logo
Политология -лекции-12-13

Политическая культура, её структура и функции

Опыт показывает, что политическая жизнь зависит не только от наличия тех или иных политических институтов (структур), но и от того, каким образом действуют различные политические субъекты в сфере политики, какими ценностями, нормами руководствуются люди, вовлечённые в политический процесс, как они выполняют соответствующие политические роли. Для изучения этой мотивационно-поведенческой стороны политики исследователи используют понятие «политическая культура».

Политическая культура не совпадает с политикой или ее отдельными элементами, это лишь своеобразный алгоритм этой деятельности, ее стиль. Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ориентаций, убеждений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политики.

Как и культура в целом, политическая культура возникает как метод приспособления к имеющимся обстоятельствам и подчинения их себе. Различие обстоятельств определяет различие политических культур конкретных политических субъектов. Они отличаются одна от другой целями, которые ставятся в сфере политики, и способами их достижения.

Носителями политической культуры являются общество в целом, социальные группы, отдельные индивиды.

Устойчива та политическая система, которая соответствует политической культуре субъектов, действующих в ней. Одни и те же политические институты по-разному функционируют в обществах с разной политической культурой. Так более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике это не приблизило и идеалам демократического общества (см.: Василенко И.А. Политология: Учебник,- М. 2004. – С.19).

История учит, что внедрение прогрессивных политических структур при неподготовленности к ним людей, иными словами, при наличии у них отсталой политической культуры, даёт скорее отрицательные нежели положительные результаты.

Структура политической культуры включает в себя следующие элементы:

1. Политические убеждения. Они формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политические идеалы людей, т. е. это представления людей о том, какой должна быть политическая система (демократической, авторитарной, тоталитарной и т. п.). Это идеологические предпочтения, являющиеся мотивами в деятельности людей.

2. Ориентации и установки, непосредственно проявляющиеся в деятельности людей в политической системе и определяющие их формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан, их взгляды:

а) на политические структуры (так, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий орган);

б) на нормативную систему (например, уважение к закону или пренебрежение к нему);

в) на политические процессы, события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принимаемых решений);

г) на отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях);

д) на свою роль в политической системе.

3. Устойчивые, повторяющиеся черты, образцы поведения в сфере политики, преобладающие способы решения тех или иных политических задач.

4. Политические символы и политические ритуалы.

Политические символы – это знаки и предметы, выражающие определённые политические явления, идеи, понятия. Ими могут быть флаги, знамёна, гербы, гимны и т. д. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. Символы являются специфическим средством общения между людьми, они помогают им определить свою позицию по отношению друг к другу, принадлежность к той или иной социально-политической общности.

Политический ритуал – это совокупность определённых обязательных действий и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приёмов и других политических мероприятий. Функции политических ритуалов состоят в социализации, интеграции, мобилизации населения.

5. Политические мифы. Политическими мифами обычно называют иллюзорные представления, выступающие в качестве средств ориентации, интеграции, мобилизации больших масс людей, они часто являются обоснованием целей деятельности государства. В качестве примеров политических мифов можно назвать различные националистические мифы (представления о превосходстве какой-либо нации над другими, об их особой миссии), миф о единой общенародной воле, коммунистический миф, миф о рыночной экономике как средстве решения всех социальных проблем, миф о «свободной торговле»1 и др.

Политические культуры конкретного общества бывают гомогенными (однородными) и интегрированными. Интегрированная политическая культура наряду с доминирующей политической культурой включает в себя и инородные элементы в виде политических субкультур. Эти субкультуры представляют собой совокупность компонентов, которые значительно отличаются от доминирующей в обществе политической культуры.

Функциями политической культуры являются:

  1. Регулятивная. Политическая культура организует и упорядочивает взаимодействия политических субъектов.

  2. Интеграционная. Единая политическая культура объединяет различные группы в рамках одной политической системы, содействует целостности страны.

Политические культуры могут выполнять и функции дезинтеграции, обособления в случае своего несходства. Например, субкультура какой либо группы в силу ее специфичности, резкого отличия от доминирующей культуры будет ее обособлять и даже изолировать от общества в целом.

  1. Охранительная функция. Политическая культура обеспечивает историческую преемственность и непрерывность политического процесса.

  2. Коммуникативная. Благодаря общим терминам, смыслам, стереотипам, присущим определенной политической культуре, достигается взаимодействие людей, обмен информацией.

  3. Идентификационная. Наличие политической культуры (культур) позволяет индивиду отождествить себя с определенной группой, носительницей этой культуры, определить для себя приемлемые способы действий, самоопределиться через выбор политической культуры.

  4. Ориентационная. Политическая культура придает смысл политическим явлениям, помогает индивиду сделать выбор между возможными вариантами действий.

  5. Адаптационная. Освоение наличной политической культуры позволяет индивиду успешно действовать в политической сфере, реализовывать свои права, интересы.