Место и роль сми в политике
Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50—начале 60-х годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего нового средства массовой информации. Сенсационная победа на президентских выборах 1960 г. в США малоизвестного тогда сенатора Дж.Кеннеди над вице-президентом страны Р.Никсоном была тут же зачислена в актив телевидения, транслировавшего серию дебатов между кандидатами. Учитывая этот и подобные ему факты, западные исследователи пришли к выводу, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии организационной структуры политических партий, размыванию их социальной базы, ослаблению партийной приверженности все большего числа избирателей в индустриально развитых странах. Это нашло отражение в формировании и широком распространении тезиса о том, что СМИ заменяют политические партии, становясь основным механизмом регулирования и реализации политического и особенно избирательного процесса. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители СМИ пришли на смену традиционным политикам в качестве привратников политического процесса. Не лишены основания наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую раньше выполняли интеллектуалы. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной.
Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Говорят, что в 1966 г. после того, как известный по всей стране телекомментатор У.Крон-кайт посетил Вьетнам и заявил, что война зашла в тупик, президент США Л.Джонсон сказал своим помощникам: «Если мы потеряли Кронкайта, то мы потеряли среднюю Америку». По свидетельству одного журналиста, президент Франции Ш.де Голль спрашивал Дж.Кеннеди о том, как он умудряется править Америкой, не имея контроля над телевидением. Касаясь влияния испанских СМИ, президент издательского концерна ПРИСА Х.де Поланко как-то не без хвастовства заявил: «Две наиболее важные власти в Испании — это правительство и ПРИСА, а правительство назначаем мы, и оно будет править столько, сколько мы захотим».
Разумеется, во всех этих рассуждениях присутствует элемент преувеличения. Но фактом является то, что современную политику невозможно себе представить без прессы, радио и телевидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Более того, можно даже утверждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы. Еще в начале 60-х годов канадский социолог М.Маклюэн не без некоторого преувеличения утверждал, что средство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. С этой точки зрения каждая система массовой коммуникации имеет свои специфические особенности.
Но все СМИ объединяет способность к прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты связи, такие как церковь, школа, семья, политические партии и организации и т.д. Как раз эта способность и используется рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар; политическим деятелем и политической партией для мобилизации массовой поддержки своей программы и т.п. В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса — газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс.
Во всяком случае газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что они предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя также материалы развлекательного характера и местные новости, они приучали простых людей рассматривать себя в качестве части более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события. Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях.
Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило механизм распространения информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния. К началу и в период Второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран. По своей значимости радио постепенно стало уступать только стремительно набиравшему силу телевидению. Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения.
Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. В 70—80-х годах телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации. В качестве примера влияния телевидения на характер политического поведения и особенно голосования американских избирателей, в США часто приводят телевизионные дебаты между Дж.Кеннеди и Р.Никсоном в 1960 г. Э.Роупер, который в тот период проводил опрос среди избирателей, пришел к выводу, что именно эти теледебаты в значительной степени способствовали победе Кеннеди.
В 1980 г., по существующим данным, теледебаты дали возможность Р.Рейгану не только ликвидировать 4% -ный разрыв с Дж.Картером, но и на 5% опередить его. Немаловажную роль сыграли теледебаты между главными претендентами в последующих избирательных кампаниях: между Р.Рейганом и У.Мондейлом в 1984 г., Дж. Бушем и Дюкакисом — в 1988 г., Дж. Бушем и У.Клинтоном в 1992 г. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все большее признание и организуются во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас в России. Очевидно, что хотя утверждение М.Маклюэна, будто «электронная деревня» стала реальностью, является преувеличением, тем не менее телевидение в индустриально развитых странах в наши дни обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных реализовывать многообразные задачи информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.
Еще Г.Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); редактирование (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры. Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую их функцию по политизации общества и политическому просвещению широких слоев населения. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов», на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции в коридорах власти и др. Для оправдания такого имиджа или такой претензии СМИ должны выглядеть независимыми как с экономической, так и политической точки зрения. В большинстве индустриально развитых стран СМИ представляют собой частно-предпринимательский институт, отрасль экономики, в которой заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономическая деятельность основывается на сборе, производстве, хранении и «продаже» информации.
В этом качестве функционирование СМИ подчиняется законам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях и программах. Они затрагивают интересы различных слоев и групп. По мере увеличения экономической мощи и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства и крупнейших корпораций — рекламодателей. Естественно, реклама, будучи одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает служить существенным препятствием для их моральной и политической независимости. Однако дело нельзя представлять таким образом, что рекламодатели прямо диктуют главному редактору той или иной газеты или журнала свою волю. Тем более крупнейшие конгломераты СМИ на Западе сами превратились в самостоятельную, исключительно прибыльную отрасль бизнеса со своими особыми интересами, которые не всегда совпадают и даже зачастую вступают в конфликт с интересами тех или иных влиятельных сил в обществе или политического руководства страны. Коммерческое начало, которое лежит в основе большинства органов и организаций СМИ, в принципе индифферентно к содержанию, оно предполагает рыночное использование информации для продажи как можно более широкой публике.
Примечательно, что в феврале 1988 г. впервые за все семь лет пребывания у власти тогдашнего президента США Р.Рейгана три ведущие телекомпании США отклонили просьбу Белого дома предоставить ему возможность выступить по их каналам. Официальные представители этих компаний в один голос заявили, что коль скоро в президентской речи не будет содержаться ничего нового, коммерческие интересы компаний не позволяют им тратить эфирное время впустую. СМИ в своих публикациях, репортажах и комментариях могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. В качестве примеров можно назвать публикацию газетой «Нью-Йорк таймс» части так называемых «документов Пентагона», разоблачение газетой «Вашингтон пост» Уотергейтского скандала, трансляцию ведущими телекорпорациями разоблачительных слушаний этого дела в конгрессе, мобилизацию общественного мнения ведущими органами СМИ западных стран против грязной войны США во Вьетнаме и многое другое. Можно упомянуть и то, что отдельные органы СМИ США сыграли свою роль в уходе с политической арены президентов Л.Джонсона и Р.Никсона.
Другими словами, общественное мнение, в той или иной форме выраженное через СМИ, играет немаловажную роль в ограничении власти и конкретных действий правящих кругов, в разоблачении отдельных наиболее вопиющих нарушений законности с их стороны. Следует отметить и то, что многие журналы и газеты, а также радиовещательные и радиотелевизионные станции, такие, например, как «Шпигель», «Штерн», «Тайм», «Ньюсуик», «Камбио-16», «Панорама», «Эуропео», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелес таймс», «Монд», «Фигаро», «Матэн», держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении махинаций, выискивании секретов, выставляя их на всеобщее обозрение. Разоблачительная или «исследовательская» журналистика стала девизом многих изданий.
В этом плане не являются исключением и российские СМИ, зачастую падкие до сенсации, стремящиеся «взорвать бомбы», раскрывая одновременно коррупцию, должностные злоупотребления, обман избирателей и падение политической морали в коридорах власти. Многие из них задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности.
Именно с подачи этих и подобных им «элитных» изданий стал достоянием гласности Уотергейтский скандал, приведший впервые в американской истории к отставке президента Р.Никсона в 1974 г. Парижский еженедельник «Канар аншене» в определенной степени способствовал поражению президента В.Жискар д'Эстена на выборах 1981 г., раздув «дело о бриллиантах», которые ему якобы преподносил в подарок президент Центрально-африканской Республики Бокасса. Западногерманский журнал «Шпигель» опубликовал 22 февраля 1977 г. статью под заголовком «Телефонное покушение на гражданина Т.», в которой подробно описывал скандал, связанный с тайным проникновением сотрудников ведомства по охране конституции в дом инженера К.Траубе и установкой на его телефонах подслушивающих устройств. Вскоре после этого разоблачения министр внутренних дел ФРГ В.Майхофер, ответственный за эти действия, был вынужден подать в отставку. Значительную лепту «Шпигель» и другие респектабельные журналы внесли в раскрытие «аферы Флика» — крупнейшего за всю послевоенную историю скандала, связанного с подкупом политических деятелей. Таких примеров можно привести множество.
Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения, СМИ способны мобилизовать значительные слои населения в поддержку тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и по завершении пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все, как говорится, возвращается на круги своя. Эта особенность функционирования СМИ, как будет показано ниже, особенно отчетливо проявляется во время избирательных кампаний.
Примером умелого и широкомасштабного использования иррациональных импульсов является нагнетание в США в начале 80-х годов средствами массовой информации «патриотизма» и откровенно националистических настроений в отношении Советского Союза. Завидную способность апеллировать к эмоционально-волевым, иррационалистическим импульсам продемонстрировали английские СМИ во время англо-аргентинской, или фолклендской войны в 1982 г. Нагнетая в стране, казалось бы, уже канувшие в Лету имперские амбиции и притязания, а также антиаргентинские настроения, английская пресса, радио, телевидение убедили весь мир в том, что средний англичанин, несмотря на радикальное изменение положения Великобритании. на мировой арене, остается восприимчив к заклинаниям духов «отцов» и душеприказчиков колониальной империи.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Isbn 5-94010-022-8
- Оглавление
- Глава 8 политические партии 115
- Глава 1 основные вехи становления и развития политической науки
- Истоки политической науки
- Формирование основ политической науки
- Институционализация политической науки
- Две тенденции в развитии политической науки
- Политическая наука после Второй мировой войны
- Сравнительная политология
- Контрольные вопросы
- Глава 2 политология как самостоятельная научная дисциплина
- Предмет политической науки
- Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук
- Методология и методы политических исследований
- Контрольные вопросы
- Глава 3 гражданское общество: политологический аспект
- Истоки гражданского общества
- Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- Принцип разделения различных сфер общественной жизни
- Контрольные вопросы
- Глава 4 власть: сущностные характеристики
- Исторические корни власти
- Власть и монополия на законное насилие
- Основные параметры власти
- Контрольные вопросы
- Глава 5 государство: сущность и принципы организации
- Общая характеристика
- Территориальный императив
- Легитимность
- Суверенитет
- Национальное государство
- Абстрактность и анонимность власти и государства
- Правовое государство
- Контрольные вопросы
- Глава 6 политическая система
- Системный подход или политическая система?
- Основные характеристики политической системы
- Опыт типологизации политических систем
- Политические режимы
- Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Контрольные вопросы
- Снам 7 демократия: принципы, установки и ценности
- Понятие «демократия»: истоки и содержание
- Основные принципы и установки демократии
- Недостатки и достоинства демократии
- Конституционные основания демократии
- Либерально-демократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 8 политические партии
- Основные вехи формирования партий
- Идея и принцип представительства
- Роль и функции партий в политической системе
- Партии и заинтересованные группы
- Опыт типологизации политических партий
- Особенности межпартийной конкуренции
- Новейшие тенденции в эволюции партии
- О перспективах развития партийной системы в России
- Контрольные вопросы
- Глава 9 избирательные системы: механизмы и процедуры
- Избирательная кампания
- Основные типы избирательной системы
- Контрольные вопросы
- Глава 10 демократия в незападном мире
- Феномен экспансии демократии
- Соотношение рыночной экономики и демократии
- Демократия как народовластие
- Совместима ли демократия с незападными культурами?
- О выживаемости и управляемости демократии в незападном мире
- Контрольные вопросы
- Глава 11 политические системы диктаторского типа
- Типологизация диктаторские систем
- Тоталитарные режимы
- Аннигиляция традиции
- Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- Политический и идеологический монизм
- Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- Тоталитарный человек и государство
- Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- Контрольные вопросы
- Глава 12 политическая культура
- Возникновение конвенции политической культуры
- Что такое политическое сознание?
- Политическая социализация
- Составные элементы политической культуры
- Политическая символика
- Религиозный аспект политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Контрольные вопросы
- Глава 13 политическая этика
- Морально-нравственный аспект мира политического
- Политика между профессионализмом и моралью
- Антиномия между равенством и свободой
- Контрольные вопросы
- Глава 14 политическая философия: сущность и основные параметры
- Политическая теория
- Политическая идеология
- Что есть политическая философия?
- Онтология мира политического
- Контрольные вопросы
- Глава 15 основные течения идейно-политической мысли
- Либерализм
- Консерватизм
- Социал-демократизм
- Марксизм
- Контрольные вопросы
- Глава 16 средства массовой информации в политике
- Место и роль сми в политике
- Тенденции воздействия сми на общественное мнение
- Что такое «теледемократия»?
- Взаимоотношения сми и властных структур
- Сми в качестве инструмента «политического маркетинга»
- Сми и опросы общественного мнения
- «Театрализация» политического процесса
- Контрольные вопросы
- Приложение программа курса «политология»
- Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи
- Тема III. Власть и государство
- Тема IV. Политические системы и политические режимы
- Тема V. Демократии: принципы, установки и ценности
- Тема VI. Политические партии и избирательные системы
- Тема VII. Политические системы диктаторского типа
- Тема VIII. Политическая культура
- Тема IX. Политическая этика
- Тема X. Политическая философия
- Тема XI. Основные течения идейно-политической мысли
- Тема XII. Средства массовой информации в политике
- Литература