logo
Политология -лекции-12-13

Личность как первичный субъект политики, политическая социализация личности

Роль отдельных личностей в политической жизни неравнозначна. Есть немногие индивиды, оказывающее значительное влияние на политическую ситуацию, и есть большинство людей, роль которых в политическом плане малозаметна. Это связано как с объективными, не зависящими от личности обстоятельствами, так и с обстоятельствами субъективного плана (отсутствие у личности желания заниматься политикой, соответствующих навыков, опыта и т.п.).

В истории роль отдельной личности как субъекта политики возрастает, ибо возрастает степень ее свободы в выборе того или иного варианта политического действия. Но усиливается и ее ответственность за свой политический выбор, за свои действия и их последствия.

Далеко не всегда личность бывает достаточно зрелой, чтобы сделать правильный выбор. Вот почему расширение границ свободы, должно быть соизмеримо с возможностями личности правильно, не во вред лично себе и обществу в целом ее использовать.

Отдельная личность становится субъектом политики, лишь осознав свои интересы и овладев определенными политическими знаниями и навыками. Процесс приобретения личностью определенных политических знаний и навыков, усвоения политического опыта есть политическая социализация личности. Политическая социализация является частью общей социализации личности.

Политическая социализация – это постоянно совершающийся процесс. Выделяется три стадии этого процесса: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Политическая социализация происходит:

а) стихийно, под влиянием социальной среды;

б) в результате целенаправленного воздействия (политического образования и воспитания).

Особенностями политической социализации являются ее:

В качестве институтов политической социализации выступают семья, школа, вуз, СМИ, общественные организации, политические партии, государственные органы пропаганды и др. В настоящее время особенно велика роль средств массовой информации, прежде всего электронных (радио, телевидения, Интернет). Агентами политической социализации являются родители, учителя, преподаватели общественных наук в вузах, журналисты, телекомментаторы и др.

Исследователи выделяют следующие типы социализации:

а) гармонический: воспитание в духе лояльности к власти и приверженности к общепринятым политическим ценностям;

б) конфликтный: социализация в духе приверженности к частным ценностям (региона, этноса, какой-либо социально-профессиональной группы) и борьбы с носителями других политических ценностей и властью;

в) плюралистический: воспитание в духе терпимости к другим политическим культурам и ценностям;

г) гегемонистский: социализация в духе приверженности ценностям какого-либо класса, религии и стремления утвердить их за счет ценностей других социальных групп.

Если в советский период на официальном уровне преобладал гегемонистский тип социализации, то в настоящее время – политическая социализация плюралистического типа.

В 90-е гг. прошлого века процесс политической социализации населения России сопровождался большими трудностями. Это было связано с тем, что вместо единой коммунистической политической идеологии в обществе стали существовать несколько конфликтующих друг с другом идеологий. Ситуация в стране отличалась крайней нестабильностью, резкими переменами. Отдельным индивидам было трудно соотнести себя с определенными политическими целями, сориентироваться в меняющейся обстановке. Противоречия во внешней среде выразились в противоречиях во взглядах отдельной личности. Люди часто чувствовали себя обманутыми со стороны политиков, разочаровывались в своем выборе, что порождало растерянность, отчуждение от политики.

В 2000-е гг. государство стремится сделать процесс политической социализации личности более управляемым. Акцент делается на воспитании у граждан России чувства патриотизма.