2. Сущность и основные черты политической власти
Политическая власть - это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенного класса, социальной группы, организации и отдельного индивида проводить свою волю в политике. Политическая власть означает социальное господство тех или иных субъектов политики в обществе.
Завоевание власти и ее использование - один из основных аспектов политической жизни общества. Это, по существу, борьба субъектов политики за обладание инструментом осуществления своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходящие к власти политические силы формируют ее конкретные ма-
1 См.: Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология: Учеб. пособие. М.: ОСЬ-89,2002. С. 172.
териализованные структуры различных масштабов, политические институты власти, сами вырабатывающие и осущес~^е собственную политику, которая становится средством этой Г сти. Таким образом, политика оказывается причиной в^зникГ вения и функционирования власти, а власть - причиной суГ^ вования политики, т.е. власть и политика тесно связаны м^у собой круговой причинно-следственной зависимостью
Характеризуя политическую власть, необходимо особо отметить то обстоятельство, что она всегда очень тесно связана с вла стью государственной. Обусловливается это тем, что политическая власть прежде всего исходит от государства и реализуется на практике не иначе как при его прямом или косвенном участии. В то же время политическая власть как явление шире власти государственной, так как ее субъектами являются не только государство, но и другие политические институты: политические партии, организации и движения, а также политические лидеры, элита, бюрократия, лобби (группы давления), отдельные индивиды, социальные группы и общности и т.д. Однако государственная власть всегда составляет ядро политической власти, ее основное содержание.
Политическая власть обладает совокупностью отличительных признаков, которые конкретизируют и углубляют представления о ней как о социальном явлении.
Во-первых, политическая власть - это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группировки, политической партии и даже отдельной личности (например, диктатора), реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти во всех сферах
общественной жизни.
Во-вторых, политическая власть является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех или иных социальных слоев или общества в целом фактором, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия.
В-третьих, политическая власть непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Идеологическое бытие политической власти всегда имело первостепенное значение, ибо всякая социальная, классовая характеристика политической власти означает и ее идеологическую характеристику. Борьба за власть и за ее удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается.
В-четвертых, публичная политическая власть носит всеобщий и безличностный характер. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, действует от имени всего общества, распространяет свое властное руководство и управление на все население страны.
В-пятых, политическая власть является моноцентричной, она имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) - полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть.
В-шестых, политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов. В процессе своего функционирования она не только применяет меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Политическая власть выполняет в обществе определенные функции. К важнейшим из них относятся: формирование политической системы общества и ее совершенствование; организация политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством, обществом и личностью, различными субъектами политики, социальными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, партиями, гражданами и т.д.; управление делами общества и го сударства на разных уровнях; контроль и регулирование политических и иных отношений и в конечном счете создание опреде ленного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя Кроме того, политическая власть призвана обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы, разрешать возникающие социальные противоречия, поддерживать единство и стабильность общества, утверждать законность как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться ей.
Как уже было отмечено, ядром политической власти является власть государственная. Государственная власть - форма осуществления политической воли определенного класса, социального слоя или всего населения (в демократическом обществе) с использованием экономических, политических, социальных, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения эффективного функционирования общества. Без государственной власти, которая регулирует взаимоотношения между людьми, разрешает возникающие в обществе противоречия и конфликты, регулирует общественную жизнь и человеческую деятельность во всех ее проявлениях, невозможно поддержание единства и стабильности общества.
Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации. Сущность государственной власти составляют отношения господства и подчинения, руководства и управления, организации и контроля.
К характерным признакам государственной власти можно отнести следующие. Прежде всего, это суверенность, верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. В любом обществе имеется множество различного рода властей, но высшей, доминирующей частью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государственная власть.
Кроме того, государственная власть выступает в качеств* силы, символизирующей общество в целом. Именно она выполн ет задачи, необходимые для поддержания нормального функцио" нирования любой человеческой общности. Среди них: защита Отечества; обеспечение безопасности, прав и свобод граждан неприкосновенности их собственности; осуществление правопорядка и законности; охрана окружающей среды и др.
Неотъемлемый признак государственной власти - монополия на легальное использование силы, физического принуждения. Диапазон действий государственной власти простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, совершившего тяжкое преступление перед обществом. Возможность лишать граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функции принуждения у государственной власти имеются специальные средства (органы): армия, милиция (полиция), служба безопасности, суд, прокуратура и др.
Государственная власть характеризуется также и наличием у нее специального аппарата управления обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения определенных задач и функций. Работа этого аппарата обязательно предполагает наличие особого слоя людей - государственных служащих, основное назначение которых состоит в том, чтобы управлять. Не случайно в Российской Федерации принято «Положение о федеральной государственной службе». Согласно ему возрожден сложный, многоярусный и разветвленный аппарат управления страной, основу которого составляют различного рода категории государственных служащих.
Важнейшим признаком государственной власти является ее исключительное право на нормирование жизни всего общества, Ш издание законов и норм, обязательных для всего населения. Нормотворчество I исключительная прерогатива государственной власти. Участие в нормотворческом процессе негосударственных с— щественных организаций в той или иной форме в конечном счет всегда связано с государственной властью, ибо оно так или иначе проходит через нее. Право - специфическое, объективного димое и эффективное средство государственной власти ее А™ ционирования, выполнения своего социального предназначениГ
Особый признак государственной власти - право на взимание налогов и различного рода сборов и платежей с граждан и к>2 дическихлиц. Налоги - «кроВь», «живительная влага», питающие государство и общество. Государственная власть об их поступле нии заботится постоянно. Налоговая служба является важнейшим элементом государственной власти, а сами налоги выступают индикаторами отношений между государством и обществом. Налоги необходимы для содержания многочисленных государственных служащих, армии, милиции (полиции), служб безопасности и других органов, а также для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, культурной, образовательной, военной, научно-технической, продовольственной, экологической и др.
Государственная власть представляет собой чрезвычайно сложное явление. В современной философской, социологической, политологической и кратологической литературе, с учетом масштаба, функций и средств власти, характера и свойств ее субъекта и объектов, отношений между ними, выделяют четыре уровня государственной власти: макроуровень - центральные (высшие) органы (институты) государственной власти; мезоуровень - подчиненные центру организации (республиканские, областные, окружные, районные и т.д.); микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах; мегауровень - распространение макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях.
В государственной власти традиционно выделяют три ее ветви: законодательную, исполнительную и судебную, - ИР^0^*" ные в различных странах разными формальными органам^ В России, например, законодательная власть "РеД™_Ти ральным Собранием (состоит из двух палат - Совета <»»Р» Государственной Думы), исполнительная - Правительством Российской Федерации, судебная - судами Российской Федеоаии, конституционным, арбитражным и общей юрисдикции кГ этих властей должна быть относительно самостоятельной и Г ** новешивать друг друга, а в целом государственная власть долж^ быть сбалансированной, активной и дееспособной. Именно исходно трактовался принцип разделения властей, сформулиро* ванный французским мыслителем Ш. Монтескье и впервые законодательно закрепленный в Конституции США 1787 г., действующей до сих пор. Ныне принцип разделения властей в той или иной форме закреплен в большинстве конституций стран мира, в том числе в Конституции Российской Федерации. В статье 10 определено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» .
Разделение государственной власти на три ветви не исключает, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией государства, а также определенное верховенство законодательной власти, решения которой обязательны для всех разновидностей власти.
- Москва - 2006 введение
- Глава I политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Глава II
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политические учения Нового и Новейшего времени
- Глава III социально-политическая мысль в россии
- 2. Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
- Глава IV политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, ее функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Глава V политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Глава VI политическая система общества
- 1. Понятие политической системы общества
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Глава VII государство в политической системе общества
- 1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Глава VIII гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Глава IX
- 1. Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации
- Глава X
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- 2. Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Глава XI
- 1. Природа и сущность политических интересов
- Глава XII политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Глава XIII политический процесс
- 1. Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Глава XIV политическая культура
- 1. Сущность и структура политической культуры,
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Глава XV политические конфликты
- 1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- 1. Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- 2. Сущность и принципы национальной политики,
- 3. Основные направления национальной политики
- Глава XVII мировой политический процесс
- 1. Сущность и структура мирового политического процесса
- 2. Основные черты
- Глава XVIII национальная безопасность-сущность и система, проблемы обеспечения
- 1. Сущность и система национальной безопасности.
- 2. Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Глава XIX прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Глава XX политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования
- 2. Основные этапы и современные способы разработки
- Глава I. Политология как наука и учебная дисциплина .... 6
- Глава IV. Политика как общественное явление 82
- Глава XIX. Прикладная политология 440
- Глава XX. Политическое прогнозирование 464