logo
Политология -лекции-12-13

2. Выборы и электоральные системы

Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения воли граждан в соответствии с законодательством.

Выборы связаны с голосованием, но голосование может проводиться и без выборов, например, на референдумах. В условиях современной представительной демократии роль выборов особенно велика, они являются главной формой проявления суверенитета народа. При прямой демократии, когда все граждане принимают участие в выработке решений и управлении, что было, например, в античной Афинской республике, их роль значительно ниже.

Выделяются следующие функции выборов:

Выборы выполняют указанные функции, если они базируются на определенных принципах. К ним относятся принципы избирательного права и принципы организации выборов.

Принципами избирательного права являются:

всеобщность (в выборах принимают участие все граждане) Следует отметить, что участие всего населения в выборах – это сравнительно новое явление. Так во Франции в 1815-1830 гг. только 0,25-0,3% населения участвовали в голосовании. В Англии по закону 1832 г., расширившему избирательные права, их получили 14-18% мужчин; всеобщее избирательное право было введено только в 1928 г. Первой европейской страной, где женщин допустили к избирательным урнам, стала Финляндия – в начале ХХ в. В Германии, Италии, Бельгии женщины получили избирательные права только после Второй мировой войны. Всеобщее избирательное право было введено в США в 1965 г., в Канаде – в 1970 г., в Швейцарии в 1971 г. (Полтерович В.М., Попов В.В. Демократизация и экономический рост // ОНС. – 2007. - № 2. – С. 18);

Принципы организации избирательного процесса:

Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают.

В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся:

а) на системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос);

б) системы относительного большинства, где для победы достаточно лишь опередить соперников. При этом важно, что победитель набрал количество голосов большее, нежели число избирателей, проголосовавших «против всех». В этом случае выборы объявляются несостоявшимися.

При применении принципа абсолютного большинства, в случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в России при выборе президента.

На выборах в марте 2012 г. В.Путин уже в первом туре получил 63,6% голосов избирателей и стал президентом. Вслед за ним по количеству голосов идет Г.Зюганов – 17,18%. Далее идут М. Прохоров – 7,98%, В.Жириновский – 6,22%, С. Миронов – 3,85%.

При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.

И та и другая система обладают как достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порой трудно бывает сформировать правительство.

Пропорциональная система была использована на выборах в ГД РФ в декабре 2007 г. для выбора всех 450 депутатов.

Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. К примеру, в Израиле партия попадает в парламент, набрав всего лишь 1 % голосов избирателей, в Мексике – 1,5 %, в Дании – 2 %, Испании, Греции, Хорватии, Аргентине – 3 %, в Швеции и Италии достаточно набрать 4 %, в Польше и Словакии – по 5 %, а в России – 7 %. Если в соседней Украине процентный барьер был снижен с 4 % по 3 %, то в России он вырос с 5 до 7 %. Но выборы в ГД РФ в 2016 г. пройдут уже при барьере в 5%.

При выборах в Белгородскую областную думу части депутатов (18 из 35) в 2010 г. по пропорциональной системе указанный барьер составил 7%.

На выборах в ГД РФ в декабре 2007 г. которые проходили о пропорциональной системе лишь 4 партии преодолели 7-процентный барьер. «Единая Россия» получила 64,3% голосов избирателей и соответственно 315 депутатских мест, КПРФ – 11,57% и 57 мест, ЛДПР – 8,14% и 40 мест, «Справедливая Россия» - 7,74% и 38 депутатских мандатов.

Выборы, состоявшиеся в декабре 2011 г. существенно изменили представительство партий в нижней палате российского парламента. Так «Единая Россия» получила 49,32% голосов избирателей и соответственно 238 депутатских мест, КПРФ – 19,19% и 92 места, ЛДПР – 11,67% и 56 мест, «Справедливая Россия» - 13,24% и 64 депутатских мандата.

Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Законом устанавливается, что не менее половины депутатов региональных законодательных собраний должно избираться по партийным спискам. Так, из 35 депутатов Белгородской областной думы 18 депутатов избирались по партийным спискам. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Здесь интересна следующая информация приведенная президентом РФ Д.Медведевым: «…в 2004 году у нас было 48 партий. На сегодняшний день в России действуют семь партий. Но количество партийных фракций в региональных парламентах резко возросло: с 91 фракции в 2004 году до 211 – в 2007 году и 248 – в 2009 году. Напомню, что в 2004 году фракции «Единой России» действовали в 56 субъектах Федерации, а в прошлом году – во всех; компартии Российской Федерации в 2004 году – в 17 региональных парламентах, а в 2009-м – в 67; либерально-демократической партии: в 2004 году – в 6, в 2009 году – в 43; «Справедливой России»: 18 такого рода фракций было в 2006 году и 50 – в 2009-м. Есть и представители некоторых других партий в региональных» (Протокол заседания Государственного совета…). Таким образом, уменьшение числа партий, как политических акторов, привело к многократному увеличению других акторов – партийных фракций в региональных законодательных собранию, к усложнению, дифференциации политической системы в целом, то есть ее модернизации.

Если в областной думе Белгородской области II созыва была лишь фракция компартии, а в думе III созыва, избранной в 2001 г., лишь в январе 2005 г. появились фракции «Единой России» и Аграрной партии, то в думе IV созыва, избранной в 2005 г. появилось сразу 4 фракции. Это фракция партии «Единая Россия» (она в голосовании по партийным спискам получила 52,77% голосов избирателей области), фракция КПРФ, состоящая из 4 депутатов (18,47%), фракция ЛДПР (6,74% и 2 депутатских места), фракция партии «Родина» (6,41% и 1 депутатское место). После выборов в декабре 2010 г. в областной думе Белгородской области создано 4 фракции: «Единой России» - 25 депутатов, КПРФ – 3 депутата, «Справедливой России» - 2 депутата, ЛДПР – 1 депутат (данные на начало 2012 г. - см.: http://www.belduma.ru/factions/).

Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ.

Растет также значение денег на выборах. Деньги нужны и для проведения избирательной кампании, и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого являются выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича.

Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партиям) и оказывать противодействие другим (см.: Левченко А.Н. Выборы свободные и несвободные // Свободная мысль. – 2009. - № 9).

Основными стадиями избирательного процесса являются:

1) выдвижение кандидатов; 2) агитационная кампания; 3) голосование; 4) подведение итогов.