Политические технологии, политический маркетинг
В задачу прикладной политологии входит разработка и рекомендация политических технологий. Политическая технология представляет собой способ (совокупность способов) решения политической проблемы, достижения желаемой цели в сфере политики. Например, политолог-прикладник может порекомендовать политические технологии разрешения или наоборот создания конфликта между определенными социальными группами, государствами, стабилизации или наоборот – дестабилизации ситуации в той или иной стране. Так, аналитические органы ЦРУ разработали план действий (совокупность технологий) по свержению президента С. Альенде в Чили. Определенную совокупность технологий представляла собой и «революция роз» в Грузии, в ходе которой был устранен от власти Э. Шеварнадзе.
Совокупность политических технологий, связанных с подготовкой общественного мнения к воплощению определенных политических решений и обеспечению победы на выборах тех или иных кандидатов, партий, называется политическим маркетингом.
В данном случае политика рассматривается по аналогии с экономикой как политический рынок. Если экономический рынок есть средство согласования интересов потребителей и производителей, то политический рынок выступает как механизм координации и сотрудничества различных сил, позволяющий достичь согласия относительно общезначимых ценностей и идеалов, актуальных в конкретный период для большинства населения. Эта нецентрализованная координация достигается в рамках согласования спроса и предложения. В качестве «продавцов» выступают политические лидеры, элиты, партии, движения, предлагающие свой специфический товар (политические программы, обещания, личные качества кандидатов). «Покупателями» являются граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений, которые в обмен на свои голоса (поддержку) получают ожидаемые услуги.
Если экономический маркетинг представляет собой совокупность теорий и приемов, обеспечивающих сбыт товара на рынке, то политический маркетинг – это совокупность приемов, нацеленных, на «сбыт» политического товара – кандидата, той или иной идеи, цели, программы.
Политический маркетинг – это совокупность технологий политических кампаний, нацеленных на получение массовой поддержки населения в достижении определенных целей.
Среди разновидностей политических кампаний можно выделить:
принятие основополагающих нормативно-правовых актов (так в 1993 году было обеспечено одобрение населением новой Конституции России);
изменение структуры властных органов;
перераспределение властных полномочий (в конце 80-х годов прошлого века велась масштабная кампания по дискредитации КПСС с целью лишения ее властных полномочий, в начале 90-х годов была организована компания по передаче значительной части властных полномочий от парламента президенту);
формирование органов власти, включая выборы;
формирование национальной идеи;
реформирование общественной системы и т.д.
В каждом отдельном случае необходимо выявлять возможные реакции населения на те или иные решения, определять средства и методы создания поддержки населением действий властей.
Маркетинг политической кампании включает в себя ряд стадий.
На первой стадии проводится изучение конъюнктуры на политическом рынке:
выявляются настроения и ожидания различных групп населения;
определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы.
На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:
ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;
просчитываются вероятные результаты;
выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.
На третьей стадии происходит продвижение «товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок, сопровождаемое политической пропагандой, смысл которой заключается в формировании позитивного и устойчивого интереса к целям кампании.
Одним из видов политического маркетинга является избирательный маркетинг. Его назначением является оказание помощи политическим партиям и кандидатам при разработке и проведении эффективной избирательной кампании. Как отмечаю специалисты, на сегодняшний день «куда чаще предрешает доступ к средствам массовой информации, чем численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область технологий… В наши дни можно иметь любое мнение и открыто выражать его, но если оно не транслируется СМИ, то его общественное значение будет бесконечно малым, А поскольку членство в массовых партиях не гарантирует участия в политическом процессе, политическая активность большинства граждан сведена к просмотру телепрограмм»1.
Содержанием избирательного маркетинга является:
- изучение конъюнктуры политического рынка в рамках избирательного округа, определение степени соответствия качеств избираемого объединения (партии, блока) или кандидата ожиданиям избирателей, что предполагает анализ результатов прошлых выборов;
- выявление проблем, представляющих повышенный интерес для населения, выявление образа «идеального кандидата», существующего в общественном сознании, основных идей кампании;
- сегментация групп избирателей со специфическими интересами с целью нахождения особых средств воздействия на них;
- разработка плана рекламной кампании и ее осуществление (проведение теледебатов, личное общение кандидатов с избирателями, рассылка по почте листовок, писем, приглашений, расклеивание плакатов, мониторинг предвыборной ситуации и т.п.);
- контроль над ситуацией на избирательных участках, сбор копий протоколов участковых избирательных комиссий, самостоятельный подсчет голосов;
подведение итогов выборов и др.
На выборах используется и широкий спектр грязных технологий: подкуп избирателей, угрозы в адрес кандидатов и членов избирательных комиссий, распространение ложной информации, дискредитирующей оппонентов, выставление в качестве кандидатов однофамильцев оппонента (что дезориентирует избирателей и снижает долю голосов, отданных за соперника), расклеивание листовок с призывами голосовать за оппонента, от имени лиц, общение с которыми дискредитирует оппонента, фальсификация результатов выборов (вбрасывание в урну для голосования дополнительных бюллетеней, неправильный подсчет голосов и т.п.).
- Политология Курс лекций Белгород 2012
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет политологии План
- 1. Объект и предмет политологии
- Структура политологии
- Функции политологии
- 4. Парадигмы и методы политологии
- 5. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
- 6. Политическое образование в России: история и современность
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 2. История политических учений План
- Политические идеи в период античности.
- Политические идеи в период античности
- Политическая мысль Средневековья
- Политические концепции хv – XIX вв.
- Становление политологии как самостоятельной науки
- Современные политологические школы
- История развития политических идей в России
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 3. Политика и политическая власть План
- Происхождение и сущность политики
- Структура и функции политики
- Разработка целей для общества в целом, мобилизация населения и ресурсов для их достижения.
- Регулирование конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера.
- 3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура
- 4. Легитимность политической власти
- 5. Экономика и политика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 4. Политические системы и политические режимы План
- 1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции
- 2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.
- 2. Типы политических систем
- 3. Политические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Централизованное управление экономикой.
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 5. Субъекты и объекты политики План
- Понятие субъекта и объекта политики
- Личность как первичный субъект политики, политическая социализация личности
- Политические лидеры
- Политическая элита и ее роль в политической жизни
- Народ, классы, нации, социальные слои и группы как субъекты политики
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 6. Государство и гражданское общество
- Государство, его сущность и место в политической системе
- Происхождение государства и его исторические типы
- Формы государства
- Форму правления;
- Форму государственного устройства;
- Политический режим.
- 4. Функции государства, механизм их реализации
- Участие в решении глобальных проблем и др.
- 5. Проблемы разделения власти
- Особенности современного российского государства
- 7. Правовое государство и гражданское общество
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 7. Политические организации и движения План
- 1. Социальные организации и их роль в обществе
- 2. Политическая партия и ее роль в обществе
- Классификация политических партий
- Партийные системы
- Место и роль общественных организаций в политических системах
- Социальные движения в политической жизни общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 8. Политическое сознание
- Политическое сознание: понятие и структура
- 2. Политическая психология и идеология
- 3. Основные политические идеологии
- Консерватизм (от латинского «conservare» – охраняю, сохраняю) означает приверженность старому, установку на сохранение существующего.
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 9. Политическая культура
- Политическая культура, её структура и функции
- Политические символы России и Белгородской области
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры российского общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 10. Политическое участие План
- Политическое участие и его виды
- 2. Выборы и электоральные системы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 11. Политическое развитие и политические процессы План
- Политическое развитие и политическая модернизация
- 2.Политический процесс и его формы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 12. Политические конфликты
- 1. Политические конфликты и их типология
- Пути разрешения политических конфликтов
- 3. Политические конфликты и развитие общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения
- Международные отношения и внешняя политика
- 2. Международные организации
- 3. Геополитика
- 4. Особенности мирового политического процесса
- Национальные интересы современной России и внешняя политика
- Проблема политических прав и свобод в современном мире
- Современные глобальные проблемы и международные отношения
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Прикладная политология План
- Прикладная политология: ее задачи и методы
- Политические технологии, политический маркетинг
- Политический менеджмент
- Политическая экспертиза: политические аналитика и прогностика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Заключение
- Текст государственного гимна российской федерации (слова с.В. Михалкова)
- Могучая воля, великая слава –
- Утверждён указом Президента Российской Федерации