Понятие «демократия»: истоки и содержание
Основные факторы и этапы формирования и эволюции либерально-демократической системы правления и идей демократии в целом совпадают с важнейшими вехами формирования и эволюции гражданского общества и правового государства. Более того, все этих три компонента в совокупности составляют основу либерально-демократической общественно-политической системы. Она связана с утверждением и легитимизацией в процессе капиталистического развития новой, по сравнению с средневековьем, системы миропонимания, где свободный индивид признается в качестве самостоятельной единицы социального действия. В этом контексте либерализм, особенно на начальном этапе, внес наибольший вклад в формирование и утверждение демократической формы правления и правового государство, поэтому-то и принято говорить о либеральной демократии.Однако современная демократия отнюдь не сводится к либерализму, в ее формирование значительный вклад — особенно в XX в.— внесли и другие идейно-политические течения.
Демократия имеет длительную и древнюю историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. Термин происходит от греческого слова «demokratia»,состоящего в свою очередь из двух слов «demos» —народ и «kratos» —власть, правление. Обращает на себя внимание многозначность и неопределенность самого понятия «демократия». Еще Х.Кельзен утверждал, что в XIX и XX столетиях, став всюду господствующим лозунгом, слово «демократия» утратило четко очерченное и твердое содержание. В этом не расходился с Кельзеном П.И.Новгородцев, который в 1923 г. подчеркивал, что понятие демократии «принадлежит к числу наиболее многозначных и неясных понятий современной политической теории».
Нельзя сказать, что этот вопрос окончательно решен в наши дни, когда демократия стала как бы велением времени и весь мир как будто стал на рельсы демократизации. В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях. Во-первых, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, илидемократии участия.Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называютпредставительной,илиплюралистической.В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Этолиберальная,иликонституционная демократия.В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называютсоциальной демократией,крайним выражением которой являетсясоциалистическая демократия.
Можно привести еще множество других значений понятия «демократия». Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в неправомерности какого бы то ни было однозначного его толкования. Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического сообщества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции. Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как один из пяти или шести главных типов правления. Греческую историю в период ее расцвета можно рассматривать как историю борьбы между демократическими и олигархическими или аристократическими государствами, наиболее ярко выраженными представителями которых выступали Афины и Спарта.
Древнегреческая демократия во многих своих аспектах существенно отличалась от демократии наших дней. Прежде всего это была система прямого правления, при которой весь народ (точнее, совокупность свободных граждан) являлся как бы коллективным законодателем и в которой не была известна система представительства. Такое положение стало возможным в результате ограниченных размеров древнегреческого государства, которое охватывало, как правило, город и прилегающую к нему сельскую территорию, население которых крайне редко превышало 10 тыс. граждан. В древних демократических городах-государствах каждый гражданин был наделен правом участвовать в принятии решений, касающихся их жизни и деятельности. Значительная часть граждан в течение своей жизни хотя бы раз занимали один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властями: обе эти ветви были сосредоточены в руках граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан, которые живо интересовались всеми сторонами и аспектами процесса управления.
Прямая демократия такого рода рассматривалась в качестве идеальной формы многими мыслителями Нового времени. Референдум и гражданская инициатива, сохранившиеся в конституциях ряда стран (например, Швейцарии), могут рассматриваться как элементы прямой демократии, унаследованные от прошлого представительной демократией.
Другое важное отличие античной демократии в сравнении с современной состояло в трактовке равенства. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя разработке и решению общественных проблем. Современные же демократии, как правило, не признают в политической сфере какие бы то ни было различия и привилегии, основанные на социальном происхождении, классе, расе и поле.
Различаются демократическая теория и демократические институты. И в том и в другом качестве демократия, начиная с античности, претерпела существенные изменения. В средние века отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля возрос интерес к вопросам, касающимся разработки принципов наиболее совершенных, по представлениям того периода, форм правления. Высказывались доводы относительно того, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества.
Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, рассматривали монархию, т.е. правление одного, как наилучшую форму, наиболее пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства взамен феодальных хартий вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в XVII в. в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты «Петиция о правах» (1628), «Хабеас корпус акт» (1679), «Билль о правах» (1689), в которых были зафиксированы писанные юридически-правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее мощное развитие в Декларации независимости и Конституции США, в Декларации прав человека и гражданина и Конституции Великой французской революции конца XVIII в.
Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея прирожденных, неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность — основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни (эта проблема более или менее подробно изложена в гл. 3). Теории демократии интегрировали в себя основной комплекс идей, относящихся к этим двум феноменам. Здесь отметим лишь то, что XX век внес свои коррективы в теорию и практику демократии. Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство.
Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. При этом надо помнить, что там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ. Рыночная система и свободная конкуренция, как показывает мировой опыт, обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но в то же время рыночные силы постоянно порождают социальную несправедливость, выталкивая часть граждан на обочину общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности остается постоянно воспроизводящим себя противоречием современного индустриального общества.
Одной из попыток решения этого противоречия стала система кейнсианства, сыгравшая большую роль в преодолении Великой депрессии 30-х годов и построенная на постулате идеологической, политической и социально-экономической недостаточности индивидуализма, свободной конкуренции и свободного рынка. Эта система обосновала и необходимость усиления роли государства в. важнейших сферах жизни общества. За государством была признана функция регулятора экономических и социальных процессов. В противовес концепции государства — «ночного сторожа» была выдвинута концепция государства благосостояния. Она основана на идее необходимости и возможности преодоления социальных конфликтов путем обеспечения с помощью государственного вмешательства удовлетворительных условий жизни всем слоям населения.
Сторонники государства благосостояния исходят из того, что рынок сам по себе не способен обеспечить такое распределение материальных благ, которое гарантировало бы малообеспеченным слоям населения необходимый минимум благ и услуг. Более того, они рассматривают политическую власть в качестве важного элемента корректировки социальных издержек рынка. Они постулируют равную значимость экономической и социальной сфер и необходимость органического соединения свободно-рыночных отношений с социальной политикой государства, сочетания рыночных принципов с социальными принципами, гуманизации рынка посредством разработки и реализации государством системы социальной политики, направленной на гарантирование минимального жизненного уровня всем слоям населения.
Главную цель государства благосостояния его сторонники усматривали и продолжают усматривать в том, чтобы добиться синтеза экономической свободы, социальной защищенности и справедливости. Другими словами, в государстве благосостояния политические права дополняются социальными правами, предусматривающими предоставление всем членам общества принятого в данном обществе минимума материальных благ.
Вводится принцип социальной ответственности как частных корпораций, так и государства. Социальные программы становятся неотъемлемой частью правового государства. Более того, правовое государство приобретает форму государства благосостояния. На этой основе происходит расширение функций государства, во многом дополняющих, а в ряде случаев и заменяющих функции институтов гражданского общества. Изменяющиеся границы и трактовки государства благосостояния определяются не просто решениями политических руководителей, а фундаментальными структурными изменениями современного общества. Поэтому его следует рассматривать как центральный структурный элемент современной демократии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Isbn 5-94010-022-8
- Оглавление
- Глава 8 политические партии 115
- Глава 1 основные вехи становления и развития политической науки
- Истоки политической науки
- Формирование основ политической науки
- Институционализация политической науки
- Две тенденции в развитии политической науки
- Политическая наука после Второй мировой войны
- Сравнительная политология
- Контрольные вопросы
- Глава 2 политология как самостоятельная научная дисциплина
- Предмет политической науки
- Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук
- Методология и методы политических исследований
- Контрольные вопросы
- Глава 3 гражданское общество: политологический аспект
- Истоки гражданского общества
- Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- Принцип разделения различных сфер общественной жизни
- Контрольные вопросы
- Глава 4 власть: сущностные характеристики
- Исторические корни власти
- Власть и монополия на законное насилие
- Основные параметры власти
- Контрольные вопросы
- Глава 5 государство: сущность и принципы организации
- Общая характеристика
- Территориальный императив
- Легитимность
- Суверенитет
- Национальное государство
- Абстрактность и анонимность власти и государства
- Правовое государство
- Контрольные вопросы
- Глава 6 политическая система
- Системный подход или политическая система?
- Основные характеристики политической системы
- Опыт типологизации политических систем
- Политические режимы
- Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Контрольные вопросы
- Снам 7 демократия: принципы, установки и ценности
- Понятие «демократия»: истоки и содержание
- Основные принципы и установки демократии
- Недостатки и достоинства демократии
- Конституционные основания демократии
- Либерально-демократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 8 политические партии
- Основные вехи формирования партий
- Идея и принцип представительства
- Роль и функции партий в политической системе
- Партии и заинтересованные группы
- Опыт типологизации политических партий
- Особенности межпартийной конкуренции
- Новейшие тенденции в эволюции партии
- О перспективах развития партийной системы в России
- Контрольные вопросы
- Глава 9 избирательные системы: механизмы и процедуры
- Избирательная кампания
- Основные типы избирательной системы
- Контрольные вопросы
- Глава 10 демократия в незападном мире
- Феномен экспансии демократии
- Соотношение рыночной экономики и демократии
- Демократия как народовластие
- Совместима ли демократия с незападными культурами?
- О выживаемости и управляемости демократии в незападном мире
- Контрольные вопросы
- Глава 11 политические системы диктаторского типа
- Типологизация диктаторские систем
- Тоталитарные режимы
- Аннигиляция традиции
- Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- Политический и идеологический монизм
- Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- Тоталитарный человек и государство
- Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- Контрольные вопросы
- Глава 12 политическая культура
- Возникновение конвенции политической культуры
- Что такое политическое сознание?
- Политическая социализация
- Составные элементы политической культуры
- Политическая символика
- Религиозный аспект политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Контрольные вопросы
- Глава 13 политическая этика
- Морально-нравственный аспект мира политического
- Политика между профессионализмом и моралью
- Антиномия между равенством и свободой
- Контрольные вопросы
- Глава 14 политическая философия: сущность и основные параметры
- Политическая теория
- Политическая идеология
- Что есть политическая философия?
- Онтология мира политического
- Контрольные вопросы
- Глава 15 основные течения идейно-политической мысли
- Либерализм
- Консерватизм
- Социал-демократизм
- Марксизм
- Контрольные вопросы
- Глава 16 средства массовой информации в политике
- Место и роль сми в политике
- Тенденции воздействия сми на общественное мнение
- Что такое «теледемократия»?
- Взаимоотношения сми и властных структур
- Сми в качестве инструмента «политического маркетинга»
- Сми и опросы общественного мнения
- «Театрализация» политического процесса
- Контрольные вопросы
- Приложение программа курса «политология»
- Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи
- Тема III. Власть и государство
- Тема IV. Политические системы и политические режимы
- Тема V. Демократии: принципы, установки и ценности
- Тема VI. Политические партии и избирательные системы
- Тема VII. Политические системы диктаторского типа
- Тема VIII. Политическая культура
- Тема IX. Политическая этика
- Тема X. Политическая философия
- Тема XI. Основные течения идейно-политической мысли
- Тема XII. Средства массовой информации в политике
- Литература