Тоталитарный человек и государство
Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной переделке и трансформации человека в соответствии со своими идеологическими установками. Важное место в комплексе идей и механизмов, направленных на изменение человеческой онтологии, занимает жесткий контроль над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним миром. «Тоталитаризм,—писал Дж.Оруэлл в 1941 г.,—посягнул на свободу мысли так, как никогда прежде не могли и вообразить». Причем«контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать — даже допускать — определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать, создается идеология, которая должна быть принята личностью, норовят управлять ее эмоциями и навязывают ей образ мысли и поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуться в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений».Более того, ставится задача полной трансформации человека, конструирования нового типа личности — некогоhomo totalitaricusс особым политическим складом, особой мен-тальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками — путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некому среднестатистическому знаменателю, стерилизации или во всяком случае подавлению индивидуального, личностного начала в человеке.
Пожалуй, предельно ясно позицию марксизма-ленинизма по этому вопросу сформулировал В.Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин»: «Единица, кому она нужна? Голос единицы тоньше писка. Кто ее. услышит? Разве жена... Единица — вздор, единица ноль».На смену индивидуальности, предполагающей разнообразие, оригинальность отдельной личности, приходит тип, предполагающий однообразие, однозначность, стирание индивидуальных особенностей.
Следует особо подчеркнуть, что тоталитаризм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой, растворении отдельного индивида в массе, толпе. Он никогда не мирится с управлением только с помощью внешних средств, а именно государства и механизма физического насилия. В отличие от всех остальных движений и общественных феноменов тоталитаризм предполагает полную и безусловную лояльность индивидуального человека общества режиму, партии или вождю. Тоталитаризм открыл для себя средства господства и терроризирования людей изнутри. Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою очередь сам вождь-фюрер без масс — ничто.
Масса — это особое образование. Она не обязательно предполагает некоторое сборище множества людей на площади, улице, стадионе или ином открытом пространстве. С точки зрения параметров сознания, приверженности определенным стереотипам поведения и реакции человек может принадлежать к толпе, массе, не выходя из собственной квартиры. Далее, масса, как отмечал Х.Ортега-и-Гассет, не то же самое, что, скажем, рабочие, пролетариат. Сущностная ее константа — это средний и заурядный человек. В этом смысле масса как скопление множества людей приобретает качественные параметры социально типического. Заурядность, среднестатистичность становятся общими социальными признаками человека без индивидуальности. Важнейшая характеристика этого типа человека — его убеждение, уверенность в своем совершенстве. Личность, человек как индивидуальность или, скажем иначе, элитарный человек («элитарный» в смысле высокого интеллектуального полета или глубины проникновения в сущность вещей, что возможно и на обыденном, рассудочном уровне, уровне простого человека) не убежден ни в своем совершенстве, ни в совершенстве мира. Этот тип человека не мыслит себе жизнь без служения чему-то высшему — обществу, людям вообще, благородному в его понимании делу и т.д. Его жизнь подчинена самодисциплине, что предполагает требовательность прежде всего к самому себе, ответственность за свои действия.
Совершенно иное дело «человек массы». Назвав синдикализм и фашизм «странным явлением», Х.Ортега-и-Гассет усматривал их «странность» не в том, что они новы, а в тех формах, какие они принимают, в стиле поведения и действия их приверженцев. Под их маркой, писал Ортега-и-Гассет, «в Европе впервые появился тип человека, который не считает нужным оправдывать свои претензии и поступки ни перед другими, ни даже перед самим собой».Добиваясь во что бы то ни стало, любой ценой своих целей, он присваивает себе «право действовать безо всяких на то прав». В таком поведении раскрывается природа нового человека массы, неспособного к идейному творчеству, но желающего иметь собственные «идеи» и «мнения».
Названные характеристики человека массы поощряют тенденцию к своеобразному социальному нарциссизму, самовлюбленности и уверенности людей и общества в целом в своей непогрешимости. Они буквально перестают видеть в реальном воплощении окружающий себя мир и смотрят на него через черно-белые очки. Более того, для обозрения внешнего мира они, вместо того чтобы смотреть в окно, предпочитают смотреть в зеркало. Человек склонен к самообману, нежеланию знать всю правду о себе и своем окружении, о сущностных характеристиках и возможностях собственного бытия. Зачастую убегая от правды, люди могут предаваться всякого рода иллюзиям, внешней мишуре, тем самым оправдывая и облегчая свою жизнь, ища легкие пути и способы самореализации и счастья.
Следует отметить, что ареал распространения такого типа вовсе не ограничивается низшими и даже средними этажами социальной иерархии. Более того, тоталитарная система создает оптимальные условия для восхождения торжествующей посредственности до самых вершин власти и авторитета. Господство посредственности, человека массы не только не ослабляет, а наоборот, до гипертрофированных масштабов поощряет и стимулирует стремление людей к постам, чинам, должностям, продвижению вверх по служебной лестнице. Чинопочитание и вожделение чинов и наград стали, по сути дела, интегральной доминантой тоталитарного сознания.
Как установлено социально-психологическими исследованиями, процесс идентификации, утверждения конформизма и одномерного взгляда на вещи облегчается, как правило, у лиц, не уверенных в себе, испытывающих определенный комплекс неполноценности, не чувствующих под собой твердой опоры. Отожествление себя с сильным, авторитетным человеком, группой, организацией придает им необходимую уверенность. Оторванность от корней, глубины, отсутствие или нехватка ощущения твердости бытия делают легкими все движения и повороты в поведении и действиях людей. Когда человек чувствует себя неуверенно в своей профессии, им можно управлять, помыкать, заставлять его смотреть в рот своему начальству, проявлять ретивость и прыткость в исполнении его указаний, особенно не утруждать себя щепетильностью в отношении морально-этических норм и т.д. В то же время он обладает «среднеобразовательным» уровнем, что позволяет использовать его на любых участках работы.
В целом тоталитарный тип — это государственный человек, преданный государству и всецело зависящий от него. Если большевистскими идеологами этот тезис на словах отрицался, то фашистские идеологи его разрабатывали и отстаивали с особой тщательностью. Так, министр юстиции в фашистском правительстве Италии в 1925 г. Г.А.Рокко характеризовал социальное и политическое мировоззрение фашизма как «интегральную доктрину социальности». Рокко, в частности, утверждал, что фашизм ставит на место «старой атомистической и механической теории, которая лежала в основе либеральных и демократических доктрин, органическую и историческую концепцию».При этом, подчеркивал он, общество вовсе не рассматривается как организм в смысле традиционных «органических теорий государства». По предлагаемой им модели остальные группы получают жизнь и пространство, трансцендирующие жизнь и пространство отдельно взятых индивидов. Поэтому здесь вместо либерально-демократической формулы «общество для индивида» предлагается формула «индивид для общества».
Главный просчет тоталитаристов, вознамерившихся создать нового человека, состоял в том, что их проект был основан на отрицании тайны и таинства жизни, включающих в себя наряду с устремленностью ввысь, в сферу сверхличностного, божественного также мистерию греха, греховного начала, отрицания того, что мироздание, а соответственно и жизнь как интегральная часть полны роковых противоречий, что падшая жизнь, горечь и тленность мира такие же законные характеристики человеческого бытия, как и высшее блаженство, высший полет интеллекта и духа.
Игнорируя эти реальности, тоталитаризм ставит своей целью добиться единства человека и общества, государства, партии, слитности всех структур общественного бытия. Поскольку не государство существует для людей, а, наоборот, люди существуют для государства, то отдельный человек приносится в жертву гражданину, а гражданин в свою очередь — в жертву подданному. Каждый отдельный индивид остается один на один с огромным всесильным аппаратом принуждения. Это, естественно, препятствует свободному проявлению общественных сил. Побеждает конформизм, народ превращается в массу, население приобретает атрибуты толпы. Это своеобразное, как говорил Ратенау, «вертикальное вторжение варваров». Чрезмерная опека своих граждан со стороны государства наносит непоправимый вред энергии, деятельности и моральному характеру людей. Тот, кем постоянно и настоятельно руководят, в конечном счете отказывается от той доли самостоятельности и ответственности, которой он обладает. В условиях тотального запретительства и опыта тотального поражения людей в лучших своих устремлениях сформировалась личность, страдающая социальной апатией, характеризующаяся иронически-скептическим отношением к миру, чувством отчуждения и т.д. Тоталитарность существенно снижает или же вовсе устраняет способность к критическому анализу реалий современного мира, места своей страны в мире, своей социальной или референтной группы, самого себя в реальном социальном окружении.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Isbn 5-94010-022-8
- Оглавление
- Глава 8 политические партии 115
- Глава 1 основные вехи становления и развития политической науки
- Истоки политической науки
- Формирование основ политической науки
- Институционализация политической науки
- Две тенденции в развитии политической науки
- Политическая наука после Второй мировой войны
- Сравнительная политология
- Контрольные вопросы
- Глава 2 политология как самостоятельная научная дисциплина
- Предмет политической науки
- Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук
- Методология и методы политических исследований
- Контрольные вопросы
- Глава 3 гражданское общество: политологический аспект
- Истоки гражданского общества
- Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- Принцип разделения различных сфер общественной жизни
- Контрольные вопросы
- Глава 4 власть: сущностные характеристики
- Исторические корни власти
- Власть и монополия на законное насилие
- Основные параметры власти
- Контрольные вопросы
- Глава 5 государство: сущность и принципы организации
- Общая характеристика
- Территориальный императив
- Легитимность
- Суверенитет
- Национальное государство
- Абстрактность и анонимность власти и государства
- Правовое государство
- Контрольные вопросы
- Глава 6 политическая система
- Системный подход или политическая система?
- Основные характеристики политической системы
- Опыт типологизации политических систем
- Политические режимы
- Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Контрольные вопросы
- Снам 7 демократия: принципы, установки и ценности
- Понятие «демократия»: истоки и содержание
- Основные принципы и установки демократии
- Недостатки и достоинства демократии
- Конституционные основания демократии
- Либерально-демократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 8 политические партии
- Основные вехи формирования партий
- Идея и принцип представительства
- Роль и функции партий в политической системе
- Партии и заинтересованные группы
- Опыт типологизации политических партий
- Особенности межпартийной конкуренции
- Новейшие тенденции в эволюции партии
- О перспективах развития партийной системы в России
- Контрольные вопросы
- Глава 9 избирательные системы: механизмы и процедуры
- Избирательная кампания
- Основные типы избирательной системы
- Контрольные вопросы
- Глава 10 демократия в незападном мире
- Феномен экспансии демократии
- Соотношение рыночной экономики и демократии
- Демократия как народовластие
- Совместима ли демократия с незападными культурами?
- О выживаемости и управляемости демократии в незападном мире
- Контрольные вопросы
- Глава 11 политические системы диктаторского типа
- Типологизация диктаторские систем
- Тоталитарные режимы
- Аннигиляция традиции
- Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- Политический и идеологический монизм
- Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- Тоталитарный человек и государство
- Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- Контрольные вопросы
- Глава 12 политическая культура
- Возникновение конвенции политической культуры
- Что такое политическое сознание?
- Политическая социализация
- Составные элементы политической культуры
- Политическая символика
- Религиозный аспект политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Контрольные вопросы
- Глава 13 политическая этика
- Морально-нравственный аспект мира политического
- Политика между профессионализмом и моралью
- Антиномия между равенством и свободой
- Контрольные вопросы
- Глава 14 политическая философия: сущность и основные параметры
- Политическая теория
- Политическая идеология
- Что есть политическая философия?
- Онтология мира политического
- Контрольные вопросы
- Глава 15 основные течения идейно-политической мысли
- Либерализм
- Консерватизм
- Социал-демократизм
- Марксизм
- Контрольные вопросы
- Глава 16 средства массовой информации в политике
- Место и роль сми в политике
- Тенденции воздействия сми на общественное мнение
- Что такое «теледемократия»?
- Взаимоотношения сми и властных структур
- Сми в качестве инструмента «политического маркетинга»
- Сми и опросы общественного мнения
- «Театрализация» политического процесса
- Контрольные вопросы
- Приложение программа курса «политология»
- Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи
- Тема III. Власть и государство
- Тема IV. Политические системы и политические режимы
- Тема V. Демократии: принципы, установки и ценности
- Тема VI. Политические партии и избирательные системы
- Тема VII. Политические системы диктаторского типа
- Тема VIII. Политическая культура
- Тема IX. Политическая этика
- Тема X. Политическая философия
- Тема XI. Основные течения идейно-политической мысли
- Тема XII. Средства массовой информации в политике
- Литература