2.Политический процесс и его формы
Термин «политический процесс» имеет несколько значений. В широком значении под политическим процессом понимаются любые изменения в сфере политики. В узком, специфическом значении под политическим процессом понимают реальное взаимодействие субъектов политики в ходе выполнения ими своих функций. Политический процесс – это своеобразный «политический спектакль», где каждый играет свою роль, но в отличие от театрального спектакля, в силу непредсказуемого изменения ситуации, происходит корректировка ролей, на сцену могут вступать новые незапланированные актеры, само протекание спектакля и его финал не заданы заранее. Политика – это разновидность рисковой деятельности.
Содержание политического процесса бывает различным. Это может быть разработка какого-либо политического решения, создание новых управленческих структур, выборы и др.
Через действия участников политического процесса происходят изменения в политической системе, которые могут быть функциональными, повторяющимися, циклическими, например, выборы, и необратимыми, ведущими или к политическому развитию, или к политическому упадку.
Политический процесс может быть рассмотрен как извне, с точки зрения его влияния на общество в целом, взаимодействия политики с другими общественными сферами, так и изнутри, когда внимание уделяется специфике взаимодействия субъектов по реализации политической власти или борьбе за неё.
Выделяются различные типы политических процессов.
1. По масштабу. Процессы, где задействовано государство и другие основные политические субъекты, обозначаются как базовые; политические процессы, касающиеся отдельных политических организаций, называются периферийными.
2. По характеру производимых изменений. Здесь выделяются революционные и эволюционные политические процессы. Революционные процессы отличаются радикальностью, они часто связаны с насилием.
3. По степени публичности осуществления властными органами и лицами, причастными к власти, своих полномочий говорят об открытом и теневом (закрытом) политических процессах. Теневой политический процесс протекает без информирования о нем общественности. Иногда это оправдано (деятельность спецслужб), часто эти процессы носят нелегальный, преступный характер (коррупция и т.п.).
4. В зависимости от устойчивости политической системы выделяют стабильный и нестабильный политические процессы.
5. В соответствии с различиями в характере взаимодействия субъектов политического процесса исследователи говорят о горизонтально и вертикально организованных политических процессах. При горизонтально организованном политическом процессе все субъекты политического процесса равноправны, их взаимоотношения протекают в форме «круглого стола», когда они в свободной дискуссии совместно вырабатывают решения, где учтены интересы всех сторон. В вертикально организованном политическом процессе решающую роль играет государство, которое определяет «правила игры», и все остальные субъекты в своих запросах ориентированы, прежде всего, на него, а не друг на друга; здесь имеет место резкое деление на управляющих и управляемых.
6. По способам достижения равновесия политической системы выделяют технократический, идеократический и харизматический политические процессы.
В политическом процессе технократического типа предпочтение отдается устоявшимся политическим технологиями и процедурам. Участники политического процесса строго придерживаются тех функций и ролей, которые им приписывает законодательство.
Политический процесс идеократического типа характерен для традиционного общества, где нет четкой дифференциации ролей и функций. Здесь общество в целом и участники политического процесса интегрируются единой общенациональной идеей. Подобный тип политического процесса был характерен длительное время для России. Вначале это была идея «Москва – третий Рим», затем триада «православие, самодержавие, народность», в советский период – идея коммунизма.
Политический процесс харизматического типа, как правило, характерен для восточной культурной традиции, в рамках которой абсолютизируется роль лидера.
Следует отметить, что все вышеназванные типы политического процесса редко встречаются в чистом виде. Реальный политический процесс может содержать в себе черты нескольких типов, в большей или меньшей мере приближаясь к тому или иному типу.
Кроме типов политического процесса исследователи выделяют различные режимы протекания политического процесса. Чаще всего говорят о трех режимах – функционирования, развития и упадка.
В режиме функционирования политический процесс не выводит политическую систему за рамки устоявшихся связей и отношений. Здесь осуществляется воспроизводство уже достигнутого и апробированного ранее.
В режиме развития политическая система выходит на новый уровень, что позволяет ей более успешно реагировать на требования населения и решать возникающие проблемы.
В режиме упадка политическая система утрачивает способность управлять социальными отношениями, а сама система подвергается дезинтеграции и потере устойчивости, политическая власть перестает быть легитимной.
3.Особенности политического процесса в постсоветской России
Политический процесс в современной России отражает своеобразие периода развития, на котором сейчас находится страна, особенности ее политической культуры, поэтому он во многом протекает не так, как в странах развитой демократии.
Прежде всего, нужно отметить гипертрофированную роль политики в жизни российского общества в целом при относительно слабой самостоятельности других сфер – экономики, духовной сферы. Поэтому режим и направленность политического процесса всегда в решающей степени определяли судьбу общества, в том числе и в постсоветский период. «Сбои» в политическом процессе вызвали и экономический кризис, и резкое падение уровня жизни населения, его нравственную деградацию. Оздоровление российского общества в последнее время также во многом связано со сдвигами к лучшему в политическом процессе.
Политический процесс до настоящего времени остается слабо структурированным. При обилии политических партий они еще не играют должной роли в артикуляции, агрегировании, представительстве интересов. Не сложились и сами группы интересов: отсутствие адекватного отражения представителями различных социально-профессиональных групп своих интересов мешает складыванию социальных групп как политических субъектов. Какое-то исключение составляют лишь группировки крупного российского бизнеса.
Политический процесс в России всегда носил и носит до сих пор вертикально организованный характер, когда решающую роль играет государство, взаимодействующее напрямую с населением. Причем связь обычно носит односторонний характер: информация и требования идут сверху вниз. Роль остальных субъектов политики была и есть незначительна. До сих пор в политическом процессе явно выражен этатистский стиль, когда инициатива государства определяет не только политический процесс, но и все остальное в обществе. Попытки некоторых корпораций, «олигархов» играть самостоятельную роль потерпели крах.
Вся политическая власть концентрируется на самом верху – у президента и его администрации. Влияние федерального собрания, судебных инстанций незначительно. Ошибки верховной президентской власти ничем не компенсируются. Это было и раньше: слабость царской власти породила революции начала XX века, слабое лидерство в лице М.Горбачева привело к распаду Советского Союза. Подобное положение есть отражение российской политической культуры, где традиционно сложилось персонифицированное восприятие власти.
В последнее время можно говорить о некоторой децентрализации политической власти. Исследователи отмечают сложившийся своеобразный дуумвират: наряду с властью нынешнего президента достаточно велико влияние предыдущего президента и нынешнего председателя правительства В.Путина. В связи с тем, что он является председателем правящей партии «Единая Россия», которая имеет самую большую фракцию в ГД РФ, возросла в политическом процессе и роль парламента России.
В политической системе еще не сложилась эффективная коммуникация между субъектами политического процесса. Формально свободные электронные СМИ подчинены государству или действуют в интересах олигархических группировок. Немногие печатные издания, пытающиеся артикулировать интересы тех или иных групп населения, выходят небольшими тиражами и оказывают крайне слабое влияние на формирование общественного мнения, отсутствует реальная возможность наладить через них диалог между государством и группами населения с их специфическими интересами.
Политический процесс начала постсоветского периода отличался противоположностью в оценках настоящего и перспектив будущего со стороны различных субъектов политического процесса, отсутствием какого-либо консенсуса. Лишь в последнее время повышается легитимность политической власти и сближение позиций различных групп политической элиты и населения по поводу целей политики. В силу этого действия оппозиции в значительной мере утратили свой первоначально революционный характер. Уже нет заявлений об «антинародном режиме» и т.п., дискуссия между правящей политической элитой и контрэлитой носит в значительной мере конструктивный характер.
Положительной тенденцией современного политического процесса в России является то, что он приобретает все более открытый характер, повышается его стабильность и предсказуемость, что в значительной мере связано со стилем руководства действующего президента и достаточно благополучной социально-экономической ситуацией в стране. Однако еще невысока публичности политического процесса. Политические решения принимаются не в ходе публичного обсуждения, где участвуют различные политические субъекты, а путем внутриэлитных договоренностей, носящих теневой характер.
Следует, однако, отметить, что до сих пор политический процесс в России нельзя отнести к технократическому типу, когда решающую роль играют демократические процедуры. Это связано как с недостаточно развитой политической культурой населения, так и со сложными условиями его повседневного существования, породившими разочарование в самой демократии как политическом режиме. Попытки придать процессу идеократический характер, традиционный для российского общества, были связаны с поисками национальной идеи России, не имевшими до сегодняшнего дня позитивного результата. Популярность премьера В. Путина и президента Д.Медведева способствует привнесению в политический процесс харизматического начала, что, возможно, будет содействовать интеграции его субъектов, хотя наращивание в политическом процессе технологического (процедурного) начала должно быть в идеале преобладающей тенденцией.
Привнесению в политический процесс процедурного начала можно связать со следующими новациями в российской политике:
кандидатура нынешнего президента была рекомендована рядом политических партий;
председатель правительства является лидером ведущей политической партии;
кандидатура главы региона рекомендуется президенту для назначения партий, лидирующей в этом регионе и др.
6 апреля 2009 впервые состоялся, как мероприятие, прописанное поправкой в Конституцию РФ, отчет Председателя правительства РФ перед ГД РФ. Это повышает авторитет ГД как инстанции власти, положительно сказывается на ее децентрализации.
Режим политического процесса в современной России также постепенно меняется. Если по отношению к 90-м годам о политическом режиме России можно было говорить как о режиме упадка, то в начале века был совершен переход к режиму функционирования. Современный политический режим можно характеризовать как режим развития.
- Политология Курс лекций Белгород 2012
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет политологии План
- 1. Объект и предмет политологии
- Структура политологии
- Функции политологии
- 4. Парадигмы и методы политологии
- 5. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
- 6. Политическое образование в России: история и современность
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 2. История политических учений План
- Политические идеи в период античности.
- Политические идеи в период античности
- Политическая мысль Средневековья
- Политические концепции хv – XIX вв.
- Становление политологии как самостоятельной науки
- Современные политологические школы
- История развития политических идей в России
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 3. Политика и политическая власть План
- Происхождение и сущность политики
- Структура и функции политики
- Разработка целей для общества в целом, мобилизация населения и ресурсов для их достижения.
- Регулирование конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера.
- 3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура
- 4. Легитимность политической власти
- 5. Экономика и политика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 4. Политические системы и политические режимы План
- 1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции
- 2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.
- 2. Типы политических систем
- 3. Политические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Централизованное управление экономикой.
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 5. Субъекты и объекты политики План
- Понятие субъекта и объекта политики
- Личность как первичный субъект политики, политическая социализация личности
- Политические лидеры
- Политическая элита и ее роль в политической жизни
- Народ, классы, нации, социальные слои и группы как субъекты политики
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 6. Государство и гражданское общество
- Государство, его сущность и место в политической системе
- Происхождение государства и его исторические типы
- Формы государства
- Форму правления;
- Форму государственного устройства;
- Политический режим.
- 4. Функции государства, механизм их реализации
- Участие в решении глобальных проблем и др.
- 5. Проблемы разделения власти
- Особенности современного российского государства
- 7. Правовое государство и гражданское общество
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 7. Политические организации и движения План
- 1. Социальные организации и их роль в обществе
- 2. Политическая партия и ее роль в обществе
- Классификация политических партий
- Партийные системы
- Место и роль общественных организаций в политических системах
- Социальные движения в политической жизни общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 8. Политическое сознание
- Политическое сознание: понятие и структура
- 2. Политическая психология и идеология
- 3. Основные политические идеологии
- Консерватизм (от латинского «conservare» – охраняю, сохраняю) означает приверженность старому, установку на сохранение существующего.
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 9. Политическая культура
- Политическая культура, её структура и функции
- Политические символы России и Белгородской области
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры российского общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 10. Политическое участие План
- Политическое участие и его виды
- 2. Выборы и электоральные системы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 11. Политическое развитие и политические процессы План
- Политическое развитие и политическая модернизация
- 2.Политический процесс и его формы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 12. Политические конфликты
- 1. Политические конфликты и их типология
- Пути разрешения политических конфликтов
- 3. Политические конфликты и развитие общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения
- Международные отношения и внешняя политика
- 2. Международные организации
- 3. Геополитика
- 4. Особенности мирового политического процесса
- Национальные интересы современной России и внешняя политика
- Проблема политических прав и свобод в современном мире
- Современные глобальные проблемы и международные отношения
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Прикладная политология План
- Прикладная политология: ее задачи и методы
- Политические технологии, политический маркетинг
- Политический менеджмент
- Политическая экспертиза: политические аналитика и прогностика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Заключение
- Текст государственного гимна российской федерации (слова с.В. Михалкова)
- Могучая воля, великая слава –
- Утверждён указом Президента Российской Федерации