нищенства, имея подуше! вой доход ниже физиологического минимума.

Традиционные духовные ценности вытесняются культад денег и насилия. СМИ активно пропагандируют американс!"' образ жизни, а с книжных полок исчезают произведения клас! сиков отечественной литературы. Все болынее число людег

впадают в социальную апатию, пытаясь забыться с помощью алкоголя или наркотиков. Каждый год совершается около 60 тыс. самоубийств1.

В стране нарушены демографические процессы. Увеличи-лась смертность, рожцаемость упала в два раза. В результате впервые за всю историю России численность населения стала сокращаться.

В сфере политической жизни грубо нарушаются основные демократические нормы и принципы. Политическая целесооб-разность преобладает над законом. Вместо правового государ-ства политическую жизнь направляют указы Президента. Вме-сто разделения властей утвердилось разделение функций под едшюличной верховной властью. Высшие руководители испол-нительной и судебной власти нередко назначаются по принци-пу личной преданности. Мафия рвется к управленшо государст-вом. Акгивно навязывается архаичная вдея возврата к монархии.

Все реальнее становится угроза внешней агрессии. Устами известного политолога и общественного деятеля 3. Бжезин-ского в США открыто говорят о необходимости расчленения России и взятии под внешний контроль ядерных военных объ-ектов и атомных электростанций.

Развертываясь в этой кризисной обстановке, политическая жизнь современной России в значительной степени определя-ется противостоянием трех основных социально-политических концепций, каждая из которых имеет свою социальную опору.

Коммунистическая концепция, олредвлявшая развитие страны с 1917 по 1991 гг., с тех пор претерпела мало изменений. В ка-честве оптимальной она рассматривает плановую экономику. Жестко придерживается идеи йедопустимости частной собст-венности на землю, считая необходимым сохранить ее главньш образом в собственности государства. В политической сфере — ориентация на социалистическую демократию. Философской основой концепции является учение, признающее решающую роль материальных уеловий в жизни общества.

Социальной опорой этой концепции являются прежде всего наиболее пострадавшие от реформ слои населения — предста-вители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, в том

1 См.: Гундарев И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? — М.: Медиа с<1>ера, 1995. 188

III. йктуольные проблемы современной политологии

5. Политичвская жизнь общеава

числе работники бюджетных организаций, госсекгора, пенсио-неры, а также население ряда автономий и регионов так назы-ваемого «красного пояса». Выразителями этой концепции в различных ее вариантах являются политические партии и объе-динения, ведущие свое начало от КПСС.

Либеральная концепцт рассматривает в качестве основного критерия успешного экономического развития общества фи-нансовую стабилизацию, а в качестве оптимальной экономиче-ской системы — свободную рыночную экономику. Наилучшим политическим режимом для нее является авторитаризм. К иде-ям рабочего самоуправления относится негативно. Считает не-обходимым утверждение в максималышх пределах частной собственности, включая и частную собственность на землю. К вдее воссоздания СССР относится отрицательно.

Социальной базой этой концепции выступает крупная бур-жуазия, прежде всего финансово-бюрократическая олигархия. Ее выразители — партии: Наш дом — Россия, Демократиче-ский выбор России, Либерально-демократическая партия Рос-сии, ЯБЛОКО.

И, наконец, концепция конвергентного социализма в качестве основного, критерия эффективности реформ рассматривает критерий уровня и качества жизни людей. Экономической ос-новой общества признается смешанная, двухуровневая, плано-во-рыночная система хозяйства. Политической основой обще-ства провозглашаются органы народовластия — Советы.

Советский парламентаризм, согласно этой концепции, ста-нет альтернативой либеральному парламентаризму, выражаю-щему волю денежной элиты. Но чтобы Советы существовали как органы народовластия, их необходимо защитить от класса бюрократии с помощью демократических мер: путем осуществ-ления принципа делегарования, глубоко обоснованного еще П. Прудоном и М. Бакуниным; назначением исполнительной власти со стороны законодательной; гарантиями соблюдения прав и свобод человека; независимостью суда; отменой приви-легий чиновников, зависимостью их оплаты труда от уровня минималыюй заработной платы. Высшим органом в стране должен стать Верховный Совет, а не президент с его админист-рацией. Важнейшей властной струкгурой должны стать органы рабочего самоуправления на предприятиях.

189

Частная собственность сохраняется, но находится в опти-мальном сочетании с коллективной и государственной форма-ми собственности. Земля, ее недра находятся в собстверности государства, а частная собственность на землю ограничивается размерами до 0,5 га. Основной формой землепользования ста-новится аревда с правом наследования.

Что же касается республик бывшегр СССР, то они образуют Союз Суверенных Республик, возглавляемый Советом глав го-сударств. ,

Философской основой данной концепции является тради-ционная для России философия всеединства, рассматривающая бытие как единство его материалыюй и идеальной форм.

Однако эта концепция, разработанная ассоциацией незави-симых ученых, также не имеет сколько-нибудь массовой под-держки1.

Исход борьбы между этими тремя основными концепцйями проблематичен. На результаты этой борьбы будут влиять йеко-торые специфические особенности современной политической жизни России, важнейшие из которых:

• значительная дискредитация в сознании многах людей как первой, коммунистической, концепции, так и второй, либераль-ной, модели, которая после восьми лет реформ привела страну к тяжелейшему кризису, грозящему депопуляцией нации;

• отсутствие у большинства населения осознанного выбора политических ориентиров;

• отсутствие в политической структуре общества таких массовых политических партий и объединений, программные установки которых имели бы прочную подцержку большинства населения:

• недостаточная политическая культура значительной части общества, которая формировалась в течение длительного вре-мени на основе одной, монопольно господствовавшей вдеоло-гии, что не способствовало выработке у людей навыков сво-бодного выбора между различными политическими концеп-циями.

Тем не менее анализ показывает, что Россия обладает дос-таточными материально-техническими, финансовыми и духов-

1 Обращете к российской интеялегенции. Что делать? Концепция возрождеиия России. — М., 1998. 190

II. Октуольные проблемы современной политологии

ными ресурсами, чтобы обеспечить своему народу достойный уровень и качество жизни. Исторический опыт говорит, что эта цель будет достигнута тогда, когда на смену либеральному эго-изму и показному равенству првдет такая социально-экономи-ческая и политическая система, которая будет сцособна объе-динить личные интересы с коллекгивными, материальные ре-сурсы с духовными, либералов с коммунистами, а принципы социализма с нормами рыночной экономики.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные понятия, раскрывающие содержание политической жизни общества.

2. Что понимается под личностным и социально-групповым измере-нием политики?

3. Назовите основные признаки субъекта политической жизни общества.

4. В чем состоят индивидуально-личностные качества и социально-политические усяовия, определяющие политическую активность личности?

5. Каковы основные формы воздействия классов, других социальных групп на политическую власть?

6. Охаракгеризуйте исторически сложившиеся типы взаимоотношений государства и общества. Что такое гражданское общество и правовое государство?

7. КаковЫ основные принципы и нормы демократической организации политической жизни общества?

М.: Ло-

Библиогрофический список

1. Белов Г. А. Политология. Курс лекции. — М.: ЧеРо, 1998.

2. Гадживв К.С. Введение в политическую науку. — 2-е изд. гос, 1998.

3. Галкин А.А.. Красин Ю.А. Россия на перепутье: варианты развития.

— М.: Весьмир, 1998.

4. Миронов А.В. и др. Политология в логических схемах и понятиях. М.: Независимый открытый университет, 1998.

5. Современная сравнительная политология. Хрестоматия. — М.:| Первый печатный двор, 1997.

Глово 6

Политическая система

общеава и ее осноеные

институты

Политическую жизнь общества можно рассматривать с дьух сторон. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом являетея взаимосвязь существующих политических институтов, состав-ляющих так называемую политическую систему общества. С дру-гой стороны, она выражается в совокупности происходящих в об-ществе политических процессов, в которых задействованы разно-образные политические институты. Вторая проблема рассмотрена в гл. 7. Здесь же речь пойдет о политической системе общества и ее основных институтах.

6.1. Понятие политической системы общестеа

Данное понятие — одно из важнейших в политологаи. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50—60-е годы XX в. Смысл понятия «система» заимствован из биологаи (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой целостности взаимодей-ствующих между собой и с внешней средой элементов. Разви-тие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

Теория политической системы связана в первую очередь с именами американских социологов и политологов. Социолог Толкот Парсонс (1902—1979), автор книги «Социальная систе-192

III. Вктуольные проблемы современной политологии

ма» (1952 т.), анализирует общество как взаимодействие под-систем (политической, экономической, социальной и духов-ной), выполняющих соответствующие функции.

Д. Истон, основоположник системного подхода в политоло-гаи, в работах «Политическая система» (1953 г.) и «Системный анализ для политической жизни» (1965 г.) рассматривает поли-тическую систему как механизм формирования и функциони-рования власти для распределения ресурсов и ценностей обще-ства. При этом функционйрование политической сйстемы должно убеждать граждан в справедливостй такого распределе-ния и предотвращать возникновение по этому поводу конфлик-тов между членами общества. Системе необходимо адекватно реагаровать на внутреннее и внешнее воздействия.

Устойчивость политической сйстемы, по мнению Д. Исто-! на, во многом определяется обратной связью. Наличие инфор-мации о состоянии системы и реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к соответствующим дей-ствиям. Поддержка обществом политической сцстемы и в ко-нечном счете ее жизнеспособность напрямую зависят от спо-собности властей реагаровать на внешние и внутренние сигаа-лы, снимать напряженность в обществе.

Американский политолог, пионер в исследовании полити-ческой культуры, профессор Стенфордского университета Геб-риел Алмонд характеризует политическую систему как подцер-живающую порядок в обществе. Все ее институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетво-рение потребностей системы через выполняемые ее элемента-ми функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а выполняемым систе-мой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адап-тации и сохранения системы.

В отечественной литературе полшпическую систему общества нередко определяют как совокупностъ взаимосвязанных и взаимо-действующих государственных и общественных институтов, осу-ществляющих политическую власть в обществе, а также отно~ шения между ними по поводу власти. По сути она есть механизм» с помощью которого осуществляются власть в обществе, руко-водство и управление им. Деятелыюсть политической системы!

6. Политичбекая системо общестео и ее осноаные институты

193

общества направлена на регулирование существующих в обще-стве политических отношений и происходящих в нем полити-ческих процессов.