logo
Политология -лекции-12-13

Партийные системы

В большинстве современных стран действуют десятки партий, однако не все они приобщены к государственной власти. В зависимости от того, сколько партий допускается к управлению государственным аппаратом, выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Здесь нет политической конкуренции. Хотя при авторитарных режимах может существовать несколько партий, они при этом не играют существенной роли в политике: так было в свое время в ГДР (кроме правящей СЕПГ – Социалистической единой партии Германии – там было еще 4 партии), в ПНР действовали две партии при диктате Польской объединенной рабочей партии). В Китае в настоящее время наряду с Коммунистической партией Китая (КПК) существует еще 8 партий, не оказывающих заметного влияния на жизнь страны. Так при численности КПК 68 млн. членов партии, все остальные в совокупности представлены 600 тыс. членов. Руководство КПК лишь прислушивается эти партий через механизм политических консультаций, оставляя право принятия основных решений за собою.1 При тоталитарных режимах действует только одна партия, которая сращивается с государством.

Опыт существования однопартийных систем показал их неэффективность в долговременной исторической перспективе.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у власти. Бипартизм не исключает наличия других партий, которые, однако, не доходят до обладания государственной властью. Примером двухпартийной системы являются партийные системы США и Великобритании.

Положительные стороны бипартийности: стабильность, простота в отражении и артикуляции интересов – населению предлагается на выбор два варианта решения социальных проблем. Отрицательные моменты: отстранение от власти небольших партий, выражающих интересы меньшинств.

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть.

Выделяют следующие разновидности многопартийных систем:

Многопартийная система позволяет учесть многообразие интересов, способствует более интенсивному обновлению политических элит. Но она не всегда, особенно при укладе партийной раздробленности, способствует политической стабильности.

Многопартийная система с доминирующей партией. Она характеризуется пребыванием у власти одной партии в силу неэффективности оппозиции. Так, в Японии с 1955 по 1993 гг. у власти пребывала либерально-демократическая партия. В Швеции в течение десятилетий у власти находится Социал-демократическая рабочая партия.

Какая партийная система лучше? Это зависит от особенностей страны, от специфики социально-политической ситуации в ней.

Партийная система в России находится в процессе формирования. В 2000 году существовало почти 200 политических партий. Был поставлена задача сократить количество партий, укрупнить их. Тем самым предполагалось повысить их роль в политической жизни страны. После принятия в 2001 году закона о политических партиях, который определил более жесткие требования к политическим объединениям, стремящимся получить статус общероссийской партии, количество партий сократилось. Если в 1999 г. их было официально зарегистрирован 132, то в июне 2004 г. их осталось только 47. Закон 2006 г. еще в большей мере ужесточил требования к партиям. Новый закон о партиях предусматривает, что минимальная численность их состава поднимается до 10 тыс. до 50 тыс. На сегодняшний день для того чтобы партия существовала она должна иметь региональные отделения в половине субъектов федерации. Причем в половине из них они не должны быть меньше 500 человек, а в другой меньше – 250. Так как граждане могут состоять в региональных отделениях только по месту жительства, в регионах, где меньше 250 членов, они по существу не могут вступить в партию.

Новый порядок выборов в федеральные и представительные органы власти (выборы в ГД РФ только по партийным спискам при исключении возможности создавать избирательные блоки и повышение процентного барьера с 5% до 7%, не менее половины депутатов региональных законодательных собраний будут избираться от партий) также ставили целью укрупнение партий и повышение их роли в политической жизни России. Последнее ужесточение партийного законодательства связано с тем, что депутатом фактически запрещено покидать партию, о которой они избраны, а партиям включать в свои списки представителей других партий. Таким образом, наложен запрет на любые межпартийные союзы. В регионах теперь также исключено избрание через избирательные блоки. Выборы только через партии. Лидеры местного масштаба должны искать партию, ибо при изменившемся законодательстве им иначе сложно будет подняться наверх. В свою очередь партии в борьбе за электорат будут стремиться включать в себя наиболее популярных лидеров. Время независимых протестантов прошло (см.: Беккер В. Лидеры толпы // Политический журнал. – 2006. - № 37/38). Всё это также стимулировало укрупнение партий, стабилизацию их состава. Шел процесс слияния партий. Так за счет слияния трех партий образовалась партия «Справедливая Россия». В конце 2006 г. было зарегистрировано 17 партий. К моменту выборов в ГД РФ право на участие в выборах имели лишь 15 партий. В выборах участвовало лишь 11 партий (ряд партий не смогли собрать достоверные списки избирателей для участия в выборах). После процессов объединения партий количество партий значительно сократилось. На начало 2012 г. официально зарегистрировано только 7 партий. По своей численности самой крупной партией является «Единая Россия» - более 2 млн. Достаточно крупными можно считать «Справедливую Россию» – около 400 тыс., КПРФ – около 200 тыс.

Однако эти законодательные нововведения сразу же вызвали критику исследователей и политических практиков.Отмечалась, что создание новых партий практически невозможно (см.: Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы // Полис. – 2006. - № 6. – С.146-159), что нужно сохранить партийный плюрализм, чтобы небольшие политические силы (малые партии) не выталкивались из политики. Их присутствие затрудняет принятие политических решений, но делает политику более взвешенной (см.: Краснов М.А. Онтология разнообразия (К осмыслению статьи 13 Конституции РФ) // ОНС. – 2006. - № 3. - С.54).

Высказывались и такие опасения, что партии не прошедшие регистрации, например партии левой оппозиции РКРП, РПК, РКП-КПСС, становятся оппозицией прямого действия, которая в случае социальных потрясений может перейти в вооруженную оппозицию. Их уличная оппозиционность уже проявилась при протестах против принятия закона о монетизации льгот (Малугин С. Коммунистическая оппозиция в России (1991-2006 гг.) – трансформация целей и средств // Власть. – 2006. - № 10. – С.30). Масштабными были протесты оппозиции и против фальсификации на выборах ГД РФ в декабре 2011 г. и Президента РФ в марте 2012 г. То есть, иными словами, законодательное сужение партийного спектра спровоцировало политический радикализм, быть толчком к экстремистским, насильственным действиям.

В настоящее время принят закон об изменении порядка регистрации партий. Предполагается, что для их создания необходимо будет наличие 500 человек, представляющих не менее 50% субъектов федерации. Это приведет к резкому увеличению количества партий, что вызывает неоднозначные оценки исследователей и политических практиков.

Роль партий в России сравнительно невелика. В значительной мере это связано с тем, что победившая партия не может проводить своей политики, ибо она не формирует правительство, она не определяет программу развития страны. Не являются партии и необходимым институтом при выборе высшего государственного лица – президента. Партии по существу управляются из государственного аппарата и являются механизмом удержания власти теми, кто находится уже у власти.

Следует отметить, что и большинство населения страны видят в партии, не средство завоевания власти и контроля ее самим населением, некий элемент власти, призванный помогать населению. В силу этого во многих сложностях своей жизни (рост цен, низкие зарплаты и пенсии) они упрекают партии. Отсюда согласно опросу, проведенному ФОМ в августе 2001 г., 52% респондентов заявили, что политические партии приносят России больше вреда, чем пользы, и только 22% заняли противоположную позицию (Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. – 2007. - № 1.- с.130). Большинство населения не видит какого-то смысла в межпартийной полемике в парламенте и вне стен его, считая это пустой говорильней и отклонением от прямых обязанностей партий – решать конкретные проблемы, помогать людям.

Так, согласно опросу, проведенному в 2006 г., 47% населения считают конкуренцию партий вредной для России (лишь 31% видит в ней определенную пользу; 46% полагают, что партии играют незначительную роль в жизни страны; 30% - уверены, что в ближайшие 5-10 лет влияние партий не изменится; 10% - это влияние даже ослабнет 19% - партии вообще не нужны (Политический журнал. – 2006. - № 33/34. – с.27-28; Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. – 2007. - № 1.-с.121). Согласно опросу «Левада-Центра» 62% граждан выступают за чтобы президент России оставался непартийным и выполнял функции «независимого» арбитра. Лишь 21% россиян за партийность президента. К тому чтобы Путин стал лидером «ЕР» положительно отнеслись 34%, а 43% высказались против (см.: Мартьянов В. Проблемы - 2008 не существует // ПЖ. – 2006 . - № 31/32. – с. 23-24).

Согласно опросу, проведенному в 2006 г., в 2006 г. 35% населения России выступили против многопартийности: 19% полагают, что партии вообще не нужны, а 16% предпочли бы, чтобы партия в стране была одна. В пользу многопартийности выступили 40% населения, причем 14% считают оптимальным для России вариант бипартийности, и лишь 26% настаивают на том, что партий должно быть не менее трех. Остальные участники опроса затруднились с ответом на этом вопрос (Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. – 2007. - № 1.-С.121.)

Российские политические партии не устраивают как тех, кто хотел бы в них видеть, помощницу населению, руководящую и направляющую силу, так и тех, кто ориентируется на ту роль, которую партии выполняют на Западе - выражение интересов различных групп население, обеспечение суверенитета народа - в силу того, что партии в России играют сервильную роль по отношению к существующей государственной власти.

Партийный дизайн Белгородской области воспроизводит общероссийскую ситуацию. Наиболее крупной является областная организация партии «Единая Россия». КПРФ. Достаточно представительными в является в области организации КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР. Все эти партии имеют фракции в областной думе.

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в апреле 2003 г., только 18% опрошенных объяснили свое голосование за какую-либо политическую партию, тем, что «эта партия может защитить интересы таких людей как я». Политическим партиям как политическому институту стабильно доверяли лишь 10% граждан. Поэтому можно согласиться с мнением, что в ближайшее время российские политические партии будут развиваться не как посредники между гражданским обществом и государством, а как инструменты политической борьбы между элитными группами (см.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Политическое самоопределение российского общества // Общественные науки и современность. – 2006. - № 4. С. - 80).

Многие политологи и практические политики современной России считают, что оптимальной для России была бы двухпартийная политическая система. После выборов в декабре 2003 г. в Государственную Думу в России начала складываться модель многопартийной системы с одной доминирующей партией, роль которой выполняет партия «Единая Россия». Эта модель упрочилась после выборов 2007 г. и сохранилась после выборов 2011 г.