logo search
Политология

12. Политическоя культуро

349

вают период реформирования (например, распределение поли-тических ориентаций и предпочтений между поколениями в России), тогда как в политически относительно стабильных и спокойных обществах политические различия между поколе-ниями не столь ярко выражены (в США, например, до 80% де-тей голосуют за те же политические партии, что и их родители)

1 2.2. Типология политической культуры

Исследование политической культуры — это прежде всего изучение типического политического поведения населения и определяющих его факторов. Исходя из того, что осношыми регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно по-литических проблем, политология избирает в качестве основ-ного предмета эмпирических исследований установки, зани-мающие своеобразное «срединное» положение между мнения-ми — поверхностным, неустойчивьш, изменчивым слоем поли-тических ориентаций и ценностями — основополагающими предпочтениями в сфере политики.

В установках принято вьщелять помотиву ориен-т а ц и и (вслед за Алмондом и Вербой)1 три основные состав-ляющие:

рациональные (когнитивные) элементы, которые основы-ваются на знании определенных объекгивных фактов и пред-ставляют собой ответ на вопрос: «Соответствует ли то или иное утверждение или процесс действительности? Является ли оно истинным или ложным с научной точки зрения?»;

чувственно-эмоциональные (аффективные) элементы — наличие или отсутствие интереса к политическим объектам, а также уровень и характер этого интереса; эмоциональная пред-расположенность в отношении тех или иных политических объекгов или действий; ответ на вопрос, что нравится и что не нравится в политической жизни;

1 МтапА С., УегЬа 5. ТНе Ст1 СиИиг. Рппсегоп ТЛпуегейу Рге88, 1963, р. 14. 350

III. Вктуольные проблемы современной политологий

оценочные элементы, которые основываются на норма-тивно-этических представлениях личности и отвечают на во-прос, что хорошо, а что дурно.

В реальном исследовании очень сложно изолировать эти три составляющие друг от друга.

Объекты политических ориентаций принято разделять на следующие блоки:

• политическая система в целом,

• структуры «входа», т.е. то, что при поддержке, влиянии или даже давлении населения вносится в политическую систе-му. Это формулирование интересов определенными группами или отдельными лицами и на их основе — требований к поли-тической системе, рекрутирование соответствующих политиче-ских сил и лидеров, способных довести эти интересы и требо-вания до государственных струкгур;

• структуры «выхода», т.е. решения, постановления, при-нимаемые государством;

• «политический автопортрет», т.е. что думают граждане о себе, о возможностях своего участия в политической жизни и о степени их реализации.

Выделение ориентаций в сочетании с объектами этих ори-ентаций позволяет изобразить предмет культурно-политических исследований в виде следующей таблицы-матрицы:

Предмет культурно-политических исследований

Виды ориеитации

Объекты ориентация

Полити-ческая сис-тема в це-лом

Струкгуры «входа»

Структуры «выхода»

Полити-ческий ав-тодортрет

Когнитивные

Чувственно-эмоциональные

Оценочные

12. Политическоя культуро

351

На основании этой матрицы была дана первая классифика-ция типов политической культуры в зависимости от специфики ориентаций и степени участия в политической жизни: «приход-ская» политическая культура, подданническая и политическая культура участия.

«Приходская» (или патриархальная) политическая культура характеризуется тем, что подавляющее большинство населения воспринимает только свое непосредственное окружение, т.е. смотрит на мир исключйтельно со своей «колокольни» (отсюда и название, указывающее на то, что горизонт мировосприятия очень узок, ограничен рамками «своего прихода»), поэтому представлений относителыю политической системы в целом и соответственно установок в отношении к ней просто не суще-ствует.

Подданническая политическая культура (культура под шне-ния) — это такой тип культуры, когда население располагает определенными знаниями и представлениями о политике, свя-зано с ней эмоционально (гордится политической системой своей страны или относится к ней с неприязныо), оценивает политические явления с точки зрения их законности — неза-конности, справедливости — несправедливости. Но среди объ-ектов ориентации преобладают «структуры выхода», т.е. отно-шение к политической системе носит пассивный характер, без стремления изменить что-либо своими силами, без стремления участвовать в процессе принятия политических решений или влиять на них.

Кулыпура участия (партисипативная политическая культура) отличается соединением ориентации населения на все полити-ческие объекты — политическую систему в целом, структуры «входа» и «выхода», политический автопортрет (самоопределе-ние) — с оформлением своих интересов и активностью в их отстаивании, с определением собственных политических ролей и полномочий.

В реальной политической жизни «чистые» типы политиче-ской культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы. Скажем, в рамках одного общества различные слои могут демонстрировать неодинаковую политическую культуру; даже политические ориентации одного человека в отношении мёстной, регаональной и центральной власти могут относиться352

I. Вктуольные проблемы современной политологии

12. Политическоа культ^ро

353

к различным типам политической культуры. В силу неоднород-ности того, что мы называем «государством», могут существен-но расходиться оценка и отношение к государству как: а) к по-литическому институту как таковому, который может быть плох или хорош сам по себе; б) к данному конкретному государству; в) к тому, как данное конкретное государство действует в тот или иной момент времени; г) к конкретным лицам, которые являются воплощением государственной власти.

Бьши выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:

папгриархально-подданническая — большая часть населе-ния как бы и не затронуга политикой, а относительно «прод-винутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры преобладал, например, в средневековой Европе;

подданнтеско-партисипативная политическая культура предполагает, что «приходская» культура как отсутствие пред-ставлений о центральной власти сходит со сцены или исчезает совсем, подавляющее большинство населения в большей йли меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются ими на политическое поведение. Вме-сте с тем одна часть населения ориентирована преимуществен-но на пассивное восприятие происходящего (на структуры «выхода»), а другая — на структуры «входа», воспринимая су-ществующую политическую систему не как нечто раз и навсе-гда заданное и от них не зависимое, а стремясь оказывать влияние на принятие политических решений и протекание по-литических процессов;

патриархально-партисипативная — смешанный тип поли-тической культуры возникает там, где в рамках одного общест-ва сосуществуют традиционно патриархальные группы с их вы-ключенностью из политического процесса и политически ак-тивные группы элит с высоким политическим сознанием. По-добный тип культуры характерен для развивающихся стран с существующим в них колоссальным различием между основной Массой населения и элитарными группами.

Для описания политической культуры часто применяют другую матрицу:

Распределение политических ориентаций

Объект ориентации

Характер ориентации

Положительный

Нейтральный

Отрицательный

Политическая общ-ность, к которой люди чувствуют себя принадпежащими

Политический ре-

жим

Участие в политике

Действующие регу-ляторы политичес-кой жизни

'

. ...

Распределение политических ориентаций на основе этой матрицы позволяет вьщелить следующую харакгеристику поли-тической культуры — ее гомогенность (интегрированностъ, од-нородность) или фрагментарность (внутренняя неоднород-ность, расколотость). Примером гомогенной политической куль-туры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосущество-вания в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уро-вень конфликтности, преобладание юридически-правовых спо-собов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе.

Фрагаентарная политическая культура харакгерна, напри-мер, для Италии, Франции, еще в большей степени — для Рос-сии, где граждане имеют различные убеждения в отношении важнейших вопросов политической жизни и политического устройства, начиная с понимания природы, сущности государ-ства и политической власти вообще и кончая вопросами кон-кретного политического устройства и процедуры принятия по-литических решений. Эти различия варьируются в зависимости354

III, йктуольные проблемы современной политолоти

от принадлежности к различным социальным группам, к кон-фессиональным, этническим, партийным или регаональным общностям.

По преобладающему механизму воспроизвод-с т в а политической жизни принято выделять рыночную и этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру.

Рыночная модель политической культуры наглядно проана-лизирована Э. Я. Баталовым на примере США [1]. Она строит-ся на том, что полигака — этр разноввдность бизнеса, политик — бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды, политические решения — результат торговой сделки между за-интересованными сторонами, политические проблемы рассмат-риваются через призму отношений купли-продажи, а вся поли-тическая жизнь основывается на системе взаимных обяза-тельств, коренящихся в личных интересах, которые реализуют-ся через политические партии или группы давления. Отноше-ние к роли государства описывается формулой: «Лучшее прави-тельство — то, которое правит как можно меньше». В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры являются сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.

В рамках этатистской политической культуры главная роль в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп отводится государственным институтам, т.е. решение всех политических проблем связыва--ется в первую очередь с деятельностью государства. Это приво-дит в свою очередь к стремлению установить контрол^ и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить ее, ми-нимизировать политические конфликты, устанавливая приори-тет государственных интересов над интересами индивида или группы. Политика в целом рассматривается как форма деятелъ-ности государства в поисках «хорошего общества», цель кото-рого — социальная справедливость. Этатистский тип политиче-ской культуры характерен, например, для Швеции и Германии, причем ГерманиЯ отличается тем, что там до сих пор конфликт расценивается скорее как отрицательное явление, чем как по-ложительное или нейтральное, а готовность к риску ниже, чем в других европейский странах, не говоря уже о США.

12. Политическоя культуро

355

Вместе с тем следует отметить усиление зависимости граж-дан от госуцарства как общую тенденцию во всех западных стра-нах1. Даже в наименее «огосударствленных» США

Люди привыкли полагаться на государство в решении большинст-ва своих проблем: получения работы, обеспечения престарелых, ме-дицинского обслуживания и создания хороших школ для детей [4, с. 169].

При изучении полт%ческой культуры и сравнении полити-ческих культур различных стран необходимо выделить крите-рии, показательные в отношении политических изменений и модернизации. По такому критерию, как отношение к внешним влияниям, вьщеляют:

закрытый тип политической культуры — замкнутый на самом себе, основанный на глубокой убежденности в собствен-ной самодостаточности и воспринимающий влияние других культур или нововведений как помеху или угрозу своей целост-ности и самобытности;

открытый тип политической культуры, в котором влия-Ние извне, равно как и появление новых нетрадиционных эле-ментов внутри политической культуры, воспринимается как естественный и необходимый процесс эволюции самой полити-ческой культуры.

На основе изложенного выше попьггаемся схематично изо-бразить типологаю политической культуры (схема 1).

Итак, для описания политической культуры общества и для сопоставления различных политических культур необходимо выяснить:

отношение граждан к политике в целом, наличие интере-са к ней или отсутствие такового, уровень информированности и компетентности в вопросах политики, принадлежность к по-литическим партиям и отношение к ним, а также к средствам массовой информации. Так, в Швейцарии отношение к поли-тике очень личностное, сопряженное с такими чувствами, как

1 См.: РоНПзсНе Ки11иг ш О81- ип<1 \^е8(<1еийсЫапё (Нй8. О. Меёеппауег ипй К. уоп Веуте)/ Вег1т: А1са<1. Уейаг, 1994; Доган М., Пеласси Д. Сравнительная поли-тическая социологая, инстшут социально-политических исследований РАН // Социально-политический журнал. — 1994. 356

III. йктуольные проблеллы соврелленной политояогии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Критерии типологизации

Уровень инфор-мированности о политической жизни и сгепень учасгая в ней:

• приходская

• подаанническая

• культура поли-тического уча-стия

.Степенъ одно-родности поли-тических ориен-таций:

• гомогенная (интегриро-ванная)

• фрагментарная

Механизм вос-производства политической жизни:

• рыночная

• этатистская (государствен-но-бюрократи-ческая)

Отношение к влиянию иэвнк

• открытая

• закрытая

Схема 1. Типология политической культуры

радость, восторг, страсть. В Австрии, напротив, преобладают негатйвные ассоциации с политикой — недоверие, разочарова-ние, равнодушие1. Это напрямую влияет на степень включен-ности в политический процесс;

степень удовлетворенности политической системой, ожи-дания граждан в отношении к своей политической системе и уровень их реализации. Существует прямая зависимость между удовлетворенностью своим материалышм положением и удов-летворенностью цолитической системой: в странах, где высок уровень материального благосостояния, выше и лояльность по отношению к политическому режиму;

уровень идентификации с данной политической системой и с согражданами, отражающий степень отожцествления и вме-сте с этим принятия или непринятия, доверия или недоверия другам политическим институтам, организациям, элитам, ли-цам, которым делегаруется власть. Проблема идентификации — это и вопрос о том, воспринимаются ли люди и группы с дру-тими политическими взглядами как политические оппоненты, разногласия с которыми понимаются как соревнование, или

1 См.: МиеПег №. РоШвсНе КиИиг /ш: 51аа18Ьищег Ойег Шййапеп? Иакег Р. ипд Шат Р.). РгапМий ат Мат, Вет, Рап8, ЫУ, 1991.

12. Политическоя культуро

357

они воспринимаются как политические враги, расхождение в мнениях с когорыми тождественно объявлению войны. С. Верба, один из создателей теории политической культуры, отмечал, что без базисного доверия в обществе демократия не может функционировать стабильно. Отсутствие базисного доверия, согласия относительно основ существования политической сис-темы и веры в то, что политические институты действительно представляют интересы^ избирателей, может привести к «амо-ральной фамильярностй», т.е. к ограничению «базы доверия» кругом ближайших родственников и преданных лиц со всеми вытекающими отсюда последствиями;

способ разрешения политтеских противоречий и регулиро-вания политических конфликгов: что является основной лини-ей поведения — готовность к насильственным действиям или поиск компромисса. Это зависит и от разработанности фор-мально-правовых механизмов, в том числе механизмов переда-чи власти. Способ регулирования политических конфликтов хара^геризует поведение политических субъектов: ориентиро-ваны они на пассивное ожидание результатов социальных про-цвссов, или происходит соединение усилий государстйа и дру-гих участников политического процесса для выработки наибо-лее оптимального (или взаимоприемлемого) результата, сопря-женное с активным воздействием на социальные проблемы, прогнозированием и моделированием политических процессов, или осуществляется навязывание точки зрения одной стороны, несмотря на сопротивление других групп;

характеристику процесса принятия политтеского решения и его технологаю, т.е. ответ на вопрос, кто является субъектом принятия решений, какова роль отдельного гражданина, каким образом и как часто он привлекается к подготовке и принятию политических решений, каков харакгер этого участия (созна-тельное свободное волеизъявление или обязательный формаль-ный ритуал).

12.3. ФуНкции политичбской культуры

К функциям политической культуры относятся:

познавателъно-ориентационная — политическая культура способствует пониманию смысла политических явлений, осоз-нанию возможностей и границ политических действий, степени358

II. Яктуольные проблемы современной политологии

реализации прав и свобод, роли политики в жизни общества, сравнению с другими политическими системами;

идентификация — ощущение своей принадлежности к определенной политической или социальной группе, понима-ние ее места в политической системе общества, форм и спосо-бов участия в политической жизни, в отстаивании интересов своей общности;

штеграцш — политическая культура обеспечивает воз-можность достижения согласия между различными политиче-скими группами и поддержания стабильности системы, ориен-тируя на определенный способ выражения и регулирования политических противоречий. В политической культуре находит отражение и закрепление общность социального опыта и исто-рической судьбы;

коммуникационная — обмен информацией и установление понимания между участниками политического процесса на ос-нове общности языка, культурного кода, политической терми-нологаи, символов. Она предполагает как обмен информацией между действующими политическими субъекгами, так и пере-дачу опыта от поколения к поколению (вертикальная и гори-зонтальная политическая коммуникация);

нормативная — политическая культура регулирует поли-тическое поведение на основе принятых ценностей, правил, способов политического поведения, большая часть которых до-лолняется правовым закреплением норм в законодательстве и Конституции страны;

социализация — полйтическая культура формирует опреде-ленные политические качества, способы поведения, навыки для адаптации в данной политической системе и для отстаивания своих интересов в существующей системе распределения вла-стных полномочий. Функция социализации реализуется через такие социальные институты, как семья, государство, полити-ческие партии, СМИ (прежде всего телевидение и газеты), школа, церковь, армия и др.

12.4. Методы исолвдования политической культуры

Концепция политической культуры только тогда обретает смысл и только тогда можно говорить об обоснованности ее

12. Политическоа купьтуро

359

выводов и о возможности их применения как в политической науке, так и в политической практике, когда ее основные по-нятия операционализированы, когда найдены индикаторы, ко-торыми можно «замерить» политические установки и ориента-ции, и отработаны соответствующие надежные, проверяемые методы исследования, с помощью которых можно это сделать.

Очень широко при исследовании политической культуры применяется метод опроса. Он обладает несомненными досто-инствами: массовость, ёперативность, сравнимость, возмож-ность установить распределение ориентации среди различных групп населения и выявить наиболее распространенные клише и стереотшш. Вместе с тем этот метод обладает и рядом недос-татков: во-первых, при его использовании неизбежно снижает-ся качество получаемых данных (так как ответы респондентов не всегда соответствуют реальному положению дел, в любом исследовании присутствует определенный процент так назы-таемых «желаемых», «ожвдаемых» или «должных» ответов). Во-вторых, многие исследования проводятся по вполне опреде-ленному заказу, направленному на то, чтобы прояснить сию-минутные проблемы. Поэтому полученные данные к политиче-ской культуре имеют весьма отдаленное отношение, характери-зуя ее лишь поверхностно. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что политическая культура включа-ет в себя многое, что отдельный человек может не осознавать или осознавать лишь отчасти.

При изучении политической \культуры акгивно используется метод анализа документов (напрймер, результаты выборов, дет-ские истории, сказки, легенды, анекдоты, выступления полити-ческих лидеров, программы политических партий, школьные учебники по истории и т.д.). Этот метод весьма продуктивен при изучении влияния политических событий и кризисов на политические ориентации и политическое поведение населе-ния. При всей объективности данного метода есть одна серьез-ная проблема, с которой сталкивается каждый исследователь, — проблема репрезентативности документов.

Для изучения политического поведения на предмет наличия (отсутствия) тенденций к авторитарности, враждебности, агрес-сивности, доверия к своим согражданам и т.д. в политологии применяется метод проективных тестов — сложный и трудоем-кий метод, предполагающий к тому же активность респондента и его согласие на участие в тестировании. 360

II. Яктуольные проблемы соеременной политологии

Еще одним методом, применяемым при изучении полити-ческой культуры, является включенное наблюдение. С его помо-щью получают информацию непосредственно в момент свер-шения события, вне зависимости от готовности и желания на-блюдаемых вступать в контакт. Этот метод надежен, но сфера его применения весьма ограничена.

12.5. Твнденции в рсввитии соврвменной политичвской культуры

Политическая культура уходит корнями в набор принципов и правил, которые регулируют и программируют политическое мышление и действия человека или целой группы. Культурные правила должны быть не только усвоены, переведены во внут-ренний план, они должны «оживляться», вызываться посредст-вом слова, символа, звука, картины, действия. В этом и состоит функция политических мифов, ритуалов, флагов, праздников. В политической культуре речь никснда не вдет только о содержашш, но всегда и о форме, в которую зто содержание «упаковано».

С введением всеобщего избирательного права кахдому гра-жданину приписывается способность делать выбор и выносить суждения по поводу альтернативных лолитических программ правящих групп и партий. В более или менее развитых странах, где почти нет неграмотных, предполагается, что каждый инди-вид обладает необходимой информацией, для того чтобы созна-тельно использовать свое избирательное право. Но существует опасность, что это право останется пассивным — либо в силу отсутствия доверия к государственным структурам, либо в силу отсутствия механизмов, это участие реально обеспечивающих. Более того, для акгивного политического участия одного толь-ко знания о политической системе на общем уровне недоста-точно, необходимо более глубокое и расширенное знание, на которое у среднего гражданина нет ни времени, ни особого желания. Так возникает специализация политических ролей, и политическая деятелыюсть становится профессией.

При всей специфичности национальных политических куль-тур западных стран можно выделить некоторые общие момен-ты, тенденции в их развитии:

12. Политическоа культура

361

• снижение политической, в частности избирательной, ак-тивности граждан;

• низкий уровень доверия к политическим институтам, по-литическим лидерам и политике вообще;

• ослабление влияния политических партий;

• уменыпение числа членов политических партий,

• снижение популярности и влияния традиционных форм политического участия (йапример, политических собраний);

• рост готовности принимать участие в неформальных дви-жениях и гражданских инициативах. Наиболыпую готовность в этом плане выражают граждане США. Но даже в Австрии, од-ной из наиболее пассивных в политическом отношении стран Европы, 36% населения высказывают готовность принять уча-стие в подобных движениях и инициативах1;

• молодежь в целом настроена гораздо скептичнее по,от-ношению к политической системе своей страны, нежели стар-шее поколение;

« постоянное искажение картины состояния общества в средствах массовой информации, что связано не только с их зависимостыо от конкретных политических и финансовых групп, но и с принцшшальной установкой работников СМИ, по которой «хорошие новости — это отсутствие новостей» и наоборот [4, с. 162];

• усиление значения денег при проведении избирательных кампаний, усиление роли лоббистов (в США, например, число лоббистов за последние 20 лет увеличшюсь с 3500 до 7000) [4, с. 166].

Политическую культуру восточноевропейских стран, пережи-вающих одновременно процессы экономического и политиче-ского реформирования, отличают следующие черты2:

• минимальный уровень веры в способность политической системы к реформированию,

• низкий уровень доверия к государственньш институтам и к профсоюзам,

. Р1а«$ег Р. ипй

1 МиеПег Ж РоШисйе КиИиг /ш: 81аа18Ьшвег Ойег Ш1ейапеп? и!гат Р.). РкшШП ат Мат, Вет, Рап«, 1ЧУ, 1991.

2 См.: РоШзсИе КиИиг Ох1еигора8 1т М^апйе!/ т: РоШйсЬе КШШг т О$1- ипй ^УеййеийсЫапй/ Вей1п: А1сас1. Уейав, 1994; Попов Н., Рубцов А. Скажи мне, кго твой сосед, и я скажу тебе, кто ты. На старте сравнительного исследования куль-тур постсоветского пространства//Содружество НГ. — 1998. — №5. — С. 3. 362

II. йктуольные проблемы современной политологии

• принятие идеи рьшка при неудовлетворенности результа-тами попыток его введения,

• сильная путаница в восприятии и толковании таких по-нятий, как демократия, политический плюрализм, разделение властей и др.,

• политический выбор избирателя определяют не мотивы чисто политического и мировоззренческого свойства, а сообра-жения личностного (симпатии—антипатии), психологаческого (агрессивность—миролюбивость самого избирателя) и просто случайного плана. Поэтому несмотря на сущестювание у боль-шинства голосующих какого-то приблизительного «проекта» того, что надлежит сделать для улучшения положения в стране, и представления о том, кто из избранников более отвечает задаче осуществления этого проекта, в их ответах не усматривается однозначного соответствия между программными установками лидеров, политическими ориентациями самих избирателей и их поддержкой определенного кандвдата.

В политической культуре Россци многае из общих для всех восточноевропейских стран черт выражены экстремально. Так, например, в России очень низок индекс доверия населения по отношению ко всем политическим институтам, причем показа-тельно, что уровень доверия судебным органам ниже, чем ор-ганам госбезопасности, еще ниже уровень доверия политиче-ским партиям (3,6%)*.

Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой элекгоральной акгивности россййского населения. Не-высокая оценка возможности участвовать в выборах как атри-бута демократии связана скорее не с отсутствием понимания, что свободные выборы — это важная составляющая часть де-мократии, а с представлениями людей, что их участие в выбо-рах, замена одних руководителей на других мало что меняет в их жизни и не дает им реальной возможности влиять на приня-тие важных политических решений.

Следует отметить при этом нравственный характер требова-ний к власти, тенденцию к персонификации власти и склон-

12. Политическоа культуро

363

ность к неконвенциональньш формам протеста1 (по данным ВЦИОМ, каждый четвертый потенциальный избиратель выра-зил готовность принять участие в неконвенциональных акци-ях2) и силовым методам решения конфликтных ситуаций. Итак, обозначим основные черты политической культуры:

• политическая культура — явление социальное, продукг исторического развития общества,

• носителями полюической культуры могут быть большие общности: государство, социально-экономические и политиче-ские группы, а также отдельные индивиды,

• при изучении политической культуры речь вдет преиму-щественно об отношениях между микро- и макроструктурами,

• политическую культуру страны можно понять через по-литические установки ее граждан,

• политические установки не являются гомогенными ,(од-нородньши), их распределение среди различных групп населе-ния составляет одну из характеристик политической культуры.

вопросы для повторения

1. Почему возникла необходимость в создании теории политической культуры?

2. Что такое «политическая культура», каковы ее основные элементы?

3. Какие методы примеияются при изучении политической культуры?

4. Какие виды политической культуры вы можете назвать? Что лежит в основе выделения видов?

5. Каковы основные тенденции в развитии политической культуры за-падных стран на современном этапе? '

1 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальиые перемены, 1998. — №2. — С. 65.

1 Конвенциональное политическое поведение — это дискуссии о политике, уча-стие в деятельности политических партий, предвыборных кампаниях, присутст-вие на собраниях, т. е. любые мирные санкционированные формы политиче-ского участия. Неконвенциональное поведение — участае в демонстрациях, бой-котах, «диких» забастовках, блокадах. Неконвенциональное поведение может осуществляться и с применением насилия в отношении других людей или пред-метов (физическое избиение своих политических противников, разрушение зда-ний шш памятников, имекмцих символическое значение).

2 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 1998. - № 2. - С. 65

364

III. йктуольные пробпемы соеременной политологш

6. Чем обусловлена специфика политической культуры восточноевро-пейских стран? В чем она проявляется?

Библиогрофический список

1. Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. — М., 1990.

2. Виноградов В. Д„ Головин Н. А. Политическая социология. — Спб., 1997.

3. Голосов Г. В. Сравнительная политология. — Новосибирск, 1995.

4. Липсет С. Американская демократия в сравнителыной перспективе //Сравнительная социология. —М.: АсайегЫа. 1995.

5. Омеличкин О, В. Гражданская культура. — Кемерово, 1996.

6. Политология /Под ред. Г. В. Полуниной. — М., 1996.

7. Политическая культура: Теория и национальные модели / Под ред. К.С. Гаджиева. — М.,1994.

Оглавление

Предисловие 5

Роздел первый. Пёлитология кок ноуко 7

Главо 1. Палитология: катвгории, мвтоды функции 9

1.1. Политика и политояогая 9

1.2. Основные категории политологаи 14

1.3. Методы исследования в политологаи 15

1.4. Фунющи политологаи и ее место

в системе общественных шук „ 21

Роздел второй. История розпития политической мысли 25

Гло|о1. |1еторичвеиов розвитие политичвской мысли

ч е стронох Зоподной Европы 27

2.1. Политическая мысль античного общества. Платон,

Аристотель, Цицерон 27 1 2.2. Пол1ггическая мысль в срсдневековой Европе. Августин

Аврелий, Фома Аквинский ^ 36

2.3. Развитие политической мысли в эпоху Возрождешш.

Н. Макйавелли, Ж. Боден 40

2.4. Политические взгляды мыслителей Нового времени.

Г. ГроцийЯГ. Гоббс, Дж. Локк 46 (2.5. Политйческие воззрения французских просветителей

XVIII в. Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо V 53

2.6. Политилеские взгляды американских просветителей

XVIII в. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А, Гамильтон V 61

2.7. Политические теории европейских мыслителей

XIX — начала XX вв. И. Бентам, А. Токвиль, О. Конт,

Г. Спенсер, К. Маркс, Л. Гумпдрвич, Г. Еллинек 69

Глово 3. Политическоя мысль в России в XIX — ночолв XX ев. 93

3.1. Политические вдеи и проекты М.М. Сперанского

3.2. Политические взгляды декабристов. П.И. Пестель, Н.М. Муравьев

93

96366

Оглавление

3.3. Общественно-политичесКие воззрения славянофилов и западников

3.4. Политические взгляды русских революционных демократов

3.5. Политические воззрения представителей русского революционного народничества

3.6. Политические теории русского либерализма

Роздел третий. Актуольные проблвмы соаременной политологии

Глсша 4. Теория влости и влостных отношений

4.1. Социальный порадок и власть

4.2. Сущность власти и ее особенности

4.3. Господство как форма власти

4.4. Генезис политической власти

4.5. Особенности политической власти

4.6. Теория разделения властей

4.7. Политические режимы и политическая власть

4.8. Права человека

4.9. Проблема власти в современной России

Глоао 5. Политическоя жизнь общесгаа

5.1. Понятие политической жизни общества

5.2. Социально-групповое и личностное измерение политической жизни

5.3. Основные типы взаимоотношений государства и общества

5.4. Основные принципы и нормы демократической организации политической жизни

5.5. Особенности политической жизни в современной России

Глово 6. Лолитичвеиой шстемо общветво и ее основные институты

6.1. Понятие политической системы общества

6.2. Полиггическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов

6.3. Государство — основой институт политической системы общества

6.4. Формы государственного устройства и формы правления

6.5. Правовое государство

101

110

117

128

149

151

152

153

154

156

158

160

162

166

168

170

170

174

178

184

186

191

191

193

194

198

201

367

6.6. Роль политических партий в функционировании

политической системы общества 205

6.7. Становление многопартийной системы в современном

российском обществе 209

Тлово 7. Политичвскмв процессы 213

7.1. Сущность и структура политического процесса 213

7.2. Динамика политияеского процесса 233

Глово 8. Политическое лмдврство 252

8.1. Лвдерство и его специфика в политическом аспекге 252

8.2. Современные теории политического лвдерства 255

8.3. Типологая политических лвдеров и их функции 259

8.4. Политическое лидерство и политический маркетинг 264

8.5. Современные тевденции в развитии полнгического

лидерства 268

Глово 9. Политические миты 272

9.1. Классические теории элиты 272

9.2. Современные ковдепции и типологаи элит 275

9.3. Цолитическая элита и класс 281

Глово 10. Личность и политико 287

10.1. Личность как субъект и объект политики 287

10.2. Политиче.ская социализация личности 300

Глово11. Политическое сознонив 315

11.1. Огруктура и содержание политического сознания 315

11.2. Современные политические идеологаи • 321

11.3. Политическая психология 336

Глемю 12. Попитическоя культуро 345

12.1. Определение политической культуры 345

12.2. Типологая политической культуры 349

12.3. Функции политической культуры 357

12.4. Методы исследования политической культуры 358

12.5. Тенденции в развитии современной политической

культуры 360