Политическая экспертиза: политические аналитика и прогностика
Экспертиза (от лат. expertus – опытный) – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в конкретной области. Экспертом в области политики может выступать ученый политолог, практический политик, журналист, пишущий по проблемам политики, а также специалист в иных областях, если речь идет о политике в соответствующих сферах (политика в области экономики, образования, национальных отношений и др.). Ежегодно «Независимая газета» подсчитывает рейтинг ведущих экспертов в области политики, приводя фамилии лучших из них в ранговом порядке.
Следует отметить, что мнение эксперта при принятии политического решения не является окончательным. Это связано с тем, что эксперт и практический политик придерживаются в своих действиях разных логик. Если эксперт, выступая в роли советника, следует логике истины, ищет оптимальное решение проблемы, то в реальной политике решение принимается исходя из логики учета интересов разных групп, согласно мнению большинства и т.д. Здесь присутствует логика компромисса.
Прикладная политология содержит в себе политическую экспертизу как важнейшее направление деятельности. Давая экспертную оценку, политолог опирается на специальные политологические знания, сложившуюся в политической науке систему понятий. В большинстве случаев он использует и эмпирический материал, и теоретические обобщения других наук (психологии, экономики, демографии и др.), что часто придает политической экспертизе междисциплинарный характер. Основными видами политологической экспертизы являются политологический анализ и политологический прогноз.
В политологическом анализе, исследуя реальный политический процесс, конкретные политические феномены, исследователь отвечает на вопросы: «Что?», «Почему?», «Каковы последствия?»
Во-первых, он описывает структуру политического явления (состав действующих субъектов политического процесса; характер отношений между ними, соотношение их интересов, ресурсов; состав, численность, распределение по образованию, возрасту и т.п. членов партии; состав и происхождение представителей политической элиты и др.). Так, при составлении политического паспорта Белгородской области выявлялись партийные организации общероссийских партий, их численность, социально-профессиональный и демографический состав и др.
Во-вторых, политолог исследует причинно-следственные связи, факторы, влияющие на протекание событий, предпосылки тех или иных явлений политического характера, мотивы (внутренние побудительные силы) политических субъектов. Обращаясь к партиям, функционирующим на территории Белгородской области, исследователь определяет реальную роль каждой партийной организации в политическом процессе, выясняет мотивацию политического участия членов разных партий.
В-третьих, в политологическом анализе исследуются реальные и возможные последствия действий политических субъектов, соизмеряются цели и полученные результаты, выявляется отношение к ним разных участников политического процесса и т.п. Так могут быть рассмотрены итоги выборов в органы власти в плане соотношения усилий (затрат) каждой партийной организации и полученных результатов и др.
Прогнозирование представляет собой определение на основе характеристики и тенденций в изменении объекта в настоящем его состояния в будущем. Политическое прогнозирование имеет дело с объектами, изменение которых трудно просчитываемо, ибо в них и на них действует множество факторов. Причем участники политических процессов обладают свободой воли, то есть они неоднозначно реагируют на внешние обстоятельства, подвержены действию не только рациональных, но и иррациональных мотивов. Поэтому политические прогнозы носят всегда вероятностный характер. Научный политический прогноз предполагает количественную характеристику этой вероятности. Он строится всегда на анализе фактов, составляющих эмпирическую базу прогноза.
Как и все социальные прогнозы, прогнозы в сфере политики оказывают влияние на ход политических событий. Здесь может быть эффект как самореализации, так и саморазрушения прогнозов. Так, предсказание победы на выборах какой-либо партии может погасить стремление к победе ее оппонентов, что действительно приведет к предсказанной победе, чего не было бы, если не существовало бы данного прогноза. С другой стороны, прогноз неизбежной победы может расслабить сторонников данной партии, и они просто не придут на выборы, считая, что результат достигаем и без их усилий. Это может привести к тому, что партия проиграет выборы.
Часто политические прогнозы используются для манипулирования общественным мнением с целью направить ход событий в заданном направлении. Так, при выборах Президента России в 1996 г. через многие СМИ распространялся прогноз, что приход к власти представителя КПРФ Г. Зюганова вызовет неизбежное ухудшение экономической ситуации и политические репрессии против инакомыслящих. Этот прогноз достаточно серьезно повлиял на электоральное поведение избирателей и в значительной мере обусловил победу Б. Ельцина.
Политические прогнозы бывают двух видов: поисковые и нормативные. В поисковом прогнозе предсказывается состояние объекта через какой-то временной интервал. Например, поддержка населением какого-либо политического лидера через год, два, три и т.п. При нормативном прогнозе делается вывод о времени и условиях наступления того или иного события, состояния объекта, принимаемого как цель. Например, делается вывод, что успех КПРФ на выборах в Государственную Думу возможен только на выборах 2012 года в случае отсутствия значительного улучшения социально-экономической ситуации в российском обществе и при существенном изменении идеологии и содержания пропаганды партии.
Прогнозы делятся также по сроку упреждения (промежутку времени, на который рассчитан прогноз):
- оперативный (сроком до 1 мес.);
- краткосрочный (сроком от 1мес. до 1 г.);
- среднесрочный (от 1 г. до 5 лет);
- долгосрочный (от 5 до 15 лет);
- дальнесрочный (свыше 15 лет).
Чем больше срок, на который делается прогноз, тем больше снижается его количественная составляющая, он приобретает все более качественный характер.
Следует отметить, что почти все прогнозы дальнесрочного характера терпели провал. Так, никто не прогнозировал такой быстрый распад СССР и крушение коммунистического режима. Прогнозы делались относительно достаточно длительного существования двух систем: социализма и капитализма и их постепенного сближения.
Существуют различные методы политического прогнозирования. Один из них – метод исторической аналогии. В этом случае делается предположение: если в прошлом определенная сумма обстоятельств вызвала какое-то событие, то и в настоящем или в будущем данная сумма вызовет то же событие. В современной литературе делался следующий прогноз: в России все периоды исторической «смуты» заканчивались установлением жесткой власти, поэтому хаос ельцинского периода должен смениться авторитарной властью.
Используется также статистический метод, когда на основе существующей тенденции делается мысленное ее продолжение (экстраполяция в будущее). Так, если в каком-либо регионе в 2000 г. было 47 забастовок, а в 2001 г. 39, то можно дать прогноз, что в 2002 г. при сохранении действующей тенденции их количество снизится до 30-34.
Широко распространен в политологии метод сценариев, когда просчитывается несколько вариантов будущего в зависимости от различных условий, количественной оценки (степень вероятности) реализации. Так, среднесрочный прогноз на 3 года относительно политического климата в России может иметь «оптимистичный», «реалистичный» и «пессимистичный» сценарии развития событий в течение указанного периода.
Очень часто в политологии используется метод экспертных оценок, когда опрашиваются специалисты по определенной проблеме, а затем уже дается усредненный вывод. Путем опроса экспертов можно сделать прогноз по вопросу победы на будущих выборах в Государственную Думу тех или иных политических партий.
Политический прогноз выступает в качестве важного ориентира в принятии политического решения. Это предъявляет особые требования к его точности и обоснованности, ибо цена ошибки здесь бывает очень большой. Для повышения точности прогноза при его составлении использует несколько методов одновременно.
- Политология Курс лекций Белгород 2012
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет политологии План
- 1. Объект и предмет политологии
- Структура политологии
- Функции политологии
- 4. Парадигмы и методы политологии
- 5. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
- 6. Политическое образование в России: история и современность
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 2. История политических учений План
- Политические идеи в период античности.
- Политические идеи в период античности
- Политическая мысль Средневековья
- Политические концепции хv – XIX вв.
- Становление политологии как самостоятельной науки
- Современные политологические школы
- История развития политических идей в России
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 3. Политика и политическая власть План
- Происхождение и сущность политики
- Структура и функции политики
- Разработка целей для общества в целом, мобилизация населения и ресурсов для их достижения.
- Регулирование конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера.
- 3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура
- 4. Легитимность политической власти
- 5. Экономика и политика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 4. Политические системы и политические режимы План
- 1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции
- 2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.
- 2. Типы политических систем
- 3. Политические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Централизованное управление экономикой.
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 5. Субъекты и объекты политики План
- Понятие субъекта и объекта политики
- Личность как первичный субъект политики, политическая социализация личности
- Политические лидеры
- Политическая элита и ее роль в политической жизни
- Народ, классы, нации, социальные слои и группы как субъекты политики
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 6. Государство и гражданское общество
- Государство, его сущность и место в политической системе
- Происхождение государства и его исторические типы
- Формы государства
- Форму правления;
- Форму государственного устройства;
- Политический режим.
- 4. Функции государства, механизм их реализации
- Участие в решении глобальных проблем и др.
- 5. Проблемы разделения власти
- Особенности современного российского государства
- 7. Правовое государство и гражданское общество
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 7. Политические организации и движения План
- 1. Социальные организации и их роль в обществе
- 2. Политическая партия и ее роль в обществе
- Классификация политических партий
- Партийные системы
- Место и роль общественных организаций в политических системах
- Социальные движения в политической жизни общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 8. Политическое сознание
- Политическое сознание: понятие и структура
- 2. Политическая психология и идеология
- 3. Основные политические идеологии
- Консерватизм (от латинского «conservare» – охраняю, сохраняю) означает приверженность старому, установку на сохранение существующего.
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 9. Политическая культура
- Политическая культура, её структура и функции
- Политические символы России и Белгородской области
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры российского общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 10. Политическое участие План
- Политическое участие и его виды
- 2. Выборы и электоральные системы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 11. Политическое развитие и политические процессы План
- Политическое развитие и политическая модернизация
- 2.Политический процесс и его формы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 12. Политические конфликты
- 1. Политические конфликты и их типология
- Пути разрешения политических конфликтов
- 3. Политические конфликты и развитие общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения
- Международные отношения и внешняя политика
- 2. Международные организации
- 3. Геополитика
- 4. Особенности мирового политического процесса
- Национальные интересы современной России и внешняя политика
- Проблема политических прав и свобод в современном мире
- Современные глобальные проблемы и международные отношения
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Прикладная политология План
- Прикладная политология: ее задачи и методы
- Политические технологии, политический маркетинг
- Политический менеджмент
- Политическая экспертиза: политические аналитика и прогностика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Заключение
- Текст государственного гимна российской федерации (слова с.В. Михалкова)
- Могучая воля, великая слава –
- Утверждён указом Президента Российской Федерации