2. Основные черты
и тенденции функционирования и развития
современного мирового политического процесса
Как и в прошлом, на развитие и функционирование современного мирового политического процесса определяющее воздействие оказывают формационный и цивилизационный факторы. Формационный фактор связан с сохраняющимся разграничением государств и стран по социально-экономическому и политическому признакам. Кроме того, он определяется различиями отдельных народов, географическими и геополитическими условиями их развития, принадлежностью к различным мировым религиям и местным конфессиям, тем или иным типом культуры и системой духовных ценностей, особенностями обычаев, нравов, традиций и менталитета населения. Формационный фактор порождает проблемы и противоречия в отношениях между народами и странами, несовпадение и даже антагонизм их интересов, разное положение и роль в системе международных отношений как субъектов мирового политического процесса.
Цивилизационный фактор в современных условиях составляют мировые интеграционные процессы в экономике (формирование мирового рынка и мировых производительных сил), развитие и внедрение во все сферы общественной жизни инновационных технологий, выдвижение в центр международных отношений и связей проблемы выживания и развития мировой цивилизации, ее защиты от современных опасностей и угроз. Имея приоритетное значение по сравнению с формационным фактором, цивилизационный фактор создает основу для сближения народов и государств во всех сферах жизни, для их большего понимания ДРУГ друга, общения и доверия между людьми.
В современном мировом развитии преобладающей его ориентацией стала глобализация, которая ведет к универсализации и
гомогенизации мира, открытости национальных границ фооми рованию общих закономерностей и чепт в *«„„,„, Ф Р
развитии "ВД^^
в рамках единой мировой цивилизации. В международно?^ тическои жизни одним из важных показателей глобализации Яв' ляется неодолимое стремление и движение народов и госуТрств" по пути демократии. При всей несхожести конкретных фоГи результатов демократических преобразований в отдельных стра нах и регионах всеобщее значение в современном мире приобрело стремление народов упразднить авторитарно-бюрократические и охлократические политические режимы, строить и совершенствовать гражданское общество, правовое и социальное государство. Утверждение демократии в международных отношениях с учетом норм международного права все более осознается народами многих стран мира как реальная гарантия формирования справедливого мирового порядка, взаимовыгодных межгосударственных отношений.
В сложившихся условиях мировой политический процесс обретает новое качество, характеризуется принципиально новыми чертами. К основным чертам современного политического процесса относятся:
- рост числа субъектов мирового политического процесса, расширение социального пространства его влияния. Сегодня субъекты мирового политического процесса постоянно пополня ются за счет возникших в последние десятилетия новых госу дарств, государственных и негосударственных объединении и организаций. Расширение социального пространства мирового политического процесса связано с демократическими преооразо- ваниями в государствах, находившихся до последнего времени зонах тоталитаризма, фашизма, расизма, военной Дикта^'
- переходное состояние мирового ^пшт^ого^^ Оно связано с тем, что его субъекты ведут «™ "^^ модели мирового политического «Г^^ПЬ^ и всестороннем учете их потребностей и интересов, пут
собов его установления;
-
тесное переплетение в мировом политическом процессе революционных и эволюционных (реформаторских) начал и форм его функционирования и развития;
-
противоречивость и поливариантность развития мирового политического процесса. Они обусловливаются тем, что в деятельности его субъектов сочетаются как сознательные, упорядоченные способы и приемы, так и стихийные, спонтанные;
-
альтернативный (как прогрессивный, так и регрессивный) характер развития мирового политического процесса, связанный с различной политико-идеологической ориентацией современных социально-политических сил. Наряду с прогрессивными силами в мире сегодня сохраняются и консервативные, а также силы, отстаивающие регрессивно-реставраторские начала в мировой политике;
-
относительная независимость мирового политического процесса от социально-экономических факторов общественного развития. В международной политической жизни все более проявляется самостоятельность ее субъектов, их независимость от базисных отношений и структур, собственная субстанциональность и самоценность;
- расширение социальной базы мирового политического процесса, видоизменение механизма, форм и методов осуществ ления мировой политики. В современных условиях в мировом политическом процессе в той или иной форме участвуют не только государства и народы и их объединения, но и другие разнообразные социально-политические силы и движения, такие как партии и профсоюзы, молодежные, женские и конфессио нальные организации, армия, группы поддержки и давления и т.д.
Основные черты современного мирового политического процесса свидетельствуют о его сложности и неоднозначности, разнообразии начал в функционировании и развитии. Мировому политическому процессу сегодня присущи преемственность и новаторство, необратимость и повторяемость, скачкообразность и плановость, регулируемость и стихийность, стабильность и из-
менчивость. К преобладающим тенденциям его функционирования и развития в современных условиях относятся: усиление международных политических интеграционных отношений, формирование глобальной системы политического взаимодействия-стремление США и их ближайших союзников как субъектов мирового политического процесса к мировому политическому господству, военно-силовому решению ключевых проблем мировой политики; возникновение и развитие новых геополитических регионов мира и «центров силы» мировой политики; усиление конфронтации между различными социально-политическими силами современного мира .
Усиление международных политических интеграционных отношений, формирование глобальной системы политического взаимодействия, как тенденция функционирования и развития мирового политического процесса, являются следствием объективной необходимости обеспечения выживания и развития человечества, его защиты от опасностей и угроз. В современных условиях реализация такой необходимости во многом связана с выработкой и практическим воплощением концепции «нового мирового порядка». Такая концепция должна учитывать новые реальности глобальной политической обстановки, когда на смену противостоявшим друг другу военно-политическим блокам и социально-экономическим системам, представлявшим собой так называемый двухполюсный мир, пришел бы мир, способный утвердиться как многополюсный. Эта концепция предполагает создание систем международной безопасности, построенной не на балансе силы, а на балансе интересов.
Выработка и реализация концепции «нового мирового порядка», создание обновленной системы международной безо-
1 См.: Козырев Г. И. Международный политический(процесс^//Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 104 - 107; Павлов ЮМШ-Ровой политический процесс: современные тенДе^«11^И.ИХг^" ння // Вестник Московского университета. Сер. 12. 2001. № э, ^°вь «А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 327 - н.
пасности потребовали значительного расширения и углубления в последние годы политического взаимодействия субъектов мирового политического процесса, повышения их роли в международных отношениях. Особое значение здесь имеет деятельность международных и региональных организаций и объединений, и прежде всего ООН. Они являются эпицентрами мирового политического развития, определяют теоретико-доктринальные основы и принципы организации мирового политического пространства.
Усилению интеграционных отношений в международной политике, глобального политического взаимодействия способствуют развитие двусторонних и многосторонних отношений между государствами как участниками международной жизни, внедрение норм международного права, образующих правовое поле мировой политики. Все более остро в последнее время ставится вопрос о создании наднациональных органов управления мировым сообществом с обязательным выполнением всеми субъектами международной жизни принимаемых этими органами решений и жесткой системой санкций за их неисполнение. В качестве одного их таких органов может быть обновленная ООН, предложения по реформированию которой неоднократно выдвигались различными государствами, в том числе и Россией. Интеграция мировых политических отношений, расширение разнообразия глобального политического взаимодействия значительно повышают силу и действенность мирового политического процесса, его влияние на современную мировую цивилизацию.
Заметной и ярко выраженной тенденцией современного мирового политического процесса является стремление США и их ближайших союзников как субъектов мирового политического процесса к мировому политическому господству, военно-силовому решению ключевых проблем мировой политики. Известно, что многие столетия международные отношения строились на приоритете силы над правом. Более сильные государства создавали великие империи, порабощали народы целых континентов. Насилие и угроза его применения являлись главным инструментом
межгосударственных отношений и мировой политики. Относительно же мирные периоды мировой истории были обусловлены тем, что на международной арене складывался баланс сил между ведущими государствами мира и их коалициями.
После Второй мировой войны, с образованием двух противоположных общественно-политических систем, мирный характер развития мировой человеческой цивилизации в решающей степени обеспечивался балансом сил между СССР и США НАТО и Варшавским Договором. С распадом Советского Союза и мировой системы социализма этот баланс был нарушен. В такой ситуации США как единственная мировая сверхдержава начали диктовать свою волю народам и странам мира, стремятся навязывать отвечающие их национальным интересам принципы организации международной жизни всему мировому сообществу, а блок НАТО превратился в инструмент агрессии против независимых государств. В последние годы военно-силовые акции США и НАТО против других государств проводятся не только с санкции ООН, но и без них, как это было, например, в отношении Югославии и Ирака. Основной целью этих и других санкционированных и не санкционированных ООН военно-силовых акций является подавление и разоружение одних и устрашение других государств, не желающих подчиняться диктату США и их партнеров, навязываемым ими нормам и правилам поведения.
США и их ближайшие союзники для обеспечения своего ве-дущего положения в мировом политическом процессе в полной мере используют современную глобализацию. Западный мир и Япония, на словах пропагандирующие теорию «мира без границ», на деле самоизолируются, выдвигают идеи и предложения, реализация которых дает им односторонние преимущества в международных отношениях. В настоящее время примерно 72% мировых инвестиций приходится на взаимные капиталовложения США, ЕЭС и Японии1. Правящие элиты наиболее развитых стран не стремятся использовать ресурсы современной человеческой
1 См.: Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 105.
цивилизации для обеспечения ее будущего, а предпринимают усилия по их присвоению ограниченным меньшинством «избранных», считающих все остальное человечество недостойным этого богатства. Это ограниченное меньшинство составляет элитарный мировой «клуб», состоящий примерно из 20 стран либеральной демократии. Все остальные государства мира, считают они, не «доросли» до демократии и относятся к «нецивилизованным» странам, а часть из них - к странам-изгоям.
Сегодня действия США и их союзников на мировой арене ориентированы на создание такой модели мира, которая предполагает их приоритетное, ведущее положение в системе международных отношений. Ими предпринимаются попытки построить современный миропорядок как однополюсный мир или разделить мировое пространство на зоны интересов (сферы влияния) наиболее развитых государств. При однополюсном мире место на его «вершине» отводится США, которые опираются на своих ближайших союзников. Разделение современного мира на зоны интересов его ведущих государств предполагает, с одной стороны, поддержание согласованного баланса интересов и сил между этими государствами, а с другой - ущемление интересов остальных государств мира. Такие действия США и их союзников ведут к дестабилизации современного мирового политического процесса, вызывают сопротивление со стороны его других субъектов.
В последние годы в мировом политическом процессе все очевиднее набирает силу тенденция возникновения и развития новых геополитических регионов мира и «центров силы» мировой политики. Эта тенденция прежде всего обусловлена возникающими противоречиями между США и их союзниками, наличием разногласий в Североантлантическом блоке. Страны Евросоюза по различным проблемам международной политики сегодня нередко имеют свою, отличную от США, позицию. Так, в 2003 г. некоторые из них не только не приняли участие в коалиционных военных действиях под эгидой США, направленных на свержение политического режима С. Хусейна в Ираке, но и выразили отрицательное отношение к этой акции. Прямым вызовом США
со стороны Евросоюза стало и введение единой европейской валюты, подрывающей монополию американского доллара на мировом финансовом рынке. Все это означает, что в Западной Европе формируется новый геополитический центр, который в перспективе может стать сильным соперником США на международной арене. Усиливается экономическое и политическое противоборство США и Японии, которая постепенно отдаляется от своего традиционного партнера и устанавливает все более тесные взаимоотношения со своими азиатскими соседями. Следствием этого может стать формирование вокруг Японии нового геополитического «центра силы».
Изменения в расстановке сил в современном мире во многом связаны также с осознанием народами некогда колониальных и зависимых стран своих национальных интересов, их активным включением в международные политические отношения. Проявляя высокую активность в мировой политике, народы Африки, Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, которых столетиями эксплуатировали развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, сегодня борются за равноправные международные отношения, оказывают активное сопротивление странам, стремящимся к мировому господству. Используя внутренние сырьевые и демографические ресурсы, геополитическое положение, информационно-технические возможности в условиях глобализации, они целеустремленно наращивают свой потенциал, включаются в мирохозяйственные и политические связи.
Так, уже длительное время проводит самостоятельную, исключающую внешнее влияние внутреннюю и международную политику Китай. С учетом темпов экономического развития, роста ВВП, усиления военной мощи он постепенно превращается в «сверхдержаву» глобального масштаба. К середине XXI в. Китай может стать одним из «центров силы» на земном шаре, основным соперником США за мировое лидерство. Немалые шансы стать в XXI в. мировой державой имеет Индия. Эта страна обладает ядерным оружием, поддерживает высокие, устойчивые темпы экономического развития, а ее население составляет более миллиарда человек и увеличивается самыми высокими темпами в мире. Меняется расстановка социально-политических сил в Южной Америке. Некоторые из государств этого региона - членов ОАГ постепенно освобождаются от политического и экономического диктата США, стремятся проводить единую корпоративную политику, соответствующую их национальным интересам.
Реальные возможности для формирования нового геополитического региона имеются и на пространстве СНГ. В последнее время Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан прилагают целенаправленные усилия по восстановлению тесного взаимодействия и развитию взаимовыгодного сотрудничества. На многосторонней и двусторонней основе этими государствами создан ряд региональных объединений и организаций экономического, политического и оборонного характера, таких как ОДКБ, ЕВРАЗЭС, Союз Белоруссия - Россия, функционирование которых обеспечивает решение общих для всех и национальных проблем отдельных государств, преодоление противоречий и трудностей в отношениях между ними. В перспективе при дальнейшем объединении и интеграции государств Содружества на постсоветском пространстве возможно складывание одного из «полюсов мира», коллективного субъекта мирового политического процесса. Ведущая роль в этом принадлежит России, которая занимает особое геополитическое положение в мире, обладает значительными и разнообразными ресурсами, научно-техническими и промышленными возможностями, вторым по мощности ядерным потенциалом в мире.
Возникновение новых геополитических регионов и «центров силы» в мировой политике на рубеже XX - XXI вв. и их формирование и развитие в ближайшей исторической перспективе предполагают соответствующий мировой порядок. Оптимальной его моделью для большинства субъектов мирового политического процесса с учетом современной политической ситуации в отдельных регионах мира, глобальной политической обстановки является многополюсный мир. Такой мировой порядок представляет собой наличие в мире находящихся во взаимодействии и взаимосвязях групп государств и геополитических центров сложившихся на основе совпадения интересов, специфики условий и факторов жизнедеятельности их участников. В отличие от однополюсного мира, предполагающего разделение мирового пространства на зоны интересов ведущих государств, многополюсный мир выступает важнейшим условием поддержания относительной стабильности мирового политического процесса, сохранения национального суверенитета и независимости государств мира, относительно справедливого распределения статусов и ролей народов, стран, их коалиций и объединений в системе международных отношений.
Усиление конфликтности и противоречий между различными социально-политическими силами современного мира как тенденция современного мирового политического процесса со всей очевидностью проявилось в последние десятилетия. В значительной степени эта тенденция, как и другие, связана с теми изменениями в мире, которые произошли в результате распада СССР и мировой социалистической системы, исчезновения главной оси мирового противостояния второй половины XX в., оказывавшего влияние на фушадаонирование практически всех стран и народов земного шара. Результатом этих изменений явились возросшая самостоятельность и ярко выраженная дифференциация субъектов мирового политического процесса, очевидность существенных различий в их социокультурных и ценностно-нормативных представлениях о необходимом мироустройстве, приоритетах и характере международных отношений. Все это и стало главной причиной противоборства и противостояния социально-политических сил современного мира, их конкуренции и соперничества за свой статус и роль в международных политических отношениях. I Конфликтность и противоречивость между Рамичнь'^°" Циально-полипиескими силами современного мира во мног связаны с противостоянием типов современной ^™""-имеющих свою историю, традиции, культуру, разный УР социально-экономического развития. Конфликтность и противо
речивость главным образом определяются тем, что современн мировое сообщество разделено на две основные группы: развив тые страны мира (западная цивилизация) и остальной мир (население доиндустриальных, развивающихся стран). Между этим группами стран и их народами существует огромный разрыв в экономическом развитии, в социальных условиях и уровне жиз ни, индексе человеческого развития. Социально-политические силы, выражающие интересы этих стран и народов, ведут сегодня острую борьбу между собой за обладание и распределение жизненно важных ресурсов. Причем это противостояние и борьба постоянно усиливаются, становятся все более изощренными и негуманными, что ведет к дальнейшей конфликтности и противоречивости мирового политического процесса. Преодоление противоборства и противостояния социально-политических сил современного мира возможно на основе принципов гуманизма и социальной справедливости, норм международного права.
Основные тенденции функционирования и развития мирового политического процесса свидетельствуют о его сложности и неоднозначности. Вместе с тем большинство его субъектов осознает, что выживание человечества сегодня возможно лишь на основе сотрудничества и развития взаимоотношений между всеми странами и народами мира, объединения их усилий в решении глобальных проблем современности, предотвращении и нейтрализации угроз существованию и развитию земной цивилизации.
Глобальные проблемы современности являются в настоящее время важнейшим объектом мировой политики, относятся к приоритетам мирового политического процесса. Они представлены четырьмя основными группами нерешенных вопросов, относящихся к международным отношениям в целом, их отдельным сторонам и аспектам.
Первая группа - проблемы социально-политического харак тера. К ним относятся: предотвращение ядерной войны; нера пространение оружия, разоружение; мирное разрешение рег* нальных, межгосударственных и межнациональных конфлик! борьба с терроризмом и международной преступностью; стрс
тельетво ненасильственного мнрв на основе утверждения дове1шя между народами; формирование и укрепление устойчивой сЗ мы всеобщей безопасности. ^«ие-
Вторая группа - проблемы социально-экономического ха рактера. Ими являются: преодоление слаборазвитости стоан Азии, Африки и Латинской Америки и связанной с ними нищеты и культурной отсталости народов, справедливое распределение между странами различных континентов ресурсов мировой цивилизации; обеспечение эффективного производства и воспроиз водства мирового валового продукта; поиск оптимальных путей удовлетворения потребностей человечества в энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсах; оптимизация демографической ситуации в мире; освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана.
Третья группа - социально-экологические проблемы, среди них: улучшение состояния газовой оболочки атмосферы; гармоничное развитие живой и неживой природы; рациональное использование естественного потенциала планеты; нейтрализация и предотвращение вредного воздействия человеческой деятельности на природу.
Четвертая группа - проблемы человека, его жизнедеятельности и безопасности. Их составляют: обеспечение человеческого измерения общественного прогресса; юридическое закрепление и фактическое гарантирование основных прав и свобод личности, ликвидация голода, эпидемических заболеваний; борьба с наркоманией, охрана здоровья; создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее потребностей и интересов; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства и результатов его деятельности.
Глобальные проблемы современности разрешаются усилиями всех субъектов мирового политического процесса путем координации их действий. Не решив этих проблем, человечество не преодолеет углубляющийся кризис современной ^™™^™ противоречия, не обеспечит своего выживания и прогрессивного развития. Требуется дальнейшее совершенствование всех эле-
ментов современного мирового политического процесса, оптими зация его функционирования и развития в интересах всех наро дов и стран. р "
Мировой политический процесс представляет собой интегральную характеристику мирового сообщества. По содержанию он охватывает всю совокупность взаимосвязанных политических явлений, событий и действий в международной жизни и формируется в результате взаимодействия субъектов мировой политики по поводу их статуса и роли в международных отношениях. Мировой политический процесс имеет свою структуру, динамику функционирования и развития.
Современный мировой политический процесс характеризуется качественно новыми параметрами, обусловленными объективными изменениями в мире в конце XX - начале XXI в. Он обладает, по сравнению с прошлым, принципиально новыми чертами, в его функционировании и развитии в последние десятилетия обозначились новые тенденции. Основными приоритетами современного мирового политического процесса являются разрешение глобальных проблем человечества, построение справедливого для всех народов мирового порядка.
Литература
-
Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. - 2000. - № 8 - 9.
-
Кальвокоресси П. Мировая политика 1945 - 2000 гг.: В 2 кн.: Пер. с англ. - М.: Между нар. отношения, 2003.
-
Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник. - М.: Аспект Пресс,
2004- Шт--
4. Мировая политика и международные отношения: ключевые сло ва и понятия. - М., 2000.
Ъ.Мутагиров Д.З. Мировой политический процесс: Учеб. посо бие.-СПб., 1999. || |
-
Современные международные отношения и мировая политика: Учебник / А. В. Торкунов, И. Г. Тюлин, А.Ю. Мельвилъ и др. - М.: Просвещение: МГИМО (Университет) МИД России, 2004.
-
Трофимов Ю.П. Мировой политический процесс на современном
этапе. - Барнаул, 2001.
8. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. посо бие. - М.: Гардарики, 2004.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464